Проект "Страна Кружевия"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Звягинцева Светлана Викторовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Уважаемые родители, Вашему вниманию предлагается материал, рассказывающий об истории кружева.

Из истории кружева… 

Мы живем в век молниеносных изменений, поэтому важной целью образования становится сохранение связи с культурным и творческим наследием. Для этих целей прекрасно подходит тема «кружево».

То не лебеди летят над берегом,

То не снежинки водят хоровод,

То меж пальцев вьётся, вьётся нитка белая,

То девчонка кружево плетёт.

В старину «кружевом» или «круживом» называли самые различные виды нарядных отделок - плетёных, тканных, выложенных из тесьмы, окружающих края одежды — это воротники, манжеты, подолы и т.д… Нередко кружевом называли и кованные из железа, вырезанные из камня, кости и дерева украшения жилища, предметов быта. Например: резные ставни и наличники окон, костяные пластины со сквозной резьбой, которыми облицовывались деревянные шкатулки и ларцы. Впоследствии кружевом стали называть только прозрачные плетёные из ниток изделия.

Кружево привычно ассоциируется с инеем, морозом. «Идёт зима, сыплет снег свою пряжу, на еловых иголочках кружева плетёт...» - так образно говорят о зимней поре, и кружево представляется белоснежным, холодным, с кристально-строгими узорами. Между тем рисунок кружева часто бывает мягким, плавным, с текучими очертаниями.

Главное декоративное качество кружева — это его ажурность. Прозрачный фон контрастно сочетается с плотным рисунком, или же узор плавно, незаметно перетекает в фон, словно растворяясь в нём.

Кружево - это текстильное изделие, оптический эффект которого вызван просвечиванием фона сквозь разреженные участки между плотными орнаментальными рисунками.

Упоминания о ручном кружеве встречаются в исторических документах уже в ХII столетии, но столь древние кружева не сохранились. Но в музеях хранятся образцы XVI века из Испании и Франции. Носили в те времена кружевную одежду и мужчины и женщины. Эта мода была по карману только очень богатым людям, потому что выплетались кружева главным образом из золотых и серебряных пряденых ниток и стоили очень дорого.

В XVII — XVIII веках кружева распространились и в другие страны, их стали выплетать из тонких и прочных шёлковых, льняных и хлопчатобумажных  нитей.

Кружева применяют для отделки одежды и белья в виде окаймления (полосы, прошвы, зубчатые бордюры) или вставок (квадраты, треугольники, овалы), а так же для изготовления дорожек, салфеток, покрывал и т.д.

В крестьянском обиходе в качестве украшения полотенец, рубах и передников были распространены кружева с несложными геометрическими узорами. Они выплетались из довольно толстой льняной нити. Суровые или отбеленные они нередко сочетались с цветными, главным образом с красными и синими. Такие кружева были дополнительным украшением праздничного крестьянского женского костюма, а так же предметов крестьянского обихода — полотенец, скатертей и т.д., гармонируя с их красочными тканями и вышитыми узорами.

Кружева, как и другие предметы быта, созданные человеком, тесно связаны с художественной культурой своего времени. Вид кружев зависит от вкусов и моды, от требований к одежде и оформлению помещений. Моде «подчиняются» все кружевные изделия, будь то занавески, покрывала, одежда или её атрибуты. Если сравнить, например кружева на переднике крестьянки и воротнике богатой дамы, будет видна зависимость от требований к одежде. Если сравнить кружева XIX и ХХ века, увидим связь с эпохой.

Особенности кружева 

Кружеву присущи три фактора — орнамент, структура и техника. Построение орнамента, его членение на отдельные мотивы и стилевая характеристика могут быть весьма различными. Формы орнамента заимствованы из геометрии, растительного и (реже) животного мира, иногда встречаются и архитектурные элементы.

Под структурой понимается чёткость рисунка на фоне ажурного грунта. Любая структура, независимо от технологии, является заданной. Соединение элементов рабочей нитью должно осуществляться через определённые промежутки. При слишком больших промежутках средняя часть кружева провисает, а стороны растягиваются. Такое кружево не только не красиво, но и не прочно.

Техника - это способ получения переплетения, методика подготовки и выработки кружев. Переплетением называют способ соединения одной или нескольких нитей с целью получения текстильного полотна. Техника изготовления влияет на структуру и орнамент кружева.

Нитки для кружев могли быть бумажными, льняными, шерстяными, шелковыми, серебряными, золотыми. В Италии использовали даже нитки из алоэ.

Кружево было плетеное или шитое. Плетеное кружево делали на круглой подушке при помощи коклюшек. Узор, или сколок, клали на подушку, а плетея (кружевница), укрепив концы нитей булавками, втыкала булавки в ближайшие линии пересечения узора и перекидывала коклюшки друг через друга, достигая скрещивания нитей, оплетающих булавки, затем вынимала прежде воткнутые и втыкала их в новые места, следуя узору.

Шитое кружево выполняли иголкой с ниткой. Рисунок наносили на пергамент, кружевница наметывала по линиям рисунка толстую нитку, затем шила орнаменты, заполняла середины, вшивала связки тюля и нашивала рельефные контуры. Ножницами разрезала наметку, соединяющую кружево и пергамент, и работа была готова.

Слово «кружево» на Руси появилось в летописи XIII века.
Кружево становится непременной частью приданого.

Характер русского кружева менялся со временем. Если в описаниях XIII века кружево характеризуется как «плоское», в XV веке – «кожушное», то в XVI веке встречаются самые разнообразные названия: «в кружки», «колесчатое», «немецкое зубчатое», «немецкое золотое с полосами кованными», «низано жемчугом в шахматы», «сожено рясою», «сожено жемчугом» и т. д.

Еще позже, в XVII веке, появились описания различных узоров, среди них узор «мелкотравный», «кубы», «кустики», «деревца», «гребешки», «корабль», «бантики», «кулишки». Иногда узор (сколок) кружева придумывался заранее – и это кружево называлось «русское сколочное кружево»; иногда узор повторялся, как в тесьме, а фигуры соединялись сеткой («сцепом») – такое кружево называлось «сцепным»; иногда узор срисовывали с вышивки и повторяли его посредством счета ниток – такую работу называли «численным кружевом».

На этом мы заканчиваем наше путешествие в историю кружев.



Предварительный просмотр:

        

Цель: познакомить детей с новым видом народного искусства - кружево.

Задачи:

  • Учить рассматривать кружево, видеть красоту узора, сочетание крупных и мелких элементов, чередование одинаковых элементов
  • Составлять узор для салфетки разной формы (квадрат, круг, розетка), выделяя середину и кайму широкими линиями, кругами и соединяя их тонкими линиями по-разному, украшать точками, паучками.
  • Воспитывать у детей эстетический вкус, понимание красоты народного творчества.

Материал: кружевные изделия, иллюстрации, образцы кружевных салфеток, воротников, салфеток в виде бабочек. Из белого картона вырезаны «салфетки», «воротники», «бабочки», из бархатной бумаги круги, розетки, квадраты, дидактическая игра «Нарисуй узор нитками», нитки ирис для составление узоров на бархатной бумаги (вырезанные разнообразные разноцветные салфетки), карандаш для нанесения эскизов салфеток, гуашь цветная.

Методические приемы:

  • Рассмотреть выставку из кружевных салфеток.
  • Рассказ воспитателя о кружеве.
  • Показать детям иллюстрации различных кружев.
  • Отметить с детьми закономерность в изделиях (повтор элементов).
  • Показ мультимедийной презентации «Вологодское кружево».

Ход НОД:

Воспитатель обращает внимание детей, на куклу – как красиво и нарядно она сегодня одета. Предлагает  подумать, что делает ее наряд особенно нарядным (кружевной воротник и кружевные оборки на платье).

Воспитатель предлагает детям рассмотреть кружево, описать его – какое оно, на что оно похоже?

Кружево – это узор, сплетённый из ниток.

Петелька цепляется за петельку, одна нитка обвивает другую нитку.

И получается такая красота, что дух захватывает, и глаз не отвести.

Говорят, что кружевные узоры похожи на снежинки.

Подумать когда люди надевают одежду, украшенную кружевами (в особо торжественных случаях, на праздник, в театр)  Какое настроение создаёт кружево?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кружево - это украшение, вещь в обиходе не обязательная. И всё-таки большинство людей не остаются равнодушными при виде кружева. А в прежние времена не только женщины, но и мужчины не были равнодушны к кружевам.

Затем воспитатель рассказывает об истории кружева, рассказ сопровождается показом мультимедийной презентации.

Воспитатель читает детям стихотворение:

Вологда завьюжена                                Девицы – красавицы

Белыми снегами,                                     Взяли, поглядели,

Вьюга стелет кружево                            Как переплетаются

Прямо под ногами,                                 Звонкие метели.

Рассыпают искорки                                 И рисуют девицы

Северные краски                                     Белые картинки,

Снежные присказки,                                Кружево стелется

Кружевные сказки,                                  Тоньше паутины.

Далее воспитатель рассказывает детям, из чего плетут кружева.

Плетут их из льна. Выращивание льна дело очень непростое. Сеют его в прогретую землю, пропалывают от сорняков, а когда поспевал выдёргивают  из земли вместе с корнями. В старину всё это делали вручную. Затем лён высушат и обмолотят от семян, а соломку вывезут в поле, расстелют ровными тонкими рядами, чтобы вылежалась соломка, вымокла под дождями. Потом лён мяли и освобождали от грубых частиц. Затем чесали лён и получали чистое волокно - кудель. Из кудели выпрядали льняные нитки.

Прясть обычно собирались в большую избу много мастериц и чтобы работа не казалась утомительной пели песни, сказывали сказки.

Из льна делали не только кружева, но и холсты для картин. паруса для кораблей.

Кружева имеют свои названия и по этим названиям можно судить, что на них «нарисовано»: «дубовый лист», «роза», «кораблик», «сосновый бор».

Кружево может быть любой формы: овальное, квадратное, круглое.

Далее воспитатель с детьми рассуждают, какими чертами должны обладать мастерицы-кружевницы (терпение, внимательность, воображение).

Воспитатель предлагает детям на бархатной бумаге нитками выложить  узор салфетки, подводит детей к пониманию тог, что все элементы кружева соединены между собой, поэтому салфетки не рассыпаются.

Затем дети выбирают бумагу для салфетки или воротника, наносят простым карандашом эскиз будущего изделия, рисуют узор гуашью, стараясь соблюдать следующие правила: схожесть элементов, симметричность узора, сочетание крупных и мелких элементов.

В конце занятия воспитатель   вместе с детьми рассматривает получившиеся кружевные  салфетки и воротники, подводятся итоги.



Предварительный просмотр:

        

        

        

        

Сказка «Семь Катерин»

(Знакомство с вологодским кружевом)


Ребята, вы любите слушать сказки? Хотите, я вам расскажу необычную сказку? Тогда садитесь поудобней и слушайте.

Рассказывают, что царь Петр частенько в заморские страны ездил. Любил своими глазами посмотреть, как и что. Прикидывал, где чему хорошему поучиться. Однажды приезжает к Лазоревому морю. Заморский король его встречает, во дворец ведет, показывает разные диковины.


-Жаль мне тебя, царь Петр, - говорит, - живешь ты среди темных людей. Ничего-то они не знают, ничего не умеют. Взгляни, вот, какие мастерицы в моем королевстве имеются. И показывает скатерть кружевную. Царь Петр посмотрел на скатерть и засмеялся:

-Где же вы в своей стране видели березки да ромашки. Это русское кружево из моей страны.


-Быть того не может! – вскричал король и стал скатерть в увеличительное стекло рассматривать. Но смотри, не смотри – береза березой и останется. Рассердился король, приказал позвать к себе купцов. Те бросились королю в ноги и признались:

-Виноваты, ваше королевское величество! Ох, виноваты! Не вели казнить, вели миловать! Не наших это мастериц дело, у русских кружевниц куплено – у семи Катерин. Лучше их никто кружева не плетет, богаче узора нигде не найдешь…


-Что еще за семь Катерин? Опять меня обмануть хотите? – разгневался король заморский. Тут уж царю Петру пришлось за купцов заступиться.


-Есть, - говорит, - в моем царстве такие кружевницы. Слышать я о них слышал, хоть видеть, никогда не видел.


А заморский король разошелся – и царю Петру веры нет.

-Не поверю, - кричит, - пока своими глазами не увижу! Покажите мне этих Катерин! Едем к ним сию же минуту!

Ну царям сборы не долги. Приказали лошадей запрячь, да и поехали. Впереди – стража, позади – стража на тот случай, если разбойники нападут.


Начали путь в коляске, а потом в сани пересели, в собольи шубы оделись. Едут, едут. Смотрят, на встречу возок ползет. В нем – купец с узлом на коленях. Спрашивает его королевский стражник:


-Добрый человек, не укажешь ли нам путь к семи Катеринам – кружевницам.

Купец рассказал, как проехать, да и говорит:

-Я вот от них возвращаюсь. Занавески купил. Может, взглянете.

Развернул купец занавески. Все они так и ахнули. На каждой из них целая сказка выплетена. На одной – про Морозко, на другой – про Сивку-Бурку, а на третьей – про Василису Премудрую. Заморский король как увидел занавески, так и закричал:

-Мои! Покупаю!

И бросил купцу кошелек с золотом.


А царь Петр молчит, будто его это вовсе не касается. Двинулись дальше. Навстречу другой возок. В нем тоже купец сидит. И тоже узел держит. Спрашивает его королевский стражник:

-Добрый человек, не скажешь ли ты нам, где семь Катерин живут?


Отвечает купец:

-Знаю, как не знать! Вот за тем леском… я вот покрывало купил у них. Не взглянете ли?

Развернул купец покрывало – чудо, да и только! На одной стороне – весна лето догоняет, на другой – зима с осенью в обнимку идут.
Заморский король даже из саней выпрыгнул.
-Покупаю! Покупаю! – кричит, - Казначей, «дай ему целую шапку золота…»

А сам покрывало в охапку – и в сани. Боится, чтобы купец, чего доброго не передумал или царь Петр покупку не перехватил. Еще немного проехали - и до села добрались. Подкатили к дому, где кружевницы живут.

Вышли на крыльцо семь Катерин. Все статные, красивые, русые, ясноглазые. Поклонились они гостям в пояс, в дом к себе пригласили. А сами за работу сели. У каждой на подушечке-валике свой узор заплетен: у одной, будто волны под руками струятся, у другой – над небывалыми цветами птицы порхают, у третьей – по всему кружеву звезды рассыпаны…


Дух захватило у заморского короля. Он себя щипать стал, уж не снится ли ему это. Потом заморский король пришел в себя, спрашивает:

-А кто вам узоры дает? Кто их придумывает? Продайте мне все узоры – в убытке не будите.

 
Отвечают кружевницы:

-Нет у нас никаких узоров. Сказки нам помогают.

Захотел заморский король сказки купить, но они не продаются.

Старшая Катерина говорит:

-Сказки у нас не продажные. Мы их «складываем» по очереди. Что не кружево – то новая сказка…


Царь Петр попросил:

-Расскажите нам. Люблю сказки слушать!

И старшая Катерина рассказала ему сказку, которая называется «Волшебное кружево».

А сказку мы с вами должны сами придумать.


«Аленкины кружева»

(Знакомство с вологодским кружевом)



Жила-была в лесной деревеньке, за Волгой, бедная вдова Авдотья с дочкой Аленкой. Разумная, бойкая Аленка была, всякая работа в руках ее ладилась. А лучше, да скорее всего – кружева плела. Избенка вдовы стояла возле леса крайняя. Сразу за окнами, на опушке, росли пушистые елочки, стройные березки, за ними стеной могучей поднимался дремучий, старый бор.

Вдова Авдотья часто на богатеев батрачила, Аленку одну дома оставляла. Аленка печь истопит, и корову подоит, а потом сама садится под окно кружева плести. И кружева у нее получались на диво красивые. Узоры редкие.


Случилось как-то Аленке зимой плести, приметила девочка на окне узор затейливый, и очень он ей показался чудесным: завитушки, как листья папоротника, стелились, а между ними цветы снеговые – и все мелкой алмазной пылью покрыто. Вот бы такой свести! Села, пригляделась и давай узор снеговой сводить. Долго работала. Хорош узор получился: те же листья, те же цветы, на снежинки похожие, а все не то! Нет алмазной осыпи, морозного блеска.

Эх, шелку бы сюда! Тогда и узор другим бы стал. Белый шелк, что белый снег, блестит. Да где же бедной девушке шелку купить.

Вздохнула Аленка тихонечко и говорит:

-Наверное такие кружева одна Снегурочка плетет, а больше никто!

Только промолвила, а в окно и стукнул кто-то легонько. И видит Аленка: стоит на снегу девушка в шубке из белых горностаев, в рукавичках узорчатых, в платке голубом. Сама беленькая, голубоглазая и так лукаво на Аленку поглядывает, словно сказать хочет: отвори, мол, подружка.


Аленка с лавки спрыгнула, в сени вышла, дверь на крыльцо отворила. Незнакомка мигом в сенцы вскочила и говорит:

- Сто, не сробела? Ты меня только позвала, я вот и тут!


Растерялась Аленка, не поймет, откуда эта девушка, на деревенскую не похожа. А незнакомка засмеялась, как хрустальным звонком зазвенела:

-Да я и есть Снегурочка! Ну, что пригорюнилась? Шелку нет? Получай подарок.


И подала Аленке белый клубочек. Потом быстро сбежала с крылечка и исчезла. То ли за сугроб спряталась, то ли в лес убежала.

А снег звездами-снежинками с неба все сеется и след ее засыпает. Ушла гостья, будто ее и не было.


Вместе с этим шелком и вошло довольство в бедную избенку вдовы. Сколько ни плела кружев Аленка, но клубок словно и не убавляется. А кружева такие получались, что залюбуешься. Деньги за них хорошие платили. Но в народе молва пошла: кружева, дескать, не простые, а волшебные. Примечать стали: иные купят и не нахвалятся, а другие – ругаются. У иных век носи – не износишь, а у других – на глазах тают.


Услышала о чудесных кружевах одна барыня. Была она жадная да жестокая, скупая. Девушек своих крепостных била, секла. Люди из-за ее жестокости слезами умывались.


Вот эта барыня прикатила как-то в карете к бедной вдове. Распахнул лакей дверцу кареты – сама барыня вышла. Дородная, высокая, в богатой шубе. Нагнувшись, чтобы прическу не сбить, ступила через порог. Вдова с Аленкой кланяются в пояс. А барыня и говорит:

-Слыхала я о твоих кружевах. Ну-ка покажи мне их, мастерица!

Аленка вынула из сундука кружева, расстелила их в избе. Словно снежными узорами лавки и стол накрыла. У барыни дух захватило:
-Все продай,- говорит.- Все куплю!

А среди кружев был и подзор заветный. Его Аленка почти полгода плела и решила никому не продавать. Хотелось девушке в приданое себе тот подзор сохранить.

-Нет, - ответила Аленка, - все могу продать, кроме этого подзора.


-Ах ты, холопка! – кричит барыня. – Да как ты смеешь мне перечить! Не хочешь добром – силой возьму! – хлопнула дверью и ушла.

Вздохнула вдова:

-Ох, Аленка! Как бы беды нам с тобой не нажить!

Приехала барыня домой и стала думать о том, как бы ей кружевницу обмануть. И придумала. Велела позвать Аброську, мужика своего крепостного, жуликоватого. Пообещала злая барыня дать ему вина за то, чтобы у Аленки кружева похитил.

Поклонился Аброська и ушел. Выждал он время, когда вдова с дочерью из дама отлучились, и залез в их избенку, сломал замок у сундука и похитил все кружева Аленкины.


Когда вернулись Аленка с матерью домой, так и ахнули: в избушке все перевернуто и ни кружева, ни клубочка заветного нету.

Опустились руки у Аленки, побелела она, как береза подрубленная, шепчет:
-Неужто по барскому наущению кто выкрал?


Схватила платок и кинулась за дверь.


Мать ей кричит вдогонку:

-Куда ты, Аленка, куда?


А она:

-Прощай, матушка! К Снегурочке в гости пойду!


Только и сказала. Легко спрыгнула с крылечка, забежала за елку, другую и скрылась.

Побежала Аленка через сугробы в лес дремучий. В чащу попала и заблудилась. Уж и рада бы домой вернуться, да дороги найти не может. Прислонилась Аленка к елочке зеленой, пушистой и вдруг видит: зайка ей лапкой машет – иди за мной. И побежал. А где он прошел, там легла тропинка ровная, расступились сугробы. Вывел зайка Аленку на поляну. Глядит Аленка и глазам своим не верит. Стоит на полянке теремок льдистый, весь в огнях цветных, в искорках, в звездах, а из окна Снегурочка ей улыбается:
-  Пришла? Иди скорее, Аленушка! Гостьей дорогой будешь!

Сбежала навстречу ей с крылечка, обнимает. А Аленка горькими слезами заливается и про беду свою и обиду рассказывает. Снегурочка молчит, только брови хмурит. Потом вынула круглое серебряное зеркальце и сказала:

-Смотри!

И видит Аленка в зеркале: сидит злая барыня и в сундук Аленкины кружева укладывает.


Сверкнуло зеркало в руках Снегурочки, как звезда, и вдруг видит Аленка: завертелся чудесный шелковый клубок в руках у барыни и давай ее всю обматывать белой снеговой, холодной нитью. Та руками рвать нить, да не тут-то было! Кричать, а у самой слова в горле застревают. А холодные нити вьются и вьются и скоро всю барыню обмотали. И превратилась она в снежную бабу. Замерзла. А кружева чудесные исчезли, будто их и не было. Отвела глаза Аленка от зеркала…


Поняла, что наказала барыню Снегурочка за жадность и злость.

А весной, когда растаяли снега, набухли березовые почки и робкий голубой подснежник выглянул из талой земли, вернулась домой Аленка домой к матери. Еще лучшей мастерицей стала. Ведь учила плести кружева чудесные сама Снегурочка-кружевница


Ну как? Понравилась вам кружевная сказка? А что нового вы узнали?



Предварительный просмотр:


Подвижная игра «Кружева»

Дети выбирают двух водящих, один из них — челночок, другой — ткач. Остальные встают парами в круг или полукругом лицом к центру. Дети в парах берут друг друга за руки и делают ворота. Челночок встает у второй пары, а ткач — у первой. По сигналу ткача челночок начинает бегать змейкой, не пропуская ворота, а ткач его догоняет. Если ткач догонит челночок прежде, чем он добежит до конца полукруга, то он становится челночком. Участник, бывший челночком, идет к началу полукруга, выбирает игрока первой пары и встает с ним на противоположном конце полукруга, игрок, оставшийся без пары, становится ткачом.

Если же челночок добежит до последних ворот и не будет пойман, то они с ткачом встают последними, а первая пара начинает игру. Один из игроков первой пары выполняет роль челночка, а второй — ткача.

Правила

1. Челночок начинает игру только по сигналу ткача.

2. Ткач и челночок, пробегая под воротами, не должны трогать руками игроков, стоящих в парах.


Игра в кружева



Предварительный просмотр:

        

Интеграция образовательных областей: Художественное творчество, Чтение художественной литературы,  Коммуникация.

Задачи:

  • побуждать детей выполнять работу с использованием кружева;
  • познакомить со способом тиснения;
  • развивать творческие способности детей;
  • воспитывать уважение к работам друг друга.

Предварительная работа: рассматривание кружевной ткани, рассматривание морозных узоров на окнах.

Материалы: картон темного цвета, кружевная ткань, белая гуашь.

Ход НОД:

Воспитатель:

Стучат коклюшки:

Стук – стук – стук!

Платочек получился вдруг

И он из белой нити

Прекрасно выполнен взгляните!

Рассматривание кружева.

Воспитатель: На что похожи белые кружева?

Правильно, кружева такие тонкие и нежные, что похожи на паутинку, они очень красивые, как морозные узоры на окнах.

Воспитатель: Морозные узоры на окнах действительно очень красивые, жаль только, что они недолговечны, и как только на улице пригреет солнышко, они пропадают. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы сохранить  морозные узоры и любоваться ими даже в теплые деньки.

Правильно, мы можем сфотографировать узоры, нарисовать их, а еще мы можем оформить окошко (показывает картонную заготовку) узорами, которые можем придумать сами. И помогут нам наши кружева.

Воспитатель показывает, как можно оформить окошко – можно наклеить кусочки кружева, а можно сделать отпечатки с помощью кружева и белой гуаши.

Дети самостоятельно выбирают способ украшения окошка и выполняют работу.

В конце занятия дети вместе с воспитателем рассматривают получившиеся морозные узоры на окошках, оформляется выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по декоративному творчеству "Вологодские кружева"

Занятие проводится с детьми старшшего дошкольного возраста в целях расширеняи знаний о вологдских кружевах...

рисование в подготовительной к школе группе на тему:"Кружево" ( салфетки, воротники, бабочки)

Конспект занятия по рисованию на тему "Кружево"  рисование тушью.  Дидактическая игра "Нарисуй ниткой узор салфетки" Представлена  дидактическ...

Квиллинг-бумажное кружево

В прошлом году , в своей группе, я  вела кружок "Квиллинг-бумажное кружево", дети с большим удовольствием скручивали бумажные полоски и создавали интересные работы. Вот что получилось!...

Вологодское кружево

Фрагмент музыкального занятия...

Мастер-класс по теме: "Зимою белой, белой..." Коллаж с использованием кружева.

Ознакомление педагогов с опытом работы вне занятий путем показа последовательности действий, методов, приемов. форм педагогической деятельности. Коллаж - однин из самых интересных для детей дошкольног...

Руское кружево

творчество с манкой...