Открытое занятие по теме: «Мой Пушкин»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Познавательное занятие, знакомящее детей подготовительной группы с творчеством А.С.Пушкина, с отдельными периодами его жизни (учеба в Царскосельском лицее, Болдино, Михайловское). Закрепление знания сказок, поговорок, чтение стихов о природе. Просмотр тематических слайдов и мультфильма, проигрывание инсценировки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_pushkin.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 101 «Дашенька»
г.Волжский Волгоградской области
Открытое занятие по теме:
«Мой Пушкин»
Выполнила: Некрасова И.В.
воспитатель I категории
Цель: Воспитание у детей нравственно-патриотических черт характера, средствами знакомства с творчеством А.С.Пушкина.
Создание проблемной ситуации: Выяснить, что дети знают о А.С.Пушкине, что еще хотели бы узнать.
Задание: Воспитывать интерес и:
- Любовь к творчеству А.С.Пушкина, продолжать знакомство детей с его жизнью и творчеством.
- Помочь детям полюбить и понять творчество поэта, активировать восприятие его творчества.
- Видеть выразительные средства языка его произведений: музыкальность, поэтичность, точность, выразительность.
- Продолжать развивать речь детей, обогащать словарный запас, учить рассуждать, делать выводы, использовать различные обороты в речи.
- Развивать творчество, мышление, воображение.
Предварительная работа: Чтение сказок, стихов, отрывков из произведений А.С.Пушкина. Заучивание пословиц и поговорок. Заучивание стихов, рассматривание иллюстраций времен года и иллюстраций к сказкам. Знакомство с семьей А.С.Пушкина. Рассматривание портретов А.С.Пушкина в разные годы его жизни. Оформление книжного уголка, рисование по сказкам А.С.Пушкина. Выставка детских рисунков по творчеству А.С.Пушкина, драматизация отрывка из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке», просмотр мультфильмов по сказкам А.С.Пушкина.
Материал к занятию: Портрет А.С.Пушкина, книги А.С.Пушкина, иллюстрации времен года, детские рисунки, слайды, мультфильм (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»), сказочный ларец: яблоко, зеркало, веревочка, золотая рыбка, петушок, белочка, орешек.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте их поприветствуем.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, а что вы больше всего любите делать?
Дети: Играть, рисовать, смотреть мультфильмы, помогать маме, кататься на велосипеде.
Воспитатель: А если бы меня спросили, что я больше всего люблю делать, то я бы ответила: «Читать книги». И вот недавно, разбирая свою библиотеку, я наткнулась на вот эту книгу (предлагаю рассмотреть ее). Посмотрите, какая она старая, зачитанная, какой у нее потертый переплет, ей, наверное, очень много лет. Да, она, действительно, очень старая. Ей больше 63-х лет. А давайте узнаем, кто же ее автор?
Дети (читают): А.С.Пушкин.
Воспитатель: А вы знаете, кто такой А.С.Пушкин?
Дети: Великий русский поэт.
Воспитатель: А вы бы хотели еще больше узнать А.С.Пушкина?
Дети: Да, хотели!
Воспитатель: А.С.Пушкин – великий русский поэт, и наследие его дошло до наших дней, и еще долго будет жить в веках.
Есть имена, как солнце! Имена,
Как музыка! Как яблоня в расцвете.
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.
(И.Северянин)
Воспитатель: Много лет прошло со дня смерти поэта, но мы его помним и в наши дни, любовь к нему не проходит и живет в наших сердцах. Во многих городах есть памятники А.С.Пушкину, есть улицы, названные в его честь. А 10 февраля в городе Москва каждый год на площади Пушкина собираются люди, они возлагают цветы к памятнику, читают стихи и отрывки из его произведений. Там звучат музыка и слова благодарности.
Воспитатель: А вы ребята, знаете, что написал А.С.Пушкин?
Дети: Поэмы, сказки, стихи, повести, драмы.
Воспитатель: Талант поэта многогранен, но он еще много написал стихов: о любви, о дружбе, о природе. А какое сейчас у нас время года?
Дети: Зима.
(показ слайда)
Воспитатель: А давайте подберем слова к этому времени года. Зима (какая?).
Дети: Холодная, долгожданная, снежная, суровая, морозная.
Воспитатель: Снег (какой?).
Дети: Пушистый, легкий, мягкий, искрящийся, белый.
Воспитатель: Солнце (какое?).
Дети: Холодное, зимнее, яркое.
Воспитатель: Замечательные вы подобрали определения.
Воспитатель: А теперь подберем слова, обозначающие действие предмета. Зима (что сделала?).
Дети: Наступила, пришла.
Воспитатель: Снег (что сделал?).
Дети: Упал, лег, полетел, закружился.
Воспитатель: Солнце (что сделало?).
Дети: Взошло, осветило.
Воспитатель: А теперь давайте послушаем, как видел зиму А.С.Пушкин.
(показ слайда)
Воспитатель: Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
(из романа Евгений Онегин)
Воспитатель: Много стихов посвящается зиме, но также он любил весну, как возрождение новой жизни, как гимн «утру года».
Воспитатель: Давайте с вами вспомним отрывок (из поэмы Евгений Онегин).
Ребенок: Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Воспитатель: Ребята, а какое время года он любил больше всего?
Дети: Это осень.
Воспитатель: Пушкин очень любил осень, его сердце всегда принадлежало этому времени года.
Воспитатель: Как вы думаете, почему осень стала его музой?
Дети: Она яркая, золотая, спокойная, тихая, задумчивая.
(показ слайда)
Воспитатель: Стихотворение, которое мы сейчас прослушаем – прекрасно, в нем много и тепла и грусти, оно звучит, как музыка. Это отрывок из стихотворения «Осень».
Ребенок: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Воспитатель: Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель: Но кроме стихов, А.С.Пушкин писал еще и сказки. А вы любите сказки?
Дети: Да, очень.
Воспитатель: А вы хотите попасть на сказочный остров, в сказки А.С.Пушкина?
Дети: Да.
(показ мультфильма «У лукоморья», режиссер А.Бенедиктов)
Воспитатель: Когда мы читаем сказки Пушкина, то у нас на лице возникает улыбка, улучшается настроение. Ведь в его сказках есть все: и волшебство, и юмор, и чудеса, и неожиданность. Как вы думаете, а чему нас учат сказки?
Дети: доброте, справедливости, честности.
Воспитатель: Посмотрите на этот сундучок, давайте его откроем и посмотрим, что там внутри.
(Воспитатель достает зеркало)
Воспитатель: Как вы думаете, из какой сказки это зеркальце?
Дети: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Воспитатель: Давайте вспомним слова-обращение к этому зеркальцу.
(передает зеркало ребенку)
Ребенок: "Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
(Воспитатель достает веревку)
Воспитатель: Какому сказочному герою принадлежит этот предмет?
Дети: Балде.
Воспитатель: А давайте вспомним поговорку из этой сказки.
Дети: «Ел за четверых – работал за семерых».
(Воспитатель достает петушка)
Воспитатель: Назовите сказку, где присутствует этот герой.
Дети: Это «Сказка о золотом петушке».
(Воспитатель достает рыбку)
Воспитатель: Вы догадались, откуда эта рыбка?
Дети: Она из сказки «О рыбаке и рыбке».
Воспитатель: А какой порок высмеивается в этой сказке?
Дети: Жадность.
Воспитатель: А вы можете вспомнить пословицы и поговорки к этой сказке?
Дети: Ненасытному все мало.
Много захочешь – последнее потеряешь.
Жадность всякому горю начало.
Воспитатель: А теперь давайте все вместе назовем сказку, которую мы не назвали.
Дети: «Сказке о царе Салтане».
Физминутка:
«Ветер по морю гуляет
(руки поднять через стороны вверх)
И кораблик подгоняет;
(махи руками)
Он бежит себе в волнах
(сцепить пальцы в замок)
На поднятых парусах
(руки опустить)
Мимо острова крутого,
(присесть)
Мимо города большого:
(встать)
Пушки с пристани палят,
(похлопать)
Кораблю пристать велят.
(потопать)
(грамзапись Римского-Корсакова)
Воспитатель: Есть в нашей стране такие места, которые мы связываем с именем А.С.Пушкина.
(показ слайда)
Воспитатель: Город Пушкин. В этом городе прошло его детство.
(слайд город Пушкин)
Воспитатель: Закончилось детство, и Пушкина отправили на учебу в Царское село, в лицей, где он нашел верных друзей, где провел свои студенческие годы. Сейчас это город Пушкин, близ Санкт-Петербурга.
Воспитатель: Есть место, которое Пушкин особенно любил. Это село Болдино.
(показ слайда)
Воспитатель: Сейчас это музей-усадьба. Болдино Пушкин посещал три раза. Здесь он написал много произведений, одно из них – это «Сказка о золотом петушке».
(показ слайда)
Воспитатель: А это знаменитое село Михайловское, где он также любил бывать. Будучи уже известным поэтом в этом псковском имении ему пришлось прожить некоторое время. Все свободные вечера он проводил со своей няней Ариной Родионовной, слушая ее сказки, прибаутки. Представьте себе такую картину: горит свеча, за печкой тихо поет сверчок, тихо поскрипывает прялка, и неторопливо звучит сказка.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы вновь были вместе с А.С.Пушкиным, мы узнали много интересного из его жизни, восхитились его незабываемыми стихами, окунулись в мир его сказок, побывали в его любимых местах. Солнце русской поэзии – так называли Пушкина. Так называем его и мы. Хочется вам пожелать, чтобы вы, читая его книги, полюбили его как поэта, как человека. И сохранили незабываемые впечатления от его произведений.
(показ слайда)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).
Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...
Открытое занятие на тему: «Золотая осень». Познавательное занятие в старшей группе «Теремок»
Открытое занятие на тему: «Золотая осень». Познавательное занятие в старшей группе «Теремок»...
Открытое занятие на тему: Интегрированное занятие по художественно – эстетическому развитию для детей средней группы. «Осенние гости».
Совместная позновательно- игровая деятельность в средней группе....
Конспект открытого занятия по теме самообразования « Развитие связной речи детей дошкольного возраста с опорой на графические схемы и мнемотаблицы» Тема: «Пересказ рассказа Н. Калининой «Снежный колобок».
Развитие связной речи...
Открытое занятие на тему: Квест- занятие по развитию речи «В рамкам проекта: Давайте познакомимся
Квест-занятие по развитию речи, я хотела бы начать со слов выдающего педагога – новатора В.А. Сухомлинского, он писал:«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития...
Открытое занятие на тему: "Открытие лаборатории Почемучкина"
Основной целью открытия лаборатории Почемучкина является формирование знаний детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности...