КОНСПЕКТ непосредственно организованной деятельности «Воздух – невидимка»
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) на тему

Дончук Лариса Георгиевна

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательная, исследовательская, музыкально – художественная;

 

Интеграция образовательных областей:

«Познание»

  - формирование и систематизация знаний о воздухе, ветре;

  - развитие интереса к исследовательской деятельности;

«Коммуникация»

  - побуждать интерес детей к участию в беседе;

  - обогащать словарь детей существительными, прилагательными, упражнять 

    в составлении  предложений;

«Социализация»

  - формирование умения работать в малых группах;

«Художественное творчество»

   - рисование: воспроизведение изображений по памяти;

«Чтение художественной литературы»

   - стимулирование адекватного понимания и выражения ребенком смысла 

      художественного текста;

«Музыка»

     - умение ритмично двигаться в соответствии с динамикой и характером 

       музыки, менять движение в соответствии с изменением темпа;

В ходе интеграции образовательных областей нами решались коррекционно-

развивающие задачи:

- обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, вес, сжимаемость, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).

- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные связи;

   - развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности;

 - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей;

 - воспитывать социальные навыки: умение работать в группе; объяснить необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, привлечь внимание детей к тому, что деятельность людей влияет на качество воздуха;

 - развивать эмоционально-волевую сферу (волевые усилия, самоконтроль);

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «НАДЕЖДА»

КОНСПЕКТ

непосредственно организованной

деятельности

«Воздух – невидимка»

Подготовила и провела:

Учитель-дефектолог: Л.Г.Дончук

г.о. Новокуйбышевск  2013 г.

«Воздух – невидимка»

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательная, исследовательская, музыкально – художественная;

Интеграция образовательных областей:

«Познание»

  - формирование и систематизация знаний о воздухе, ветре;

  - развитие интереса к исследовательской деятельности;

«Коммуникация»

  - побуждать интерес детей к участию в беседе;

  - обогащать словарь детей существительными, прилагательными, упражнять  

    в составлении  предложений;

«Социализация»

  - формирование умения работать в малых группах;

«Художественное творчество»

   - рисование: воспроизведение изображений по памяти;

«Чтение художественной литературы»

   - стимулирование адекватного понимания и выражения ребенком смысла  

      художественного текста;

«Музыка»

     - умение ритмично двигаться в соответствии с динамикой и характером  

       музыки, менять движение в соответствии с изменением темпа;

В ходе интеграции образовательных областей нами решались коррекционно-

развивающие задачи:

- обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, вес, сжимаемость, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).

- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные связи;

    - развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности;

 - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей;

 - воспитывать социальные навыки: умение работать в группе; объяснить необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, привлечь внимание детей к тому, что деятельность людей влияет на качество воздуха;

 - развивать эмоционально-волевую сферу (волевые усилия, самоконтроль);

Материал: свистульки, шарики разного размера, формы, цвета, султанчики, флажки, цветная бумага, емкость (бутылка) с замороженной водой, баночки, трубочки, вода, горошины, предметные картинки, волшебный сундучок, магнитофон, запись «шум ветра»;

Предварительная работа: организовать наблюдение детей за ветром во время прогулок; провести беседу о ветре; отмечать природные изменения в календаре погоды; учить детей определять направление ветра с помощью султанчиков, флюгеров, флажков, вертушек; познакомить детей с произведениями изобразительного искусства и литературы, в которых речь идет о ветре.

Словарная работа: чувствовать, ветер - это движение воздуха, прилагательные характеризующие ветер;

Деятельность проводится с подгруппой детей.

Ход   деятельности

Вводная часть: Дети входят под спокойную музыку. И подходят к доске.

Учитель-дефектолог: На столе разложены картинки, вы должны выбрать картинку, которая относится к времени года – ОСЕНЬ.

- Ребенок выбирает и выставляет на доску.  Составляет предложение.

(Осенью падают разноцветные листочки. Осенью идет дождь. и т .д.)

Учитель – дефектолог загадывает загадку:

Я березку качну,

 Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

  Даже шапку утащу

А меня не видать

                Кто я? Можешь отгадать?

                                                          (ветер)

 - А какой ветер осенью? (выслушивает ответы детей: холодный, порывистый, приятный и т.д.)

 - Как узнать дует ли на улице ветер? (выслушивает ответы детей: качаются деревья, ветки и т.д)

 - А у нас в группе есть ветер?

 - Давайте поиграем в игру «Волшебные листочки». Читает стихотворение и раздает детям    

   разноцветные листочки.      

        Будем мы сейчас играть

                                                                   И листочки оживлять

                                                                   Раз, два, три, посмотри.

 - Давайте подуем на листочки медленно.

 - Что происходит с листочками? (выслушивает ответы детей).

 - А теперь давайте подуем сильно.

 - Что выходит из нас? (выслушивает ответы детей).

 - А теперь возьмите листочки за края двумя руками, поднесите листочки к губам  и втяните    воздух в себя?

 - Что происходит? (ответы детей, что листочек прилепился к губам и держится).

Учитель-дефектолог: Бумага легкая. Движется под воздействием воздуха.

Вывод: Ветер – это движение воздуха и воздух есть везде: в группе, на улице и в нас.

Основная часть:

Учитель-дефектолог: Давайте посмотрим на «Волшебные горошины» (Опыт 1). Дети садятся за столы на столе  расставлены  баночки с водой, горошины, трубочки.

Воспитатель предлагает детям научить горох плавать и выполнить манипуляции с горохом как у цирке. Дети под руководством воспитателя опускают в баночки с водой по четыре горошины и трубочку. Дуют через трубочку в баночку сначала слабо, а потом с большей силой.

Учитель-дефектолог: Почему горошины движутся то быстро, то медленно? (выслушивает ответы детей).

Вывод: Значит сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.

Учитель-дефектолог: У меня есть волшебная палочка-выручалочка. Она может превратить вас в кого угодно. Вставайте свободно.

                                                        Чики – чики – чикалочка,

                                                         Игра – превращалочка.

                                                         Вокруг себя повернитесь, -

                                                         И в листочки превратитесь!

Учитель-дефектолог (Опыт 2) – Посмотрите ребята, что здесь находится? (шары разной формы и разного цвета). Воспитатель предлагает провести эксперимент с «воздушными шариками», посмотреть, как они будут летать, если его отпустить и как долго он будет летать.

-Дети выбирают себе шарик, развязывают его и наблюдают за шариками.

Вывод: Воздух, вырываясь из «горлышка» шарика заставляет шарик двигаться в противоположную сторону.

Продуктивная деятельность

 Дети садятся за столы и  согласно алгоритму  складывают веер из разноцветной бумаги.

Дети проходят к столу на котором разложены различные предметы. Воспитатель дает задание.

Учитель-дефектолог: - Вы должны выбрать только те предметы, которыми можно показать «движение» воздуха. Дети выбирают и называют предметы.  («Я выбрал флажок, потому что если им помахать, то мы почувствуем движение воздуха»  и т.д. Воспитатель выслушивает ответы всех детей).

Заключительная часть. Рефлексия:

Внезапно слышится гул ветра (музыка)

Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает закрыть глаза. Когда дети открывают глаза перед ними оказывается сундучок.

Учитель-дефектолог: Кто же здесь был? Кто мог оставить этот сундучок?

Дети: Ветер.

Учитель-дефектолог: Да в нем что-то есть! Это же свистульки! Как можно играть со свистульками?  (выслушивает ответы детей).

Воспитатель раздает всем детям свистульки.

Дети в конце занятия дарят свои веера гостям.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята» Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята»

формировать умение детей выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Активизировать словарный запас детей словами...

конспект непосредственно-образовательной деятельности "Воздух-невидимка"

познакомить детей со свойствами воздуха, его назначением......

Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми старшего возраста по изобразительной деятельности «Рыбки-мобили»

Образовательная область: «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая , коммуникативная.Интеграция областей: « Познание», « Коммуникация», « Художественное творчество».Цель:Обобщить ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Воздух-невидимка» для воспитанников старшей группы

Задачи:- дать представления о свойствах воздуха: прозрачный, невидимый;- развивать речевое дыхание;- развивать мелкую моторику, сообразительность, мышление;- развивать умение ориентироваться в простра...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Воздух - невидимка" старшая группа

Цель: формировать представления детей о воздухе, его свойствах...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Конспект разработан для детей подготовительной группы. В ходе эксперимента ребята учатся  устанавливать причинно-следственные связи  и делать выводы о свойствах воздуха. Материал рекомендова...

Конспект поисково-исследовательской деятельности "Воздух-Невидимка

Непосредственно образовательная деятельность (далее – НОД) по теме «Воздух – невидимка» построена в виде поисково-исследовательской деятельности, что позволяет поддержать и раз...