Картотека дидактических игр к проекту "Что нам осень подарила?"
картотека по окружающему миру по теме
Дидактические игры для детей среднего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.docx | 236.17 КБ |
Предварительный просмотр:
к проекту «Что нам осень подарила?»
Подготовила: воспитатель I категории Звягинцева Светлана Викторовна |
«ЧТО ЕДЯТ В СЫРОМ ВИДЕ, А ЧТО В ВАРЕНОМ?»
Цель: Учить правильно определять, что можно есть в сыром виде, а что в вареном.
Материал: Можно использовать натуральные овощи, картинки с нарисованными овощами, муляжи.
Ход:
Взрослый показывает поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Вместо слов можно хлопать в ладоши, если «нельзя», дети сидят — тихо.
Взрослый показывает: огурец, морковь, свеклу, картофель, кабачок, баклажан, лук, репу, патиссон, томат, редис, капусту, петрушку.
«ЧТО РАСТЕТ В САДУ, ОГОРОДЕ?»
Цель: Научиться группировать растения по месту их произрастания. Развивать мышление, речь детей.
Материал: Карты с разными пейзажами для взрослого, маленькие карточки для детей.
Ход:
По сигналу взрослого дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте у взрослого. Выигрывает тот, кто быстрее закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения.
Маленькие карточки просматриваются детьми заранее.
«ДЕТКИ НА ВЕТКЕ»
Цель: Подобрать предметы по принадлежности к одному растению.
Игровые действия: поиск своей пары.
Правило: Искать пару можно только после сигнала.
Ход игры:
Игру можно провести как подвижную. Детей делят на две подгруппы: одной раздают листья («ветки»), другой - фрукты («деток»). По сигналу: «Детки», найдите свои «ветки»!» — каждый ищет пару, то есть становится так, чтобы предметы у него и товарища совпадали по принадлежности к одному и тому же растению.
Правильность выбора проверяют «волшебные ворота» (воспитатель и ребенок или двое детей). Ворота закрываются (поднятые руки опускают), если пара выполнила задание неправильно.
При повторении игры дети меняются листьями и плодами.
«УГАДАЙ-КА»
Цель: Научиться различать ягоды от фруктов; лесные ягоды от садовых; фрукты нашей полосы от фруктов тропиков, субтропиков; запомнить названия.
Материал: Картинки с изображением ягод (малины, голубики, брусники, земляники, вишни, крыжовника, клубники, сливы, черешни (желтой), шиповника», терновника, клюквы, ежевики). Картинки с изображением фруктов (персика, абрикоса, банана, ананаса, яблока, груши, лимона, граната,, мандарина, апельсина).
Ход:
Вариант 1.
Все картинки раздать играющим, предложить положить картинки с нарисованными фруктами в одну сторону, ягодами — в другую.
Вариант 2.
Раздать картинки с нарисованными ягодами. Предложить играющим картинки с лесными ягодами положить в одну сторону, а с садовыми в другую.
Вариант 3.
Раздать картинки с нарисованными фруктами. Предложить играющим картинки с фруктами нашей полосы положить в одну сторону, субтропиков и тропиков — в другую.
«СОЗРЕЛО – НЕ СОЗРЕЛО»
Цель: Определить спелость овощей н фруктов по внешним признакам.
Игровое действие: поиск пары.
Правило: Искать спелое или неспелое можно только по сигналу воспитателя.
Оборудование: Вначале нужно подбирать овощи и фрукты с яркими признаками спелости, выраженными в окраске. Например, помидоры, сливы, абрикосы к др. При повторении игры можно предлагать фрукты (овощи) с менее заметными признаками спелости. Например, яблоко, грушу и др.
Ход игры:
Игру можно провести как подвижную. Половине группы детей воспитатель раздает спелые овощи и фрукты, а остальным — неспелые. По сигналу дети ищут свою пару, т. е, товарища, у которого в руках такой же предмет, но другой степени зрелости.
В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами, чтобы лучше узнать признаки спелых и неспелых овощей и фруктов.
«ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО - ПОТОМ»
Дидактическая задача: Определить степень зрелости овощей и фруктов по внешним признакам.
Игровые действия: Поиск своей группы.
Правило: Искать свое место среди товарищей можно только по сигналу.
Оборудование: Овощи и фрукты (4—5 названий) разной степени спелости. Например, помидор зеленый, начинающий краснеть — бурый и красный.
Ход игры:
Овощи и фрукты воспитатель раздает детям и предлагает их «перепутать». По сигналу: «Найди свой овощ!» - дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группки. Причем внутри каждой группки они должны стать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, то есть соблюсти последовательность созревания - от неспелого к спелому. Выигрывает то звено, которое соберется быстро и встанет в правильной последовательности.
В ходе игры дети несколько раз меняются предметами.
«ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»
Дидактическая задача: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни — корешки и плоды — вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.
Игровые правила: Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.
Игровые действия: Поиск пары; составление целого растения.
Ход игры:
Вариант 1.
После уборки урожая на своем огороде воспитатель собирает детей, показывает им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни — корешки, у других плоды — вершки, а у некоторых растений съедобны к вершки и корешки. Воспитатель объясняет правила игры:
- Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки».
У нас на столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая — корешки. (Дети делятся на две группы.)
Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй — по корешку. Так, все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал «Раз, два, три — свою пару найди!», быстро найдите себе пару: к своему вершку — корешок.
Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.
Вариант 2.
Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель дает команду: «Корешки, найдите свои вершки!»
Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.
Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (воспитатель и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угасал, можно предложить поменяться вершками и корешками. В старшей группе следует для этой игры брать овощи с малозаметными различиями в ботве, например петрушка и морковь, репа и редька. Можно положить веточки укропа — пусть дети поищут свои корешки. Если играющий не нашел, значит, корешки укропа несъедобные, значит, остался без пары.
«ЗАГАДАЙ, МЫ ОТГАДАЕМ»
Дидактическая задача: Описать предметы и найти по описанию.
Игровые действия: Загадывание и отгадывание загадок об овощах и фруктах.
Правила: Описание давать в принятом порядке: сначала рассказать о форме, потом об окраске, вкусе, запахе. Называть предмет при описании нельзя.
Ход игры:
На краю стола лежат овощи и фрукты так, чтоб всем детям хорошо были видны детали их формы, неравномерность окраски.
Первый вариант.
Один ребенок выходит за дверь, он водит, а все оставшиеся готовят описание любого растения. Водящему надо догадаться и назвать то, о чем рассказали дети. Воспитатель может напомнить или предложить ребятам вспомнить последовательность описания: форма ее детали,
окраска, поверхность, вкус.
Второй вариант.
Ребенок описывает предмет, а другой узнает его по описанию. Тому, кто рассказывает об овоще или фрукте, воспитатель предлагает не смотреть постоянно на предмет, о котором он рассказывает, иначе остальные легко догадаются.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Цель: Закреплять умение различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки.
Игровые действия: Ребенок достает из мешочка фрукт. Обследует его, называет. (К концу года можно использовать муляжи, активизируя память детей.)
1. Через некоторое время дети определяют овощи и фрукты на ощупь, не вынимая из мешочка.
2. Воспитатель перечисляет признаки задуманного овоща или фрукта, а ребенок находит его на ощупь и достает из мешочка. Например, овощ похож на шарик с длинным хвостом, твердый. (Свёкла.)
«ПОЧТАЛЬОН ПРИНЕС ПОСЫЛКУ»
Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.
Игровое действие: Составление загадок об овощах.
Материал: Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.
Ход:
Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принес посылку. В посылке разные овощи и фрукты Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принес почтальон. Остальные дети отгадывают.
«ЧТО САЖАЮТ В ОГОРОДЕ»
Цель: Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Игровое правило:
Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».
Игровое действие: Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.
Ход:
Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».
Воспитатель. Морковь.
Дети. Да!
Воспитатель. Огурцы.
Дети. Да!
Воспитатель. Свёкла.
Дети. Да!
Воспитатель. Сливы.
Дети. Нет!
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь - людей насмешишь. Будь внимателен!»
«УЗНАЙ НА ВКУС»
Дидактическая задача: Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький); активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.
Игровые правила: Не глядя на овощ, определять его вкус, правильно называть вкус словом, терпеливо ждать, когда будет дан овощ для пробы.
Игровые действия: Закрыть глаза, не подглядывать, не торопиться с ответом, пока не разжуешь. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать на вкус другой овощ. Найти целый овощ на столе воспитателя.
Ход игры: На столе у воспитателя на подносе лежат фрукты и овощи, знакомые детям; огурец (свежий и соленый), морковь, капуста, репа, редис; яблоко, груша, слива. На другом подносе эти овощи и фрукты разрезаны на небольшие кусочки из расчета на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки. Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому предлагает закрыть глаза, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит ребенка взять этот кусочек в рот. Тот, не открывая глаз отгадывает по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем находит овощ или фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.
Игра заканчивается перечислением принесенных овощей или фруктов, определением вкуса каждого из них.
Организуя игры, следует помнить о гигиенических требованиях: нельзя с одной вилки давать всем детям для пробы овощи или фрукты, использованные салфетки надо класть на отдельный поднос.
В игре участвуют все дети, но можно играть и с небольшими подгруппами ребят.
«СЛОЖИ КАРТИНКУ»
Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.
Игровое правило: Не ошибаться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку.
Игровые действия: Поиск частей, складывание целой картинки.
Ход игры: В коробке лежат целые картинки с изображением разных предметов: овощей, фруктов, игрушек, растений. В другой коробке лежат такие же картинки, но только разрезанные на четыре равные части по вертикали или диагонали. Воспитатель знакомит детей с картинками. Они называют, что на них изображено. Затем показывает часть картинки и спрашивает:
- Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек?
- От яблока, — отвечают дети.
Воспитатель накладывает часть картинки на целую.
- А теперь найдем другие части яблока.
Дети вместе г воспитателем ищут картинки с изображением частей яблока, дают их воспитателю. Когда все кусочки найдены и положены рядом с целой картинкой, воспитатель говорит:
- Смотрите, дети, получилось целое яблоко. Сейчас я вам дам картинки. Свете я дам грушу, а Вике — помидор.
- Вика, найди свою картинку!
А Юле я дам морковь. Где лежит картинка? (Так все дети получают по картинке.) А теперь соберите целые картинки из их частей. Разрезанные картинки лежат на столе.
Сам процесс поиска, нахождения, складывания частей увлекает ребят. «У меня уже целая морковки получилась», «А у меня помидор», - радуются они тому, что сами «сделали» из кусочков целый предмет (помидор, морковь, яблоко).
— А теперь давайте положим на место все картинки и поиграем по-другому, — предлагает воспитатель.
— Я сейчас дам вам не целую картинку, а кусочек. А вы по этому кусочку догадайтесь» какую картинку надо собрать.
— У меня, наверное, яблоко получится, — догадывается один из играющих.
— Сложи, а мы посмотрим, не ошибся ли ты, — увлекает дальше игрой воспитатель.
Усложняя игру, воспитатель вносит элемент соревнования: кто первый сложит картинку, тот выигрывает, получает фишку. Усложнение может идти и по количеству частей (картинка разрезается потом на шесть частей), и по содержанию (на картинке не один предмет, а короткий сюжет: девочка играет с куклой, зайчик ест морковь, лисичка с колобком и др.).
Так же проводится игра и с разрезными кубиками. Их надо давать после того, как дети научились складывать разрезные картинки.
«СУП И КОМПОТ»
Задача: разложить овощи и фрукты
Оборудование: две кастрюли, муляжи овощей и фруктов.
Ход:
В одной мы будем варить суп, а в другой компот. Раскладываем овощи и фрукты в кастрюли
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактического материала на тему "Осень" для воспитателей старшей и подготовительной групп ДОУ
В картотеку дидактического материала на тему "Осень" вошли:- пальчиковые игры;- динамические паузы и дыхательные гимнастики;- речевые и дидактические игры;- работа со стихами;- подборка стих...
Картотека дидактических игр по теме "Осень"
Картотека...
Картотека дидактических игр "Осень"
Средняя группа...
картотека дидактических игр на тему "Осень"
картотека дидактических игр на тему "Осень"...
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на тему «Осень в лесу»
Данный подбор дидактических игр позволит быстро и доступно провести образовательную деятельность по развитию речи дошкольников. А также провести индивидуальную работу....
Методическая разработка. Картотека дидактических и подвижных игр по лексической теме "Осень"
Игра, как известно, основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Специалисты отмечают, что игра в определенной мере вляется одним из способов познания окружающего мира. Представленные игры на...
Картотека дидактических игр по экологии "Осенняя пора"
Для детей младшего возраста...