Картотека дидактических игр "Осень"
картотека по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по теме «Осень»
Дидактическая игра «Осенние приметы»
Задачи: закреплять знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность,
внимание, память.
Атрибуты: карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук), игровое поле, разделённое на 8 клеток.
Ход игры: дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано определяют, когда это бывает. Если осенью, кладут картинку на игровое поле.
Если в другое время года - убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют
предложение, используя ключевое слово «осенью».
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме,
правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь
Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я-чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из
мешочка предмет на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.
После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
Дидактическая игра «Целое и часть»
Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: картинки целых фруктов и их частей.
Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого фрукта, у другого - картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на ней изображено, а другой должен подобрать картинки с изображением его части.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Две корзинки»
Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры: дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Запасы зверей»
Задачи: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду,
развивать внимание, память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.
Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или
Грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Подвижная игра «Овощи — фрукты»
Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание,
наблюдательность.
Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов
Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами: « Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».
Подвижная игра « Вершки и корешки»
Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание,
зрительное и слуховое восприятие, память.
Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные), дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и
ребёнок, который сам показывает овощи.
Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают
движениями, где он растёт.
Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)
Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать
прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзина, картинки фруктов
Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки и называют изображённый фрукт
и говорят, как будет называться сок или варенье из этого фрукта. Например:
«Это яблоко — яблочный сок».
Подвижная игра «Парочки»
Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым,
закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное
восприятие.
Атрибуты: осенние листья разного размера, цвета и формы.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья (их количество по количеству детей и
подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: « Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок.
Воспитатель говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.» (Другие задания: составь пару-листья с одного дерева, или листья, отличающиеся
размером: большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева..)
Дидактическая игра « С какого дерева лист? »
Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.
Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.
Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны
разложить листья на своё дерево
Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.
Дидактическая игра « Какой лист?»
Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать
прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзинка, осенние листья.
Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с
берёзы- берёзовый лист.
Подвижная игра «Белкины запасы»
Задачи: совершенствовать умение действовать по сигналу взрослого, развивать
Внимание, память, устную речь.
Атрибуты: маска белки, муляжи грибов, орех, ягод, шишки.
Ход игры: выбирается ребёнок — белка, ему надевается маска белки. В центре круга лежат предметы — муляжи орехов, ягод, грибов, шишки. Дети идут по кругу со словами:
«Раз, два, три — предмет скорей бери!» Берут разные предметы. Дети с одинаковыми предметами собираются в группу. Ребёнок - белка ходит и выбирает ту группу, где больше всего детей, и говорит: « Сегодня я буду есть орехи» (грибы, ягоды, шишки). Из этой группы выбирается новый ребёнок — белка.
Дидактическая игра « Парные картинки»
Задачи: учить соотносить пары картинок по принципу «целое и его часть», развивать
логическое мышление, внимание, наблюдательность, устную речь.
Атрибуты: набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре картинок на
одной нарисовано целое изображение, а на другой его отдельная часть в виде
отдельного предмета например: птица на осенней ветке — осенняя ветка.
Ход игры: играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым изображением, у второго-
картинки с отдельными предметами. Один ребёнок берёт любую свою карточку, а другой должен подобрать ей парную, объясняя свой выбор. Потом второй выкладывает свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей пару.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы
Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы...
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...