Методическая разработка. Картотека дидактических и подвижных игр по лексической теме "Осень"
картотека по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
Игра, как известно, основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Специалисты отмечают, что игра в определенной мере вляется одним из способов познания окружающего мира. Представленные игры направлены на формирование у детей грамматически правильной речи, расширение словаря, развитие логики мышления, расширение кругозора, развитие слухового внимания, памяти, развитие образности и яркости речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Подбери слова»
Задачи: расширять словарный запас детей, уточнять значения слов; развивать мышление.
Атрибуты: игра проводится устно.
Игровое действие: ребенок подбирает к глаголам имена существительные.
Ход игры: педагог предлагает ребёнку подобрать к глаголам имена существительные.
Лексический материал:
Моросит…(дождь);
Вянет…(трава);
Желтеют…(листья);
Льет…(дождь);
Опадают…(листья);
Мокнет…(земля);
Улетают…(птицы);
Созревают…(овощи, фрукты);
Выкапывают…(луковицы);
Солят…(огурцы);
Собирают…(семена, урожай) и т. д.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Дидактическая задача: учить детей составлять временные цепочки;
Развивать логическое мышление.
Материал: карточки-схемы с изображением солнца, листа, жука, тучи с дождём, птиц,
человека, медведя, снежинок.
Игровые действия: составление временных цепочек.
Ход игры: предложить детям вспомнить сезонные изменения и составить цепочку
Последовательности этих изменений, используя карточки-схемы.
Дидактическая игра «Осенние приметы»
Задачи: закреплять знания о приметах осени , развивать устную речь, наблюдательность,
внимание, память.
Атрибуты: карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук),игровое
поле, разделённое на 8 клеток.
Ход игры : дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано
определяют, когда это бывает. Если осенью, кладут картинку на игровое поле. Если в другое время года - убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют
предложение, используя ключевое слово «осенью».
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Подвижная игра «Овощи — фрукты»
Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание,
наблюдательность.
Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов
Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:
« Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют
группы «Овощи», «Фрукты».
Подвижная игра « Вершки и корешки»
Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание,
зрительное и слуховое восприятие, память.
Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные),дети называют
его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки
вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и
ребёнок, который сам показывает овощи.
Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают
движениями, где он растёт.
Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)
Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать
прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзина, картинки фруктов
Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт
и говорят, как будет называться сок (или варенье ) из этого фрукта. Например:
«Это яблоко — яблочный сок».
Дидактическая игра « С какого дерева лист? »
Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям,
развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.
Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья
этих деревьев.
Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны
разложить листья на своё дерево
Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.
Дидактическая игра « Какой лист?»
Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать
прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзинка, осенние листья.
Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок,
говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с
берёзы – берёзовый лист; этот лист с клена – кленовый.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме,
правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь
Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я-чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из
мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.
После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
Дидактическая игра «Две корзинки»
Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи
обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры: дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку..
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Целое и часть»
Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и
его части ,развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: картинки целых фруктов и их частей.
Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого фрукта, у другого картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Запасы зверей»
Задачи: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду,
развивать внимание, память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.
Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или
грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра « Парные картинки»
Задачи: учить соотносить пары картинок по принципу «целое и его часть», развивать
логическое мышление, внимание, наблюдательность, устную речь.
Атрибуты: набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре картинок на
одной нарисовано целое изображение, а на другой его отдельная часть в виде
отдельного предмета (например: птица на осенней ветке — осенняя ветка).
Ход игры: играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым изображением, у второго-
картинки с отдельными предметами. Один ребёнок берёт любую свою карточку,
а другой должен подобрать ей парную, объясняя свой выбор. Потом второй
выкладывает свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей пару.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.
Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.
- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»
Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов,
находить их на картинках, развивать слуховое внимание,
Атрибуты: предметные картинки по теме
Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или
фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые
упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их
изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети
хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды,
грибы).
*** Осень добрая пришла, Яблоки душистые, | *** Чудо-огород Удивляется народ: Что за чудо-огород? |
*** В огороде Вот вам морковка Хвостик зелёный. Вот вам репка И огурчик крепкий, Солнцем подслащённый. На рядах капусты В листьях лохматых, Вот горошек сладкий, Зёрнышки в порядке Спят в стручках усатых. Что за вкусный народ Населил наш огород! | *** Что растет на нашей грядке Огурцы, горошек сладкий. Помидоры и укроп Для приправы и для проб. Есть редиска и салат, Наша грядка - просто клад. Но арбузы не растут тут. Если слушал ты внимательно, Запомнил обязательно. Отвечай-ка по порядку. Что растет на нашей грядке? В. Коркин |
Овощная считалка: В огороде у Егора Тыква, репа, помидоры. В огороде у Ивана Кабачки и баклажаны. Ты посадишь патиссон, Выходи из круга вон | По грибы Все зверюшки на опушке Ищут грузди и волнушки. Белочки скакали Рыжики срывали. Лисичка бежала Скакали зайчатки Искали опятки. Медведь проходил, Мухомор раздавил. |
Ваза с фруктами Высокая ваза стоит на столе. Играют лучи в голубом хрустале. Положим мы в вазу душистый банан Подарок далеких тропических стран. Добавим лимон, апельсин, мандарин. И после обеда мы фрукты съедим! Т. Шорыгин | *** В огороде нашем Нет редиски краше. Как сочна, красна, кругла, Не смотрите, что мала. Репка тоже удалась, Желтым солнышком зажглась. Ну а разве плох лучок, В ста одежках старичок? Н. Нищева |
Посадила в огороде; А. Максаков | Летний сад |
Наш сад Прекрасен наш осенний сад В нём слива есть и виноград На ветках, как игрушки, И яблоки,игруши. Плоды мы утром соберём И всех соседей позовём. И солнышку помашем «Спасибо,осень!» скажем. У. Рашид | *** Летом огород- что город! |
*** В огороде много гряд Тут и свёкла,и горох А картофель разве плох? Наш зелёный огород Нас прокормит целый год! | Буду делать я салат… Буду делать я салат, Мелко порублю укроп, |
*** Стала тыква нас просить: Жарко!Дайте нам попить! - Мы достали быстро лейку И полили всю семейку: Чтобы крепли молодцы - Кабачки и огурцы, - Вот спасибо вам, друзья! Напилась моя семья! | *** Словно в заячьей столовой На полянке- пень сосновый, На пеньке стоит обед И чего там только нет И капуста,икартошка, Горка свежего горошка. И петрушечки немножко. А зайчишкам-ребятишкам Травка сладкая горой, По морковочки одной. Ведь морковка с грядки Слаще шоколадки! |
Подвижная игра «Поезд»
Задача: научить детей различать деревья по листьям, знать названия деревьев.
Атрибуты: листья с разных деревьев.
Ход игры: дети встают друг за другом, образуя поезд. Поезд идёт от станции Дубовой к
Березовой, Рябиновой, Ольховой и т.д. Ведущий открывает билетную кассу и
«продает» детям билеты – разные листья деревьев. Поезд прибывает на
Березовую станцию, дети с билетами до этой станции выходят (показывают
билет и называют станцию)– а поезд отправляется на другие станции.
На обратном пути поезд берет пассажиров, ожидающих на станциях.
Для этого дети должны показать и назвать обратный билет.
Подвижная игра «Найди пару»
Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым,
закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное
восприятие.
Атрибуты: осенние листья разного размера, цвета и формы.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья (их количество по количеству детей и
подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут
по кругу со словами: « Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок.
Воспитатель говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.». (Другие
задания: составь пару-листья с одного дерева, или листья, отличающиеся
размером: большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева..)
Примечание: для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней
цветной бумаги меньшего размера по сравнению с теми, что раскрашивали дети.
Подвижная игра «Белкины запасы»
Задачи: совершенствовать умение действовать по сигналу взрослого, развивать
внимание, память, устную речь.
Атрибуты: маска белки, муляжи грибов, орех, ягод, шишки.
Ход игры: выбирается ребёнок — белка, ему надевается маска белки. В центре круга лежат
предметы — муляжи орехов, ягод, грибов, шишки. Дети идут по кругу со словами:
«Раз, два, три — предмет скорей бери!» Берут разные предметы. Дети с
одинаковыми предметами собираются в группу. Ребёнок - белка ходит и выбирает
ту группу, где больше всего детей, и говорит: « Сегодня я буду есть орехи
(грибы, ягоды, шишки). Из этой группы выбирается новый ребёнок — белка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/08/picture-631323-1431102515.jpg)
Методическая разработка "Картотека дидактических игр для ознакомления дошкольников с комнатными растениями"
Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точно...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/21/picture-727933-1458578933.jpg)
Рецензия на методическую разработку «Картотека дидактических игр по ознакомлению с растениями младших дошкольников»,
Формирование бережного, заботливого отношения к природе можно выработать не только в процессе занятий и наблюдений, но и посредством дидактических игр. Дидактические игры способствуют накоплению...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/09/picture-748089-1568040431.jpg)
Методическая разработка "Картотека дидактического материала по лексической теме Космос"
Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе игр вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентриро...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/28/picture-1033693-1524930260.jpg)
Методическая разработка. Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы.
Методическая разработка.Картотека дидактических игр по ФЭМП Для подготовительной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/24/picture-925765-1495631032.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Картотека преднозначена для воспитателей на НОД и индивидуальных занятиях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-503484-1413886591.jpg)
Методическая разработка.Картотека дидактических игр
Методическая разработка.Картотека дидактических игр. Младшая группа...