социально личностное развитие в раннем возрасте
статья (окружающий мир, младшая группа) по теме

Жалнина Ольга Анатольевна

Принято считать, что развитие ребенка как личности начинается с двух- трехлетнего возраста. Это правильно, если иметь в виду появление чисто внешних поведенческих признаков личностной индивидуальности.

Однако есть основания полагать, что на самом деле процесс формирования личности начинается гораздо раньше. Во-первых, никакое психологическое качество не появляется сразу же в полностью готовом виде. Ее внешнему проявлению обычно предшествует достаточно длительный скрытый период развития. Во-вторых, для проявления ряда личностных качеств необходимы подходящие жизненные условия. Например, судить о том, влияет ли на личность ребенка стиль обращения с ним матери в младенчестве мы можем не тогда, когда ребенку два или три года, а только спустя много лет, когда, став взрослым, он сам обзаводится детьми и аналогичный стиль обращения демонстрирует на своих детях. Значит, соответствующие личностные влияния имели место еще в младенчестве или раннем возрасте, но впервые проявились во внешнем поведении спустя десяток и более лет.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что процесс личностного формирования ребенка начинается в течение первого года жизни, но вначале происходит скрыто для внешнего наблюдателя.



 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принято считать, что развитие ребенка как личности начинается с двух- трехлетнего возраста. Это правильно, если иметь в виду появление чисто внешних поведенческих признаков личностной индивидуальности.

Однако есть основания полагать, что на самом деле процесс формирования личности начинается гораздо раньше. Во-первых, никакое психологическое качество не появляется сразу же в полностью готовом виде. Ее внешнему проявлению обычно предшествует достаточно длительный скрытый период развития. Во-вторых, для проявления ряда личностных качеств необходимы подходящие жизненные условия. Например, судить о том, влияет ли на личность ребенка стиль обращения с ним матери в младенчестве мы можем не тогда, когда ребенку два или три года, а только спустя много лет, когда, став взрослым, он сам обзаводится детьми и аналогичный стиль обращения демонстрирует на своих детях. Значит, соответствующие личностные влияния имели место еще в младенчестве или раннем возрасте, но впервые проявились во внешнем поведении спустя десяток и более лет.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что процесс личностного формирования ребенка начинается в течение первого года жизни, но вначале происходит скрыто для внешнего наблюдателя.



Эмоциональная сфера.

Эмоциональность ребенка связана с процессом восприятия. Он эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Ребенок остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут спокоен и живо интересуется новой обстановкой. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что-то подарят.

Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Это легко наблюдать в ситуации выбора. Если ребенка 2-3 лет попросить выбрать себе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем все-таки выберет одну, но после следующей просьбы — уйти с ней в другую комнату — снова начнет колебаться. Положив игрушку на место, он будет перебирать остальные, пока его не уведут от этих одинаково его притягивающих вещей. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может — он не в состоянии принять решение.

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него не получается. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь в комнату и начинает бить по ней руками и ногами, что-то выкрикивая. Причиной гнева или плача может быть и отсутствие внимания к нему со стороны близких взрослых, занятых своими делами, ревность к брату или сестре и т.п.

Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности — вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться.



Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным — и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Развитие эмоциональной сферы ребенка определяет прогресс других личностно значимых свойств - способности к общению, развитие самостоятельности и самосознания и других.



Общение

Особенности общения в раннем возрасте. Кризис одного года

Возрастные рамки раннего возраста следующие. Ранний возраст (раннее детство): с одного года до трёх лет. Ранний возраст имеет две стадии. Первая стадия: от одного года до двух лет – т.н. младший ранний возраст. Вторая стадия: от двух лет до трех лет – т.н. старший ранний возраст.

Специфика общения в раннем возрасте, прежде всего, выражается в кризисе одного года жизни. Кризис одного года является первым в жизни каждого человека нормативным возрастным психологическим кризисом. Возрастной кризис одного года выступает в качестве психосоциальной детерминанты развития коммуникативной сферы личности. Повествование Базовый параметр кризиса одного года связан с появлением первых слов, – это словообразование, экстенсивное развитие психического познавательного процесса «речь»: ятельностном психическом развитии ребёнка, осуществляющимся в виде элементарного смыслового понимания и эмоционального переживания (через т.н. потребностное реагирование) своих собственных предметных действий и актов общения со взрослыми. Данный опыт ребенок получает эмпирическим путём, в основном, самостоятельно действуя, и, частично, действуя под руководством взрослых. В ходе осуществления взаимодействия с внешней, «предметной» средой обитания и в процессе коммуникации со значимыми взрослыми ребёнок «перерастает» («изживает») кризисные явления одного года и «идёт» дальше в своём личностном развитии, что явно выражается в формировании индивидуальности в течение раннего возраста.ребёнок полномасштабно узнаёт о том, что каждая вещь (предмет, объект) имеет своё название, наименование. Малыш открывает для себя связь между знаком и значением слов, познаёт символизирующую, смысловую функцию речи. Происходит скачкообразное (термин Л.С. Выготского) увеличение словаря ребёнка, а общее направление развития речи экспонентно идёт от преобладания пассивной речи (словопонимание) к преобладанию активной речи (словоговорение). Разрешается кризис одного года, обычно, в как таковом поведенческом и де

Социальная ситуация развития личности детей раннего возраста. Социальная ситуация развития (ССР) в раннем возрасте имеет свою специфику. В раннем детстве, во многом в силу овладения ребёнком членораздельной и осмысленной речью, а также вследствие естественного и неизбежного расширения круга общения ребёнка, трансформируется ССР «Мы», – по Льву Семёновичу Выготскому. ССР раннего детства проявляется в том, что малыш становится, с одной стороны, более самостоятельным (сравнительно с младенчеством) в познании окружающей действительности, а с другой стороны, начинает «использовать» («применять») значимого взрослого (мать, отца и т.д.) в качестве некоего универсального средства взаимодействия с окружающим предметным и социальным миром. ССР в раннем детстве – это ситуация совместной деятельности ребёнка со взрослым на правах сотрудничества, что раскрывается в отношениях «ребёнок – предмет – взрослый», – согласно мнению Даниила Борисовича Эльконина и Людмилы Филипповны Обуховой. Основными достижениями раннего детства, определяющими развитие психики ребёнка в целом и детерминирующими качественно новую (сравнительно с младенчеством) ССР личности ребёнка в раннем возрасте, являются следующие факторы:

  1. овладение малышом своим телом (прежде всего – овладение крупной моторикой);
  2. социально активное овладение ребёнком речью, овладение речевой деятельностью;
  3. интенсивное развитие предметной деятельности ребёнка (деятельности ребёнка с предметами);
  4. формирование у ребёнка новых, существенно более сложных форм (сравнительно с младенчеством) деятельности и общения с окружающими малыша значимыми взрослыми.

Базовые параметры общения в раннем возрасте

Основные характеристики общения в раннем возрасте имеют свои существенные особенности. В раннем возрасте продолжает иметь место17 повышенная актуальность ситуативно-потребностного общения малышей со значимыми взрослыми. Наряду с этим, ситуативно-условное, ситуативно-предметное общение со взрослыми, является типичной комплексной формой общения малыша в раннем возрасте, что отвечает развивающейся потребности ребёнка в сотрудничестве (взаимодействии) со взрослым.

В этом содержательном контексте Майя Ивановна Лисина выделяет четыре основных признака, отражающих потребность ребёнка в сотрудничестве со взрослым:

  1. ребёнок перманентно пытается привлечь внимание взрослого к своей деятельности;18
  2. ребёнок всегда ждёт от взрослого положительную оценку своих успехов и достижений;
  3. ребёнок постоянно обращается ко взрослому за поддержкой в случае неуспеха;
  4. зачастую ребёнок начинает уклоняться от ни с чем ситуативно не связанной ласки взрослого (безусловно принимаемой ребёнком во младенчестве), с удовольствием принимая ласку взрослого как поощрение каких-либо своих ситуативных достижений в деятельности.

Общение со взрослыми имеет большое значение для формирования познавательной сферы и для развития личности детей раннего возраста. Окружающим ребёнка раннего возраста взрослым надо помнить о том, что представления детей этого возраста о себе, экстенсивно формирующаяся самооценка детей в раннем детстве, – это интериоризированная (усвоенная) малышами оценка окружающих взрослых. Поэтому, если в отношении детей раннего возраста имеют место постоянные замечания, игнорирование, пусть даже не всегда успешных, попыток детей сделать что-то самостоятельно, недооценка значимыми взрослыми стараний и позитивной активности детей, то всё это может привести уже в раннем возрасте к неуверенности в себе, снижению притязаний на успех в осуществляемой деятельности.

Психические новообразования раннего возраста. Одними из центральных психических новообразований раннего возраста являются:

  1. овладение ребёнком речью (понимаемой в качестве психического познавательного процесса, «венчающего собою» мышление);
  2. к трём годам у детей появляются т.н. личные действия, – у ребёнка наступает всеобъемлющее осознание себя и проявляется выражение себя в качестве уникального, отдельного, активного и самостоятельного субъекта деятельности и общения, проявляющееся в известной доминирующей форме общения и деятельности ребёнка, – в пресловутом «″Я сам″».

Развитие речи у детей раннего возраста имеет определённую специфику. В раннем детстве речь ребёнка развивается от примитивных называний (именований) предметов (объектов) до осознанного, пусть и на детском уровне, выражения мысли. Развитие речи в раннем возрасте идёт по двум направлениям: совершенствуется понимание речи взрослых; формируется собственная активная речь. Развитие речи ребёнка раннего возраста связано не только непосредственно с общением со взрослыми и со сверстниками,19 но и включено в практическую деятельность малыша по освоению предметного мира. В раннем детстве очень интенсивно формируется активная речь, которая постепенно становится основным средством общения со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи, а так же формируется регулирующая функция речи, – когда ребёнок подчиняется речевым инструкциям взрослого, выполняя его требования. В раннем детстве появляется т.н. ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники (общающиеся дети и взрослые), и начинает формироваться описательная речь. У детей раннего возраста развивается понимание сказок, детских стихов, детских рассказов, простых повествований взрослых, что обогащает личностный опыт ребёнка, в том числе создаёт багаж социального опыта малыша. Таким образом, особенно на третьем году жизни, в раннем возрасте возрастает речевая активность ребёнка, и речь постепенно становится основным средством общения.



Самосознание

Развитие эмоциональной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Американские психологи провели такой эксперимент: детей подводили к зеркалу, затем незаметно касались носа каждого ребенка, оставляя на нем пятнышко красной краски. Снова посмотрев в зеркало, дети до 2 лет никак не реагировали на свои испачканные носы, не относя к себе красные пятна, увиденные в зеркале. А большинство двухлетних детей, увидев свое отражение, дотрагивались пальцами до носа, — следовательно, узнавали себя.

Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице. Потом, к трем годам, появляется местоимение «я».

К трем годам у ребенка появляется и первичная самооценка — осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой».

Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.

Ребенок высоко оценивает себя независимо от того, как он реально поступает — хорошо или плохо. Так, например, сын известного детского психолога Мухиной, обходя комнату, делал то, что ему запрещалось, — брал бабушкины лекарства и другие вещи. Положив их на место, он с удовлетворением констатировал: «Теперь хороший». Оказавшись с родителями в поезде, он плюнул с верхней полки. Мама сообщила ему, что она об этом думает, и спросила, что нужно сказать. Мальчик тихо, для себя проговорил: «Молодец я», — а затем громко, для взрослых: «Больше не буду».

Примерно в это же время проявляется потребность в самостоятельности. Свое право на независимое поведение дети начинают активно отстаивать в заявлении «я — сам», когда кто-либо из взрослых пытается им помочь, например в практической деятельности.

В период от полутора до двух лет детьми начинают усваиваться нормы поведения, например, необходимость быть аккуратным, сдерживать свою агрессию, быть послушным и т. п. При соответствии собственного поведения заданной извне норме дети испытывают удовлетворение, а при несоответствии — огорчаются. Примерно к концу второго года жизни многие дети явно переживают, если им почему-то не удается выполнить какое-либо требование или просьбу взрослого.

С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии — пониманию эмоционального состояния другого человека. После полутора лет от рождения у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного человека, обнять, поцеловать его, дать ему игрушку или что-либо вкусное. Психологическое состояние другого человека способны понять уже двух - летние дети.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

О роли воспитателя в социально личностном развитии детей дошкольного возраста.

Знакомясь с Федеральными Государственными требованиями трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство социально - личностному развитию детей. Социализация детей сегодня - этопроц...

особенности социально-личностного развития детей раннего возраста

Социальность- совокупность приобретенных человеком  качеств, обеспечивающих его способность существовать в обществе и выполнять разнообразные социальные функции в составе различных групп, выступа...

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

Социально - личностное развитие детей раннего дошкольного возраста

Социально - личностное развитие детей раннего дошкольного возраста...

Социально – личностное развитие ребенка раннего возраста

Социальное развитие – это длительный воспитательный процесс, который начинается уже впервые месяцы жизни человека и сопровождает его всю жизнь. Ранний возраст – является тем периодом, когд...

«СОЦИАЛЬНО- ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ»

В данной статье пишется о социально- личностном развитии детей раннего возраста по средством сказкотерапии.Сегодня  сказкотерапия  играет функцию  диагностирующей роли: в детском саду с...