Социально - личностное развитие детей раннего дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему

Филинкова Алена Викторовна

Социально - личностное развитие

 детей раннего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anal._otchet_filinkova.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Орган местного самоуправления Управление образованием Полевского городского округа

Социально - личностное развитие

 детей раннего дошкольного возраста

(аналитический отчет)

                                                                                   

Исполнитель:

Филинкова Алена

Викторовна

воспитатель МБДОУ ПГО

«Детский сад №28»

Полевской

2012г.


Содержание

Введение………………………………………………………………..3

Глава      I Теоретические основания аналитической деятельности………   5

  1. Понятие социализации. Значение и основные задачи социального развития детей раннего возраста…………………………………………5

1.2. Развитие социальной уверенности в раннем дошкольном возрасте, его значение     для формирования личности ребенка…………………………7

Глава II. Аналитическое описание педагогической деятельности в межаттестационный период……………………………………………………11

Глава       Ш. Перспективы работы в новый межаттестационный период

Заключение

Список литературы


Введение

Цель аналитического отчета - самоанализ и самооценка педагогической деятельности в межаттестационный период.

Тема аналитического отчета - «Социально – личностное  развитие  детей  раннего дошкольного возраста».

Выбор темы не случаен. Проблемы социального воспитания были актуальны во все времена, в наши дни приобретают особое значение. Именно сейчас, в период социально-экономических перемен, когда наша страна пребывает в состоянии поиска нового для себя пути развития, особенно нужны люди, которые способны в своей деятельности, общении с окружающими в максимальной степени проявлять свои положительные индивидуальные качества и осознанно управлять теми негативными свойствами, которыми в той или иной мере обладает каждый, а также способностью к успешному сотрудничеству.

Младший дошкольный возраст - это период становления этических инстанций, когда зарождаются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми. Приобретенные ребенком знания становятся фундаментом, на котором строится дальнейшее взаимоотношения с ними.

В связи с этим формировании у детей представлений об этических нормах, регулирующих отношение человека к окружающим людям, деятельности, материальным ценностям, к самому себе, а также о возможностях использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения становится приоритетной задачей дошкольного образования, что отражено в таких нормативно-правовых документах как Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, Концепция содержания непрерывного образования, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и другие.

Как показывает педагогическая практика личностные свойства детей, их способности, черты характера, особенности восприятия, памяти проявляются и формируются в деятельности, руководимой взрослым. Именно под его руководством ребенок активно включается в жизнь, осваивает этические нормы и правила. К сожалению, знание этих норм и правил хотя и ориентирует ребенка на выбор ценностных поступков, далеко не всегда определяет следование им в реальном поведении, особенно в отношениях со сверстниками. Зачастую дошкольники не обращают внимание на эмоциональное состояние других детей, возникающие у них трудности, на их нужды и интересы. Именно от того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Все это определило цель моей работы в межаттестационный период -разработать содержание педагогической работы по социальному развитию детей дошкольного возраста.

Для реализации цели было необходимо реализовать следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по  данной теме.

2. Определить содержание педагогической работы, обеспечивающей  развитие социально-личностное развитие детей раннего возраста.


Глава I Теоретические основания аналитической деятельности

1.1 Понятие социализации. Значение и основные задачи социального развития детей раннего возраста.

Формирование основ социализации человека начинается еще в раннем дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее социальное развитие детей. Важно с самого начала формировать у ребенка осознанный, гармоничный выбор способов жизни, чувства, представления, понятия и на их основе поступки, соответствующие нормам поведения принятым в обществе.

Выдающийся русский педагог Антон Семенович Макаренко неоднократно подчеркивал, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы, при условии целенаправленного воспитания, закладываются основы моральных качеств личности.

Психофизиологические особенности детей младшего дошкольного возраста создают благоприятные возможности для социального воспитания. Дети младшего дошкольного возраста отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью, что обусловлено пластичностью их нервной системы, ее способностью активно реагировать на воздействие поступающие из окружающей среды. Очень многое, что ребенок воспринимает, становится предметом его чувств, пристального внимания, подражания, осмысления. Однако в силу ограниченности жизненного опыта, большой эмоциональности, недостаточного умения дать верную оценку, воспринимаемую дошкольником, часто бывает не под силу отчленить хорошее от дурного, определить верный путь поведения.

Опыт социального поведения складывается у ребенка в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Потребность в общении - важная социальная потребность и взрослые, и сверстники являются источниками, удовлетворяющими эту социальную потребность. Конечно, содержание общения должно быть этически ценным, тогда оно окажет на ребенка нужное нравственное воздействие.

Основные задачи социального развития детей раннего возраста заключаются в формировании  нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения.

Совершенствование процесса социального развития детей - важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества, т.к. самооценка ребенка, отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость.

Исследования в области социального развития в отечественной психологии и педагогики можно условно разделить на два направления. Первое направление можно назвать морально ориентированным. Сущность его в том, что моральное и нравственное развитие личности, есть процесс усвоения ребенком норм и правил общественного поведения в условиях активного общения и совместной деятельности. В соответствии с этим положением, главным условием и источником этического развития ребенка является усвоение и присвоение (т.е. превращение в свои) моральных норм.

Норма - эталон, образец поведения, который должен ребенком осознаваться, быть для него привлекательным, эмоционально значимым и главное - побуждать к определенным социально одобряемым поступкам.

Второе направление можно назвать эмоционально ориентированным. В нем на первое место встает неусвоение норм поведения и не формирование нравственных представлений, а прежде всего развитие социальных эмоций и нравственных чувств, к которым относится сопереживание и сочувствие (эмпатия).

Развитие эмпатии представляет неотъемлемую часть в формировании личности, в воспитании у индивида культуры межличностных отношений. Способность к сопереживанию лежит в основе гуманного отношения человека к другим людям.

Под сопереживанием мы пониманием способность ребенка видеть душевное состояние другого человека, его переживание, понимать и принимать его радости и горести, и действовать на его благо. Основным методом формирования социальных чувств и эмоций ребенка является осознание и понимание переживаний других людей или литературных персонажей. Раскрывая перед детьми внутренний мир взрослых или сверстников, педагог формирует у ребенка очень важные социальные точки зрения нравственное миропонимание. Оно выражается в возможности ребенка понять другого, усмотреть в определенных действиях нравственный поступок, дать ему объяснение с точки зрения норм и правил, самому почувствовать переживания другого. Таким образом, ребенок должен научиться сопереживать другим людям и правильно оценивать их (а значит и свои) поступки.

В основе социального развития лежит становление межличностных отношений детей. Отношение к другим людям является центром нравственного духовного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.

1.2. Развитие социальной уверенности в раннем дошкольном возрасте, его значение для формирования личности ребенка.

Как показали работы М.И. Лисиной, межличностные отношения являются, с одной стороны результатом общения, с другой - его исходной предпосылкой, побудителем, вызывающим тот или иной тип взаимодействия.

Все, что ребенок слышит от окружающих и что он видит сам, он пытается привести в порядок, установить закономерное отношение, в которое укладывается наш непостоянный и сложный окружающий мир. Ведущий для этой формы мотив общения - познавательный.

Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически.

Анализ социально неуверенного поведения указывает на то, какие навыки отсутствуют у ребенка и какие причины лежат в основе этого.

Социально компетентное поведение обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям.

Социально компетентное поведение различается по трем уровням: большой и разнообразный набор техник поведения; адекватное восприятие ситуаций; способность к рефлексивному контролю как ситуации, так и альтернативного поведения.

Компоненты социально компетентного поведения:

* умение сказать «нет»;

* умение выражать желания и требования;

* владение навыками эффективного общения: умение налаживать контакты, вести и заканчивать разговор;

* выражать как позитивные, так и негативные чувства. Социально компетентное поведение характеризуют следующие факторы:

1. Умение проявить волю, принять собственное решение. Прогнозирование всех последствий ситуаций как проявление рефлексии.

2. Выбор рационально обоснованного поведения: понимать и правильно принимать социальный сигнал; распознавать принципы механизмов социального управления (имеется в виду умение самокритично и рефлексивно наблюдать, оценивать собственное поведение); контролировать свое состояние и освобождаться от социального страха в общении с другими. 3. Умение управлять блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев), переформировывать их в продуктивную форму поведения, вычленять затрудняющие поведение факторы и устранять их.

4. Проявлять самоутверждающее поведение и реализовать его без агрессивного самоутверждения, и не за счет других. Предоставлять другому возможность сформировать свои представления и аргументы.

5. Адекватно воспринимать и интерпретировать похвалу. В общении с другими не занижать и не завышать самооценку.

6. Узнавать конфликтную или близкую к ней ситуацию. Наряду с прогнозированием и правильной оценкой конфликтной ситуации развивать стратегию ее устранения, искать различные возможности удовлетворения различных притязаний.

Огромное значение в развитии личности ребенка раннего возраста имеет яркая эмоциональная насыщенность общения со сверстниками. В среднем в общении сверстников (по данным В.В. Ветровой) наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые эмоциональные различные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительной большей и эффективной направленностью.

Значимость общения, которая выражает степень напряженности, потребности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействии со сверстником, чем со взрослым.

Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействий ребенка с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, которые дают ребенку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения, творческого самовыражения.

Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном возрасте такой значимой группой выступают члены семьи. Очень важно, чтобы они относились к ребенку как к достойному существу, что формирует в нем чувство собственной значимости.

 Всякая деятельность имеет определенную цель. Способность ребенка достичь ее дает чувство уверенности в своих силах. Успех приводит к осознанию собственной компетенции.

Чувство собственной значимости (или противоположное ему ощущение своей ничтожности) является производным от общей оценки, которую ребенок интуитивно выносит себе, оценивая два других момента: насколько он импонирует другим и какова его компетентность.

Все эти факты имеют социальный характер.

Создание на занятиях условий для повышения эффективности взаимодействия ребенка со сверстниками способствует укреплению уверенности ребенка в себе и в своих возможностях в общении с другими людьми.

Таким образом, все выделенные характеристики способов общения являются этически ценными и имеют важнее значение в социальном развитии  детей  с раннего возраста.


Глава П. Аналитическое описание педагогической деятельности в

межаттестационный период.

В ходе предыдущей аттестации  были даны следующие рекомендации:        

        1. Повысить уровень квалификации и профессиональной компетенции через современные образовательные технологии.

2. Разработать и апробировать рабочую программу педагога группы раннего возраста.

Для выполнения первой рекомендации я изучила:

- нормативно – правовые документы по дошкольному образованию (ФГТ, СанПин и др.)

  - современные  образовательные технологии и методики, такие как, систему «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Махневой, методику Т.Е. Петровой, Е.С. Петровой «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду», «Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников» Р.С. Буре, «Игра как средство культурно-нравственных ценностей Р.А. Жуковой и др;

- проанализировала соответствующие разделы программ по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста;

- приняла участие в работе:

семинара «Воспитание и развитие детей раннего возраста» в Свердловском областном педагогическом колледже (2008г.);

авторского семинара Н.М. Метеновой «Инновационные формы работы с семьей на современном этапе развития образования» (2009г.);

- прошла обучение на курсах повышения квалификации по теме «Актуальные вопросы современного дошкольного образования» в Ревдинском педагогическом колледже» (2012 год).

- заканчиваю заочное обучение в Свердловском областном музыкально-эстетическом педагогическом колледже по специальности воспитатель.

Все это позволило мне повысить образовательный и профессиональный уровень.

На основании изученных нормативно – правовых документов, методической литературы и анализа образовательной ситуации в ДОУ определено приоритетное направление в педагогической деятельности:

-  проектирование педагогической деятельности в соответствии с Федеральными государственными требованиями  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

-  создание психолого – педагогических условий, обеспечивающих социально – личностное развитие детей раннего возраста;

В результате выполнения рекомендаций на основе Программы воспитания и обучения в детском саду М.А.Васильевой, Гербовой, Комаровой, а впоследствии «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой была разработана рабочая программа для детей раннего возраста, которая определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей I младшей группы, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Для реализации рабочей программы созданы условия:

- предметно-развивающая среда, которая систематически меняется и обновляется;

- оформлены уголки, оснащенные большим количеством развивающих материалов, а именно: уголок для ролевых игр, книжный уголок, изо-уголок, уголок театрализации, обустроен уголок уединения;

-  составлена картотека игр, направленная на социально – личностное развитие детей раннего возраста, оформлен альбом о природных и социальных явлениях;

- подобраны и собраны в картотеку «Я общаюсь с миром»  игры на развитие у детей коммуникативных навыков, собран и систематизирован иллюстративный материал, собрана библиотека методической литературы по социальному развитию и развитию детей раннего возраста.

Для правильной организации работы учитывались следующие принципы:

•   Содержательность: разнообразие тематики и методов работы;

Регулярность (периодичность): ежедневное включение ситуаций коммуникативного общения во все формы организации педагогического процесса;

•   Активность: организация ситуаций общения таким образом, чтобы дети имели возможность понять и опробовать новые способы поведения и общения и экспериментировать с ним;

•   Исследовательская позиция: создание таких ситуаций, в которых детям самим необходимо найти решение для себя и для данной ситуации решения проблемы;

•   Доступность;

•   Создание эмоционального комфорта, характер взаимоотношений.

        Задача состояла не только в том, чтобы дать детям определенную сумму знаний о нормах и правилах, но и в том, чтобы научить их руководствоваться ими в повседневной жизни, создать условия для превращения требований, предъявляемых взрослым, в осознанные мотивы поведения.

Как наиболее доступный и наиболее интересный для ребенка способ переработки и выражения впечатлений, эмоций  использовались различные виды игр.

Увлекая ребенка игрой, можно без давления и наставлений упражнять его в применении разнообразных коммуникативных умений. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний о способах общения и поведения. В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни.

В своей группе совместно с родителями был создан  театральный уголок: изготовлен подиум, приобретены различные виды театров, сшиты элементы костюмов.

Это позволило организовывать в группе различные  театрализованные игры.

Данные игры позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает детям преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Также в театрализованной игре осуществляется и эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Особое внимание детей  обращалось на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, интонациями и логическими ударениями). Например, детям предлагалось упражнение: произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просящее, требовательно) самые привычные слова «возьми», «принеси», «здравствуй» и др. Или изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово). Выполняя такие упражнения, дети знакомятся с основными эмоциональными состояниями: радость, печаль, страх, удивление, злость и др., учатся обращать внимание на эмоциональное состояние других детей, возникающие у них трудности, на их нужды и интересы.

Организуя игры-драматизации на темы сказок,  решала задачу помочь эмоционально пассивным и неотзывчивым на чужую беду детям перестроить их негативное отношение к сверстникам. Подбирались такие сюжеты сказок, где ребенку давалась возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах (например, спасти от волка, помочь беспомощной кукле). Такая поддержка и помощь другим позволяет ребенку получить удовлетворение оттого, что он может принести радость своим сверстникам.

Чтобы привлечь внимание детей к сверстникам, научить прислушиваться и присматриваться к ним, правильно воспринимать их движения, действия, слова  использовались игры, в которых употребляются чужие слова и действия. «Испорченный телефон», «Зеркало», «Эхо» - в этих и подобных играх детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее построение, общий игровой замысел. Такая общность чувств позволяют детям ощутить единство с другими.

Всю работу по развитию у детей социально уверенного поведения необходимо вести вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам и методам воспитания в семье. С этой целью были проведены:

- анкетирование родителей по вопросам социального развития;

- групповые консультации на темы: «Семья - школа формирования системы ценностей ребенка», «Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности», «Почему дети разные?», «Кризис трех лет»;

- открытые просмотры игр-драматизаций;

•   Оформлена стендовая информация на темы: «Малыш пошел в детский сад», «Общение», «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

 Таким образом, за межаттестационный период мне удалось добиться следующих результатов:

- дети смогли легко и  спокойно адаптироваться  к условиям ДОУ.

- дети чувствуют себя комфортней, спокойней, увереннее в социуме;

- расширяется их круг общения и взаимодействия;

- дети инициативны и доброжелательны в общении с педагогами,  сверстниками и их родителями;

- проявляют готовность посочувствовать, пожалеть, утешить, когда сверстник чем-то расстроен, огорчен; помочь ему, поделиться с ним (игрушками, карандашами и др.);

- дети проявляют инициативу в игре, принимают и осознают свою игровую роль;

- дети получают удовольствие от общения со сверстниками; у них возникает интерес к совместным играм.

Это подтверждают и результаты педагогического мониторинга, проводимого мной по методике Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)»:

- справляются с программой 100% детей.

- уровень социально – личностного развития детей повысился на 50%

- количество детей развивающихся на высоком уровне – 82% на среднем уровне – 18%.

В межаттестационный период принимала участие в методической работе нашего ДОУ, в работе городского методического объединения педагогов:

- участвовала в городском марафоне педагогических проектов, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях (2008);

- ГМО Изобразительная деятельность дошкольников по теме «Мастерим из природного материала» (2010);

- ГМО Познавательно-речевое развитие по теме: совместная с воспитателем и самостоятельная деятельность детей в книжном уголке (2011);

- ГМО Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста по теме: «В гости к петушку» (2012).


Глава Ш. Перспективы работы в новый межаттестационный период

Проведя анализ своей педагогической деятельности по социально-личностному развитию детей раннего возраста можно отметить, что овладение детьми продуктивными способами общения дает положительный результат.

В связи с тем, что дети моей группы подросли, стали дошкольниками, а также понимая важность работы по социально – личностному развитию я выделяю ее как приоритетное направление моей педагогической деятельности в новом межаттестационном периоде.  

В процессе наблюдений, усвоения знаний о социальном мире у детей формируются оценки и представления о людях, их взаимоотношениях и деятельности, о социальных явлениях и событиях, о самих себе.

Маленький жизненный опыт, особенности психического развития приводят к тому, что у детей складываются не всегда правильные, точные представления, адекватные оценки окружающего. Возникает необходимость уточнять, а иногда и корректировать представления ребенка и формировать соответствующие способы поведения и формы выражения отношения.

Выявленная проблема определила цель моей работы в следующий межаттестационный период – формирование  у детей представлений о социальном мире и о самих себе в нем, а также представление о взрослых и отношения к ним.

Для реализации поставленной цели необходимо будет решить следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы ознакомления детей дошкольного возраста с социальной действительностью в педагогической теории и практике;

2. Разработать систему педагогической работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста и внедрить в практику своей педагогической деятельности.

Заключение

Выбор темы «Социально-личностное развитие детей раннего возраста» не случаен,   так как дошкольный возраст — это сензитивный период, когда ребенок овладевает способами делового сотрудничества и содержательного общения со взрослыми и сверстниками, в результате чего он приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

Условия для социально-личностного развития детей создаются в разных видах детской деятельности: игровой, трудовой, учебной. Разнообразное содержание и интеграция разных видов деятельности позволяют детям накапливать социальный опыт как самостоятельно, так и в процессе совместного решения предлагаемых задач.

Система работы по социально-личностному развитию детей раннего возраста является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их воспитания и обучения. Лежащие в его основе принципы и методы в той или иной мере необходимо провести через все во все формы организации педагогического процесса.

Наиболее значимые такие формы работы как различные виды игр: коммуникативные, театрализованные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые. Эффективным механизмом социально-личностного развития является организация  деятельности, при которой ребенок оказывается в проблемной ситуации, побуждающей к поиску способов взаимодействия.

Мной был проанализирован и обобщен фактический материал по проблеме социально-личностного развития детей раннего возраста - в этом заключается теоретическая значимость работы. Разработанное содержание педагогической работы может быть использовано в образовательной работе ДОУ, что определяет практическую значимость работы.  


Список литературы:

  1. Антипина А.Е.  Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2003
  2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М., 1993.
  3. Волосова Е. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) - М., 2000
  4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников – М.,  2007
  5. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  6. Запорожец А.В.  Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985
  7. Концепция дошкольного воспитания
  8. Клюева Н.В.  Учите детей общению. – Ярославль, 1996
  9. Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. – М.,Линка- Пресс, 2000
  10. Кошелева А.Д.  Эмоциональное развитие дошкольника. –  М., 1995
  11.  Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное. – М., 1990
  12. Масалова Л.Л. Конспекты занятий по социально- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб; Детство-Пресс, 2011
  13. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г.  Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра. – М., 2007
  14. Маханева М.Д.  Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001
  15. Немов Р.С. Психология 3-х томах.Том 1,2. СПб: Владос 2000
  16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М., 1997
  17. Федеральными государственными требованиями  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  18.  Фурнина Л.Н.  Театр дома//Дошкольное воспитание №9, 1997
  19.  Шипицина Л.М. Азбука общения.- СПб; Детство-Пресс, 2000
  20.  Эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада// Дошкольное    воспитание №5, 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический аспект социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

Психологический аспект социально-личностного развития детей старшегодошкольного возраста.Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста неразрывно связано с общими процессами е...

Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя старшей группы Янбулатова Е.Н.)

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. ...

Значение подвижной игры в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы представляет собой теоретическое обоснование, планирование и методическое обеспечение по реализации образовательной области "Социализация"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «Секреты цветика–семицветика»

Программное содержание:Цель: Создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.Воспитательная:Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следст...

Конспект НОД по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста "Настроение"

Упражнения и игры используемые в непосредственно образовательной деятельности помогут детям старшего дошокльного возраста в развитии социальных эмоций, научат конструктивным способам управления собств...

Конспект занятия по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста Волшебная страна внутри нас

Для ребенка распознавание и передача эмоций – сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Мы, педагоги, начинаем знакомить детей с собственными э...