Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей в области познание "Первый полет" для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Рахмангулова Мария Леонидовна

Программное содержание: расширять и уточнять представления детей о космосе - планеты Солнечной системы; обогащать представления детей о личности космонавтов (смелые, сильные, физически подготовленные, мужественные, внимательные, много знающие). Развивать патриотизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_pervyy_polet.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание: расширять и уточнять представления детей о космосе - планеты Солнечной системы; обогащать представления детей о личности космонавтов (смелые, сильные, физически подготовленные, мужественные, внимательные, много знающие). Развивать  патриотизм.


Предварительная работа: чтение книг о космосе, рассматривание иллюстраций; коллективная аппликация «Солнечная система»; коллективное изготовление макета Земли «Планета-сад»

Оборудование и материалы: Иллюстрации о космосе, космических кораблях, аппликация «Солнечная система». Фильм о первом полет в космос; портрет Ю.А. Гагарина, обручи; макет Земли «Планета-сад»; копия газеты Известия от 12.04.1961 года.

Словарная работа: космонавты, космодром, скафандр, центрифуга, вселенная,  телескоп,  названия планет солнечной системы.

Музыкальное оформление: Музыкальная композиция "Space".

Ход занятия:

        Звучит музыкальная композиция. Педагог предлагает прослушать ее и представить, в какое далекое путешествие приглашает нас эта музыка (космическое путешествие). Почему вы так думаете? (Музыка загадочная, таинственная, необычная, как и космос).


        Воспитатель: В древности, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами в бездонной вышине сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появиться следующей ночью. И там, где днем сверкал огромный диск Солнца, ночью, разгоняя тьму, сияла Луна, которая периодически меняла свою форму. Почему это происходит, наши предки не понимали и объяснить не могли. Но прошли тысячелетия и на многие вопросы люди нашли ответы.

Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе.
Вопросы к детям:

1.Что такое космос? (Необъятный мир, который находится за пределами Земли.   Космос еще называют другим словом – Вселенная.  Вселенная – это значит огромное пространство).

2. Что находится в космическом пространстве?

3. Какие планеты солнечной системы вы знаете?

Давайте вспомним стихотворение Аркадия Хайта:

«По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз - Меркурий, Два - Венера,

Три - Земля, Четыре – Марс,

Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн,

Семь – Уран, За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон».

4. Почему Земля - самая необычная планета? Как можно назвать жителей Земли? А Марса?        

5. Что представляют собой звезды? Можно ли  жить на звездах?

6. Какие приспособления используют ученые, чтобы узнать что находится в космосе?

7. Откуда стартуют космические корабли? Как одеты космонавты?

Воспитатель: ребята, давайте отправимся в космическое путешествие. Внимание! Приготовьтесь к запуску ракеты. Начинаем обратный отсчет!  Пуск! Наша ракета поднимается высоко вверх. Будьте внимательны! В открытый космос могут отправиться только грамотные и подготовленные люди. Проверим сейчас, готовы ли вы к полету. Отгадайте космические загадки:

1.Синенькая шубенка весь мир покрыла (небо)

2. Рассыпалось к ночи золотое зерно. Глянули поутру – нет ничего. (звезды)

3. То блин, то пол блина, то эта, то та сторона. (луна)

4. Без него плачемся, а как появится – прячемся. (солнце)

5. Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (туча)

6. В синем небе светляки, не дотянешь к ним руки,

Один большой светляк загнулся как червяк (звезды, месяц)

7. Постелен ковер, рассыпан горох.

Ни ковра ни поднять, ни гороху не собрать (небо и звезды)        

        Воспитатель:  Нам с вами необходимо подготовить свой двигательный аппарат, свои мышцы и другие системы организма к физическим нагрузкам, которые космонавты испытывают в полетах. Кроме этого, нам необходимо научиться действовать дружно, уметь работать сообща. Вот сейчас мы и проверим, как вы умеете действовать сообща.

Игра «Экипаж космического катера» (физкультминутка). Встаньте вдвоем в обруч таким образом, чтобы один из вас был с одной стороны обруча, другой – с противоположной, друг за другом. Тот, кто стоит лицом по ходу движения – «капитан корабля», тот, кто стоит за ним – «помощник капитана», как будто вы находитесь в маленьком космическом катере. По моему сигналу вы начинаете движение, катера не должны сталкиваться, иначе произойдет космическая авария. Когда я хлопну, вы поменяетесь местами и продолжите космический полет. (Дети под музыку двигаются по группе, по сигналу меняются местами). С окончанием музыки движение прекращается. Обручи сдают педагогу. Чтобы вернуться в космический корабль (на места) необходимо пролезть через люк (обруч в руках педагога)).

Воспитатель:  Ребята, время нашего полета закончилось. Нам пора возвращаться на Землю.  Есть касание! Мы снова на Земле.

Воспитатель:  какими качествами должны обладать космонавты?

Сейчас расскажу вам о том, как готовились космонавты к полетам.

Среди летчиков-испытателей были отобраны самые опытные и здоровые летчики, они много раз поднимались над землей на самолетах и теперь лучшему из них предстояло впервые совершить космический полет.

День космонавтов начинался с зарядки под наблюдением врачей, тренеров: космонавты выполняли специальные упражнения. Потом они ехали в научные институты, академии. Крупнейшие ученые страны обучали их. Летчики должны были изучить устройство космического корабля и всех его приборов. Они должны были научиться ориентироваться в космосе по солнцу и звездам.

В кабине корабля, когда он будет преодолевать земное притяжение, их ожидали тяжелые перегрузки. По-этому летчики очень много тренировались.

Первый тренажер – центрифуга (показ иллюстрации). В ее кабину помещают космонавта. Кабина вращается с большой скоростью. Чем быстрее, тем мощнее действуют силы, которые вжимают космонавта в кресло. Но надо не только лежать, но еще и работать. Перед космонавтом на экране зажигаются цифры, их надо прочитать и сообщить в Центр управления полетом.

Другой тренажер – сурдокамера. Там абсолютная тишина, как в космосе. Человеку трудно не слышать не единого звука.

Термокамера – помещение с очень высокой температурой. Когда космонавт будет приземляться, обшивка корабля раскалится и внутри будет очень жарко.

Космонавты летали на сверхзвуковых самолетах, прыгали с парашютом, много занимались спортом (показ иллюстраций).

И вот, наконец, были выбраны космические первопроходцы: в полет назначили Юрия Гагарина, а его дублером – Германа Титова.

Старт космического корабля «Восток-1» с человеком на борту был назначен на космодроме Байконур в Казахстане. Рано утром 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин, летчик-испытатель (показ портрета) поднялся на борт ракеты. Взлет прошел успешно. Корабль «Восток-1» вышел в открытый космос и совершил один виток вокруг Земли. Полет продолжался 1,5 часа. Юрий Гагарин приземлился на поле неподалеку от Саратова.

        С тех пор в этот день 12 апреля наш страна отмечает День Космонавтики. В этом году исполняется 50 лет со дня первого полета человека в космос.

        А теперь давайте посмотрим фильм о старте первого корабля.

(Демонстрация фильма (3 минуты) о первом запуске космического корабля с человеком на борту. Фильм заканчивается сюжетом о выпуске газет, сообщающих о первом полете в космос).

Воспитатель: ребята, у меня в руках копия газеты Известия от 12.04.1961г. Посмотрите, на первой странице портрет первого космонавта. Кто запомнил, как его зовут? А что вам запомнилось из моего рассказа?

Ученые всего мира, многих стран изучали космическое пространство, строили космические корабли, но наша страна, Россия, самой первой отправила в космос корабль с человеком на борту.

В наше время, на околоземной орбите, находится международная космическая станция, космонавты разных стран работают и живут там по несколько недель и даже месяцев. Они изучают космическое пространство: звезды, кометы и далекие планеты. Пока что, жизнь существует только на одной планете, на Земле. Нашу планету мы называем живой, зеленой, цветущей. Давайте вспомним стихотворение «Планета-сад» Я.Акима.

Есть одна планета – сад в этом космосе холодном

Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно…

Береги свою планету – ведь другой, похожей, нету!

(Гостям занятия вручается макет планеты Земля «Планета-Сад».)

Воспитатель: наше занятие подошло к концу, спасибо вам за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Интеграция областей «Познание» и «Развитие речи». Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные наших лесов»

Предлагаемый материал  посвящен практическом усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов».Началось занятие с организационног...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1.      Учить ставить ...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей в области познание "Как человек охраняет природу".

Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области "Познавательное развитие" для детей старшего дошкольного возраста по теме "Александровск-Сахалинский-моя малая Родина"

Игра-путешествие, где использована интерактивная технология, ИКТ, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия, что служит осново...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области « Социально-коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста. "Опасная прогулка"

Тема: «Опасная  прогулка ».Цель:   формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге....