Игротека дидактических игр и упражнений
картотека по окружающему миру по теме

Капустина Надежда Александровна

Игры и упражнения для ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroteka_did.igr_.docx271.89 КБ

Предварительный просмотр:

Игротека Дидактических игр и упражнений.

1.Игротека дидактических игр и упражнений

Игры-комплименты

«ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ!..»

Цель: -  развитие у детей толерантных нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности на примере участия ребят в сюжетных ролевых играх;

- научить малышей использовать такую формулу речевого этикета, как комплимент, адресовано и мотивированно;

- обогатить речь дошкольников синонимическими вариантами выражения одобрения;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к миру, к людям;

- развивать коммуникативные способности.

Ход игры:

Воспитатель:

Дорогие мои друзья, сегодня мы отправимся с вами путешествовать по стране Комплиментов. Это чудесная, добрая, необычная страна. В ней нет зла, в этой стране всегда царят любовь и добро. А вы знаете, что такое комплимент?

(Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог.)

Комплименты – это любезные, приятные, красивые слова или выражения, лестные отзывы, содержащие похвалу, одобрение.

Комплименты бывают лестные, т.е. добрые, приятные, чудесные, и при этом правдивые.

А есть комплименты льстивые, т.е. угодливые, восхваляющие кого-либо незаслуженно.

Сейчас я вам прочитаю две басни И.А. Крылова. Послушайте их внимательно и определите, каких комплиментов встречается больше – лестных или льстивых.

(Читает текст. Можно заранее попросить кого-то из ребят выучить текст басен, и тогда на занятии они смогут представить инсценировку.)

Кукушка и петух

«Как, милый Петушок,

Поешь ты громко, важно!»-

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!»-

«Тебя, мой куманек,

Век слушать я готова».-

«А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь,

То жду я, не дождусь,

Чтоб начала ты снова...

Отколь такой берется голосок?

И чист, и нежен, и высок!..

Да вы уж родом так: собою невелички,

А песни, что твой соловей!»-

«Спасибо, кум; зато, по совести моей,

Поешь ты лучше райской птички,

На всех ссылаюсь в этом я».

Тут Воробей, случась, промолвил им:

«Друзья! Хоть вы охрипните,

Хваля друг дружку,-

Все ваша музыка плоха!..»

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

 

Ворона и лисица

(отрывок)

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись!

Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,-

Ведь ты б у нас была царь-птица!»...

(содержание басен необходимо обсудить с детьми, особо обратив внимание на различные мотивы лести, и зачитать в конце обсуждения мораль басни «Ворона и лисица».

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

Но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.)

Игра «ПОДАРИ.»

Передавая мяч по кругу, дети говорят своему соседу комплимент. Необходимо только напомнить детям, что для того чтобы комплимент получился лестным, а не льстивым, надо сначала подумать, а за что можно похвалить этого человека, что хорошее отличает его от остальных.

Примерные комплименты детей: «Ты наше солнышко! Ты у нас красавица – веселушка!..»

Когда каждый ребенок скажет по одному комплименту, воспитатель подбрасывает мяч вверх со словами: «Раз, два, три, четыре, пять, поменяемся опять». Дети меняются местами, становятся по кругу и продолжают говорить по комплименту.

  

Воспитатель:

Я рада за вас, что вы растете доброжелательными детьми. Если вы говорите такие замечательные комплименты своим сверстникам, значит, у вас доброе, чуткое сердце, и вы очень дружные ребята. А у меня для вас есть еще одна игра, она называется «Пирамида любви». (Приглашает детей к кубиковому конструктору, который разложен по кучкам, и сесть рядом.)

Каждый из нас что-то или кого-то любит, нам всем присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Сейчас я буду называть все, что люблю, обозначать это одним кубиком, и соединять кубики друг с другом.

 

Я люблю свою семью. (берет один кубик)

Я люблю своих детей. (берет следующий кубик и соединяет с нижним. Так соединяются все кубики, пока не получится высокая пирамида).

 

А теперь вы постройте пирамиды любви. (дети выполняют задания, а воспитатель ведет постепенный опрос детей.)

У нас замечательные пирамиды, в них поместились не только любовь к своей семье, друзьям, но и любовь к миру, к людям.

Я предлагаю вам построить «Пирамиду любви» из наших рук. (воспитатель с детьми выстраивают пирамиду.)

Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.

Игры - знакомства

Игра «Угадай меня!»

Отличный вариант развивающей игры для дошкольников. Главное — проводить ее в коллективе детей, которые еще не знакомы друг с другом. Все дети должны встать в шеренгу. Первый ребенок выходит вперед и говорит: «Угадай мое имя, оно начинается на букву «О»!». Дети начинают угадывать, называя имена на эту букву, тот, кто угадал, делает шаг из шеренги вперед. Потом выходит второй ребенок и тоже загадывает имя. Победителем игры станет тот, кто сделал шагов больше всех. Если дети уже умеют считать, то ведущий может им подсказывать, называя число букв в имени. Как и многие игры на знакомства, эта игра не только наладит общение в коллективе, но и задействует логическое мышление, счет и смекалку.

 

Игры на знакомство в детском саду могут использоваться в любом возрасте, независимо от того, могут ли дети разговаривать. Соберите всю группу в круг, возьмите в руки пакет с игрушками. Дайте первую игрушку одному ребенку, сказав: «Я даю грузовик Артему!», потом следующую игрушку следующему ребенку, вновь произнеся название игрушки и имя малыша. Дети в возрасте 2—3 лет обратят внимание на игрушку, автоматически уловив и имя своего нового друга.

2.Литературные кричалки, тараторки, веселки, звенелки, шумелки

КОРНЕЙ ЧУКОВСКИЙ

Радость

Рады, рады, рады

Светлые березы,
И на них от радости

Вырастают розы.
Рады, рады, рады

Темные осины,
И на них от радости

Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака

И не град,
То посыпался из облака

Виноград.
И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли

Сладким медом потекли.
Куры стали павами,

Лысые — кудрявыми.
Даже мельница — и та

Заплясала у моста.
Так бегите же за мною

На зеленые луга,
Где над синею рекою

Встала радуга-дуга.
Мы на радугу вска-ра-б-каемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!


ЛЕВ КВИТКО
Качели

Ой-да,
   ой-да,

ой-да, ух!
Я лечу,

лечу,

как пух!

А навстречу мне лесок,
И неба теплого кусок,
И в речке синяя вода!
Ой-да,
   ой-да,

ой-да, да!Речки светлая струя
Изогнулась, как змея.
Вьется так

и вьется сяк,
И вползает в березняк.
Ой-да,
   ой-да,

ой-да, ух!
Аж захватывает дух!
Вот сбежалась детвора:
— Ты качался — нам пора!
Вверх,

вниз!

Вверх, вниз!
Прямо к облаку несись!
Город сдвинулся вдали,
Оторвался от земли...
Ой-да!
   Ой-да!

Ой-да!..

Ой!
         Стой!

ЕЛЕНА БЛАГИНИНА
Радуга

Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу,
Семицветную цветную
На лугу подстерегу.

Я на красную дугу
Наглядеться не могу,
За оранжевой, за желтой
Вижу новую дугу.

Эта новая дуга
Зеленее, чем луга,
А за нею — голубая,
Точно мамина серьга.

Я на синюю дугу
Насмотреться не могу,
А за этой, фиолетовой,
Возьму да побегу...

Солнце село за стога.
Где ты, радуга-дуга

* * *

Тихо шепчется с ветлой
Старая береза.
Ходит по двору с метлой
Дедушка Сережа.
—Дед Сережа, посмотри,
Мы пускаем пузыри!
Видишь, в каждом пузыре
По малиновой заре,
По березе,
По ветле,
По сережке,
По метле!
Ты смотри-смотри-смотри,
Полетели пузыри —
Красный,
Желтый,
Голубой...
Выбирай себе любой!

САМУИЛ  МАРШАК
Мяч

Мой
Веселый,
Звонкий
Мяч,
Ты куд
Помчался
Вскачь?

Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
Я
Тебя
Ладонью
Хлопал.
Ты
Скакал
И звонко
Топал.

Ты
Пятнадцать

Раз
Подряд
Прыгал
В угол
И назад.
А потом
Ты покатился
И назад
Не воротился.
Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,
Подкатился
Под ворота,
Добежал
До поворота.
Там
Попал
Под колесо.
Лопнул,
Хлопнул —
Вот и все!

САМУИЛ  МАРШАК
ДАНИИЛ  ХАРМС
Веселые чижи

Жили в квартире
Сорок четыре
Сорок четыре
Веселых чижа:

Чиж-судомойка,
Чиж- поломойка,
Чиж-огородник,
Чиж- водовоз,
Чиж за кухарку,
Чиж за хозяйку,
Чиж на посылках,
Чиж-трубочист.

Печку топили,
Кашу варили
Сорок четыре
Веселых чижа:

Чиж с поварешкой,
Чиж с кочережкой,
Чиж с коромыслом,
Чиж с решетом,
Чиж накрывает,
Чиж созывает,
Чиж разливает,
Чиж раздает.

Кончив работу,
Шли на охоту
Сорок четыре
Веселых чижа:

Чиж на медведя,
Чиж на лисицу,
Чиж на тетерку,
Чиж на ежа,
Чиж на индюшку,
Чиж на кукушку,
Чиж на лягушку,
Чиж на ужа.

После охоты
Брались за ноты
Сорок четыре
Веселых чижа:

Дружно играли:
Чиж на рояле,
Чиж на цимбале,
Чиж на трубе,
Чиж на тромбоне,
Чиж на гармони,
Чиж на гребенке,
Чиж на губе!

Ездили всем домом
К зябликам знакомым
Сорок четыре
Веселых чижа:

Чиж на трамвае,
Чиж на моторе,
Чиж на телеге,
Чиж на возу,
Чиж в таратайке,
Чиж на запятках,
Чиж на оглобле,
Чиж на дуге!

Спать захотели,
Стелют постели
Сорок четыре
Веселых чижа:

Чиж на кровати
Чиж на диване,
Чиж на корзине,
Чиж на скамье,
Чиж на коробке,
Чиж на катушке,
Чиж на бумажке,
Чиж на полу.

Лежа в постели,
Дружно свистели
Сорок четыре
Веселых чижа:

Чиж — трити-трити,
Чиж — тирли-тирли,
Чиж — дили-дили,
Чиж — ти-ти-ти,
Чиж — тики-тики,
Чиж — тики-рики,
Чиж — тюти-люти,
Чиж — тю-тю-тю!

ЭММА  МОШКОВСКАЯ
   Нос, умойся!

Кран,
Откройся!
Нос,
Умойся!
Мойтесь
Сразу
Оба
Глаза!
Мойтесь

Уши,
Мойся
Шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся,
Мойся,
Обливайся

Грязь,
Смывайся!
Грязь,
Смывайся!!!

МОРИС КАРЕМ
Мой змей

Унеси меня, мой змей,
Прямо в небо поскорей!
В небе я хочу кружиться,
В небе я хочу носиться,
И хочу я, словно птица,
Улететь за сто морей.
Унеси меня, мой змей,
Прямо в небо поскорей!
Я весь мир хочу увидеть,
Всех детей хочу увидеть,
Чтобы за руки нам взяться,
Чтобы вместе нам смеяться.
Унеси меня, мой змей,
Прямо в небо поскорей!

ВАДИМ ЛЕВИН
Олешкина кричалка

Лейся,
Лейся,
Дождик,
Дождик!
Я хочу
Расти, расти!

Я
не сахар!
Я
не коржик!
Не боюсь я
Сырости!

ЯКОВ АКИМ
Весело мне!

Яблоки-веники,
Весело мне,
Весело мне,
Я скачу на коне!
Яблоки-веники,
Вихрем лечу,
Вихрем лечу я,
Куда захочу
!
Яблоки-веники,
Конь мой устал,
Конь мой устал
И скакать перестал.

Яблоки-веники,
Где ж водопой,
Где водопой
С ключевою водой?
Конь мой да я
Напились из ручья,
Дальше торопится
Песня моя.
Яблоки-веники,
Яблоки-веники,
Скачет веселая
Песня моя!

ЮННА МОРИЦ
Ты да я, да мы с тобой!

Хороша зима!
По ней
Мчится поезд
Из саней.
За кушак или за пояс
Ты держи меня сильней!
Ты держи меня сильней,
Чтоб не выпасть из саней!
А не то на снежной круче
Так тряхнет, что ой-ой-ой!
И слетим в сугроб дремучий
Ты да я, да мы с тобой!
Ты держи меня сильней,
Чтоб не выпасть из саней!
Ах, как быстро мчится поезд
Красно-желто-голубой!
В нем приехали на полюс
Ты да я, да мы с тобой!
Ты держи меня сильней,
Чтоб не выпасть из саней
А на полюсе — гора!
Все кричали ей: “Ура!”
Никогда не видел раньше
Я подобной великанши!
Эх, да только фантазеры
На такие лезут горы!
Ух, да только фантазерки
Вниз летят с такой вот горки!
Это может не любой —
Только я да мы с тобой!
Так держи меня сильней,
Чтоб не выпасть из саней!

ЭЛЕОНОРА ФАРДЖЕН
Мыльные пузыри

Осторожно — пузыри...
— Ой, какие!
— Ой, смотри!
— Раздуваются!
— Блестят!
— Отрываются! — Летят!
— Мой — со сливу!
— Мой — с орех!
—Мой не лопнул дольше всех!

ГРИГОРЕ ВИЕРУ
Ежик и барабан

С барабаном ходит ежик,
Бум — бум — бум!
Целый день играет ежик,
Бум — бум — бум!
С барабаном за плечами,
Бум — бум — бум!
Ежик в сад забрел случайно,
Бум — бум — бум!
Очень яблоки любил он,
Бум — бум — бум!
Барабан в саду забыл он,
Бум — бум — бум!
Ночью яблоки срывались,
Бум — бум — бум!
И удары раздавались,
Бум — бум — бум
Зайцы здорово струхнули,
Бум — бум — бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум — бум — бум!

БОРИС ЗАХОДЕР

Дорожная Шумелка для снежной погоды
Эту Шумелку
Винни и Пятачок пели,
когда шел снег

Иду вперед
(Тирлим-бом-бом) —
И снег идет
(Тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем,
Совсем не по дороге!
Но только вот
(Тирлим-бом-бом)
Скажите, от-
(Тирлим-бом-бом),
Скажите, от-
Чего так зябнут ноги?!

Ворчалка
Эту Ворчалку Винни сочинил, когда искал
горшок с медом, который сам же съел.

Куда мой мед деваться мог?
Ведь был полнехонький горшок?
Он убежать никак не мог —
Ведь у него же нету ног!
Не мог уплыть он по реке
(Он без хвоста и плавников!).
Не мог зарыться он в песке.
Не мог, а все же — был таков!
Не мог уйти он в темный лес.
Не мог взлететь под небеса.
Не мог, а все-таки исчез!
Ну, это прямо чудеса!

 

Уговорушки

Случится же такое!

 

Случится же такое!

Глазам своим не верю:

Бегут две горьких речки

И будят весь наш дом!

А, впрочем,

Вот послушай…

Однажды в Горькой речке

Козленок искупался

И стал – таким соленым!

И горьким стал таким,

Что до сих пор козленка,

Который искупался

Однажды в горькой речке,

Нельзя

поцеловать…

 

Левушка

 

Левушка? Не Левушка…

Ревушка? Не ревушка…

Так откуда «Уу-Уу!»

Раздается - не пойму.

Нету ревушек у нас,

Кто ж тут плачет целый час?

Чей тут мокрый кулачок?

Ой, размокнет мужичок! 

Не размокнет чики-чок!

Посмотрите, в кулачок

Лева слезки прячет –

Больше он не плачет!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Математическая игротека» (Дидактические игры как средство развития математических представлений у детей во второй младшей группе)

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ  «Математическая игротека» (Дидактические игры как средство развития математических представлений у детей во второй младшей группе)...

Логопедическая игротека. Дидактические игры для автоматизации звуков

Логопедическая игротека. Дидактические игры для автоматизации звуков, этот материал поможет воспитателю в работе по развитию речи у детей дошкольного возраста. Весь материал систематизирован по темам...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Логопедическая игротека. Дидактические игры для автоматизации звуков

Логопедическая игротека.  Дидактические игры для автоматизации звуковДидактические игры для автоматизации звуков.Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по...

Игротека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной группе

Игротека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной  группе...

Игротека дидактических игр по экологии по технологии ТРИЗ "Экологическая копилка"

картотека дидактических игр по экологии то технологии ТРИЗ...