Моя Семья
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Цель: Формирование представлений о семье.
Задачи:
1. Учить отвечать на вопросы предложением.
2. Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных.
3. Воспитывать уважение и заботливое отношение к своей семье.
4. Формировать адекватную оценку принадлежности предмета ролевой игры с акцентом на половое различие.
Оборудование: семейные фотографии детей, планшет, предметы для ролевой игры «Семья» (пылесос, кастрюля, клубок, молоток, дрель, книга, сумка и др., эмблемы с изображением бабушки, дедушки, брата, мамы, папы, сестры, клей, кисти, салфетки, клеёнки, цветные заготовки рамок фото.
Предварительная работа: Рассматривание сюжетной картины «Семья», дидактическая игра «Мамины и папины дела», рисование портрета семьи (задание для родителей, рассматривание семейных альбомов.
Словарная работа: семья, внученька, дедушка, заботиться, старший, младший, обязанности.
Организационный момент.
Шёл по крыше воробей,
Собирал своих друзей.
Много, много, много нас.
Выйдут девочки сейчас.
Воспитатель вместе с девочками зовёт мальчиков.
Дети садятся на стульчики. У детей в руках семейные фотографии. Фотографии вставляют в планшет.
1часть. Беседа о семье детей группы.
Воспитатель: Сегодня вы принесли фотографию своей семьи из вашего фотоальбома. Расскажите, кто живёт в вашей семье?
Дети: В моей семье живёт папа, мама, брат.
Воспитатель: Катя, расскажи, кто живёт с тобой? (мама, бабушка)
У вас большая семья?
Саша, с кем ты живёшь? (папа, мама, кот, брат,
Воспитатель: Семья может быть большая, как у Яши, или маленькая как у Лены. В одной семье могут жить люди разного возраста. Есть семьи, где у родителей один ребёнок. В таких семьях есть брат или сестра. (Вика и Света рассказывают о сёстрах) : Есть у тебя сестра или брат?
Кто из вас старший, а кто младший?
Чем вы занимаетесь вместе?
Сейчас Артём расскажет нам стихотворение о папе и маме.
Книжки мне читает мама,
И котлеты жарит мама.
Поёт песни перед сном,
Убирает целый дом!
Папе моему везёт –
На работу он идёт.
Итог: Ребята, вы меня поразили своими рассказами о семье. Так здорово, что вы знаете всё о своей семье.
2 часть. Игра «Скажи ласково»
Воспитатель: В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?
Дети: доченька, дочурка
Таким образом, дети изменяют слова.
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка
Сестра – сестрёнка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка
Итог: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько человек живёт у вас в квартире.
Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире? »
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)
3 часть. Игра «Семья»
Воспитатель: приглашаю вас в нашу квартиру. Я заметила, что вам нравится играть в дочки-матери. Сейчас мы поиграем.
Воспитатель с помощью эмблемы даёт роль ребёнку (бабушка, сын, внук, внучка, папа, мама, дочка) и спрашивает: Рома, кто ты? (Я - папа)
Воспитатель. Выберите предмет. Подумайте, что можно делать этим предметом дома?
Воспитатель даёт пример ответа : «Я, как мама, выбираю книгу, сегодня вечером я буду читать своей дочке сказку»
Какой предмет выбрал дедушка?
Чем занялась бы дочка?
Зачем папе молоток?
Дети обговаривают, кто, что взял, для чего это нужно.
Итог: Дети, я приятно удивлена, что вы так много знаете о том, кто и чем любит заниматься в вашей семье каждый вечер и в выходной день. Вы знаете обязанности своих пап, мам, братьев и сестёр, свои. Из ваших ответов я поняла, что у вас дружные семьи.
4 часть. Изготовление подарка.
Воспитатель: Сделаем рамку для вашей семейной фотографии. Это будет подарок -сюрприз.
Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» (народная потешка)
Как у нас семья большая да весёлая.
Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны объедаются.
Две Дашки у кашки питаются.
Две Ульки в люльке качаются.
Индивидуальный подход во время наклеивания рамок.
Итог: Сегодня мы узнали многое о ваших семьях. Увидели, какой дедушка заботливый у Дениса, бабушка - у Сони умеет вязать. Каждая семья особенная. Что вам больше запомнилось?
Конспект образовательной деятельности
"Моя семья и родственники" в старшей группе
Задачи:
Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».
Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.
Лексическая работа: упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных, в подборе антонимов, в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а».
Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.
Предварительная работа:
Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей.
Беседа воспитателя с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи.
Составление детей с родителями «генеалогического» древа, начиная с бабушки и дедушки.
Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
Беседа родителей с ребенком о семье /получить ответы на вопросы: «Сколько человек в семье? Кто самый старший в семье? Кто младше всех?»/
Материал:
Семейные фотографии детей и родителей, карточки с изображением «генеалогического древа», медальоны для награждения.
Воспитатель:
«Ребята, сегодня у нас проводится конкурс рассказов о самой хорошей и дружной семье. Чтобы победить в нем, нужно постараться очень интересно рассказать о своей семье».- Ребята, как вы думаете, что такое семья? /это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка/.- Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают? - Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки?- Как можно назвать их всех одним словом? /семья/.- Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? /только родственники/.- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? /вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно/.- А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «генеалогическим древом».
Дидактическая игра «Расскажи о своем генеалогическом древе»
/начиная с бабушек, дедушек, папы, мамы, братьев, сестер, назвать их имена, чем занимаются: на пенсии, работают или учатся/.
Дидактическая игра «Сравни - кто старше? Кто младше?»
Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/;Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/;Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Дедушка старый - внук …/молодой/;Папа высокий - сын …/низкий/;Брат трудолюбивый - сестра …/ленивая/;Белье чистое - …/грязное/;Хлеб свежий - …/черствый/;Мама спускается - дочь …/поднимается/;Папа наказывает - мама …/жалеет/ и другие пары слов.
Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»
Раз, два, три, четыре, /хлопки в ладоши/Кто живет в моей квартире? /пожимают плечами/Раз, два, три, четыре, пять, /хлопки в ладоши/Всех могу пересчитать. /руки в стороны/Папа, мама, брат, сестренка, /загибают по одному пальцу на обеих руках/Мой щегол, сверчок и я:Вот и вся моя семья. /сжимают и разжимают кулачки/.
Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»
шарф /чей?/ - мамин, папин, дедушкин….Шапка /чья?/ - бабушкина, мамина …..Очки /чьи?/ - дедушкины, бабушкины …Платье /чьё?/ - мамино …Ботинки /чьи?/ - папины …Кофта /чья?/ - Танина, Машина, мамина …Плащ /чей?/ - Сережин, Пашин, дедушкин, папин …
Дидактическая игра «Чей я ребенок, угадай?»
/Найти на выставленных фотографиях маму и папу названного ребенка, опираясь на внешнее сходство/
Игра «Какая у вас семья?»
большая - маленькая дружная - заботливая трудолюбивая - веселая добрая - хорошая строгая - здоровая крепкая - счастливая
Воспитатель:
- Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…/- Я думаю, что в этом конкурсе победили вы все, потому, что очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье, поэтому все заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....