Моя Семья
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

 

Цель: Формирование представлений о семье.

 

 

Задачи:

1. Учить отвечать на вопросы предложением.

2. Упражнять  в  употреблении  уменьшительно-ласкательной формы существительных.

3. Воспитывать уважение и заботливое отношение к своей семье.

4. Формировать адекватную оценку принадлежности предмета ролевой игры с акцентом на половое различие.

 

 

Оборудование: семейные фотографии детей, планшет, предметы для ролевой игры «Семья» (пылесос, кастрюля, клубок, молоток, дрель, книга, сумка и др., эмблемы с изображением бабушки, дедушки, брата, мамы, папы, сестры, клей, кисти, салфетки, клеёнки, цветные заготовки рамок фото.

 

 

Предварительная работа: Рассматривание сюжетной картины «Семья», дидактическая игра «Мамины и папины дела», рисование портрета семьи (задание для родителей, рассматривание семейных альбомов.

 

 

Словарная работа: семья, внученька, дедушка, заботиться, старший, младший, обязанности.

 

Организационный момент.

 

 

Шёл по крыше воробей,

Собирал своих друзей.

Много, много, много нас.

Выйдут девочки сейчас.

 

Воспитатель вместе с девочками зовёт мальчиков.

 

Дети садятся на стульчики. У детей в руках семейные фотографии. Фотографии вставляют в планшет.

 

 

1часть. Беседа о семье детей группы.

 

Воспитатель: Сегодня вы принесли фотографию своей семьи из вашего фотоальбома. Расскажите, кто живёт в вашей семье?

 

Дети: В моей семье живёт папа, мама, брат.

 

Воспитатель: Катя, расскажи, кто живёт с тобой? (мама, бабушка)

 

У вас большая семья?

 

Саша, с кем ты живёшь? (папа, мама, кот, брат,

 

Воспитатель: Семья может быть большая, как у Яши, или маленькая как у Лены. В одной семье могут жить люди разного возраста. Есть семьи, где у родителей один ребёнок. В таких семьях есть брат или сестра. (Вика и Света рассказывают о сёстрах) : Есть у тебя сестра или брат?

 

Кто из вас старший, а кто младший?

 

Чем вы занимаетесь вместе?

 

Сейчас Артём расскажет нам стихотворение о папе и маме.

 

Книжки мне читает мама,

 

И котлеты жарит мама.

 

Поёт песни перед сном,

 

Убирает целый дом!

 

Папе моему везёт –

 

На работу он идёт.

 

Итог: Ребята, вы меня поразили своими рассказами о семье. Так здорово, что вы знаете всё о своей семье.

 

 

2 часть. Игра «Скажи ласково»

 

Воспитатель: В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?

 

Дети: доченька, дочурка

 

Таким образом, дети изменяют слова.

 

Сын – сынок, сыночек

 

Папа – папочка, папенька

 

Дед – дедушка, дедуля

 

Бабушка – бабулечка

 

Сестра – сестрёнка

 

Внук – внучок

 

Внучка – внученька

 

Брат – братишка

 

Итог: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.

 

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько человек живёт у вас в квартире.

 

Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире? »

 

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

 

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

 

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

 

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

 

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

 

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)

 

Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)

 

Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

 

 

3 часть. Игра «Семья»

 

Воспитатель: приглашаю вас в нашу квартиру. Я заметила, что вам нравится играть в дочки-матери. Сейчас мы поиграем.

 

Воспитатель с помощью эмблемы даёт роль ребёнку (бабушка, сын, внук, внучка, папа, мама, дочка) и спрашивает: Рома, кто ты? (Я - папа)

 

Воспитатель. Выберите предмет. Подумайте, что можно делать этим предметом дома?

 

Воспитатель даёт пример ответа : «Я, как мама, выбираю книгу, сегодня вечером я буду читать своей дочке сказку»

 

Какой предмет выбрал дедушка?

 

Чем занялась бы дочка?

 

Зачем папе молоток?

 

Дети обговаривают, кто, что взял, для чего это нужно.

 

Итог: Дети, я приятно удивлена, что вы так много знаете о том, кто и чем любит заниматься в вашей семье каждый вечер и в выходной день. Вы знаете обязанности своих пап, мам, братьев и сестёр, свои. Из ваших ответов я поняла, что у вас дружные семьи.

 

 

4 часть. Изготовление подарка.

 

Воспитатель: Сделаем рамку для вашей семейной фотографии. Это будет подарок -сюрприз.

 

Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» (народная потешка)

 

Как у нас семья большая да весёлая.

 

Два у лавки стоят,

 

Два учиться хотят,

 

Два Степана у сметаны объедаются.

 

Две Дашки у кашки питаются.

 

Две Ульки в люльке качаются.

 

Индивидуальный подход во время наклеивания рамок.

Итог: Сегодня мы узнали многое о ваших семьях. Увидели, какой дедушка заботливый у Дениса, бабушка - у Сони умеет вязать. Каждая семья особенная. Что вам больше запомнилось?

 

 

Конспект образовательной деятельности

"Моя семья и родственники" в старшей группе

 

 

Задачи:

Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».

Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.

Лексическая работа: упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных, в подборе антонимов, в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а».

Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.

Предварительная работа:

Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей.

Беседа воспитателя с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи.

Составление детей с родителями «генеалогического» древа, начиная с бабушки и дедушки.

Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

Беседа родителей с ребенком о семье /получить ответы на вопросы: «Сколько человек в семье? Кто самый старший в семье? Кто младше всех?»/

Материал:

Семейные фотографии детей и родителей, карточки с изображением «генеалогического древа», медальоны для награждения.

Воспитатель:

«Ребята, сегодня у нас проводится конкурс рассказов о самой хорошей и дружной семье. Чтобы победить в нем, нужно постараться очень интересно рассказать о своей семье».- Ребята, как вы думаете, что такое семья? /это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка/.- Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают? - Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки?- Как можно назвать их всех одним словом? /семья/.- Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? /только родственники/.- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? /вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно/.- А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «генеалогическим древом».

Дидактическая игра «Расскажи о своем генеалогическом древе»

/начиная с бабушек, дедушек, папы, мамы, братьев, сестер, назвать их имена, чем занимаются: на пенсии, работают или учатся/.

Дидактическая игра «Сравни - кто старше? Кто младше?»

Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/;Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/;Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Дедушка старый - внук …/молодой/;Папа высокий - сын …/низкий/;Брат трудолюбивый - сестра …/ленивая/;Белье чистое - …/грязное/;Хлеб свежий - …/черствый/;Мама спускается - дочь …/поднимается/;Папа наказывает - мама …/жалеет/ и другие пары слов.

Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»

Раз, два, три, четыре, /хлопки в ладоши/Кто живет в моей квартире? /пожимают плечами/Раз, два, три, четыре, пять, /хлопки в ладоши/Всех могу пересчитать. /руки в стороны/Папа, мама, брат, сестренка, /загибают по одному пальцу на обеих руках/Мой щегол, сверчок и я:Вот и вся моя семья. /сжимают и разжимают кулачки/.

Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»

шарф /чей?/ - мамин, папин, дедушкин….Шапка /чья?/ - бабушкина, мамина …..Очки /чьи?/ - дедушкины, бабушкины …Платье /чьё?/ - мамино …Ботинки /чьи?/ - папины …Кофта /чья?/ - Танина, Машина, мамина …Плащ /чей?/ - Сережин, Пашин, дедушкин, папин …

Дидактическая игра «Чей я ребенок, угадай?»

/Найти на выставленных фотографиях маму и папу названного ребенка, опираясь на внешнее сходство/

Игра «Какая у вас семья?»

большая - маленькая дружная - заботливая трудолюбивая - веселая добрая - хорошая строгая - здоровая крепкая - счастливая

Воспитатель:

- Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…/- Я думаю, что в этом конкурсе победили вы все, потому, что очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье, поэтому все заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....