Виды дидактических игр по экологии.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
В педагогике существует несколько видов дидактических игр по экологии. Бондаренко А. указывает, что все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1. Игры с предметами.
2.Настольно печатные игры.
3.Словесные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_didakticheskikh_igr.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды дидактических игр.
В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Бондаренко А. указывает, что все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- Игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- Настольно печатные игры;
- Словесные игры.
В играх с предметами используются и реальные предметы: предметы обихода, орудия труда, объекты природы овощи, фрукты, шишки, листья, семена. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно - образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей. Развивать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация. Совершенствовать речь умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы. Составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определённые роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин». Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях, явлениях природы, объектах живой и неживой природы «Устроим кукле комнату», о литературных произведениях «Путешествие в страну природоведческих сказок и сказок о животных», о нормах поведения в природе «Что такое хорошо и что такое плохо». Для развития координации мелких движений и зрительного контроля, за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Детям 5-7 лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, бильбоке, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению. Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий зрительный контроль за этими движениями- важные предпосылки для подготовки ребёнка к овладению письмом. В таких играх воспитывается сообразительность, умение ориентироваться в пространстве, настойчивость и терпение.
Игры с природным материалом: семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки, позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы : анализ, синтез, классификация. В ознакомлении детей с природой полезно использовать дидактические игры с природным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травяные и комнатные растения.
Овощи и фрукты хорошо знакомы и интересны детям. Малышей привлекают их форма, окраска, величина, вкус, запах. Так многие овощи и фрукты сохраняются в течение всего года, с ними можно проводить разнообразные игры во всех возрастных группах независимо от сезона.
Комнатные растения – обязательные обитатели уголка природы детского сада. Их удобно использовать в играх прежде всего потому, почти половина года в средней полосе деревья, кустарники лишены зелёного покрова и перестают привлекать детей. Большинство же комнатных растений остаются зелёными постоянно, а некоторые цветут и зимой.
Весной, летом, осенью растительный мир привлекает внимание ребёнка бурными изменениями, красками, запахами. Выделяя сходные и отличительные признаки растений, дети начинают различать деревья, кустарники, цветы, запоминать их названия.
Чтобы обеспечить усвоение детьми знаний об отличительных признаках растений, для игр хорошо использовать листья, цветы, семена, кору. Дидактические игры с природным материалом можно проводить в естественных условиях, на открытом воздухе и в групповой комнате. Игры в лесу, в парке, на лугу не требуют специального оборудования, но выбирая место для игры, необходимо, чтобы на поляне, в сквере были растения, с которыми воспитатель хочет познакомить детей, кроме того, они должны быть доступны детям для наблюдения. Однако проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности. Это прежде всего то, что дети легко отвлекаются, переключают внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому воспитатель должен продумать интересные игровые действия, занять всех детей решением единой задачи. Если игра проводится в помещении, природный материал размещают так, чтобы дети хорошо видели отличительные признаки каждого предмета : окраску, величину, форму и все детали.
Можно выделить два типа дидактических игр с природным материалом: бессюжетные и сюжетные. Игры, в которых все дети выполняют одно-два однородных действия, относятся к бессюжетным. Если же в игре действия согласно её правилам выполняют соответствующими участниками , а содержание отражает определённый сюжет, то это игры сюжетные. Такие игры требуют некоторые знаний, умения применять их в соответствующей ситуации. Поэтому рекомендуется проводить их с детьми старшей и подготовительной групп.
В ходе дидактических игр дети разного дошкольного возраста путём многократных повторений усваивают объём в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Планируя игру с природным материалом, воспитатель должен помнить о соответствии её содержания изменениям, происходящим в окружающей природе. Например, игры, связанные с покупкой семян, проводить лучше весной, а со сбором урожая, летом и осенью.
Последовательность проведения игр даётся в соответствии с постепенным усложнением дидактических задач, с учётом уровня представлений детей о разных группах растений. Иногда одни и те же игры в разных вариантах рекомендуются для детей разного возраста. Они усложняются за счёт увеличения растений, более разнообразных правил и игровых действий. Воспитатель сам может придумать различные варианты игр: ввести в них дополнительные задания, новые роли, обогатить сведениями об окружающей детей природе.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначения, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.
Настольно печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.
Среди дидактических игр для дошкольников предлагают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуются подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых: две варежки, два румяных яблока. Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу, найти две машины одна легковая, другая грузовая. Старшим дошкольникам целесообразно предлагать пары среди предметов, отличающихся от друга пространственным расположением, формой, особенности окраски. В подборе картинок по общему признаку требуются некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растёт в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местами их произрастания, объединяют по признаку картинки. Также ещё проводятся игры на запоминание состава, количества и расположения картинок. Проводятся так же, как с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении картинок на столе слева, справа, вверху, внизу, сбоку, впереди, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании. В лото ребёнок должен к картинке на большой карте подобрать изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки». В домино принцип парности реализуется через побор карточек при очерёдности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов о животных».
В играх типа «Лабиринт» предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счётный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной «Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик». Дети путешествуют по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение правильно считать и предвидеть результат действий. Распостран1нные настольно печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображённый предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей сложный процесс осмысления работы воображения. В настоящее время популярны пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание: изображение сценок из мультфильмов, животных, фруктов и овощей.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Преимущественно словесные игры проводятся с детьми старшего возраста. Словесные игры делятся на 4 группы.
В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные главные признаки предметов, явлений: «Продуктовый магазин», «Когда это бывает?». Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож не похож», «Угадай, что где растёт?» Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». В четвёртую группу выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора «Испорченный телефон», «Краски», «Летает не летает», «Белое и чёрное не называть».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми
Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...
Дидактические игры по экологии
Представляю подборку дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста, которые помогут систематизировать, обощить и закрепить знания детей о природе....
Перспективный план дидактических игр по экологии в средней группе.
Перспективный план дидактических игр по экологии в средней группе.Названия игр, цель, игровое действие, оборудование, ход игр....
Букет Якутии Дидактическая игра Номинация- Лучшее дидактическое пособие по экологии «Дружим с экологией» для детей дошкольного возраста
Дидактическая игра для детей дошкольного возраста 4-5 лет.Количество участников игры 11 детей.АннотацияДидактическая игра «Букет Якутии» позволяет привлечь к участию всех детей группы. Это...
Дидактическая игра как форма организации педагогического процесса,виды дидактических игр.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное зна...
Статья "Дидактическая игра в раннем дошкольном возрасте, виды дидактических игр."
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...
Картотека дидактических игр во второй младшей группе Дидактические игры по экологии (картотека)
Экологическое воспитание детей — это не только готовность беречь природу, но и формирование основ нравственности.Проблемы экологии в наше время остро стоят перед человечеством. Воспитывать детей...