Конспект НОД по экологии с элементами математики "В поисках сокровищ" (старшая разновозрастная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экологии с элементами математики на тему : «В поисках сокровищ».(Старшая группа).
Воспитатель: Ларина О. Г.
Цель :Закрепить знания детей о многообразии природных объектов, об их взаимосвязи и взаимозависимости. Продолжать формировать навыки экологически грамотного поведения в природе. Упражнять в счёте в пределах 9. Развивать навыки измерения предметов с помощью условной мерки. Активизировать речь детей. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу.
Материал: Конверт с картой- схемой. Картинки с изображением животных и растений(обитатели леса, луга, водоёма). Четыре обруча (белый, жёлтый, синий, зелёный). Ребристая доска. Картинка «Лес», набор карточек с изображением разных животных, шапочка-капелька: на каждого ребёнка. Изображение дорожек, солнца, луговых цветов с разным количеством лепестков, Шляпа Тучи. Костюм Бабы-Яги. Ленты (условные мерки) кочки и бусины с цифрами 1-9.Дипломы «Юный эколог». Аудиозапись.
Предварительная работа: Беседа о природе, о водоёмах, о круговороте воды в природе. Разучивание подвижной игры «Мы –капельки».
Ход занятия:
-Сегодня , в почтовом ящики я обнаружила конверт. В нём карта на которой указан путь к сокровищам. Вы готовы отправится на их поиски ?(Да) Наш путь не близкий, через лес, мимо поля, по лугу. Мы пойдём осторожно и тихо, не будем трогать мухоморы и муравейники, по - доброму отнесёмся к животным и растениям. Скажите, чего не должен делать человек, оказавшийся в лесу, на лугу или на берегу реки? (кричать, ломать ветки, срывать цветы, разорять птичьи гнёзда и муравейники, бросать мусор).
Перед тем , как отправится в дорогу, нужно пересчитать всех участников экспедиции, чтобы никто не потерялся.(ребёнок пересчитывает детей). Свой маршрут мы будем сверять с картой. На ней изображён вокзал. Оттуда и начнём наше путешествие. (Звучит аудиозапись песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)
Слышите песенку? Кто её поёт?(ответы детей)
-Я буду паровозом, а вы вагонами. Поехали!
Наш паровозик остановился на полянке. Посмотрите, как здесь красиво, как много цветов! Назовите их! (Дети называют) Куда идти дальше? На карте изображён цветок с цифрой 8. Надо отыскать цветок с восемью лепестками. (Дети находят цветок , на его лепестках написана загадка).
Бывает фиолетовым или голубой,
Часто на опушке встречает нас с тобой,
Звонким названием он наделён,
Но никогда мы не слышали звон.
(колокольчик)
-Правильно, это колокольчик. Он вам нравится? А вы хотели бы, превратится в цветы? Закройте глаза и представьте, что вы –колокольчики. Раннее утро .Колокольчики спят. Их головы опущены.(Дети сидят на корточках, прижав голову к коленям).
Но вот поляну осветили первые лучики солнца. Колокольчики просыпаются, расправляют листья, тянутся к солнышку. Тепло, хорошо, цветы радуются солнечному утру. ( Дети встают, тянутся на носки вверх, вытягивают шеи).
На листьях- роса. Цветы стряхнули её. Осмотрелись по сторонам, увидели соседей колокольчиков. Покивали головами, поздоровались. (Встряхивают руками, медленно поворачивают голову вправо-влево, раскланиваются).
С озера подул лёгкий ветерок. Закачались колокольчики, зазвенели: «Динь-динь, динь». Но их звон так тих, что его никто не слышит. Поиграл с цветами ветерок и улетел.(Поднимают руки над головой, наклоняют корпус вправо- влево).
Солнце в зените, припекает. Захотелось колокольчикам пить. Стали они тянуться корешками к подземным водам. Попили. Расправили листья и раскрыли лепестки пошире. ( Поочерёдно вытягивают ноги вперёд, в сторону, назад, касаясь пола носочками. Поднимают руки над головой, затем плавно через стороны опускают).
Но вот солнышко садится. Наступил вечер. Колокольчики засыпают, опустили головки, уснули. ( садятся на корточки, опускают голову, закрывают глаза).
Откройте глаза. Встаньте. Вы снова превратились в детей.
Посмотрите на карту. Куда мы должны идти дальше? ( Через болото).(Двигаясь по нарисованным на полу стрелкам, дети подходят к болоту).
-Через болото дети, можно пройти по кочкам, отмеченным цифрами . Наступайте на кочки с цифрами по порядку от 1 до 9. Будьте внимательны, не ошибитесь, чтобы не увязнуть в трясине.(Дети выполняют задание). Болото позади.
Посмотрите на карту.(Показываю), перед нами ручей. Переправится через него сможет только ,кто сыграет в игру «Кто где живёт?»
В белом обруче лежат картинки с изображением животных и растений (бабочка, дуб, гриб, ель, жаворонок, кабан, камыш, кувшинка, кузнечик, лось, лягушка, пчела, щука, сом, ромашка, одуванчик и т. д.) в стороне лежат три обруча: синий- озеро, зелёный- лес, желтый- луг.
Звучит аудио запись спокойной музыки.
Дети берут по одной картинке и свободно передвигаются по комнате. По команде : «Найди свой дом!».Каждый ребёнок занимает место в обруче, соответствующем месту обитания животного, или растения, изображенного на его картинке.
Проверяю правильность выполнения задания.
-Молодцы, теперь вы можете пройти через ручей.(Дети проходят по ребристой доске).
Посмотрим на карту. Надо узнать, куда дальше идти.(Рассматривают карту-схему).
Ручей протекает через луг и впадает в озеро. На лугу живут черепахи. Каждый день они отправляются на берег озера, погреться на песке и поплавать. Надо найти черепаху, которая ежедневно проползает самое большое расстояние.(Каждая пара детей получает ленту, с помощью которой они измеряют дорожки черепах).
–Молодцы ребята, все справились с заданием.
-А теперь давайте ребятки поиграем в игру «Капельки».(Надеваю шляпу Тучи).
Я- мама Туча, вы- мои капельки.(звучит музыка). Дети надевают шапочки-капельки, окружают меня, прыгают вокруг меня, водят хоровод).
-Отпускаю вас, капельки погулять на землю, ведите себя хорошо, не балуйтесь, полейте растения, умойте землю и возвращайтесь обратно.
Идёт дождь. (Дети разбегаются в разные стороны).
Множество капель собираются и стекают быстрыми ручьями. (Дети собираются подгруппами, затем встают друг за другом, образуя несколько ручейков).
Ручьи впадают в реку.(Дети образуют двойные ряды).
Река впадает в море. (Дети образуют большой круг. Поднимаю над головой изображение солнца).
Солнце нагрело воду. Капли превращаются в пар, из которого образуются облака и тучи. (Дети кружатся, подбегают к воспитателю).
Расскажите, капельки, что полезного каждая из вас сделала на земле.(Ответы детей).
-Мы поиграли, отдохнули, пора в путь.
Посмотрите на карту. Перед вами лес. Что такое лес? Как мы можем ответить на этот вопрос? (Лес- это множество разных деревьев, кустарников. Лес-это общий дом для растений и животных).Знаете ли вы, что в лесу, как и в любом доме, есть этажи.(Ярусы). Покажите, какие животные обитают на разных ярусах леса.
Дидактическая игра «Лес- многоэтажный дом».(Дети получают наборы карточек с изображением разных животных. Они должны разложить их на картинке «Лес» в соответствии с местом обитания (по ярусам).
-Молодцы! Теперь мы должны найти дерево, возле которого спрятан сундук с сокровищами.
Вбегает Баба Яга.
Баба Яга: Что вы тут бродите?
Дети: Ищем клад.
Баба Яга: Чего захотели! Знаю я вас, туристов-кладоискателей. Недавно тут Змей Горыныч по лесу гулял, тоже, наверное клад искал. Нашумел, надымил, деревья переломал, всех зверей распугал. Я с перепугу в ельник забралась, за ветку бусами зацепилась- нитка разорвалась, а бусины раскатились. Жаль мне бусы, я в них такая красивая была! Вас много вы сообразительные, шустрые, найдите-ка мои бусины.
(Дети ищут бусы с цифрами 1-9, надевают на леску по порядку следования цифр).
Баба Яга:- Молодцы, быстро справились.
-А теперь расскажите, как люди должны вести себя в лесу. Если не ошибётесь, так и быть - отдам вам сокровища. (ответы).
Баба Яга хвалит детей, подводит их к дереву, под которым стоит сундук, открывает его, достает дипломы «Юный эколог» и вручает их детям. Затем прощается и уходит. Звучит аудиозапись песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково».
-Слышите? Паровозик зовет нас, в обратный путь. Отправляемся!( Дети встают друг за другом, изображают движение поезда).
-Вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам путешествие!(ответы)
В заключении читаю детям стихотворение.
Как всё взаимосвязано в природе,
Разумно и необходимо!
Вот- ландыши, они не в поле бродят,
А с тенью лип неразделимы,
И с шелестом берёз зелёно дымных,
И с колокольчиком лиловым,
И с флейтой иволги,
Со свистом соловьиным,
И с влажным воздухом медовым.
Срубите лес- и, как в безумной бездне,
Всё-всё, до муравьиной кучи,
До ёжика, до светлячка, исчезнет.
Над пустошью, как тени, бродят тучи.
Храните лес, чтоб эхо в нём гудело,
Чтоб в ручеёк Алёнушка глядела. (И.Жоголев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования "Наша спутница вода" подготовительная группа
Цель: Подведение детей к решению проблемы: как помочь загрязнённой реке.Задачи.Научить понимать необходимость бережного отношения к воде и последствия экологически неграмотного поведения.Прививат...
Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха».
Непосредственно образовательная деятельность по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе. Разработано в соответствии с Программой «От рождения до школы» ...
Конспект НОД в старшей группе "Путешествие по экологии с элементами математики"
Путешествие по экологии с элементами математики (Старшая группа). Цель :Закрепить знания детей о многообразии природных объектов, об их взаимосвязи и взаимозависимости. Продолжать фор...
Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования "Волшебница водица" для подготовительной группы
Задачи:( Образовательные)1. Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды.2. Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.3. Подвести детей к пониманию того, что лед – ...
Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования "Волшебница водица" для подготовительной группы
Задачи:( Образовательные)1. Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды.2. Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.3. Подвести детей к пониманию того, что лед – ...
Конспект занятия по экологии (с элементами экспериментирования)«Что мы знаем о воде»Разновозрастная группа 4-6 г.
Теория и практика, сложившиеся на сегодняшний день, показывают, что экологическое воспитание в дошкольных учреждениях можно рассматривать как систему, направленную на формирование у детей начал эколог...
Конспект НОД в старшей группе, познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) "Путешествие по экологии с элементами математики" (с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий)
Конспект НОД в старшей группе, познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) "Путешествие по экологии с элементами математики" (с использованием игровых и здоровьесбере...