Обмен опытом по ознакомлению детей с обрядовыми традициями русского народа
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
Педагог детского сада, стремящийся развить у своих воспитанников жизнерадостность, каждый момент общения с ними, будь это утренний прием, завтрак, прогулка и т.п., строит свою работу так, чтобы ребёнок в окружающим мире, людях и самом себе он видел хорошее и на этой основе строил свои отношения и взгляды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obmen_opytom_po_oznakomleniyu_detey.docx | 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Обмен опытом по ознакомлению детей
с обрядовыми традициями русского народа
Раньше в каждой деревне любила молодежь собраться, посидеть, чтоб себя показать и других посмотреть. Назывались такие вечера посиделками, и проходили они в доме с просторной горницей, где хозяйкою была одинокая женщина, которая пользовалась уважением и почитанием среди окружающих. Она многое знала, умела, любила песни петь, хороводы водить, бывальщину рассказывать. Посиделки были праздником для деревенских девушек и парней. По обычаю, на посиделки каждый что-нибудь приносил: дров для растопки печи, керосина для лампы, муки или пшена для блинов.
Педагог детского сада, стремящийся развить у своих воспитанников жизнерадостность, каждый момент общения с ними, будь это утренний прием, завтрак, прогулка и т.п., строит свою работу так, чтобы ребёнок в окружающим мире, людях и самом себе он видел хорошее и на этой основе строил свои отношения и взгляды. Такая привычно-будничная работа, естественно обогащаемая русским фольклором, может и должна дополняться специальными беседами, праздниками, развлечениями и т.д. Эти формы работы целесообразно проводить либо в отдельном помещении, стилизованном под русскую избу, либо в игровых уголках группы.
Для правильного формирования таких «зон народной культуры» надо вспомнить, что обстановка русской избы была предельно простой и в то же время в ней не было ничего случайного. Местоположение каждого предмета было определенным и традиционным.
Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома. «Догадлив крестьянин, что на печи избу поставил», - гласит русская пословица. Печь обычно ставили в углу справа или слева от входа.
По диагонали от печи находились самое почетное место в избе – «красный угол». Здесь на специальной полке стояли иконы и здесь же, в переднем углу, традиционно размещался большой обеденный стол.
Угол напротив печи - рабочее место хозяина дома. Крестьяне владели многими ремеслами (инструменты находились тут же в ящиках).
Угол напротив устья (отверстия) печи считался рабочим место хозяйки и назывался «бабий кут». Все здесь было приспособлено для приготовления пищи.
Вдоль деревянных стен тянулись лавки, на которых сидели и спали.
Сундуки служили для хранения одежды.
Нехитро, но рационально был организован интерьер избы. Оригинальным украшением каждого дома служили самотканые дорожки, вышитые полотенца и скатерти, кружевные занавески и подзоры, лоскутные одеяла и т.п. В такой обстановке у детей создается особый настрой на ту или иную деятельность.
На художественном творчестве (рисовании) дети знакомятся с изделиями народных умельцев из Дымково, Городца и Хохломы, учатся рисовать элементы этих росписей, самостоятельно придумывают свой орнамент, разучивают стихи, которые читают на праздниках.
Всем известен хоровод, один из наиболее распространенных праздничных действий. Подчиненный ритму и гармонии, что уже несло удовольствие и наслаждение, он еще и объединял в единую замкнутую цепочку всех участников праздника.
Согласно Платону, хоровод был назван так из-за внутреннего сходства его со словом «радость» (chara), находясь в хороводе люди, открывали для себя их собственный внутренний, досели неведомый потенциал: ощущали прилив телесных сил, активное желание двигаться, душевную расположенность к окружающим, доброжелательность, общий духовный подъем.
Это дает детям самооткрываться, найти опору в себе самом. Одновременно переживаемая духовная общность и единение детей пробуждает в них радостный энтузиазм. Такое внутреннее эмоционально-положительное отношение к себе внушает человеку уверенность в своих силах, что радость жизни доступна каждому и зависит от него самого.
Так уж повелось, что празднование дня рождения детей вошло в традицию каждой группы. Сказочный персонаж всегда добавляет настроения. Народные игры, хороводы являются частью такого праздника.
Мы всегда активно сотрудничаем с музыкальным руководителем. Любим и готовимся ежегодно к проведению праздников «МАСЛЕНИЦА», «ПАСХА». Соблюдая древние традиции, наряжаемся в русские костюмы, жжём чучело, пьём чай с блинами. Читаем заклички МАСЛЕНИЦЕ, играем в народные игры «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО», «РУЧЕЕК» и другие.
«ПАСХА» - религиозный праздник, праздник радости и любви. На художественном творчестве (лепке) лепим пасхальные яйца, наносим стекой узор, рассматриваем иллюстрации с изображением пасхальных яиц, рисуем красочные орнаменты на бумажных формах яиц. В заключении дети обмениваются этими рисунками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная организованная образовательная деятельность в старшей группе (компенсирующей направленности) по приобщению детей к культурным традициям русского народа «Белоствольная берёза – символ Родины моей»
В рамках инновационной деятельности «Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций» совместно с учителем-логопедом в соответствии с лексической темой проводим интегрированные занят...
культурно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с истоками и традиция русского народа
статья раскрывает работу педагога с детьми по воспитанию нравственно-патриотических чувств к своей Родине....
"Ярмарка" -презентация Беседа для дошкольников по ознакомлению с бытом и традициями русского народа в живописи русских художников c использованием ЭОР
Ярмарка - это рынок, в центре города или села, куда приезжали купцы, торговцы и ремесленники как из окрестных деревень и сел, так и из отдаленной местности, чтобы продать свой товар и посмотреть чужой...
Использование дидактических игр для ознакомления старших дошкольников с традициями русского народа
Воспитание на народных традициях способствует развитию веротерпимости, межнациональной толерантности и активному общению. Рассказать детям об этих традициях можно через дидактические игры, которые с...
Конспект итогового занятия по ознакомлению с культурой и традициями русского народа на тему: "Как жили на Руси"
Конспект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Основная цель занятия: формирование нравственно-патриотических качеств личности через расширение и закрепление ...
Развлечение в старшей группе «В гостях у матрешки» Цели: • Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа. • Обогащать детский словарный запас народных терминов. • Приобщать детей к народным играм, песням и хороводам. • Развивать лов
Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа....