Опыт работы "Волшебная сила растений"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Семенченко Татьяна Анатольевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

  детский сад  комбинированного вида № 2 «Рябинка»

поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район

Тема педагогического опыта: 

«Волшебная сила растений»

Автор опыта:

Семенченко Татьяна Анатольевна воспитатель.

Поселок Мостовской

2013г.

Структура описания педагогического опыта

1. Литературный обзор состояния вопроса.

Анализ отечественной психолого-педагогической и методической литературы

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении.

На протяжении 90 – х годов прошлого века и первого десятилетия настоящего, в нашем детском саду экологическое воспитание детей осуществлялось в соответствии с программой «Детство» и методическими пособиями Бондаренко, Волчковой, Степановой.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Инициатива внедрения элементов экологического образования принадлежит непосредственно коллективу дошкольного учреждения, который самостоятельно, в рамках своего понимания, работает в данном направлении, используя и адаптируя известные программы или создавая собственные. 

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Представлены энциклопедические характеристики понятий, терминов использованных  в описании педагогического опыта

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

Название группы, возраст детей, количество воспитанников, психологические особенности детей группы, построение предметно-развивающщей среды

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Основной метод – метод проекта. Вид проекта - познавательный. Сроки проекта - долгосрочный. В данном педагогическом опыте используются разнообразные педагогические методы и приемы:

словесные: беседы, рассказы, использование художественного слова, загадок, сказок;

наглядные: показ демонстрационного материала, наблюдения, опыты;

практические: ориентированы на активную позицию ребенка и формирование оперативной стратегии деятельности;

игровые: все игры, в зависимости от того по чьей инициативе они возникают;

методы исследования:

постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

изучение и осмысление литературы по проблеме исследования;

беседы с родителями, медсестрой;

формулирование выводов.

3.2. Актуальность педагогического опыта.

Знакомство детей с растениями ближайшего окружения, их уникальными свойствами не только расширит кругозор детей, увеличит их словарный запас, но и поможет привить здоровый образ жизни, привлечет родителей к активному сотрудничеству.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

Научность опыта составляют идеи  Г.И. Щукиной, которая отмечает,  что в своей познавательной деятельности ребенок не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений педагога и детей, всегда дает более плодотворные результаты.

3.4. Результативность педагогического опыта.

Результатом работы по ознакомлению дошкольников с полезными свойствами растений стал реализованный проект «Растения-лекари», положительная динамика развития интереса детей к познавательной деятельности, повышение уровня экологического воспитания, усвоение предложенного материала.

Положительные результаты реализации проекта позволяют отметить, что у детей формируется исследовательское поведение, развиваются творческие способности, дающие возможность не просто накапливать определенный запас знаний, а создавать и выстраивать свою деятельность.

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

- в комбинации элементов известной программы экологического воспитания детей С.Н. Николаевой «Юный эколог» и педагогических технологий А.И. Ивановой «Живая экология», «Экологические наблюдения и эксперименты в д/с», дополнении их  разделом полезные свойства растений ближайшего окружения;

- практическая новизна опыта том, что я знакомлю детей с представителями мира растений, обучая их проводить исследовательскую деятельность.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта. 

1 этап. Подготовительный –  разработка проекта, постановка цели и задач, определение методов исследования, изучение литературы.

2 этап. Исследовательский. Поиск ответов на поставленные вопросы, реализация проекта, подведение итогов.

3 этап. Заключительный  – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов. Защита проекта.

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

Разработанный проект, перспективный план работы педагога с детьми, включающий разнообразные виды деятельности, мониторинг деятельности.

4. Выводы.

Использование проектного метода, с опорой на создание и стимулирование мотивации деятельности дошкольников расширило кругозор детей, увеличило их словарный запас, повысило уровень экологических знаний детей.

Определены критерии, отражающие объем усвоения дошкольниками предлагаемого материала (правильность, полнота, дифференцировка представлений, выделение их существенных признаков), интереса к объектам природы (устойчивость и мотивация), реализация имеющихся представлений о растениях в играх и семейных  ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Формирование экологических представлений через ознакомление с многообразием растений"

Основной целью моей работы является воспитание основ нового экологического мышления ребенка- дошкольника, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира как к живым, непо...

Опыт работы по методической теме: "Знакомство с комнатными растениями как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

«ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Опыт работыВоспитателя МДОУ д/с №16г. СевероморскаАбрамовой Ольги Сергеевны...

Опыт работы по теме "Комнатные растения как средство воспитания интереса и любви к природе"

   Цель:  показать значение комнатных растений в ознакомлении дошкольников с окружающей природой.  Особое внимание педагог уделяет возникновению эстетического чувства ...

элементарный опыт "Значение корней в жизни растений".

элементарный опыт "Значение корней в жизни растений"....

Опыт "Сила ветра" в старшей группе

Дети сделали кораблики из бумаги, из деревянного конструктора, из пластмассовых деталей.  Бумажные кораблики быстро намокли и утонули, у пластмассовых бортики были маленькие, от волн в них была в...

"Веселый - грустный хлорофитум" опыт - экспериментирование с растениями

Здравствуйте. Представляю вам наш вариант опыта - эксперимента. Растения и эмоции.Задание у детей было следующее:- Надо было разговаривать с нашими отростками хлорофитума.  С ростком, на ста...

Консультация для родителей на лето "Целебная сила растений"

Консультация для родителей "Целебная сила растений"...