Конспект занятия «В гостях у Боровика»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Занятие "У Боровика в гостях" было представлено на конкурс "Экологическая тропа".
1.Воспитывать бережное отношение к природе, соблюдать правила безопасного поведения в лесу, возле реки.
2.Ознакомление детей с объектами экологической тропы на остановке «полянка», создавая условия для формирования у ребенка гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
3.Обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках весны. Научить находить их, устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных.
4.Продолжать учить различать по внешнему виду насекомых, называть характерные особенности, иметь представление о полезности некоторых насекомых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrova_z.i._kompleksnoe_zanyatie_v_gostyakh_u_borovika_2013_g.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема: «В гостях у Боровика»
Программные задачи:
1.Воспитывать бережное отношение к природе, соблюдать правила безопасного поведения в лесу, возле реки.
2.Ознакомление детей с объектами экологической тропы на остановке «полянка», создавая условия для формирования у ребенка гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
3.Обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках весны. Научить находить их, устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных.
4.Продолжать учить различать по внешнему виду насекомых, называть характерные особенности, иметь представление о полезности некоторых насекомых.
Словарная работа: названия жуков: короед, жук-точильщик, жук-древоточец, названия первоцветов: ветреница, хохлатка, медуница
Предварительная работа:
*Рассматривание картин, иллюстраций, альбомов о весне, о насекомых
,о первоцветах .
*Чтение художественной литературы (Л.Толстой «О муравьях»)
*Беседы в уголке природы детского сада на темы «Письмо от
Боровика», «Объекты экологической тропы».
*Продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация,
конструирование, лепка).
Оборудование:
*Оформление зала «лесная поляна», муравейник, пень, муляжи
Насекомых (муравьи, божья коровка, пчела) и паук.
*Рюкзак ( блокнот, лупа, карандаш, бинокль, карта- схема,
предупредительные знаки)
*Дидактические игры: «Узнай дерево по кроне», «Первоцветы»,
«Экологическая цепочка»
*магнитофонная запись «пение птиц», «журчание воды»
Литература:
Е.Е.Кочемасова , А.А.Вахрушев «Здравствуй, мир!»
А.А.Плешаков «Мир вокруг нас»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
«Она приходит с ласкою, и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет, в лесу подснежник расцветет»
- Назовите весенние месяцы? Расскажите про март месяц.
Дети: Месяц март открывает весну. Весеннее теплое солнце побеждает
Холод стужу. С крыш вниз падают капли. В марте прилетают грачи, гнезда строят. В народе говорят: «Грач на дворе – весна на горе», «Грач зиму расклевал»
Воспитатель: А в апреле какие изменения в природе происходят?
Дети: Апрель - середина весны. Повсюду тает снег, бегут звонкие ручьи. Апрельские воды будят землю. Апрель в народе называют водолеем: «апрель
водою славен, почками красен»
Воспитатель: Ребята, помните, нашу экологическую тропинку. Мы давно уже ее не видели, наверное успели соскучиться. Какие остановки запомнили?
Кто хозяин экологической тропы? (Боровик)
- Сегодня я предлагаю совершить прогулку на одну из этих остановок – на поляну и узнать, с наступлением весны там какие изменения произошли? За какими объектами на поляне наблюдали и летом, и зимой? (за насекомыми, за муравейником, за деревьями и цветами).
- Предлагаю собрать рюкзак. Что туда положим? ( карандаш, блокнот, лупу, бинокль.)
-Возьмем нашу карту-схему, где можем отметить свои наблюдения. Также возьмем предупредительные знаки.
-Нужно ли взять угощения для птиц? ( Снег растаял, поэтому птицы сами находят пищу.)
- Для скворцов мы уже повесили скворечники, остальные птицы сами вьют гнезда.
- Оденемся полегче: весенние куртки и шапки, ботинки. Вспомним три основных правила поведения в природе? (не шуми, не губи, не ломай – ты не дома, а в гостях)
Мы шагаем друг за другом, лесом и волшебным лугом
Мы шагаем, не скучаем, все преграды преодолеваем (шагают)
Преодолеваем кочки (прыгают с кочки на кочку)
Корявые пенечки ( идут высоко поднимая колени)
Все преграды мы прошли и на поляну пришли.
(Музыка, пение птиц)
Воспитатель: Очень красиво вокруг, свежий воздух. Как изменилась жизнь растений и деревьев с приходом весны?
Дети: Они проснулись, лес оживает. Соки деревьев, согретые весенним солнцем, поднимаются от корней к набухающим почкам.
- На деревьях и кустах почки набухли, некоторые почки раскрылись
зелеными молодыми листочками.
Воспитатель: Интересно, сможем ли мы узнать наших старых знакомых?
Игра « Узнай дерево по листику и плоду»
Воспитатель: Зимой было так тихо на этой полянке. Послушайте, какие голоса слышите?
Дети: Слышим пение птиц. Перелетные птицы возвращаются из теплых стран. Скворцы, жаворонки, соловьи, трясогузки хлопочут на гнездах, песни распевают.
Воспитатель: А что происходит в жизни животных?
-Вылезает из берлоги медведь. Он бывает очень худой, голодный, потому что всю зиму ничего не ел. Ежи тоже сильно худеют, им нужно съесть много насекомых, чтобы набрать сил. Заяц и белка снова переодеваются.
Воспитатель: Достанем бинокль и издалека понаблюдаем за ними. Отметим на карте – схеме, что на деревьях появились маленькие листочки, перелетные птицы прилетели и отправимся дальше по нашей экологической тропе. Оставим предупредительный знак для любителей природы. По лесу старайтесь передвигаться по тропинкам: один человек оставляет один след, сто - тропу, а тысяча - пустыню.
Игра «По одному следу»
Воспитатель: Вот наш знакомый муравейник. Почему так мало муравьев на муравейнике? (они зимой спали, только начали просыпаться). Ребята, что вы знаете о муравьях? Чем занимаются муравьи в своем муравейнике?
- Муравьи удивительно дружны. Их общий дом – муравейник. Он строится из мелких веточек, хвоинок, кусков коры, а укрепляют его землей.
- Одни ухаживают за детьми, другие убирают помещения, третьи- добывают еду.
- Четвертые – охраняют дом от врагов, пятые занимаются ремонтом и строительством, шестые – следят за чистотой в помещениях, пасут стада тли.
- У муравьев много дел! Их называют санитарами леса, они защищают лес от вредных насекомых: короедов, жуков-точильщиков, гусениц. Там, где много муравьев, лес всегда здоровый и чистый. Поэтому муравейники разрушать нельзя!
Воспитатель: Каких насекомых еще знаете? (ответы детей) В природе и возле дома живут много насекомых. Прошу вас их не тревожить, держаться подальше от гнезд жалящих насекомых. Они просто так не нападают на человека, а жалят и кусают в порядке самозащиты. Часто осы забираются в варенье и компоты, соки. Поэтому будьте осторожны, когда едите или пьете. Оса может ужалить в язык, а это очень опасно! Хотите превратиться в бабочек?
Танец «Бабочка»
Воспитатель: Смотрите, паук. Как называется его сеть? Паук – насекомое?
Дети: Нет. У него восемь ног и нет крыльев. Тело их состоит только из двух частей, зато глаз целых восемь. Насекомые имеют три пары лап, брюшко, голову, крылья.
- Для чего им нужна паутина? (чтобы ловить насекомых, они ими питаются)
Воспитатель: Пауки нужны природе, поэтому не рвите паутину и не уничтожайте пауков, они полезны. Возле паутины оставим предупредительный знак.
-Загадаю вам загадку: На пне ягодка ползет, платье красное в горошек и летать умеет ловко, это …(божья коровка). Расскажите, что вы знаете про нее?
Дети: Это маленький жучок. У него на спинке крылья, может летать, ножки тонкие, маленькие. Она никогда не прячется от врагов. Наоборот - ярко одета, видно ее издалека, хотя очень маленькая. Никого не боится, знает, что ее съесть нельзя. При опасности жучок выделяет молочко, которая плохо пахнет. Оно то и отпугивает его врагов. Любимая еда божьих коровок – тли.
Воспитатель: В карте - схеме осенью и зимой мы отметили, что их не видели. А где же они были? (Они прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев).
Воспитатель: Вы знаете скороговорку: « Божья коровка, улети на небо, принеси мне хлеба, черного иль белого, только не горелого!» Надо загадать желание и говорить скороговорку, если успеешь сказать стишок полностью, то желание исполнится. Давайте вместе скажем, (дети повторяют)
Воспитатель: Ребята, посчитав кольца на пне можно узнать, сколько лет было этому дереву ( дети считают).
- Внимательнее посмотрите на пень, какие-то дырки появились. Откуда они?
Дети: Поселились жуки – древоточцы, жуки-короеды, жуки- усачи. Они для своих личинок ходы сверлили, квартирки сделали.
Воспитатель: Тут недалеко стоит муравейник, могут сюда поселиться муравьи. Если они поселяться, то сделают много квартирок, коридорчиков для своих личинок. Тогда пень в труху превратится, на землю кусочками упадет. Кусочки растащат жуки-червяки и съедят, в почву превратят. От пня не останется ничего! В карте-схеме отметим, что насекомые проснулись. А за пнем будем наблюдать и летом, и осенью. Продолжим свое путешествие по экологической тропе.
«Мы шагаем друг за другом...»
Воспитатель: Вот наша речка. Вспомним правила безопасного
поведения возле реки, на льду и на воде.
-Главная опасность на реке весной и зимой – непрочный, тонкий лед.
-Избегай мест, где лед может быть тонким.
-Нельзя стоять на краю берега, моста.
-Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плохо плаваешь.
-Не следует далеко заплывать.
(Запись: журчание воды)
Воспитатель: Послушайте, как весело журчит речка. Какая вода?(чистая, прозрачная, веселая, звонкая…) Что видите на дне воды? (камни, песок) Кто живет в воде? (рыбы, насекомые, лягушки, цапли, дикие утки). Чтобы в природе сохранились такие чистые воды , чтобы рыбам и лягушкам жилось хорошо, какие правила надо знать и выполнять?
-Не бросать мусор, пакеты, железо, стеклянную посуду в воду
-Не мыть машины возле рек.
Воспитатель: Посмотрите, на берегу речки, где солнце пригрело землю, какие-то желтые цветочки. Как они называются? ( цветы мать и мачехи). Правильно, у него высокий стебель, покрытый мягким пушком, защищающим цветок от холода. Настоящие крупные листья у этого растения появляются позже, в середине лета, когда уже цветов нет. Листья крупные, темно-зеленые.
Ребята, как думаете, почему цветок получил такое название – мать и мачеха?
Дети: Потому что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосами: теплые, как мамины руки. Верхняя часть листа – гладкая, холодная, как мачеха. Цветы мать и мачехи – первоцветы, которые растут возле рек. А какие первоцветы еще знаете? (подснежники, медуницы, хохлатки, ветреницы, ландыш)
Игра «Первоцветы»
Воспитатель: Нельзя собирать букеты из первоцветов, особенно из ландышей. Они занесены в Красную книгу. У ландышей очень красивые, ароматным запахом цветы. А плоды- ягоды тоже красивые, красные, привлекательные, но ядовитые. Какие ядовитые ягоды знаете? (вороний глаз, волчье лыко). Сорвать и жевать незнакомые растения тоже нельзя!
Воспитатель: Первоцветы любят яркий солнечный цвет, поэтому расцветают, когда на деревьях еще нет листьев. А в пасмурные дни цветы плотно закрываются, головки их поникают, берегут медовую капельку для насекомых. Растения и насекомые разговаривают друг с другом на своем языке. Вот растение говорит пчелке: «Располагайся, пожалуйста, напейся моего сока». Пчелка напьется, а цветок просит: «Перенеси немного моего моей пыльцы на соседние цветы, я же не могу двигаться, ты же знаешь». Язык растений – это и цвет, и запах, и форма цветка и сок. Пчелы различают синие, желтые и белые цветы. Поэтому ранней весной больше всего таких цветов. Пчелы первыми пробуждаются весной и летят за соком. В природе все живое и неживое живут дружно, помогая друг – другу. Нам надо с них брать пример.
Игра «Экологическая цепочка»
Воспитатель: Как можно любоваться цветами не срывая их? (понюхать, зарисовать, любоваться, наблюдать, фотографировать). Давайте вдохнем чистый, весенний воздух, послушаем звуки, понюхаем запахи весенней природы.
Воспитатель: На карте-схеме отметим, что цветы мать и мачехи цветут. Взглянем на карту-схему и скажем, какие изменения произошли на объектах нашей экологической тропы? ( почки деревьев набухли, появились зеленые листочки, в муравейнике муравьи начали трудиться, проснулись насекомые , на пне появились дырки, значит там живут жучки, цветут цветы мать и мачехи.)
-Природа ожила, каждый занимается своим делом, нам тоже пора домой. Посмотрите, хозяин экологической тропы Боровичок оставил нам конверт. Наверное, он наблюдал за нами. Воспитатель достает открытку и читает: «Дорогие ребята! Поздравляю вас с Весной. Какие вы молодцы! Много знаете и соблюдаете правила поведения в природе. Спасибо за предупредительные знаки для любителей природы. Подарю вам книжки-раскраски о весне. Жду вас и летом! Боровик»
Воспитатель: Ребята, очень интересно было на лесной полянке, но нам пора домой. Поблагодарим Боровика и попрощаемся полянкой.
Петрова З.И., воспитатель
МБДОУ №62 « Тирэк», г. Альметьевск, РТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "В гости к нам пришли матрешки" ( игровое занятие с использованием песочной терапии)
Детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Они трогают сердце, питают любовь к своему народу. М.Е.Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркал...
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...
Конспект занятия по аппликации "Гриб-боровик"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по аппликации " Гриб-Боровик"....
Конспект занятия «В гостях у дедушки Лесовика» (интегрированное занятие с использованием интерактивной доски) в старшей группе.
Конспект занятия «В гостях у дедушки Лесовика» (интегрированное занятие с использованием интерактивной доски) в старшей группе. Ход занятия: Придумано кем-то просто и мудро...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "В ГОСТИ К КУКЛЕ КАТЕ". Итоговое занятие в рамках проекта по развитию речи в первой младшей группе
Итоговое занятие в рамках проекта по развитию речи в первой младшей группе «В гости к кукле Кате»Интеграция: «Речевое развитие», «Социально – ко...
Конспект Занятия «В гости к птицам»«В гости к птицам»
laquo;В гости к птицам»...
Конспект занятия «В гости к Карлсону» интегрированного занятия по ФЭМП в средней группе
Цель: Развитие математических способностей у детей средней группы, через игровую деятельность.Задачи:1. Закрепить навыки порядкового и количественного счета, какой по счету;2. Развиватьу детей умения ...