Конспект занятия «В гостях у Боровика»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Занятие "У Боровика в гостях"  было представлено на конкурс "Экологическая тропа".

1.Воспитывать бережное отношение к природе, соблюдать правила безопасного поведения в лесу, возле реки.

2.Ознакомление детей с объектами экологической тропы на остановке  «полянка», создавая условия для формирования у ребенка гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

3.Обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках весны. Научить находить их, устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных.

4.Продолжать учить различать по внешнему виду насекомых, называть характерные особенности, иметь представление о полезности некоторых насекомых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Конспект занятия

           Тема: «В гостях у Боровика»

Программные задачи:

1.Воспитывать бережное отношение к природе, соблюдать правила безопасного поведения в лесу, возле реки.

2.Ознакомление детей с объектами экологической тропы на остановке  «полянка», создавая условия для формирования у ребенка гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

3.Обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках весны. Научить находить их, устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных.

4.Продолжать учить различать по внешнему виду насекомых, называть характерные особенности, иметь представление о полезности некоторых насекомых.

Словарная работа: названия жуков: короед, жук-точильщик, жук-древоточец, названия первоцветов: ветреница, хохлатка, медуница

Предварительная работа:

*Рассматривание картин, иллюстраций, альбомов о весне,  о насекомых

,о первоцветах .

*Чтение художественной литературы (Л.Толстой «О муравьях»)

*Беседы  в уголке природы детского сада на темы «Письмо от

Боровика», «Объекты экологической тропы».

*Продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация,

конструирование, лепка).

Оборудование:

*Оформление зала «лесная поляна», муравейник, пень,  муляжи

Насекомых (муравьи, божья коровка, пчела) и паук.

*Рюкзак ( блокнот, лупа, карандаш, бинокль, карта- схема,

предупредительные знаки)

*Дидактические игры: «Узнай дерево по кроне», «Первоцветы»,

«Экологическая цепочка»

*магнитофонная запись «пение птиц», «журчание воды»

Литература:

         Е.Е.Кочемасова , А.А.Вахрушев «Здравствуй, мир!»

         А.А.Плешаков «Мир вокруг нас»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

«Она приходит с ласкою, и со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет, в лесу подснежник расцветет»

- Назовите весенние месяцы? Расскажите про март месяц.

Дети: Месяц март открывает весну. Весеннее теплое солнце побеждает

Холод стужу. С крыш  вниз падают капли. В марте прилетают грачи, гнезда строят. В народе говорят: «Грач на дворе – весна на горе», «Грач зиму расклевал»
Воспитатель: А в апреле какие изменения в природе происходят?
Дети: Апрель - середина весны. Повсюду тает снег, бегут звонкие ручьи. Апрельские воды будят землю. Апрель в народе называют водолеем: «апрель

водою славен, почками красен»

Воспитатель: Ребята, помните, нашу экологическую тропинку. Мы давно уже ее не видели, наверное успели соскучиться. Какие остановки запомнили?

Кто хозяин экологической тропы? (Боровик)

- Сегодня я предлагаю совершить прогулку на одну из этих остановок – на поляну и узнать,  с наступлением весны там какие изменения произошли? За какими объектами на поляне  наблюдали и летом, и зимой? (за насекомыми, за муравейником, за деревьями и цветами).

- Предлагаю собрать  рюкзак. Что туда положим? ( карандаш, блокнот, лупу, бинокль.)

-Возьмем  нашу карту-схему, где можем отметить свои наблюдения. Также возьмем предупредительные знаки.  

-Нужно ли взять угощения для птиц? ( Снег растаял, поэтому  птицы сами находят пищу.)

- Для скворцов мы уже повесили скворечники, остальные птицы сами вьют гнезда.
- Оденемся полегче: весенние куртки и шапки, ботинки. Вспомним три основных правила поведения в природе? (не шуми, не губи, не ломай – ты не дома, а в гостях)

Мы шагаем друг за другом, лесом и волшебным лугом

Мы шагаем, не скучаем, все преграды преодолеваем (шагают)

Преодолеваем кочки (прыгают с кочки на кочку)

Корявые пенечки ( идут высоко поднимая колени)

Все преграды мы прошли и на поляну пришли.                  

(Музыка, пение птиц)

Воспитатель: Очень красиво вокруг, свежий воздух. Как изменилась жизнь растений и деревьев с приходом весны?

Дети: Они проснулись, лес оживает. Соки деревьев, согретые весенним солнцем, поднимаются от корней к набухающим почкам.

- На деревьях и кустах почки набухли, некоторые почки раскрылись

зелеными молодыми листочками.

Воспитатель: Интересно, сможем ли мы узнать наших старых знакомых?
                                 Игра « Узнай дерево по листику и плоду»

Воспитатель: Зимой было так тихо на этой полянке. Послушайте, какие голоса слышите?

Дети: Слышим пение птиц. Перелетные птицы возвращаются из теплых стран. Скворцы, жаворонки, соловьи, трясогузки хлопочут на гнездах, песни распевают.

Воспитатель: А что  происходит в жизни животных?
-Вылезает из берлоги медведь. Он бывает очень худой, голодный, потому что всю зиму ничего не ел. Ежи тоже сильно худеют, им нужно съесть  много насекомых, чтобы набрать сил. Заяц и белка снова переодеваются.
Воспитатель: Достанем  бинокль и издалека понаблюдаем  за ними. Отметим  на карте – схеме, что на  деревьях появились маленькие листочки, перелетные птицы прилетели и отправимся дальше по нашей экологической тропе. Оставим предупредительный знак для любителей природы. По лесу старайтесь передвигаться по тропинкам: один человек оставляет один след, сто - тропу, а тысяча - пустыню.  

Игра «По одному следу»

Воспитатель: Вот наш знакомый муравейник. Почему так мало муравьев на муравейнике? (они зимой спали, только начали просыпаться). Ребята, что вы знаете о муравьях? Чем занимаются муравьи в своем муравейнике?
- Муравьи удивительно дружны. Их общий дом – муравейник. Он строится из мелких веточек, хвоинок, кусков коры, а укрепляют его землей.
- Одни ухаживают за детьми, другие убирают помещения, третьи- добывают еду.
- Четвертые – охраняют дом от врагов, пятые занимаются ремонтом и строительством, шестые – следят за чистотой в помещениях, пасут стада тли.
- У муравьев много дел! Их называют санитарами леса, они защищают лес от вредных насекомых: короедов, жуков-точильщиков, гусениц. Там, где много муравьев, лес всегда здоровый и чистый. Поэтому муравейники разрушать нельзя!
Воспитатель: Каких насекомых еще знаете? (ответы детей)  В природе и возле дома живут  много насекомых. Прошу вас их не тревожить, держаться подальше от гнезд жалящих насекомых. Они просто так не нападают на человека, а жалят и кусают в порядке самозащиты. Часто осы забираются в варенье и компоты, соки. Поэтому будьте осторожны, когда едите или пьете. Оса может ужалить в язык, а это очень опасно! Хотите превратиться  в бабочек?                            
                                               
Танец «Бабочка»

Воспитатель: Смотрите, паук. Как называется его сеть? Паук – насекомое?
Дети: Нет. У него восемь ног и нет крыльев. Тело их состоит только из двух частей, зато глаз целых восемь. Насекомые имеют три пары лап, брюшко, голову, крылья.  

- Для чего им нужна паутина? (чтобы ловить насекомых, они ими питаются)
Воспитатель: Пауки нужны природе, поэтому не рвите паутину и не уничтожайте пауков, они полезны. Возле паутины оставим предупредительный знак.

-Загадаю вам загадку: На пне ягодка ползет, платье красное в горошек и летать умеет ловко, это …(божья коровка). Расскажите, что вы знаете про нее?
Дети: Это маленький жучок. У него на спинке крылья, может летать, ножки тонкие, маленькие. Она никогда не прячется от врагов. Наоборот - ярко одета, видно ее  издалека, хотя очень маленькая. Никого не боится, знает, что ее съесть нельзя. При опасности жучок выделяет  молочко, которая плохо пахнет. Оно то и отпугивает его врагов. Любимая еда божьих коровок – тли.
Воспитатель: В карте - схеме осенью и зимой мы отметили, что их не видели. А где же они были? (Они прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев).
Воспитатель: Вы знаете скороговорку: « Божья коровка, улети на небо, принеси мне хлеба, черного иль белого, только не горелого!» Надо загадать желание и говорить скороговорку, если успеешь сказать стишок полностью, то желание исполнится. Давайте вместе скажем, (дети повторяют)
Воспитатель: Ребята, посчитав кольца на пне можно узнать, сколько лет было этому дереву ( дети считают).

- Внимательнее посмотрите на пень, какие-то дырки появились. Откуда они?
Дети: Поселились жуки – древоточцы, жуки-короеды, жуки- усачи. Они для своих личинок ходы сверлили, квартирки сделали.
Воспитатель: Тут недалеко стоит муравейник, могут сюда поселиться муравьи. Если они поселяться, то сделают много квартирок, коридорчиков  для своих личинок. Тогда пень в труху превратится, на землю кусочками упадет. Кусочки растащат жуки-червяки и съедят, в почву превратят. От пня не останется ничего!  В карте-схеме отметим, что насекомые проснулись. А за пнем будем наблюдать и летом, и осенью. Продолжим свое путешествие по экологической тропе.

«Мы шагаем друг за другом...»

Воспитатель: Вот наша речка. Вспомним правила безопасного

поведения возле реки, на льду и на воде.

-Главная опасность на реке весной и зимой – непрочный, тонкий лед.

-Избегай мест, где лед может быть тонким.

-Нельзя стоять на краю берега, моста.

-Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плохо плаваешь.

-Не следует далеко заплывать.

(Запись: журчание воды)

Воспитатель:  Послушайте, как весело журчит речка. Какая вода?(чистая, прозрачная, веселая, звонкая…) Что видите на дне воды? (камни, песок) Кто живет в  воде?  (рыбы, насекомые, лягушки, цапли, дикие утки). Чтобы в природе сохранились такие чистые воды , чтобы рыбам и лягушкам жилось хорошо, какие правила надо знать и выполнять?
-Не бросать мусор, пакеты, железо, стеклянную посуду в воду
-Не мыть машины возле рек.

Воспитатель: Посмотрите, на берегу речки, где солнце пригрело землю, какие-то желтые цветочки. Как они называются? ( цветы мать и мачехи). Правильно, у него высокий стебель, покрытый мягким пушком, защищающим цветок от холода. Настоящие крупные листья у этого растения появляются позже, в середине лета, когда уже цветов нет.  Листья крупные, темно-зеленые.

Ребята, как  думаете, почему цветок получил такое название – мать и мачеха?
Дети: Потому что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосами: теплые, как мамины руки. Верхняя часть листа – гладкая, холодная, как мачеха. Цветы мать и мачехи – первоцветы, которые растут возле рек. А какие первоцветы еще знаете? (подснежники, медуницы, хохлатки, ветреницы, ландыш)

Игра «Первоцветы»

Воспитатель: Нельзя собирать букеты из первоцветов, особенно из ландышей. Они занесены в Красную книгу. У ландышей  очень красивые, ароматным запахом цветы. А плоды- ягоды тоже красивые, красные, привлекательные, но ядовитые. Какие ядовитые ягоды знаете? (вороний глаз, волчье лыко). Сорвать и жевать незнакомые растения тоже нельзя!
Воспитатель: Первоцветы  любят яркий солнечный цвет, поэтому расцветают, когда на деревьях еще нет листьев. А в пасмурные дни цветы плотно закрываются, головки их поникают, берегут медовую капельку для насекомых. Растения и насекомые разговаривают друг с другом на своем языке.  Вот растение говорит пчелке: «Располагайся, пожалуйста, напейся моего сока». Пчелка напьется, а цветок просит: «Перенеси немного моего моей пыльцы на соседние цветы, я же не могу двигаться, ты же знаешь». Язык растений – это и цвет, и запах, и форма цветка и сок. Пчелы различают синие, желтые и белые цветы. Поэтому ранней весной больше всего таких цветов. Пчелы первыми пробуждаются весной и летят за соком.  В природе все живое и неживое  живут дружно, помогая друг – другу. Нам надо с них брать пример.

Игра «Экологическая цепочка»

Воспитатель: Как можно любоваться  цветами не срывая их? (понюхать, зарисовать, любоваться, наблюдать, фотографировать). Давайте вдохнем  чистый, весенний воздух, послушаем звуки, понюхаем запахи весенней природы.
Воспитатель: На карте-схеме отметим, что цветы мать и мачехи цветут. Взглянем на карту-схему и скажем, какие изменения произошли на объектах нашей экологической тропы? ( почки деревьев набухли, появились зеленые листочки, в муравейнике муравьи начали трудиться, проснулись насекомые , на пне появились дырки, значит там живут жучки, цветут цветы мать и мачехи.)

-Природа ожила, каждый занимается своим делом, нам тоже  пора домой. Посмотрите, хозяин экологической тропы Боровичок оставил нам конверт. Наверное, он наблюдал за нами. Воспитатель достает открытку и читает: «Дорогие ребята! Поздравляю вас с Весной. Какие вы молодцы! Много знаете и соблюдаете правила поведения в природе. Спасибо за предупредительные знаки для любителей природы. Подарю вам книжки-раскраски о весне. Жду вас и летом!    Боровик»

Воспитатель: Ребята, очень интересно было на лесной полянке, но нам пора домой. Поблагодарим Боровика и попрощаемся полянкой.

Петрова З.И., воспитатель

МБДОУ №62 « Тирэк», г. Альметьевск, РТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "В гости к нам пришли матрешки" ( игровое занятие с использованием песочной терапии)

Детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Они трогают сердце, питают любовь к своему народу. М.Е.Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркал...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Конспект занятия по аппликации "Гриб-боровик"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по аппликации " Гриб-Боровик"....

Конспект занятия «В гостях у дедушки Лесовика» (интегрированное занятие с использованием интерактивной доски) в старшей группе.

Конспект занятия «В гостях у дедушки Лесовика» (интегрированное занятие с использованием интерактивной доски) в старшей группе. Ход занятия: Придумано кем-то просто и мудро...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "В ГОСТИ К КУКЛЕ КАТЕ". Итоговое занятие в рамках проекта по развитию речи в первой младшей группе

Итоговое занятие в рамках проекта по развитию речи в первой младшей группе «В гости к кукле Кате»Интеграция: «Речевое развитие», «Социально – ко...

Конспект занятия «В гости к Карлсону» интегрированного занятия по ФЭМП в средней группе

Цель: Развитие математических способностей у детей средней группы, через игровую деятельность.Задачи:1. Закрепить навыки порядкового и количественного счета, какой по счету;2. Развиватьу детей умения ...