"ОГОНЬ - НАШ ДРУГ И НАШ ВРАГ" конспект занятия для средней группы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей 4-5 лет на тему: "Огонь - наш друг и наш враг"; дидактические игры: "Пожароопасные предметы", "Что пригодится при пожаре"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГОНЬ НАШ ДРУГ И ВРАГ
Цель: показать роль огня в жизни человека как положительную, так и отрицательную, дать знания о причинах возникновения пожара, закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнём, знать и соблюдать правила поведения при пожаре.
Воспитывать у детей уважение к труду пожарных, развивать речь детей, память, сообразительность, мышление. Воспитывать уверенность в своих действиях.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить, отгадайте загадку:
Рыжий зверь в печи сидит, рыжий зверь на всех глядит, он от злости ест дрова,
Может час, а может два, ты рукой его не тронь, искусает он ладонью (огонь) (показываю картинку огня)
Правильно, мы поговорим об огне. Как вы думаете, для чего нужен огонь? (ответы детей) Правильно, согревает, готовим пищу и т.д.
А без доброго огня не обойтись нам ни дня,
Он надежно дружит с нами: гонит холод, гонит мрак,
Он ребятам греет ужин, вот для этого он нужен.
– А сейчас я вам расскажу сказку про огонь: «Огонь – друг, огонь – враг».
«Жил-был Огонь. Был он очень весёлый и горячий. Гулял Огонь, где хотел, по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своём пути и был злейшим врагом всего живого».
– Как вы думаете, почему? (Он сжигал всё подряд.)
– И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, Огонь, померимся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своём. Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду, Огонь за ним. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.
– Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и в печах на заводах, плавит металл, в других печах огонь варит стекло, из которого делают-выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет яркий хвост пламени – это сгорает ракетное топливо.
– Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда снова может произойти беда.
– Ребята, а скажите от чего, может возникнуть пожар? (От спички, непотушенного окурка, газовой плиты, не выключенных электроприборов и т.д.)
– Назовите мне, что может загореться дома, в лесу? (Ответы детей.)
– Чем кроме огня, ещё опасен пожар? (Дымом, им можно задохнуться).
ИГРАЕМ: – А сейчас, я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Не ошибись». Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, показывать руками вверху «языки пламени», а если не горит – руки опускаем.
Слова: Бумага Гвоздь Шторы столовая ложка Тетрадь Одежда Стол Мебель сухая трава Листья Бензин краска
-Молодцы! А сейчас усложним задачу, игра «Хлопай, топай»
Знаю я сейчас друзья, что с огнем шутить нельзя! (хлопают)
Спички весело горят, буду с ними я играть. (топают)
Коля убежал за дом, там играет он с костром (топают)
Он опасен, Лена знает, утюг больше не включает. (хлопают)
Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают. (топают)
Клим увидел дом горит, мальчик 101 звонит (хлопают)
2.Молодцы ребята! И с этим заданием вы справились (дети садятся за стол) А сейчас я предлагаю поиграть еще в одну игру «Что спрятано на картинке» Чтобы узнать, что нарисовано на картинке, нужно ответить на несколько вопросов (игра «Кросс-вопросс»):
– Итак, первый вопрос (всего 8 вопросов):
- Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей, дома от пожара? (Пожарные.)
- Почему работа пожарных нужна людям? (Они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их вещи, дома.)
- Какая у них работа? (Трудная, но интересная, тяжёлая, но нужная людям.)
- Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, закалёнными, ловкими, мужественными, находчивыми, решительными.)
-Почему они должны быть сильными, смелыми? (Они выносят людей из огня, работают в огне, дыму.)
-Зачем пожарные надевают противогаз? (Легко дышать при задымлении.)
- По какому номеру вызывают пожарных? (101)
-Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (Что случилось и точный домашний адрес: номер дома и квартиры.)
– Молодцы, ответили на все вопросы, и у нас открылась картинка. Это пожарная машина. На ней можно быстро примчаться на пожар.
«Мчится огненной стрелой, мчится вдаль машина.
И зальёт пожар любой смелая дружина».
-Ребята, скажите, для чего пожарной машине нужна сирена? (Чтобы все слышали и уступали дорогу.)
- Почему пожарная машина красного цвета? (Красный цвет - цвет опасности.)
-Зачем машине раздвижная лестница? (Чтобы подниматься на высокие этажи.)
-Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава.)
- Чем тушат бензин? (Пеной.)
-Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? (В колодцах, из реки.)
-Чего боится огонь больше всего? (воды, показываю эксперимент со спичкой)
-А чем еще можно потушить огонь? (песком, одеялом)
Давайте проверим, все ли вы хорошо запомнили - Дидактические игры: «Пожароопасные предметы», «Что пригодится при пожаре»
-Очень хорошо, и с этим заданием вы справились. А сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете правила, как надо вести себя при пожаре, (игра «Разрешается-запрещается)
Возьмите в руки свои светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зелёный кружок, если это делать можно.
В случае пожара вызывать пожарных по телефону 101.
Бросать горящие спички.
Кричать и звать на помощь взрослых.
Оставаться в помещении, где начался пожар.
Открывать окна, двери во время пожара.
Закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем.
Прятаться в угол, под шкаф, под кровать.
Оставлять без присмотра включенные электроприборы.
Двигаться ползком или пригнувшись к выходу.
Обливать водой стены, пол во время пожара.
Пользоваться лифтом.
Не бояться, слушаться во всём пожарных.
Тушить водой горящие электроприборы.
Обращаться к соседям за помощью.
По возможности пытаться тушить пожар.
Включать газ, электроприборы, свет.
– Молодцы, все правила назвали.
ИТОГ: – Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса, дома – пепел, зола, обгорелые головёшки. А как страдает человек от пожара (он получает ожоги, задыхается)
– Ребята, вы должны запомнить, что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, но всё-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее. Я очень хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнём, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила и беда обойдёт вас стороной.
ВОСПИТАТЕЛЬ: КОНДРАТ О.Ю.
Дидактическая игра « Огнеопасные предметы».
Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление. Объяснить, почему выбрали именно эти предметы. Правильно разложить карточки на две группы.
Подготовка: Необходимо подобрать картинки с изображением огнеопасных и обычных предметов, или распечатать предложенные.
1 вариант игры: карточки делятся между игроками, карточки нужно разделить на две группы: огнеопасные предметы и предметы, не представляющие угрозы для возникновения пожара.
2 вариант игры: воспитатель выкладывает перед игроками несколько карточек, среди которых основная масса огнеопасных (или наоборот, не опасных) предметов. Задача игроков найти лишний предмет.
Дидактическая игра «Что пригодится при пожаре».
Цель: научить детей находить предмет, который может пригодиться при тушении пожара пожарному. Объяснить свой выбор. Развивать логическое мышление.
Подготовка: Необходимо приготовить картинки с изображением предметов, которые могут пригодиться при пожаре и предметов, которые при пожаре не нужны, или распечатать предложенные. Приготовить игровые поля, на которые игроки будут раскладывать карточки.
1 вариант игры: «Лото». Играют ведущий и 2 игрока.
2 вариант игры: играют 2 игрока. Карточки делятся поровну между игроками, каждый игрок выбирает из своих карточек подходящие (например, те которые пригодятся при пожаре). Карточки, которые не подходят игроку, необходимо выменять у второго игрока. Выменять их можно следующим образом: объяснить для чего нужен (или почему не нужен) тот или иной предмет при пожаре.
ВОСПИТАТЕЛЬ: КОНДРАТ О.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе "Огонь - враг, огонь - друг"
Занятие посвящено правилам обращения с огнём....
Конспект открытого занятия в средней группе на тему: "Огонь-друг, огонь-враг"
Конспект открытого занятия в средней группе на тему: Огонь-друг, огонь-враг"...
Конспект открытого занятия в средней группе на тему: «Огонь-друг, огонь-враг».
Программное содержание:· показать детям значение огня в жизни человека:· дать знания о необходимости безопасного обр...
Конспект занятия в средней группе на тему "Огонь-друг, огонь-враг"
Цель: показать детям значение огня в жизни человека...
Конспект интегрированного занятия в средней группе по аппликации. Тема: Огонь друг-огонь враг. Пожарная машина.
Конспект интегрированного занятия в средней группе по аппликации.Тема: Огонь друг-огонь враг. Пожарная машина. Цели: формирование у детей знаний о пожарной безопасности в помещении. Знакомство с ...
Конспект занятия для средней группы «Огонь-друг, огонь-враг»
Цель: Закреплять знания детей о пожарной безопасности. Задачи:1) Предостеречь детей от возможных пожаров, ожога, испуга и других проблем, связанных с огнем.2) Закреплять знания о профессии пожарн...