Культура поведения в поготовительной группе
материал (окружающий мир, средняя группа) по теме
Материал составлен в виде плана на весь учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_povedeniya.docx | 29.42 КБ |
kultura_povedeniya.docx | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное планирование работы по воспитанию
культуры поведения
Подготовительная к школе группа
Сентябрь
1-я неделя. В конце занятия, предшествующего рисованию, объяснить детям правило: «Самостоятельно готовься к занятию». Напомнить, что в школе ученики сами готовятся к уроку. Еще раз уточнить, где в группе находятся необходимый материал и пособия.
2-я неделя. На занятии по развитию речи закрепить знакомые правила поведения (здороваться, прощаться, не перебивать разговор старших, во время разговора смотреть на собеседника).
3-я неделя. 1) После игры побеседовать с детьми о том, как они выполняли знакомые им правила:
— справедливо разрешай спор;
— будь внимателен к товарищу;
— за свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого;
— уступай игрушки товарищам.
2) Перед занятием по лепке напомнить: каждый должен самостоятельно приготовить все необходимое к занятию. Проверить, как дети справились с этим.
4-я неделя. 1) Во время прогулки в лес начать с детьми разговор о бережном отношении к природе. Познакомить с правилами поведения в лесу: нельзя ломать деревья, кусты, разорять птичьи гнезда и др.
2) Утром побеседовать с детьми о том, как они дома выполняют поручения взрослых. Еще раз напомнить: не заставляй повторять просьбу несколько раз — это неуважение к взрослому.
Октябрь
1-я неделя. Утром понаблюдать, как ребята, придя в детский сад, включаются в жизнь группы, чем начинают заниматься. Побеседовать на тему «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
2-я неделя. 1) Вечером прочитать рассказ «Трудный день». Отметить, как дети могут заботиться о маме, помогать ей.
2) Утром показать детям альбом «Осень». Поговорить о красоте родной природы. Закрепить правила поведения в лесу.
3) В начале занятия по аппликации отметить:
— дети, которые не приготовились к занятию, отнимают время у своих товарищей;
— любое задание нужно выполнять старательно, аккуратно; хорошо выполненная работа доставит удовольствие и детям, и взрослым.
4) На занятии по развитию речи побеседовать о чутком, доброжелательном отношении к людям. Прочитать стихотворение А. Барто «Вовка — добрая душа».
3-я неделя. 1) Перед занятием по конструированию напомнить о том, что в детском саду они самые старшие и поэтому должны заботиться о малышах. Уточнить значение слов «заботиться о малышах». Дать задание: сделать игрушки для малышей и после занятия подарить их.
2) Во время прогулки предложить детям заняться каким-либо трудом; познакомить с правилами: «Не сиди без дела», «Если закончил задание раньше товарища, помоги ему».
3) Прочитать рассказ В. Осеевой «Три товарища». Уточнить и обобщить имеющиеся у детей представления о дружбе, учить понимать и оценивать поступки людей. Напомнить пословицу: «Дружба заботой да подмогой крепка». Закрепить правило: «Другу всегда помогай, друга всегда выручай».
4-я неделя. 1) Утром объяснить правило «Не опаздывай в детский сад на завтрак, обед — это доставляет неудобство товарищам».
2) Вечером побеседовать о том, как дети помогают дома родителям, есть ли у них свои обязанности. На примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» закрепить правила вежливости.
Ноябрь
1-я неделя. Рассмотреть иллюстрации к книге В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Поговорить о хороших и плохих поступках. Ввести правило «Не перенимай дурных поступков, старайся сам подать хороший пример другим».
2) Напомнить: старшие дошкольники должны заботиться о малышах дома и в детском саду (уступать игрушку, помогать одеваться и раздеваться), не обижать их.
3) Во время прогулки рассказать о том, как надо оберегать растения зимой.
2-я неделя. 1) На занятии по развитию элементарных математических представлений объяснить правило: «Прежде чем выполнить задание, подумай».
2) Во время завтрака напомнить правило: «За столом всегда сиди прямо, не клади локти на стол».
3) Вечером предложить детям выбрать себе такое дело, чтобы самим было интересно и другим приятно. Напомнить пословицу: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
3-я неделя. 1) Вечером побеседовать с детьми о добрых делах, которые они могут делать в детском саду и дома.
2) Прочитать пословицы: «Только одному тяжко жить на свете», «Друга ищи, а найдешь — береги», «Человек без дружбы, что дерево без корней». Выяснить, как дети их понимают.
Познакомить с правилом: «Всем советуем дружить, ссориться не смейте. Без друзей нам не прожить ни за что на свете».
3) На рисовании отметить, кто из детей выполняет правило «Самостоятельно готовься к занятию».
4-я неделя. 1) Учить детей заранее планировать трудовую деятельность, подбирать необходимые материалы, продумывать действия по порядку, добиваться результата. Закрепить правила: «Прежде чем выполнить задание, подумай, как его выполнить лучше», «Если при выполнении задания тебе помогали, поблагодари за помощь».
2) Предложить детям самим приготовить атрибуты к игре в «магазин» для младшей группы. Закрепить правило: «Заботься о малышах дома и в детском саду». Отметить, что забота о малышах выражается в добрых делах.
3) Во время беседы обобщить и закрепить представления детей о дружбе, вспомнить пословицы, поговорки, правила: «Помогай товарищу, не жди, пока он у тебя попросит помощи»; «Поделись с товарищем игрушками, книгами, карандашами, если их у него нет»; «Останови товарища, если он поступает плохо».
4) Вечером побеседовать с детьми о том, как они понимают правило «Уважай взрослых в детском саду и дома». Привести примеры добрых дел, по которым можно судить об уважении детей к взрослым.
Декабрь
1-я неделя. 1) После дневного сна отметить, кто из детей аккуратно и быстро заправляет свою постель. Выяснить, все ли ребята дома убирают за собой постель, и побеседовать на эту тему с родителями.
2) Утром напомнить детям о правилах культурного поведения за столом: «Если тебе что-нибудь нужно достать, вежливо попроси об этом соседа»; «Окончив еду, не облизывай ложку» и др.
3) Предложить детям несколько упражнений на правило «Не перенимай дурных поступков»:
«Толя дернул Галю за косичку. Витя увидел и засмеялся. А как бы ты поступил на месте Вити?»
«Таня и Сережа играли в мяч и нечаянно разбили вазу. Мама спросила: «Кто это сделал?» Сережа говорит: «Не я». И Таня тоже: «Не я». Правы ли дети?»
2-я неделя. 1) Во время завтрака (обеда) напомнить детям о бережном отношении к хлебу. Закрепить правило: «Не кроши хлеб, доедай кусок до конца».
2) На занятии по ручному труду (изготовление кормушек для птиц) дать понятие о том, как можно помочь птицам зимой. Закрепить правило: «Береги природу».
3) Утром отметить детей, которые всегда умеют найти для себя занятие в группе.
4) Провести досуг с использованием правил аккуратности и опрятности.
3-я неделя. 1) Беседа на тему «Мы в гостях». Чтение стихотворения А. Барто «День рождения». Закрепление правил поведения в гостях.
2) Во время прогулки закрепить правила поведения на улице: «Переходить улицу можно только по разрешению взрослого в указанном месте»; «Идя по улице, придерживайся правой стороны, иначе будешь мешать прохожим, двигающимся навстречу».
Январь
1-я неделя. 1) В свободное время предложить детям нарисовать картину на тему «Как мы заботимся о малышах дома и в детском саду».
2) Беседа на тему «Волшебные слова — наши верные друзья». Закрепить представления детей о том, что «волшебные» слова помогают человеку, вызывают у него добрые чувства к тем, кто говорит их.
3) Утром предложить детям настольные дидактические игры. В ходе игры контролировать выполнение правил. В случае нарушения предложить их рассказать.
2-я неделя. 1) Отметить, как приятно начинать рабочий день, если все ребята пришли вовремя. Закрепить правило: «Не опаздывай в детский сад (к обеду, на занятие)».
2) Во время прогулки упражнять в выполнении правил поведения на улице: «Идти парами, организованно переходить улицу».
3) Утром предложить детям самостоятельно распределить обязанности дежурных. Учить договариваться, уступать друг другу.
3-я неделя. 1) Перед началом ролевой игры побеседовать об этических правилах поведения: «Играйте дружно», «Уступай игрушки товарищам».
2) Индивидуальные беседы с детьми: «Какие правила культуры поведения ты знаешь? Кого из ребят ты можешь назвать вежливым? Почему ты так думаешь? Подсказываешь ли ты своему товарищу, как себя вести, если видишь, что он поступает не так, как надо?»
3) Вечер пословиц и поговорок о дружбе и товариществе.
4-я неделя. 1) Утром обратить внимание на внешний вид детей. Познакомить с правилом: «Если ты видишь непорядок в одежде ровесника или взрослого, то об этом надо сказать так, чтобы человек не обиделся».
2) Показать детям, как расположены в шкафу материалы по изобразительной деятельности. Отметить: каждая вещь должна иметь свое место, тогда легче будет готовить все необходимое к занятиям. Напомнить правило: «Самостоятельно готовься к занятию».
3) После чтения произведения Т. Горской «Колин папа» побеседовать на тему «Чему нас учат герои этого рассказа». Познакомить с пословицей «Скромность красит человека».
Февраль
1-я неделя. 1) Утром побеседовать с детьми о том, как они собираются в детский сад (убирают постель, умываются, причесываются, чистят обувь, одежду и т. д.).
2) Прочитать стихотворение С. Маршака «Как себя вести», закрепить правило «Уважай взрослых в детском саду и дома».
2-я неделя. 1) После занятия по труду напомнить детям: «Если во время работы ты насорил или что-то разлил, убери сам. Рабочее место всегда должно быть чистым».
2) На занятии по развитию речи составление рассказов из личного опыта на тему «Как дети выручили из беды товарища». Знакомство с правилом: «Не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому нужна помощь».
3) Утром предложить дидактическую игру «Дошколята — вежливые ребята». Вспомнить правила вежливости, назвать литературные произведения, в которых говорится о вежливости.
4) Во время прогулки понаблюдать за посадкой пассажиров в автобус. Уточнить правила поведения в транспорте, отметить нарушения.
5) Индивидуальные беседы с детьми на тему «Тебя пригласили в гости».
6) Занятие по ручному труду. Предложить проанализировать работу, которую выполнил сам и которую выполнил товарищ.
3-я неделя. 1) Занятие по развитию речи. Творческое рассказывание на тему «Приключение новой куклы в детском саду». Закрепить правило: «Каждой вещи свое место».
2) Во время прогулки дать детям поручения разной сложности. Проследить, как они будут вести себя в этой ситуации. Побеседовать о выполнении задания. Напомнить правило: «Если закончил работу раньше товарища, помоги ему».
3) Предложить ситуацию: «Две подружки вошли в трамвай и уселись на скамейку. Едет трамвай, позванивает, колесами постукивает. Но громче трамвая девочки наперебой рассказывают друг другу про разные мультфильмы. Рядом сидела женщина. Посмотрела она строго на девочек, но подружки не унимались, еще громче раздавались их голоса.
Вопрос: почему женщина строго посмотрела на девочек?»
Познакомить с правилом: «В общественном транспорте нужно разговаривать тихо, вполголоса, чтобы не мешать остальным пассажирам».
Март
1-я неделя. 1) Беседа о том, как дети помогают взрослым дома, какие у них есть обязанности. Вспомнить правило: «Любое задание нужно выполнять старательно, аккуратно. Хорошо выполненное задание доставит удовольствие и тебе, и взрослым».
2) Предложить ситуацию: «Мальчик шести лет вошел с папой в троллейбус. Женщина встала и предложила мальчику сесть. Мальчик сел. Папа и мальчик сказали: «Спасибо».
Вопрос: как ты будешь себя вести, если тебе уступят место в транспорте?»
3) Экскурсия в школу. Обратить внимание на то, что после звонка все ученики спешат в класс. Уточнить, какое правило соблюдают школьники. Напомнить, что такое правило есть и в детском саду. Предложить его назвать.
2-я неделя. 1) Утром провести индивидуальные беседы с детьми на тему «Как ты ведешь себя в кинотеатре (театре)?».
2) Игра «Письма доброго сказочника». Раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо». На конкретных и понятных примерах учить оценивать поступки и соотносить их с этими словами.
3) В конце занятия по развитию речи предложить несколько упражнений на правило «Не перенимай дурных поступков»: а) один мальчик обижал кошку, другой стал то же самое делать; б) один мальчик полез в грязь, и другой тоже.
3-я неделя. 1) Утром поговорить с детьми о правилах вежливости: «Какие правила вы знаете? Кого из ребят можно назвать вежливым? Подсказываешь ли ты своим товарищам, как себя вести, если видишь, что они поступают не так, как надо?»
Вспомнить пословицы о вежливости: «Ласковое слово не трудно молвить»; «Вежливым открываются все двери». 2) Занятие по конструированию. Учить детей заранее подбирать материал и обдумывать последовательность работы. Закрепить правило: «Прежде чем начать выполнять задание, подумай, как его лучше выполнить».
3) Вечером рассмотреть иллюстрации к правилам дорожного движения. Провести игру-упражнение «Наша улица».
4-я неделя. 1) Утром, во время завтрака, закрепить правила культуры еды: «Когда ешь, не откусывай сразу большой кусок — это некрасиво. Не разговаривай с полным ртом, старайся есть беззвучно. Если тебе нужно что-нибудь взять на столе, вежливо попроси соседа передать».
2) «Вечер» вопросов и ответов:
1. Какие ты знаешь правила культуры поведения?
2. Какие правила тебе трудно выполнять? Почему?
3. Подсказываешь ли ты своим товарищам, как себя вести, если видишь, что они поступают не так, как надо?
4. Какие знаешь пословицы о культуре поведения?
Апрель
1-я неделя. 1) Утром закрепить с детьми правила поведения в настольной игре «Так — не так». Развивать монологическую речь, умение рассуждать, доказывать.
2) Во время прогулки в лес обратить внимание на березы. Отметить: некоторые люди, чтобы добыть березовый сок, делают на березе надрезы. Дерево от этого сильно страдает. Чтобы помочь ему, надо пластилином и изолентой заклеить порезы.
3) Вечером рассказать родителям о прогулке в лес. Выпустить бюллетень «Береги березу»: «Товарищи родители, когда идете гулять в лес с детьми, не собирайте сок с берез, от этого деревья гибнут. Своим примером учите детей бережно относиться к природе».
2-я неделя. 1) Утром упражнять детей в выполнении правил вежливости. Предложить сходить в методический кабинет и попросить пособие для занятия. Напомнить, как надо обратиться с просьбой. После выполнения поручения спросить ребенка, был ли он вежлив. Почему он думает, что был вежлив?
2) Индивидуальные беседы с детьми о правилах речевого общения: «Когда мы говорим слова «скажите, пожалуйста», «разрешите спросить? Как нужно разговаривать со взрослыми? Как нужно разговаривать в общественных местах?» и т. д.
3) Прогулка. Упражнять детей в правильном переходе улицы. Вспомнить правило: «Переходить улицу надо в указанном месте, неправильный переход может привести к несчастному случаю».
4) Вечером в настольных играх «Знаки на дорогах» и «В путь-дорогу» закрепить правила дорожного движения.
3-я неделя. 1) Утром поговорить с детьми о том, как вести себя в театре, кино. Вспомнить некоторые правила: «Бывая в театре, в кино, в музее, помни, что ты здесь не один. Веди себя так, чтобы не мешать другим. В театр приходи вовремя. Не ешь во время спектакля, фильма — это некрасиво. Во время действия не разговаривай. Поделиться мнением можно в антракте».
2) Прогулка в лес. Рассмотреть с детьми первые цветущие растения (первоцвет, ветреница), спросить, почему над ними летает много насекомых. Рассказать о бережном отношении к растениям, объяснить, почему они занесены в Красную книгу. Познакомить с правилом: «Не рви в лесу, на лугу цветов, пусть красивые растения останутся в природе! Помни, что букеты можно составлять из растений, выращенных человеком».
Май
1-я неделя. Занятие по развитию речи. В дидактической игре «Незнайка учит правила поведения» закрепить с детьми правила поведения в гостях, на занятии, в общественном месте, на улице.
2-я неделя. Вечер развлечений на тему «Как мы выполняем правила поведения».
Летом планируется индивидуальная работа с детьми, не овладевшими правилами.
Предварительный просмотр:
Примерное планирование работы по воспитанию
культуры поведения
Подготовительная к школе группа
Сентябрь
1-я неделя. В конце занятия, предшествующего рисованию, объяснить детям правило: «Самостоятельно готовься к занятию». Напомнить, что в школе ученики сами готовятся к уроку. Еще раз уточнить, где в группе находятся необходимый материал и пособия.
2-я неделя. На занятии по развитию речи закрепить знакомые правила поведения (здороваться, прощаться, не перебивать разговор старших, во время разговора смотреть на собеседника).
3-я неделя. 1) После игры побеседовать с детьми о том, как они выполняли знакомые им правила:
— справедливо разрешай спор;
— будь внимателен к товарищу;
— за свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого;
— уступай игрушки товарищам.
2) Перед занятием по лепке напомнить: каждый должен самостоятельно приготовить все необходимое к занятию. Проверить, как дети справились с этим.
4-я неделя. 1) Во время прогулки в лес начать с детьми разговор о бережном отношении к природе. Познакомить с правилами поведения в лесу: нельзя ломать деревья, кусты, разорять птичьи гнезда и др.
2) Утром побеседовать с детьми о том, как они дома выполняют поручения взрослых. Еще раз напомнить: не заставляй повторять просьбу несколько раз — это неуважение к взрослому.
Октябрь
1-я неделя. Утром понаблюдать, как ребята, придя в детский сад, включаются в жизнь группы, чем начинают заниматься. Побеседовать на тему «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
2-я неделя. 1) Вечером прочитать рассказ «Трудный день». Отметить, как дети могут заботиться о маме, помогать ей.
2) Утром показать детям альбом «Осень». Поговорить о красоте родной природы. Закрепить правила поведения в лесу.
3) В начале занятия по аппликации отметить:
— дети, которые не приготовились к занятию, отнимают время у своих товарищей;
— любое задание нужно выполнять старательно, аккуратно; хорошо выполненная работа доставит удовольствие и детям, и взрослым.
4) На занятии по развитию речи побеседовать о чутком, доброжелательном отношении к людям. Прочитать стихотворение А. Барто «Вовка — добрая душа».
3-я неделя. 1) Перед занятием по конструированию напомнить о том, что в детском саду они самые старшие и поэтому должны заботиться о малышах. Уточнить значение слов «заботиться о малышах». Дать задание: сделать игрушки для малышей и после занятия подарить их.
2) Во время прогулки предложить детям заняться каким-либо трудом; познакомить с правилами: «Не сиди без дела», «Если закончил задание раньше товарища, помоги ему».
3) Прочитать рассказ В. Осеевой «Три товарища». Уточнить и обобщить имеющиеся у детей представления о дружбе, учить понимать и оценивать поступки людей. Напомнить пословицу: «Дружба заботой да подмогой крепка». Закрепить правило: «Другу всегда помогай, друга всегда выручай».
4-я неделя. 1) Утром объяснить правило «Не опаздывай в детский сад на завтрак, обед — это доставляет неудобство товарищам».
2) Вечером побеседовать о том, как дети помогают дома родителям, есть ли у них свои обязанности. На примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» закрепить правила вежливости.
Ноябрь
1-я неделя. Рассмотреть иллюстрации к книге В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Поговорить о хороших и плохих поступках. Ввести правило «Не перенимай дурных поступков, старайся сам подать хороший пример другим».
2) Напомнить: старшие дошкольники должны заботиться о малышах дома и в детском саду (уступать игрушку, помогать одеваться и раздеваться), не обижать их.
3) Во время прогулки рассказать о том, как надо оберегать растения зимой.
2-я неделя. 1) На занятии по развитию элементарных математических представлений объяснить правило: «Прежде чем выполнить задание, подумай».
2) Во время завтрака напомнить правило: «За столом всегда сиди прямо, не клади локти на стол».
3) Вечером предложить детям выбрать себе такое дело, чтобы самим было интересно и другим приятно. Напомнить пословицу: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
3-я неделя. 1) Вечером побеседовать с детьми о добрых делах, которые они могут делать в детском саду и дома.
2) Прочитать пословицы: «Только одному тяжко жить на свете», «Друга ищи, а найдешь — береги», «Человек без дружбы, что дерево без корней». Выяснить, как дети их понимают.
Познакомить с правилом: «Всем советуем дружить, ссориться не смейте. Без друзей нам не прожить ни за что на свете».
3) На рисовании отметить, кто из детей выполняет правило «Самостоятельно готовься к занятию».
4-я неделя. 1) Учить детей заранее планировать трудовую деятельность, подбирать необходимые материалы, продумывать действия по порядку, добиваться результата. Закрепить правила: «Прежде чем выполнить задание, подумай, как его выполнить лучше», «Если при выполнении задания тебе помогали, поблагодари за помощь».
2) Предложить детям самим приготовить атрибуты к игре в «магазин» для младшей группы. Закрепить правило: «Заботься о малышах дома и в детском саду». Отметить, что забота о малышах выражается в добрых делах.
3) Во время беседы обобщить и закрепить представления детей о дружбе, вспомнить пословицы, поговорки, правила: «Помогай товарищу, не жди, пока он у тебя попросит помощи»; «Поделись с товарищем игрушками, книгами, карандашами, если их у него нет»; «Останови товарища, если он поступает плохо».
4) Вечером побеседовать с детьми о том, как они понимают правило «Уважай взрослых в детском саду и дома». Привести примеры добрых дел, по которым можно судить об уважении детей к взрослым.
Декабрь
1-я неделя. 1) После дневного сна отметить, кто из детей аккуратно и быстро заправляет свою постель. Выяснить, все ли ребята дома убирают за собой постель, и побеседовать на эту тему с родителями.
2) Утром напомнить детям о правилах культурного поведения за столом: «Если тебе что-нибудь нужно достать, вежливо попроси об этом соседа»; «Окончив еду, не облизывай ложку» и др.
3) Предложить детям несколько упражнений на правило «Не перенимай дурных поступков»:
«Толя дернул Галю за косичку. Витя увидел и засмеялся. А как бы ты поступил на месте Вити?»
«Таня и Сережа играли в мяч и нечаянно разбили вазу. Мама спросила: «Кто это сделал?» Сережа говорит: «Не я». И Таня тоже: «Не я». Правы ли дети?»
2-я неделя. 1) Во время завтрака (обеда) напомнить детям о бережном отношении к хлебу. Закрепить правило: «Не кроши хлеб, доедай кусок до конца».
2) На занятии по ручному труду (изготовление кормушек для птиц) дать понятие о том, как можно помочь птицам зимой. Закрепить правило: «Береги природу».
3) Утром отметить детей, которые всегда умеют найти для себя занятие в группе.
4) Провести досуг с использованием правил аккуратности и опрятности.
3-я неделя. 1) Беседа на тему «Мы в гостях». Чтение стихотворения А. Барто «День рождения». Закрепление правил поведения в гостях.
2) Во время прогулки закрепить правила поведения на улице: «Переходить улицу можно только по разрешению взрослого в указанном месте»; «Идя по улице, придерживайся правой стороны, иначе будешь мешать прохожим, двигающимся навстречу».
Январь
1-я неделя. 1) В свободное время предложить детям нарисовать картину на тему «Как мы заботимся о малышах дома и в детском саду».
2) Беседа на тему «Волшебные слова — наши верные друзья». Закрепить представления детей о том, что «волшебные» слова помогают человеку, вызывают у него добрые чувства к тем, кто говорит их.
3) Утром предложить детям настольные дидактические игры. В ходе игры контролировать выполнение правил. В случае нарушения предложить их рассказать.
2-я неделя. 1) Отметить, как приятно начинать рабочий день, если все ребята пришли вовремя. Закрепить правило: «Не опаздывай в детский сад (к обеду, на занятие)».
2) Во время прогулки упражнять в выполнении правил поведения на улице: «Идти парами, организованно переходить улицу».
3) Утром предложить детям самостоятельно распределить обязанности дежурных. Учить договариваться, уступать друг другу.
3-я неделя. 1) Перед началом ролевой игры побеседовать об этических правилах поведения: «Играйте дружно», «Уступай игрушки товарищам».
2) Индивидуальные беседы с детьми: «Какие правила культуры поведения ты знаешь? Кого из ребят ты можешь назвать вежливым? Почему ты так думаешь? Подсказываешь ли ты своему товарищу, как себя вести, если видишь, что он поступает не так, как надо?»
3) Вечер пословиц и поговорок о дружбе и товариществе.
4-я неделя. 1) Утром обратить внимание на внешний вид детей. Познакомить с правилом: «Если ты видишь непорядок в одежде ровесника или взрослого, то об этом надо сказать так, чтобы человек не обиделся».
2) Показать детям, как расположены в шкафу материалы по изобразительной деятельности. Отметить: каждая вещь должна иметь свое место, тогда легче будет готовить все необходимое к занятиям. Напомнить правило: «Самостоятельно готовься к занятию».
3) После чтения произведения Т. Горской «Колин папа» побеседовать на тему «Чему нас учат герои этого рассказа». Познакомить с пословицей «Скромность красит человека».
Февраль
1-я неделя. 1) Утром побеседовать с детьми о том, как они собираются в детский сад (убирают постель, умываются, причесываются, чистят обувь, одежду и т. д.).
2) Прочитать стихотворение С. Маршака «Как себя вести», закрепить правило «Уважай взрослых в детском саду и дома».
2-я неделя. 1) После занятия по труду напомнить детям: «Если во время работы ты насорил или что-то разлил, убери сам. Рабочее место всегда должно быть чистым».
2) На занятии по развитию речи составление рассказов из личного опыта на тему «Как дети выручили из беды товарища». Знакомство с правилом: «Не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому нужна помощь».
3) Утром предложить дидактическую игру «Дошколята — вежливые ребята». Вспомнить правила вежливости, назвать литературные произведения, в которых говорится о вежливости.
4) Во время прогулки понаблюдать за посадкой пассажиров в автобус. Уточнить правила поведения в транспорте, отметить нарушения.
5) Индивидуальные беседы с детьми на тему «Тебя пригласили в гости».
6) Занятие по ручному труду. Предложить проанализировать работу, которую выполнил сам и которую выполнил товарищ.
3-я неделя. 1) Занятие по развитию речи. Творческое рассказывание на тему «Приключение новой куклы в детском саду». Закрепить правило: «Каждой вещи свое место».
2) Во время прогулки дать детям поручения разной сложности. Проследить, как они будут вести себя в этой ситуации. Побеседовать о выполнении задания. Напомнить правило: «Если закончил работу раньше товарища, помоги ему».
3) Предложить ситуацию: «Две подружки вошли в трамвай и уселись на скамейку. Едет трамвай, позванивает, колесами постукивает. Но громче трамвая девочки наперебой рассказывают друг другу про разные мультфильмы. Рядом сидела женщина. Посмотрела она строго на девочек, но подружки не унимались, еще громче раздавались их голоса.
Вопрос: почему женщина строго посмотрела на девочек?»
Познакомить с правилом: «В общественном транспорте нужно разговаривать тихо, вполголоса, чтобы не мешать остальным пассажирам».
Март
1-я неделя. 1) Беседа о том, как дети помогают взрослым дома, какие у них есть обязанности. Вспомнить правило: «Любое задание нужно выполнять старательно, аккуратно. Хорошо выполненное задание доставит удовольствие и тебе, и взрослым».
2) Предложить ситуацию: «Мальчик шести лет вошел с папой в троллейбус. Женщина встала и предложила мальчику сесть. Мальчик сел. Папа и мальчик сказали: «Спасибо».
Вопрос: как ты будешь себя вести, если тебе уступят место в транспорте?»
3) Экскурсия в школу. Обратить внимание на то, что после звонка все ученики спешат в класс. Уточнить, какое правило соблюдают школьники. Напомнить, что такое правило есть и в детском саду. Предложить его назвать.
2-я неделя. 1) Утром провести индивидуальные беседы с детьми на тему «Как ты ведешь себя в кинотеатре (театре)?».
2) Игра «Письма доброго сказочника». Раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо». На конкретных и понятных примерах учить оценивать поступки и соотносить их с этими словами.
3) В конце занятия по развитию речи предложить несколько упражнений на правило «Не перенимай дурных поступков»: а) один мальчик обижал кошку, другой стал то же самое делать; б) один мальчик полез в грязь, и другой тоже.
3-я неделя. 1) Утром поговорить с детьми о правилах вежливости: «Какие правила вы знаете? Кого из ребят можно назвать вежливым? Подсказываешь ли ты своим товарищам, как себя вести, если видишь, что они поступают не так, как надо?»
Вспомнить пословицы о вежливости: «Ласковое слово не трудно молвить»; «Вежливым открываются все двери». 2) Занятие по конструированию. Учить детей заранее подбирать материал и обдумывать последовательность работы. Закрепить правило: «Прежде чем начать выполнять задание, подумай, как его лучше выполнить».
3) Вечером рассмотреть иллюстрации к правилам дорожного движения. Провести игру-упражнение «Наша улица».
4-я неделя. 1) Утром, во время завтрака, закрепить правила культуры еды: «Когда ешь, не откусывай сразу большой кусок — это некрасиво. Не разговаривай с полным ртом, старайся есть беззвучно. Если тебе нужно что-нибудь взять на столе, вежливо попроси соседа передать».
2) «Вечер» вопросов и ответов:
1. Какие ты знаешь правила культуры поведения?
2. Какие правила тебе трудно выполнять? Почему?
3. Подсказываешь ли ты своим товарищам, как себя вести, если видишь, что они поступают не так, как надо?
4. Какие знаешь пословицы о культуре поведения?
Апрель
1-я неделя. 1) Утром закрепить с детьми правила поведения в настольной игре «Так — не так». Развивать монологическую речь, умение рассуждать, доказывать.
2) Во время прогулки в лес обратить внимание на березы. Отметить: некоторые люди, чтобы добыть березовый сок, делают на березе надрезы. Дерево от этого сильно страдает. Чтобы помочь ему, надо пластилином и изолентой заклеить порезы.
3) Вечером рассказать родителям о прогулке в лес. Выпустить бюллетень «Береги березу»: «Товарищи родители, когда идете гулять в лес с детьми, не собирайте сок с берез, от этого деревья гибнут. Своим примером учите детей бережно относиться к природе».
2-я неделя. 1) Утром упражнять детей в выполнении правил вежливости. Предложить сходить в методический кабинет и попросить пособие для занятия. Напомнить, как надо обратиться с просьбой. После выполнения поручения спросить ребенка, был ли он вежлив. Почему он думает, что был вежлив?
2) Индивидуальные беседы с детьми о правилах речевого общения: «Когда мы говорим слова «скажите, пожалуйста», «разрешите спросить? Как нужно разговаривать со взрослыми? Как нужно разговаривать в общественных местах?» и т. д.
3) Прогулка. Упражнять детей в правильном переходе улицы. Вспомнить правило: «Переходить улицу надо в указанном месте, неправильный переход может привести к несчастному случаю».
4) Вечером в настольных играх «Знаки на дорогах» и «В путь-дорогу» закрепить правила дорожного движения.
3-я неделя. 1) Утром поговорить с детьми о том, как вести себя в театре, кино. Вспомнить некоторые правила: «Бывая в театре, в кино, в музее, помни, что ты здесь не один. Веди себя так, чтобы не мешать другим. В театр приходи вовремя. Не ешь во время спектакля, фильма — это некрасиво. Во время действия не разговаривай. Поделиться мнением можно в антракте».
2) Прогулка в лес. Рассмотреть с детьми первые цветущие растения (первоцвет, ветреница), спросить, почему над ними летает много насекомых. Рассказать о бережном отношении к растениям, объяснить, почему они занесены в Красную книгу. Познакомить с правилом: «Не рви в лесу, на лугу цветов, пусть красивые растения останутся в природе! Помни, что букеты можно составлять из растений, выращенных человеком».
Май
1-я неделя. Занятие по развитию речи. В дидактической игре «Незнайка учит правила поведения» закрепить с детьми правила поведения в гостях, на занятии, в общественном месте, на улице.
2-я неделя. Вечер развлечений на тему «Как мы выполняем правила поведения».
Летом планируется индивидуальная работа с детьми, не овладевшими правилами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГБОУ детский сад № 994 (1971) Конспект занятия - беседа по воспитанию культуры поведения в старшей группе №2 «Солнышко». Тема: «Что хорошо, что плохо и почему».
Цель и основные задачи:Уточнять и систематизировать знания детей о правилах этикета: умение дружить, знакомиться, разрешать конфликты, делиться с другом.Развивать готовность идти навстречу друг ...
«Средства формирования культуры поведения в разновозрастной группе продленного дня»
Одна из проблем общества состоит в том ,что трудно жить в коллективе, где нет ни моральных норм ,ни культуры: где не берегут , не уважают старших, обижают младших, не любят никого кроме се...
Проект семейных традиций в воспитании культуры поведения в средней группе «Радуга хорошего поведения»
Цель проекта: Овладение детьми нормами поведения, способности конструирования своего поведения на основе анализа действительности и удержания этого правила. Пополнение предметно-пространств...
Тематическое планирование бесед по воспитанию кгн и культуры поведения в подготовительной группе.
Воспитание культурно-гигиенических навыков и культуры поведения....
Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения в подготовительной группе
В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Главным в целенаправленной воспитательной дея...
Конспект занятия по нравственному воспитанию и культуре поведения в средней группе на тему: «В гости в Простоквашино»
Конспект занятия «В гости в Простоквашино» ...
Перспективный план "Формирование культуры поведения в средней группе"
Перспективный план предполагает решегие задачи на тему «Формирование культуры поведения детей в быту, в общении, в различных видах деятельности» с детьми старшей группы....