«Средства формирования культуры поведения в разновозрастной группе продленного дня»
опыты и эксперименты на тему
Одна из проблем общества состоит в том ,что трудно жить в коллективе, где нет ни моральных норм ,ни культуры: где не берегут , не уважают старших, обижают младших, не любят никого кроме себя. Это реальность нашего времени.
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д.. Любое общение требует от человека умения соблюдать правила поведения, обусловленные нормами морали и нравственности.
В каждой эпохе преобладает свой стиль, каждого общества, свой кодекс правил поведения, но есть ценности «общечеловеческие», и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, уходящий своими корнями в сферу нравственности.
Этикет выражает содержание принципов нравственности «Это умение быть вежливым в любой ситуации, умение жить в обществе, общаться с людьми, контролировать свои поступки.» В связи с этим ребенку с малых лет нужно прививать этикет: т.е. приличное поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 52.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Самарский государственный университет»
Центр образовательных услуг и консалтинга
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ПРОГРАММЕ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
на тему
«Средства формирования культуры поведения в разновозрастной группе продленного дня»
Выполнила
слушатель программы
Масликова Л.В.
Воспитатель гпд МБОУ СОШ №170
_____________________________
Руководитель
Носырева О.В.
_____________________________
Работа защищена
«___»_____________2013г.
Оценка________________
Самара 2013
Содержание
Глава I. Теоретические основы культуры воспитания 5
- Сущность понятий проблемы воспитания и компоненты культуры поведения………………………………………………………………………5
- Освоение культуры поведения детьми разного возраста 7
Глава II. Методы и приемы воспитания культуры поведения. Опыт работы с детьми разного возраста 9
Одна из проблем общества состоит в том ,что трудно жить в коллективе, где нет ни моральных норм ,ни культуры: где не берегут , не уважают старших, обижают младших, не любят никого кроме себя. Это реальность нашего времени.
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д.. Любое общение требует от человека умения соблюдать правила поведения, обусловленные нормами морали и нравственности.
В каждой эпохе преобладает свой стиль, каждого общества, свой кодекс правил поведения, но есть ценности «общечеловеческие», и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, уходящий своими корнями в сферу нравственности.
Этикет выражает содержание принципов нравственности «Это умение быть вежливым в любой ситуации, умение жить в обществе, общаться с людьми, контролировать свои поступки.» В связи с этим ребенку с малых лет нужно прививать этикет: т.е. приличное поведение.
Воспитание нравственного приличного поведения начинается с детства. Хотя фактически воспитание нравственности необходимо начинать с колыбели, ведь когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеского отношения к миру. Впоследствии и в детском саду, и в школе необходимо усложнять процесс воспитания и прививания нравственных и культурных норм поведения. При этом главная фигура в обществе, от которой зависит будущее ребенка – это педагоги, однако главную роль в воспитании культуры поведения ребенка традиционно отдают семье.
Поэтому актуальным аспектом в обществе является воспитания в человеке культуры. В современных условиях жизни молодежи, характеризующихся стороны измененной социально - экономической ситуацией в России , а с другой – внедрением в педагогическую практику инновационных технологий, важное место должно принадлежать формированию и воспитанию нравственного опыта и, прежде всего нравственных привычек, реальных норм поведения в семье, группе, обществе.
Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются красивые манеры, умение культурно вести себя в школе, в доме, на улице, и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям их раннего возраста, то позже приходиться заполнять этот пробел и нередко проводить более тяжелую работу: перевоспитывать школьников, в которых укоренились негативные привычки с чем я столкнулась в своей работе и считаю это проблемой в педагогической деятельности.
В педагогической деятельности важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности.
Если ребенок умеет общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.
Объект процесс воспитания культуры детей младшего школьного возраста
Предмет средства формирования культуры детей младшего школьного возраста
Цель теоретически обосновать и использовать занятий по воспитанию культуры младших школьников
Задачи
1) рассмотреть сущность понятия и компоненты культуры поведения ;
2) определить методы и приемы культуры поведения ;
3) использование задания, направленные на формирование основ культуры поведения младших школьников;
Глава I. Теоретические основы культуры воспитания
1.1 Сущность понятий проблемы воспитания и компоненты культуры поведения
Культура поведения - составная часть культуры человека, она выступает внешним проявлением духовного богатства личности и его внутреннего мира; это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, быту, общении с другими), в которых находят внешнее отражение нравственные и эстетические нормы поведения. Если моральные нормы определяют содержание поступков, мотивы поведения, то культура поведения раскрывает, как именно осуществляются в поведении требования нравственности, которое «лица» поведения человека, насколько органично, естественно и непринужденно такие нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами
Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений, домашних заданий и заданий на уроке в школе. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте родители учат ребенка регулировать соотношение отдыха и занятий в течение дня, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда в школе. В младшем школьном возрасте ребенок должен уметь рационально использовать режим игр и отдыха, правильно выделять четко выделенное время на домашние задания, на прогулки, посещение секций, кружков, просмотр телевизора и т.д.
Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.[14]
Хотя на сегодняшний день специалисты нередко отмечают неспособность школьников средних классов и даже старшеклассников организовать распределение труда и отдыха в течение рабочего дня, рационально организовать себя во время отдыха, зачастую старшеклассники тратят время бездарно, а в итоге не успевают выполнить домашние задание и сделать самое главное. В этом также проявляется неразвитость культуры поведения.
Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Зачастую можно быть свидетелями использования школьниками в речи нелитературных выражений, что во многом объясняется невысоким уровнем культуры родителей и других членов семьи, т.к. подобное поведение зачастую является следствием копирования взрослых, а так в детском саду и школе это практически не встречается, то можно вполне однозначно говорить о значительном влиянии культуры общения родителей как образца на развитие культуры общения их детей.
Культура общения предполагает не только поступать в соответствие с принятыми культурными нормами и стандартами поведения, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей, особенно в школьном возрасте. Культуры общения нет без культуры речи.
Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса.
В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился и мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться по средством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. В этой связи возникает следующие задача воспитания:
-формировать у ребенка культуру речи;
-учить его четко и ясно произносить слова;
-правильно и понятно для окружающих излагать мысль;
-вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой;
-не перебивать говорящих;
-внимательно выслушивать указания старших;
-говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями;
-не вульгаризировать речь словами-сорняками;
-спокойно и скромно держать себя во время разговора.
Ребенок черпает культуру родного языка в семье. От того, какую речь слышит ребенок, во многом зависит его речевое развитие. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением – и, подражая, копируют услышанное.
Речевая сдержанность – один из признаков культуры общения. Особого внимания заслуживает вопрос воспитания у детей речевой сдержанности: как не достает этой способности нашим детям! В практике же как раз и наблюдается пробел: добиваясь от детей высокой речевой активности, мы нередко забываем о воспитании у них умения молчать и выслушивать других, вникая в смысл сказанного. Надо учить детей не только правильно говорить, но и внимательно выслушивать собеседника, поддерживая с ним диалог; молчать, когда это необходимо.
Говоря о воспитании культуры поведения, важно отметить сущность воспитания как такого.
Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.
Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.
Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности (Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова, В.А.Караковский и др.)
Таким образом, воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.
Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.
Однако главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То есть воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных границ. Именно они и определяют собой цели воспитания на различных этапах развития человечества. Эти цели, главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с «общечеловеческими ценностями» существуют цели, которые ставят перед воспитанием текущие процессы в обществе, данная государственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.
Целью воспитания культуры школьников является формирование духовно богатой, физически здоровой, социально направленной личности ребенка, обладающей национальным самосознанием, этическим и эстетическим потенциалом и современным речевым развитием.
Главная задача воспитания культуры — формировать моральные представления и понятия о доброжелательности, справедливости, гуманности, дружбе, обществе и др. При разъяснении правил культурного поведения необходимо обратить внимание детей на мотивы поступков и их следствия для других людей. Тогда правило выступает не как случайное и необоснованное требование, а как умное необходимость, очевидная для младших школьников.
1.2 Освоение культуры поведения детьми разного возраста
С раннего детства ребенок вступает в сложную систему социальных связей и взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду или школе, на секциях, кружках, на улице и т.д.) и приобретает опыт общественно принятого поведения. В процессе повседневного общения со сверстниками – одноклассниками или одногруппниками в детском саду – дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.
Что касается воспитания культуры поведения в школьном возрасте, необходимо отметить, что с 1 класса закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются красивые манеры, умение культурно вести себя в школе, доме, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не были привиты детям 1 класса, то позже приходится заполнять этот пробел и нередко проводить более тяжелую работу во 2 классе: перевоспитывать школьников, в которых укоренились негативные привычки.
Отсутствие элементарных привычек наблюдается и у детей более старшего возраста ( 3-4 классы) что затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такту, деликатности, непринужденности, хороших манер и так далее. Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведения человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру — вынуждает человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность бестактность постепенно формируют соответствующие негативные качества личности. Поэтому важно в каждом классе вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.
Взрослея, ребенок постепенно начинает осознавать и оценивать необходимость выполнения правил с точки зрения нравственности. Единство знания, навыка и привычки способствует приобретению стойкого поведения, формированию определенных качеств личности. Всегда быть вежливым, обязательным, точным — значит приобрести такие качества, как вежливость, точность, обязательность. Осознание ребенком своего поведения происходит постепенно под руководством педагога, под воздействием общественного мнения коллектива, который складывается.
Всю работу по воспитания культуры поведения стоит строить по определенной заранее разработанной родителями при согласовании с детским психологом и воспитателями схеме.
В ходе работы воспитателя группы продленного дня дети осваивают все основные компоненты культуры поведения: личную гигиену, вежливость, точность, обязательность, культуру речи и др. Круг правил, которыми должны овладеть в дальнейшем, увеличивается школьники постепенно знакомятся с более сложными и тонкими правилами. По каждому основному разделу работы воспитатель проводит одно занятие, а всего в году шесть занятий, включая заключительную, общую для всех начальных классов игру. Специальная работа из предварительно запланированной темы, проведения организованных занятий не значит, что воспитатель не проводит повседневную работу с учениками по воспитанию культуры поведения.
Естественно, что воспитатель не может проходить и мимо фактов нарушения детьми правил поведения, которые выходят за рамки той темы, над которой работает с ними теперь. Если педагог видит, что ребенок не выполняет какие-то правила, потому что не знает их, а специально отрабатываться они будут только в будущем, то он, конечно, показывает, как нужно поступить в данном случае.
Глава II. Методы и приемы воспитания культуры поведения. Опыт работы с детьми разного возраста
Говоря о методах и приемах воспитания культуры поведения в школьном возрасте, важно подчеркнуть важность согласования системы методов и принципов воспитания в семье и в школе. Часто дети не следуют правилам культурного поведения потому, что взрослые не соблюдают единства в тех требованиях, которые предъявляют к детям: неодинаковые требования предъявляет школа и семья.
Характер требований, их последовательность и объем бывают разными у отца и матери, бабушек и дедушек и другие члены семьи. Поэтому ребенок не всегда выполняет обязательные правила, а приспосабливается к требованиям разных взрослых. В этом случае дома он может быть вежливым, а в школе грубым, и наоборот. Быть ли предупредительным касательно родителей и, невнимательным и бестактной относительно бабушки. Воспитание культуры поведения проходит успешно, если родители и школа находят общий язык, осуществляют одинаковые требования к поведению детей.
Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко: «К человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».
Успешная реализация принципов единства требований и уважения к личности, опоры на ее сильные стороны возможна лишь при соблюдении еще одного принципа - согласованности требований школы, семьи и общественности. Ничто так не вредит воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью.
Единство и целостность учебно-воспитательного процесса обеспечиваются тесным взаимодействием всех педагогических систем. Нетрудно себе представить, что если воспитательные влияния, исходящие от этих систем, будут не сбалансированы, действовать в различных направлениях, а то и противоположных, школьник приучается рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком по своему усмотрению. Трудно достичь, например, успеха в учебно-воспитательной работе, если одни добиваются от учащихся порядка и организованности, а другие проявляют нетребовательность и либерализм.
Условиями осуществления этого принципа являются следующие: обеспечение системы в предъявлении требований; последовательное усложнение требований; закрепление и совершенствование ранее предъявлявшийся требований; настойчивость в предъявлении требования.
Большое значение в воспитании культуры поведения имеет личный пример родителей. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, взаимоотношениями, манерами. Если родители внимательны один к одному, приветливые, вежливые, предупредительные, верны своему слову, то и их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Значительно труднее воспитать навыки и привычки культурного поведения у ребенка, если в семье не принято быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, а в доме не придерживается чистота и порядок.
«Группа продленного дня помогает семье, но не заменяет ее» (В.А. Сухомлинский)
Работа родителей по воспитанию у ребенка культуры поведения будет эффективна, если она проводится не от случая к случаю, а в определенной системе, которая должна обеспечить нагромождение у детей опыта поведения, полезных привычек, приобретения моральных представлений.
Поведение родителей, их внешний вид, тон и стиль обращения с другими взрослыми и между собой имеют решающее значение в формировании воспитанности ребенка. Родитель является тем образцом поведения, которому хотел бы выплывать ребенок. Резкий тон, раздражительность в общении с другими взрослыми, другими детьми, со своим ребенком, вторым родителем, бестактные замечания, безусловно, затрудняют воспитание культуры поведения ребенка.
Правила вежливости, культура речи, точность, обязательность формируются намного быстрее, если в семье создана общая атмосфера дружелюбия, внимания членов семьи друг к другу, товарищеской помощи и заботливости. При этом эффективность всей воспитательной работы во многом зависит от согласованной работы семьи и педагогического коллектива в школе детском саду. Родители должны знать, какие требования предъявляются к поведению детей, какие манеры в них воспитываются, и, что важнейшее, в этом же направлении вести работу дома, в семье.
Выявляя в ребенке положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, родитель предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Если ребенок овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, в нем укрепляется уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Эти положительные эмоциональные переживания усиливаются, если успехи в развитии и поведении школьника замечают и отмечают родители и другие члены семьи.
В группе продленного дня у некоторых школьников заметное отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Поэтому в работе с учениками обращаю внимание в первую очередь на выработку навыков и привычек поведения. Достигается это систематическим приучениям школьников к выполнению правил: «Правила дружной игры», «Правила вежливости». В работе с младшими школьниками мною проводятся специальные занятия.
Для планомерного отрабатывания отдельных навыков культурного поведения. Но упражнение — это не только простое повторение.
Для того чтобы повторение закрепляло то или другое действие, привычку поведения, стараюсь, чтобы оно подкреплялось позитивными эмоциями, приятным переживанием. Иногда это молчаливое одобрение взрослого, поощрение коллектива, товарищей. Повторение только тогда становится упражнением, когда сам ребенок активно стремится к получению определенного результата в своих действиях, сам хочет поступать правильно. Другими словами, воспитание должно быть связано с самовоспитанием.
В начальной школе дети должны усвоить достаточно большой объем знаний об основных правилах культурного поведения и приучиться осознанно выполнять их. Конкретных правил приличия и поведения много, познакомить школьников со всеми трудно, так вряд ли это нужно. В жизни всегда может создаться такая ситуация, в которой дети оказались впервые.
Поэтому очень важно учить школьников не только правилам поведения, но и одновременно умению действовать в связи с духом правил находить правильный способ поведения в новой обстановке на основе уже известных правил. Эта задача сложна, и, чтобы успешно выполнить ее, необходимы следующие методы и средства.
Метод - это способность совмещения деятельности ученика и учителя по решению задач формирования разносторонней развитой личности.
Мною применяются такие методы:
- Приучение школьников к выполнению правил,
- Разъяснение норм морали.
Средства воспитания культуры поведения - это все элементы педагогической реальности: игры – упражнения, игры – занятия, инсценировки. Это используется с младшими детьми.
В группе продленного дня средством воспитания являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь, поручения , занятия , этические беседы, чтения, практикумы, рисунки детей, дискуссии.
Содержание и формы воспитания упражнений зависят от самого правила. Например, я или старший ребенок показывают действия , затем на занятии дети повторяют действия, а потом это действие включают в повседневную жизнь.
А именно, такие упражнения: «Как вести себя за столом», «Идем в театр»(в школе).
В театре дети с педагогом. Она наблюдает, отмечает ошибки, успехи, намечает дальнейшую работу.
Следующим средством использую - поручение: старшие помогают младшим (проверка чистоты рук перед едой, аккуратное складывание тетрадей в портфель и др).Использую средства: специальные занятия на отработку культуры поведения [2].После ответов детей делаем вывод- обобщение.
Моим любимым средством является чтение литературных произведений из книги Каюрова И.А. «Азбука нравственного воспитания». Обсуждаем с детьми правильное и негативное поведение героев. В ответах детей важно выявляю отношение к поступкам героев, опираясь на их личный опыт успешно использую юмор- показ в смешном виде героев из книги Г. Ладонщикова «Про знакомые дела».
Этические беседы. Предлагаю темы на жизненные ситуации. Например, «Мои друзья в классе», «Что такое справедливость», «Поведение за столом с друзьями». Эта ситуация используется за столом при чаепитии. Целью ставлю: воспитание хороших манер, учу сдержанности, не перебивать товарища в разговоре. Часто бывают дискуссии на темы: «Доброта и вежливость», «Какое слово молвить», «Добрыми делами славен человек».
Рисунки - одно из средств воспитания культуры ученика. В них часто дети выражают не только степень кругозора, но и воспитанность анализируя рисунки намечаю индивидуальную работу с детьми на выставке тактично направляю внимание ребенка на нравственные аспекты, учитывая личные способности.
Еще одно любимое средство воспитания- практикум .Это подобие сюжетной игры: «Путешествие по маршруту доброты, чувств, поступков, отношений. Например, «Как ведем себя в транспорте» и др.
Требования морали ребенок усваивает, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять – действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям.
Самостоятельное поведение ребенка – необходимое условие формирования активной жизненной позиции. Повышение действенности нравственных представлений будет способствовать росту нравственной активности личности.
На протяжении моей работы есть определенные успехи в формировании культуры поведения навыков и привычек. Одним из примеров:
- более старшие дети осуществляют помощь педагогу в работе с младшими детьми;
- ребята стали чаще играть спокойно, группами в настольные игры;
- стали активнее участвовать в беседах, дискуссиях;
- стали более доброжелательней, внимательней к друг другу.
Несмотря на приобретённые навыки, работу следует продолжать. Необходимы постоянные упражнения в этом, иначе навыки могут исчезнуть. Следует использовать любые ситуации, создавать необходимые для этого условия.
Список литературы
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Педагогика, 1995.
- Армер А.Н. Что такое этикет? Т: Анфас, 1998
- Бушелев Б.В. Этика и этикет общества Хабаровск Кн. изд-во, 1987
- Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. – М.: Просвещение, 1994
- Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии, 1992 №1
- Дошкольная педагогика/ под ред. Логинова В.И., Саморуковой М., М., 1998
- Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2001
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1998.
- Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 1969. – с. 378 – 388.
- Ладонщиков Г. Про знакомые дела М., Детская литература, 1990
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 книгах. – 4-е издание - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Книга 2: Психология образования.
- Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» М. Просвещение 1986
- Субботский Е.В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребёнка). – М., 1998. – с. 56 – 71.
- Яковенко Т., Ходонецких З. «О воспитании культурно-гигиенических навыков» Д/в №8-1999
- «Воспитывать тактичного собеседника» Д/в №8-1995
- Юдина «Уроки вежливости» Д/в №4-1998
- «Речевой этикет и вежливость» Д/в №4-1990
- «Ваш ребенок воспитан?» Д/в №10-1996
- Бархатова «Воспитание культуры поведения» Д/в №11-1999
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. – М. 1990.
- Рычашкова «Упражнения по закреплению культуры поведения» Д/в №3-1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПОСТУПКОВ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ....
ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников»
Работая с детьми по программе «Радуга», отметила, что в ней ставятся задачи нравственного воспитания, личностного - ориентированного стиля общения, формирования осознания ребенком ценности прав как св...
Художественная литература как средство формирования культуры поведения и моральных норм у детей.
Опыт работы по теме "Художественная литература как средство формирования культуры поведения и моральных норм у детей"....
Художественная литература как средство формирования культуры поведения и моральных норм у детей.
Опыт работы по теме "Художественная литература как средство формирования культуры поведения и моральных норм у детей"....
Художественная литература, как средство формирования культуры поведения дошкольников
Формирование морально-нравственного отношения к окружающему миру; воспитание доброжелательных отношений с товарищами; обобщение правил культуры общения со сверстниками; план работы на учебный год...
«Взаимодействие воспитателя с семьей воспитанников как средство формирования экологического сознания дошкольников разновозрастной группы»
В 2014-2015гг я прошла в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии профессиональную переподготовку и выполнила итоговую аттестационную работу. Хочу поделиться полученными знаниями. До...
Диагностика проекта по формированию культуры поведения в старшей группе: «Формирование культуры поведения у детей 5-6 лет в процессе реализации проекта “Будь вежлив!”»
Диагностика проекта по формированию культуры поведения в старшей группе: «Формирование культуры поведения у детей 5-6 лет в процессе реализации проекта “Будь вежлив!”&raq...