МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
статья (старшая группа)

Потапова Татьяна Александровна

СТАТЬЯ: "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_eksperiment.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ

РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность проблемы исследования определяется тем, что освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого – приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством. Любой ребенок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности дошкольника в освоении нового. Ребенок должен научиться не только получать информацию, но и пользоваться приобретенными знаниями.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) впервые выделяет образовательную область «Познавательное развитие», которая не была представлена в современных программах. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [4].

Согласно ФГОС ДО главной задачей в системе образования является формирование активной личности, которая будет ориентироваться в окружающем мире. Одним из видов деятельности реализации задач данной области является познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

Экспериментирование основывается на природной любознательности и познавательной потребности детей.

Направлениями экспериментальной деятельности были:

- свойства живой природы: времена года, живые организмы, способы выживания живых организмов в естественной среде;

- свойства неживой природы: почвы, воды, воздуха, магнитного притяжения, света и звука;

- изучение человека и его роли в мире.

Была разработана модель обучения детей организации экспериментирования.

Разработана рекомендуемая структура экспериментальной деятельности.

Рассмотрим более подробно реализацию данной структуры.

1. Выявление и обозначение проблемы. К примеру, читается произведение «Пузырь, Соломинка и Лапоть», после чего детям задается вопрос – как же пересечь реку героям сказки? Для проведения опыта берется емкость с водой и туда опускаются разные предметы, - бумага, ткань, дерево, железо. Дети видят, что дерево не тонет, бумага намокает и тонет, ткань так же ведется себя, металл тонет сразу, не намокая. То есть всплывает только дерево, не намокая при этом.

2. Отсюда берется гипотеза – дерево обладает самыми разнообразными интересными свойствами, отличными от прочих веществ.

3. Отыскиваются пути проведения экспериментальной деятельности. Сначала она планируется – берется дерево, очищается от веток и сучьев, потом дерево везут на фабрику, где производят распил. И уже только после этого из древесины, которая представлена как материал, а не как природный элемент, изготавливают предметы. На опыте деревянного брусочка дети устанавливают, что дерево прочное, не гибкое, непрозрачное, обладает своеобразным рисунком. Детям нужно объяснить правила определения возраста дерева по кольцам.

4. Производится отбор первичного материала – нужно для начала понять, откуда берется дерево. Показывается картинка с последовательным изображением леса, затем фабрики, затем досок и потом уже стола и бумаги.

5. Выводы, рефлексия. Дети делают вывод об основных свойствах дерева как природного материала: прочное, можно обработать, непрозрачное, имеет свой отличительный рисунок. Тем самым подтверждается гипотеза исследования – героям сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» эффективнее всего построить деревянный плот и переплыть на нем реку.

Такая последовательность применима для любого опыта.

В рамках работы с детьми было предложено проведение перспективного планирования занятий на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников», которое включает в себя:

- опытно-экспериментальную деятельность под руководством педагога;

- познание с компонентами эксперимента;

- демонстрация опытов детям;

- длительные опытные наблюдения.

Занятия рассчитаны на старших дошкольников, ориентированы на образовательную программу «Программы воспитания и обучения в детском саду», но могут быть использованы и во внеурочной деятельности.

В старшей группе создана предметно-пространственная среда, которая дала возможность реализации программы.

В целях активизации познавательного интереса детей была оборудована экологическая мини-лаборатория, в которой были:

- различного рода вспомогательные природные материалы (песок и вода),

- инструменты (весы, средства изменения, компас, лупа, часы песочные, магниты, емкости разных видов и объемов и из различных материалов (пластмассовые, металлические, стеклянные),

- бумага, иные средства, которые могут гипотетически пригодиться для экспериментов.

Для чистоты и безопасности детей при проведении опытов были закуплены детские фартуки из клеенки, контейнеры и полотенца. Оборудование рабочих мест производилось, исходя из принципов целесообразности, достаточности, безопасности и удобства пользования.

Экспериментальная деятельность проводилась планомерно в соответствии с оптимальной структурой – от постановки проблемы до рефлексии и обсуждения результатов. В работе были использованы все три формы деятельности: направленная обучающая деятельность воспитателя; совместная деятельность воспитателя и детей, а также самостоятельная опытно-исследовательская деятельность детей.

При проведении экспериментальной деятельности оформлялась картотека проведенных опытов, в которой были конспективно занесены сведения о строений растений; факторы, которые нужны для их жизни; способы размножения растений; переходы от одного вида к другому с течением сезонов. По неживой природе картотека была оформлена по материалам, веществам, магнитам, по формам восприятия – цвет, свет, звук.

Для того чтобы детям было интересно проводить опыты, они облекались в форму сказки, внедрялись различные герои и персонажи – в лаборатории заправлял делами Мудрый Гном, который ставил детям разные задачи и загадывал загадки. К примеру, дети однажды нашли конверт, в нем были семена и записка: «А вы думаете, что сначала будет – стебель или корень?» Дальше дети уже сами решили, что для того, чтобы это проверить, нужны вода, свет и тепло, потом залили семена водой, проложили их ватными дисками. В итоге дети поняли, как проращивается зерно, видели, что если воды недостаточно, то семена засыхают, если они просто стоят в воде – они загнивают. На весь эксперимент понадобилось 2 недели.

Иногда сама жизнь дает повод для экспериментальной деятельности. Например, один ребенок пришел в группу и сказал, что ему подарили рыбок, но у него нет кормушки для них. Из этой проблемой ситуации возникла задача – сделать контур для кормушки, который не будет тонуть в воде. После обсуждений различных предложений было решено проверить на плавучесть дерево, железо, бумагу, пенопласт, полиэтилен. После эксперимента был выбран пенопласт, из которого и были изготовлены кормушки, которыми были оборудованы аквариумы детского сада и одна кормушка была подарена ребенку для домашнего аквариума.

Таким образом, экспериментальная деятельность позволяет детям решать бытовые житейские задачи, взаимодействовать друг с другом и по взрослыми, что в целом положительно сказывается на развитии и социализации детской личности.

При экспериментальной деятельности важно интегрировать ее с другими видами деятельности. Чаще всего используется игровой метод закрепления результатов – например, при наблюдении за ветром как явлением природы, можно поиграть в игру «Сила ветра» и т.д.

Для проведения экспериментов о свойствах неживой природы были сыграны игры «Свет везде», «Тень и свет», «Зазеркалье», «Вверх по радуге», «Громовержцы», «Красавицы кристаллы», «Веселые магниты», «Рукавица с подарками» и др. Свойства предметов были определены при проведении экспериментов «Тяжело - легко», «Чудо-сито», «Бумага», «Радужные пузыри» и прочие. Почву дети изучали в ходе таких экспериментов, как «Воздух в земле», «Волшебство песка», «Сахара».

Очень эффективно были проведены эксперименты по установлению свойств биологических материалов: «Из чего растет дерево», «Вкусняшки для растений», «Растительный детский садик», «Шишка с секретом» и иные. Были проведены игры «Давайте поймаем воздух», «Воздух-невидимка», «В стакане шторм», «Тяжесть воды и воздуха», «Магия волны» и иные, в ходе которых были изучены физические свойства воздуха. Вода изучалась в ходе проведения экспериментов под названием «Волшебная вода», «Куда уходит дождик», «Плывет-не плывет», «Где взять воду», «Куда ушла вода», «Иней», «как вода растворяет краску» и т.д.

Важно отметить роль семьи и родителей при проведении опытов и экспериментов. Родители охотно помогали детям в проведении простых опытов, что также повышало познавательную эффективность. Для плодотворной деятельности родителей и детей в дальнейшем была разработана памятка для родителей о том, как помогать детям поддерживать исследовательский интерес. Для домашнего досуга были рекомендованы такие игры, как «Цветной лед», «Шпионское письмо» - писать молоком на бумаге и затем проявлять письмо утюгом.

По результатам проведенной работы можно отметить, что у дошкольников повысился уровень исследовательских умений и навыков:

дети научились видеть и определять проблему, принимать и ставить цель,

решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать

различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы.

Следует отметить совершенствование умений определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов, самостоятельно проводить опыты с веществами.

Важно указать на формирование личностных характеристик: появление инициативы, самостоятельности, любознательности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими.

Литература

1. Калитина Е.С. Развитие любознательности детей старшего дошкольного

возраста посредством включения в опытно-экспериментальную деятельность /

Е.С. Калитина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического

применения. – 2015. – № 36. – С. 75-77.

2. Конева Л.В. Свойства внимания как функции контроля поведения человека / Л.В. Конева, В.В. Плотников // Вестник новых медицинских технологий. –

2015. – № 3. – С. 41-44.

3. Макейчик А.О. Детское экспериментирование как средство развития дошкольника / А.О. Макейчик, Н.И. Левшина // Международный студенческий

научный вестник. – 2017. – № 5. – С. 114-117.

4. Микерина А.С. Методика познавательного развития детей дошкольного

возраста / А.С. Микерина // Вестник Бурятского государственного университета.

Педагогика. Филология. Философия. –2014. – № 4. – С. 18-22.

5. Микерина А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в

интегрированном образовательном процессе: автореф. дис. … канд. пед. наук:

13.00.02 / Алена Сергеевна Микерина. – Челябинск, 2013. – 29 с.

6. Насибуллина М.К. Познавательное развитие дошкольников в контексте

ФГОС / М.К. Насибуллина // Сборник материалов Ежегодной международной

научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2015. – № 1. – С. 182-187.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности неживой природы".

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности неживой природы....

Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности

Содержанием разработки является  тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...

Отчёт по теме самообразования за 2017- 2018 учебный год "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности...

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

Отчет по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из г...

Методическая разработка мастер-класса «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность на примере опытов с водой»

Цель: повышение мотивации педагогов к овладению опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаЗадачи:1.  Познакомить педагогов с опытно-экпериментальной деятельность...