Презентация на тему: "Познавательно-исследовательская деятельность детей с ОВЗ (нарушение интеллекта) как направление развития личности дошкольника".
презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) по теме
В презентации представлена последовательная работа по познательно-исследовательской деятельности, методы и приёмы, а также формы поэтапной работы с детьми с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
познательно-исследовательская деятельность | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Китайская пословица гласит: То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!
Познавательно-исследовательская деятельность Активность ребёнка
Развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности: 1. Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности) 2. Освоение ребенком основных культурных форм упорядочения опыта (причинно-следственных, родо -видовых и др. отношений) 3. Перевод ребенка от уровня практического действия к символическому (схематизация связей и отношений между явлениями окружающего мира) 4. Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) 5. Расширение кругозора детей (выведение за пределы практического опыта в широкую пространственную и временную перспективу)
Экспериментирование – метод формирования основ естественнонаучных и экологических понятий. Эксперимент - от греч. « проба, опыт»- научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его. Типы задач
Исследование - связано с решением творческой, исследовательской задачи. Типы исследований: исследовательские опыты с предметами и их свойствами с 4-5 лет коллекционирование (классификация) с 5-6 лет путешествие по карте (освоение пространственных отношений) с 6-7 лет путешествие по «реке времени» (освоение временных отношений) с 6-7 лет
Примерная тематика исследований Коллекционирование (классификация) Времена года (сезоны) Мир растений Мир животных Виды минералов(камни) Виды местности Виды транспорта Виды строительных сооружений Виды профессий Виды спорта Опыты (экспериментирование) Состав и свойства почвы Условия жизни растений Движение воздуха (ветер) Движение воды Состояния и превращения вещества Металлы и свойства магнита Свет и цвет в природе Оптические эффекты Путешествие по карте Поверхность Земли Океаны и их обитатели Северные земли и их обитатели Наша страна Россия Путешествие по «реке времени» История моей семьи История жилища История огня История профессий
Моделирование – предполагает опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта. Особенность моделирования заключается в получении новой информации (познавательная функция). Классификация моделирования включает: замещение; составление моделей; деятельность с использованием моделей. Виды моделирования: предметное моделирование – (модель мельницы, моста…); знаковое моделирование – (схема поделки, наглядный алгоритм изготовления поделки, проведение опыта и т.д.); моделирование, при котором в эксперимент включается не сам объект, а его модель (глобус).
Основные задачи коррекционной развивающей работы: Формирование у детей с нарушением интеллекта системы научных знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности. Развитие у детей с нарушением интеллекта сенсорной культуры Формирование представлений о многообразии окружающего мира. Коррекция мыслительных процессов и речи. Развитие творческой личности.
Этапы коррекционно – развивающей работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности : 1 этап (дети 2 года обучения) - обследование предметов; - решение проблемно-практических задач методом проб; - выполнение предметной классификации по образцу. 2 этап (дети 3 года обучения) - нахождение различий в деталях при сопоставлении предметов; - выполнение предметных действий путем зрительного соотнесения и примеривания ; - установление причинно-следственных связей и зависимостей между объектами и явлениями; - формирование умения выполнять операции сравнения и обобщения, определять последовательность событий. 3 этап (дети 4 года обучения) - воссоздание целостного образа предмета по его частям; - определение предполагаемой причины явления, выбор из 2-3; - анализ с формулировкой вывода по наблюдаемому предмету или явлению. - развитие детского экспериментирования, расширение форм практического экспериментирования.
формы и приёмы работы с детьми
Со 2 года обучения Дидактический материал: Вводится персонаж, от которого идет эксперимент (он живет в природном уголке) - книги - тематические альбомы Оборудование : - «центр песка» - «центр воды» - игрушки - красители (пищевые) – - разные крупные семена - простейшие приборы и приспособления (лупы, зеркала, ящик ощущений, бросовый материал) С 3 года обучения Дидактический материал: Рядом с персонажем располагаем карточки – схемы (проведение экспериментов) Схемы (что можно делать, что нельзя) - мини - музеи Создание условий Оборудование : Добавляется: - сахар, соль, мука, крахмал. С 4 года обучения Дидактический материал: Исчезает персонаж Организуется мини- центр, заводятся блокноты на каждого ребенка Добавляется : - Физическая карта мира с двумя полушариями - Глобус - Энциклопедии Оборудование: Вводятся разделы: бумага, стекло, дерево, резина Расширяется природный материал (мхи, почки, камни, гайки, шурупы, скрепки) Усложняются приборы (микроскопы, песочные часы, увеличительные стекла, воздушные шары, зеркала)
Схематическое моделирование эксперимента (из опыта работы) В . А. Сухомлинский : «Детство - каждодневное открытие мира».
Показатели сформированности исследовательской деятельности: Умение видеть проблему; Умение формулировать и задавать вопросы; Умение выдвигать гипотезы; Умение делать выводы и умозаключения; Умение доказывать и защищать свои идеи; Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Критерии сформированности исследовательской деятельности: Самостоятельность. Полнота и логичность ответа. Правильность выводов и формулировок.
Используемая литература: Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007. Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения». Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, Москва, 2005 Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно- научных представлений и экологической культуры детей, москва , 2009 Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек, Москва, 2007 Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, Москва, 2007 Машакова С.В., Суздалева Г.Н. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе, Волгоград, 2011
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар по теме: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника».
В этом семинаре содержится материал по экспериментальной деятельности дошкольника. Это теория. В нем собраны цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности. Кратко затронут метод проектной деятел...
Презентация "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника"
В презентации описанны этапы, отправные моменты, показатели сформированности и значение познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ....
Система работы в смешанной дошкольной группе по теме «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»
Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие познавательно – исследовательского поведения ребёнка. Исследование как специально организованная деятельност...
Статья в научно – методический журнал на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
Статья в научно – методический журнал на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»...
Доклад на тему: "Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в ДОУ"
МКДОУ «Новохопёрский детский сад общеразвивающего вида "Ласточка"Доклад на тему:«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в ДОУ...
Презентация по теме самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС ДО» (из опыта работы).
Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально раз...
Консультация для педагогов По теме: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»
Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные ...