Введение в науку физика (Подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Тема. Введение в науку физика (Подготовительная группа)

 

Цель. Через интересные, занимательные исторические сведения познакомить детей с наукой физика; очертить круг изучаемых ею проблем; познакомить детей с историей возникновения науки; рассказать о величайших мыслителях древности; ввести в круг детей элементарные представления о физике; показать роль науки физики во всех сферах жизни; познакомить детей со свойствами магнита (притяжение металлов); преподнести, трудный для осмысления материал, через интересные физические фокусы, опыты и игры.

Оборудование и материал.

Магниты – подковообразный, прямой, в виде диска. Предметы для исследования – гвозди, консервные банки, кнопки, скрепки, карандаши, монеты, ложки, кружки, пробки.

Цветная бумага, нитки ножницы, коробки, листы для исследований. Иллюстрации с изображением  Аристотеля. М.В. Ломоносова.

 

                                        Ход занятия

Ребята, вокруг нас происходит очень много различных явлений. Это таяние льда, кипение воды, падение дождевых капель, молния, гром. А кто первым подметил эти интересные явления, вы знаете? Дети, как вы думаете, кто занимается изучением различных явлений происходящих в природе? Может существует специальная наука изучающая различные материальные изменения в природе? Любите ли вы, слушать истории?!

Тогда слушайте! Эта удивительная история произошла очень давно. Жил в то далёкое время умный человек, звали его – Аристотель. Как красиво звучит это имя, правда?! Это древнее греческое имя, а история происходила в Древней Греции.

Аристотель был философом, величайшим мыслителем того времени, т.е. очень умным человеком.

Именно он, первым подметил и описал некоторые изменения, явления происходящие в природе. В трудах Аристотеля и появились впервые слово «фюзис» - что значит природа (греческое слово).

          В наш русский язык это слово ввёл М.В. Ломоносов. Первый русский академик – учёный энциклопедист. Он же издал первый учебник физики.

         Итак: «фюзис» - природа

         Физика – наука о природе.

Любые материальные изменения в окружающей нас дикой и домашней природе называют физическими явлениями.

Значит, таяние льда, кипение Н2О, гром, молния – всё это физические явления.

            В живых организмах тоже происходят физические явления, просто мы их не видим. Например, кровь течёт по сосудам в нашем теле – это физическое явление. У растений – вода из земли поднимается по стеблю в каждый листок – это физическое явление.

           Благодаря науке физике и учёным – физикам у нас дома работают физические приборы. Эти приборы освещают  комнаты, помогают готовить пищу и сохранять её свежей, убирают квартиру.

Давайте назовём эти приборы: пылесос, холодильник, печь, телефон, телевизор, часы.

           А взять оптические приборы – очки, микроскопы, телескопы, фотоаппаратура, киноаппаратура, рентген – эти приборы изготовлены благодаря науке физике и учёным – физикам.

А конструирование и изготовление самолётов, космических аппаратов, подводных лодок, кораблей всё это основано на знании науки физики, её законов.

           Вот какая это важная и нужная наука. Знание физики нужно и врачам, и людям работающим на земле – агрономам, инженерам и конструкторам да и нам с вами.

           Физику вы будите изучать в школе. В специальных институтах готовят учёных – физиков, для них эта наука станет профессией.

А сейчас, ребята,…(раздаётся пение).

- Кто это там шумит? (появляется Незнайка).

- Здравствуйте, ребята!

- Вот, значит куда я попал!

- Вы меня узнали? (важно прохаживается).

Верно, я Незнайка! (вертит в руках грецкий орех (муляж) и гвоздь).

- Смотрите, что у меня есть! Это волшебный грецкий орех! Вот, видите, к нему всё липнет! Он у меня всякие штучки может держать. Смотрите, смотрите! (демонстрирует).

Вот так!

- Незнайка, что ты выдумываешь?!

Думаешь, мы тебе поверим?! Орех у него волшебный!

Ещё разобраться надо, что это за волшебство!

Так, значит, говоришь всё липнет? (проверяем). Какое же здесь волшебство, там внутри магнит.

- Незнайка, ты разрешишь расколоть твой орех, чтобы убедиться в правильности нашего вывода?

Конечно, мне и самому интересно посмотреть! (раскалываем молотком).

- Вот видишь, Незнайка, мы были правы, это магнит, даже дети сообразили!

            Ребята, а вы хотите исследовать свойства магнита?

- Незнайка, оставайся с нами, ты много интересного узнаешь, многому научишься (садится на стул).

Занимайте, ребята, свои исследовательские места. А я вам покажу виды магнитов (демонстрирую: подковообразный, прямой и в виде диска).

Раздаю детям, рассматриваем.

Ребята, достаньте из ящиков столов научные листы и простой карандаш, прочитайте что написано в научных листах, подпишите своё имя.

Итак, вам необходимо исследовать способность магнита. Что может делать магнит? На что способен?

В специальных коробках предметы для исследований (консервные банки, гвозди, скрепки, кнопки, ложки, кружки, карандаши).

Результат каждого исследования записывайте в свой научный лист (исследуют).

Делаем вывод, всё что прилипает к магниту, сделано из металла. Но, магнит притягивает только некоторые металлы (железо, сталь, никель). Другие металлы магнит не притягивает (алюминий).

                Хотите поиграть в игру? Она основана на способности магнита притягивать предметы. Игра «Чей улов больше?»

Дети достают из ящиков столов всё необходимое чтобы

подготовиться  к игре. Из картона вырезаем носочки по шаблону, сначала обводим шаблон карандашом, затем вырезаем, прикладываем один носочек к другому, получилась пара. Надеваем скрепку на свою пару и кладём носочки в свою коробочку (1 коробка два игрока). К магниту прикрепляем нитку, получается «удочка».

По команде, по очереди игроки опускают магнит в коробку и вылавливают носки. Всё выловили, подсчитали свой улов, сообщили результат.

Награждение медалями всех участников. Более ловких (за высокий улов) золотыми медалями, серебряными всех остальных игроков (рассмотрели медали).                     

- Ребята, вы сегодня узнали много нового, интересного.

- Что вам понравилось? (дети высказываются).

Давайте подведём итог, что вы узнали?

Вы узнали о великом мыслители, который первым подметил и объяснил многие явления, изменения в природе. Это философ Аристотель.

Вы узнали о русском академике, учёном М.В. Ломоносове. Он же издал первый учебник физики.

               Теперь вы знаете, что существует специальная наука, физика. Физика – наука о природе.

А так же вы исследовали способности магнита, магнит притягивает металлы, но не все (алюминий не притягивает).

               Ребята, есть ещё много сведений по этой теме, с некоторыми из них можно познакомиться читая книги, энциклопедии.

На этом наше занятие закончилось.

- Незнайка, тебе, понравилось у нас?

- Да, конечно! Я так много полезного  узнал! Вы настоящие исследователи! А игра какая интересная!

- Спасибо, вам, ребята!

- До свидания! (дети прощаются).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Занимательная физика» Для детей подготовительной группы Возраст обучающихся 6 -7 лет. Срок реализации: долгосрочный.

Создание системы работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования....

Конспект образовательной деятельности «Школа пешеходных наук» в подготовительной группе

Конспект образовательной деятельности «Школа пешеходных наук» в подготовительной группе Цель. Продолжать знакомство с правилами дорожного движения и практически применять их в ра...

"Неделя науки" в подготовительной группе

Неделя науки» в подготовительной группе  Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности. Задачи:1.Формирование п...

НОД «Суворов – наука побеждать» (подготовительная группа)

Цель – формирование у воспитанников любви к Родине, гордости за её героическое прошлое, воспитания гражданского долга на примере великого русского полководца – А.В. СувороваЗадачи:1.Образо...

Конспект игрового занятия "Школа пожарных наук" в подготовительной группе

уточнить знания о работе пожарных, пожарной службы;закрепить знания детей о причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре;продолжать знакомить со средствами пожаротушения;формировать н...

День Науки в подготовительной группе « 4 стихии»

Конспект занятия в подготовительной группе ко Дню Науки. Опыты с водой, почвой и воздухом...