« Лесное путешествие».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гаврилова Тамара Альбертовна
Цель: Сформировать представление детей о лесе, как сообществе, в котором живут вместе и нужны друг другу растения (деревья, кустарники, травы) и животные (насекомые, птицы, звери). Воспитывать защитников природы, прививать любовь к растениям и животным, стремление помочь в трудных условиях. Задачи: -Формировать знания об экологической системе «Лес». -Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. -Закрепить многоярусность леса. -Продолжать формировать разные обследовательские действия. - Развивать познавательную активность детей, логическое мышление, творческое воображение. - Развивать доказательную, связную речь. -Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. - Формировать правильного поведения в лесу, в природе. -Воспитывать желание, делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками. Оборудование и материалы: Макеты деревьев (дуб, сосна, ель, береза, осина), кустарники ( шиповник , калина), травы, грибы ; животные (еж, заяц); птицы (дятел, кукушка); насекомые (жук, божья коровка, бабочка, стрекоза).Костюмы деревьев, животных, насекомых, лесовичка, знаки поведения в природе, аудиозаписи «Звуки леса», бумага самоклеющая , масляные карандаши , ножницы, ватман – картина, памятки для детей, фланелиграф, карточки пищевой цепочки. На занятии использовались следующие виды деятельности: Театральная, игровая, изобразительная, музыкальная. Экспериментирование, развитие речи, элементы физкультура. Место проведения: Музыкальный зал. Ход занятия. В-ль: Здравствуйте, дети! Вы хотите отправиться в путешествие по лесному царству? Дети: Да. В-ль: Молодцы. Но с начало давайте вспомним, кто живет в лесу? Какими бывают леса? Какую пользу лес приносит человеку? Кто и как заботится о лесе? И так, кто живет в лесу? Дети: В лесу живут деревья, кустарники, травяные растения, грибы, ягоды, хищные звери (волк, лиса), животные, которые питаются растениями или насекомыми ( лось, заяц, белка, еж) лесные птицы, насекомые. Лес –это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнёзд, нор. Лес кормит их. В-ль: Какие бывают леса? Дети: Леса бывают разные: хвойные – темные леса, в березовых рощах растут одни березы это светлые леса, в сосновом бору – одни сосна, в смешенном лесу растут разные деревья, под деревьями кустарники, на земле травы, ягоды, грибы. В-ль: Какую пользу лес приносит человеку? Дети: Лес воздух для легких, влага и тень. В лес ходят за грибами и ягодами, шишками и орехами; в лес хотят отдыхать, лечиться, наслаждаться тишиной, чистым воздухом, пением птиц, за хорошим настроением. Из дерева изготавливают мебель, пол, окна, двери, из древесины - книги, тетради, деготь, скипидар. В-ль: Кто и как заботится о лесе? Дети: За всеми лесами присматривают специальные люди –лесники. Они заботятся о здоровье леса, берегут от вредных насекомых, от пожара, помогают животным в трудное время – зимой в бескормицу, весной в половодье. В –ль: Молодцы ребята, сегодня утром я обнаружила необычное послание. Сейчас я его зачитаю. Знаю лес и лес люблю, В гости вас к себе зову. Пусть на солнечной опушке Раздается звонкий смех. Я люблю гулять по лесу, В лес хожу я каждый день. Все в лесу мне интересно: Каждый куст и каждый пень Я веселый старичок, Старичок – лесовичек! Ну, что ребята, примем приглашение веселого старичка – лесовичка? Дети: Да. (звучит музыка дети идут по тропинке в лес и поют песню «По лесной тропинке в темный лес пойдем». Появляется старичок – боровичок. Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Очень рад видеть вас у себя в гостях. Можете и вы ребята поздороваться с лесом. Дети читают стихотворение Н.Благининой «Лес»: Здравствуй лес, дремучий лес, Полон сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою, Что нам шепчешь на заре Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таиться? Что за зверь? Какая птица? Все открой не утаи: Ты же видишь мы свои. Лесовичок: Я думаю, вы знаете , как надо вести себя в лесу. Зверюшек не обижать, деревья зря не ломать, следить, чтобы пожар случайно не возник. В-ль: Уважаемый лесовичок, дети очень ответственно подготовились к путешествию в лес. Они выучили правила поведения в природе, нарисовали и сделали своими руками знаки поведения в лесу и выучили стихи и песни о жителях леса. Лесовичок: Молодцы ребята, я хочу послушать и посмотреть. В-ль: Дети, какие правила поведения в природе мы знаем? Дети: -Не губи! -Не шуми! -Не сори! В-ль: Что, значит не губи? Дети: Нельзя ломать деревья, убивать птиц, животных, ломать птичьи гнезда, разорять муравейники. В-ль: А что значит не шуми? Дети: В чужом доме не шумят. Сейчас многие птицы сидят на гнёздах, ждут птенчиков. У многих зверей малыши , их нельзя пугать, они могут убежать, заблудиться, не найдут свою норку и погибнут. В-ль: А что значит не сори? Дети: Нельзя в природе оставлять битые бутылки, консервные банки, разные пакеты, бумагу, всякий мусор, засорять природу. В-ль: А что нужно делать чтоб природа наша была еще краше? Дети: Охранять, беречь природу, приумножать ее богатство: сажать деревья, цветы, ухаживать за ними, лечить деревья, птиц, животных попавших в беду, зимой подкармливать птиц. В-ль: Давайте послушаем стихи о природу и о том, как ее нужно беречь. Дети: 1. Чтоб могли леса цвести И сады и реки Всё живое береги Ты на этом свете. 2. Ты природу полюби Каждую травинку С птицами давай дружи Береги былинку. 3. Мусор, друг не оставляй В лесу на полянке Реки ты не засоряй, Бой объявим склянке. 4. Не неси домой ежа Бабочку не трогай Люди, помните всегда- Их не так уж много. 5. Дерево , трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни. 6. Норм звериных Птичьего гнезда Разорять не будим никогда Пусть птицам и маленьким зверятам Хорошо живется с нами рядом. 7. Давайте будем к тому стремиться Чтоб нас любили и зверь и птица И доверяли повсюду нам Как самым верным своим друзьям. Лесовичок: Молодцы ребята. Ко мне разные гости ходят в лес: есть хорошие, а есть такие, о которых и говорить не хочется. Они рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, засоряют лесные полянки бумагой и мусором, самая страшное – неумело разводят костёр, в результате чего возникает самый страшный враг леса – пожар! Все живое не успевает спастись и гибнет в море огня. Страшное зрелище – лесной пожар. Но вы ребята молодцы. Я разрешаю вам погулять по лесу, понаблюдать за его обитателями, полюбоваться его красотой, ведь он удивительно прекрасен. (дети гуляют по лесу, наблюдают, рассматривают, воспитатель обращает внимание детей на красивое дерево березку и предлагает поводить хоровод). 1.Мы вокруг березки Хороводом встали Яркие платочки Высоко подняли. Припев: Милая березка Очень рада Хоровод вокруг нее Завели ребята. 2. Мы с тобой березка Поиграем в прядки Отгадай березка Где же все ребятки. 3. А теперь березка Нам пора проститься Нам пора проститься Низко поклониться. Припев тот же. Лесовичок: Красивый хоровод ну, что нагулялись? Расскажите, что видели в лесу? Кого встретили? Дети: Мы видели деревья разные, разной высоты: сосны, березы, липы, дуб, осины, клён. Видели кустарники: боярышник, шиповник, калину. Травянистые растения: крапиву, подорожник, лопух, ковыль. Цветы: ландыши, одуванчик, бессмертник, ромашку, разные грибы. На деревьях разные гнезда, дупло, норки зверей, встретили бабочек, жучков, паучков, муравейник с муравьями, сороку, дятла, ежика. Лесовичок: Молодцы наблюдательный народ .Дети, вы знаете, что все обитатели леса не могут жить друг без друга. Выложите на фланелиграфе цепочку питания лесных обитателей( дети вылаживают :гусеница поедает лист, мышь поедает зерно, личинка жука поедает древесину, синица поедает гусеницу и т.д.). Молодцы ребята! А хотите поиграть со мной в игру « Живая картина»? Дети: Очень хотим. Лесовичок: Вы, дети, должны превратиться в жителей леса и рассказать о себе, а в конце все вместе должны составить живую картину леса ( дети превращаются в лесных жителей). И так, слушаем. Ведь наш лес волшебный, здесь и птицы и деревья могут о себе рассказать. Береза: «Угадайте-ка, кто я: «Стоит в белой одежке свесив сережки». Да, я, береза – символ России. В старые времена меня называли деревом четырех дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Белый ствол мой покрыт тонкой берестой. А береста ! Это же готовая природная бумага. Мои листья и почки люди собирают , настаивают и применяют при разных болезнях. Но я не только лечу, но и пою людей березовым соком. Из меня делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, сувениры. Меня используют как топливо, как хорошие, березовые дрова. А как хорошо в горячем пару попариться с березовым веником. Любит и бережет меня народ, за красоту и пользу. Осина: « Угадайте кто я: « Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит»? Да, я – осина. Я – дерево стройное, красивое, с горьковатым запахом. Даже в самый тихий, безветренный день листья мои дрожат. Я очень нужна лесным жителям. Зимой корою кормятся зайцы, гложут ее лоси. Ранней весной прячутся в моих ветвях глухари. Летом вокруг меня растут грибы да ягоды. Осенью же я радую красотой людей. Дуб: « Отгадайте кто я: « Богатырского сложения, раскидист и высок. Желуди на мне растут. Как меня зовут? Конечно же, я, дуб. Русский народ сложил обо мне много сказок, песен, поговорок. Люди связывают со мной силу, могущество и долголетие: « Стоит, как дуб несокрушимый». В русских лесах нет дерева мощнее меня. Я – развесистое дерево, поэтому в моих ветках вьют гнезда птицы. Люблю свет и тепло, расту медленно. Кто хочет вырастить меня, должен запостись терпением. Появляются кустарники, травы и цветы. Шиповник. Отгадайте кто я? Я на розу так похож, Разве, что не так хорошо, Но за то мои плоды Все пригодны для еды. Я шиповник, дикая роза, а еще я лекарственное растение. Мои плоды заваривают и пьют при кашле. По цветам шиповника определяют время: в 4-5 часов они распускаются, а к 7 -8 вечера закрываются. Подорожник. Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог. Но однажды людям добрым раны вылечить помог. Правильно я подорожник. Одуванчик. А меня вы знаете? С этих шариков пушистых Полетят парашютисты . Отгадали , я одуванчик. Еще до рассвета чувствую, каким будет наступающий день. Если хмурым и дождливым, то цветок не раскроется. А если погода обещает быть хорошей, цветки одуванчика откроются уже к 6 часом утра. Земляника. Послушайте загадку. Подмигнет тебе украткой Из травы фонарик сладкий. Я земляника скороспелая и высокоурожайная лесная ягода. Опята. А нас отгадаете. Много нас, грибочков – братьев. Утром в теплый летний день Любим мы гурьбой забраться Даже на трухлявый пень. Правильно, мы опята. Появляются заяц и волк. Заяц : Что за зверь лесной, Встал, как столбик, Под сосной. И стоит среди травы Уши больше головы. Я заяц. Волк. Кто зимой холодной бродит В лесу злой, голодный. Молодцы, правильно я – волк. Соловей. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее нежней, Кто же это? (Соловей). Появляется бабочка и паук, отгадайте кто мы? Бабочка. В ярком платье модница Погулять охотница. От цветка к цветку порхает, Утомиться – отдыхает. Паук. Не рыбак, а сети расставляет. Правильно я паук. (Звучит аудиозапись музыка леса: голоса птиц, шелест ветра, треск ветки, стук дятла, звуки шуршащих листьев под ногами, песни синицы, стрекотание кузнечика и старичок - лесовичок предлагает сделать живую картину леса.) На заднем плане деревья: сосна, осина, дуб, береза - качают ветвями. Впереди шиповник и калина, между ними земляника, подорожник, одуванчик, грибы. Бабочка порхает над шиповником, паук на березе плетёт паутину, под осиной сидит заяц, соловей посвистывает на дубу, волк бродит между деревьев. Лесовичок: Очень красочная, живая картина получилась. В жизни лес похож на многоярусный, многоэтажный дом, как у вас на картине. Вспомните, ребята и назовите многоярусность смешенного леса. I этаж Дети: Верхний ярус – сосна (самые высокие деревья) II этаж Ярус по ниже – лиственные деревья ( клен, береза, ели). III этаж Следующий ярус – кустарники и подрастающие деревца (шиповник, калина, боярышник). IV этаж Нижний ярус – это травы, цветы, ягоды (крапива, подорожник, земляника, ландыши). V этаж И последний ярус – грибы. Лесовичок: Все правильно. В-ль: Дети, давайте немного разомнемся. Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. Плавно руками помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем: крылья сложили назад. Лесовичок: Ребята, я так рад, что вы сегодня ко мне в гости пришли и порадовали своими знаниями о лесе. В-ль: Но это еще лесовичок не все, дети сейчас вас порадуют и своими умениями, сделают вам на память объемную аппликацию « Смешанный лес» (мальчики рисуют и вырезают из самоклейки верхние два яруса: деревья, кустарники; девочки нижние два яруса: травы, цветы, ягоды, грибы и приклеивают на ватман. Готовую аппликацию дети дарят лесовичку). Старичок – лесовичок: Спасибо ребята, я вам на память о нашей встрече тоже дарю памятку о правилах поведения в природе, не забывайте их. -В природе всегда будьте вежливыми гостями у добрых хозяев (лесных, луговых, садовых). - Старайтесь ничего, кроме знаний и впечатлений не уносить с тропинки. - Не нарушайте дружбу растений и животных с человеком, оставьте природу в сохранности и в целостности. - Замечайте, запоминайте, зарисовывайте интересное, увиденное вами. Дети прощаются со старичком – лесовичком и лесом. До свиданья лесовичок! Лес дремучий, до свиданья! Ты расти на радость людям! Мы дружить с тобою будим, Добрый лес, могучий лес, Полон сказок и чудес! (звучит музыка леса). В-ль: Вот и закончилось наше путешествие в лесное царство!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие

« Лесное путешествие».

Подготовительная группа

Цель: Сформировать представление детей о лесе, как  сообществе, в котором живут вместе и нужны друг другу растения (деревья, кустарники, травы) и животные (насекомые, птицы, звери). Воспитывать защитников природы, прививать любовь к растениям и животным, стремление помочь в трудных условиях.

Задачи:

-Формировать знания об экологической системе «Лес».

-Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

-Закрепить многоярусность леса.

-Продолжать формировать  разные обследовательские действия.

- Развивать познавательную активность детей, логическое мышление, творческое воображение.

- Развивать доказательную, связную речь.

-Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

- Формировать правильного поведения в лесу, в природе.

-Воспитывать желание, делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.

Оборудование и материалы: Макеты деревьев (дуб, сосна, ель, береза, осина), кустарники ( шиповник , калина), травы, грибы ; животные (еж, заяц); птицы (дятел, кукушка); насекомые (жук, божья коровка, бабочка, стрекоза).Костюмы деревьев, животных, насекомых, лесовичка, знаки поведения в природе, аудиозаписи «Звуки леса», бумага самоклеющая , масляные карандаши , ножницы, ватман – картина, памятки для детей, фланелиграф, карточки пищевой цепочки.

На занятии использовались следующие виды деятельности:

Театральная, игровая, изобразительная, музыкальная. Экспериментирование, развитие речи, элементы физкультура.

Место проведения: Музыкальный зал.


Ход занятия.

В-ль: Здравствуйте, дети! Вы хотите отправиться в путешествие по лесному царству?

Дети: Да.

В-ль: Молодцы. Но с начало давайте вспомним, кто живет в лесу? Какими бывают леса? Какую пользу лес приносит человеку? Кто и как заботится о лесе?

И так, кто живет в лесу?

Дети: В лесу живут деревья, кустарники, травяные растения, грибы, ягоды, хищные звери (волк, лиса), животные, которые питаются растениями или насекомыми ( лось, заяц, белка, еж) лесные птицы, насекомые. Лес –это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнёзд, нор. Лес кормит их.

В-ль: Какие бывают леса?

Дети: Леса бывают разные: хвойные – темные леса, в березовых рощах растут одни березы это светлые леса, в сосновом бору – одни сосна, в смешенном лесу растут разные деревья, под деревьями кустарники, на земле травы, ягоды, грибы.

В-ль: Какую пользу лес приносит человеку?

Дети: Лес воздух для легких, влага и тень. В лес ходят за грибами и ягодами, шишками и орехами; в лес хотят отдыхать, лечиться, наслаждаться тишиной, чистым воздухом, пением птиц, за хорошим настроением. Из дерева изготавливают мебель, пол, окна, двери, из древесины - книги, тетради, деготь, скипидар.

В-ль: Кто и как заботится о лесе?

Дети: За всеми лесами присматривают специальные люди –лесники. Они заботятся о здоровье леса, берегут от вредных насекомых, от пожара, помогают животным в трудное время – зимой в бескормицу, весной в половодье.

В –ль: Молодцы ребята, сегодня утром я обнаружила необычное  послание. Сейчас я его зачитаю.

Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Пусть на солнечной опушке

Раздается звонкий смех.

Я люблю гулять по лесу,

В лес хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень

Я веселый старичок,

Старичок – лесовичек!

Ну, что ребята, примем приглашение веселого старичка – лесовичка?

Дети: Да. (звучит музыка дети идут по тропинке в лес и поют песню «По лесной тропинке в темный лес пойдем».

Появляется  старичок – боровичок.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Очень рад видеть вас у себя в гостях. Можете и вы ребята поздороваться с лесом.

Дети читают стихотворение Н.Благининой  «Лес»:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не утаи:

Ты же видишь мы свои.

Лесовичок: Я думаю, вы знаете , как надо вести себя в лесу. Зверюшек не обижать, деревья зря не ломать, следить, чтобы пожар случайно не возник.

В-ль: Уважаемый лесовичок, дети очень ответственно подготовились к путешествию  в лес. Они выучили правила поведения в природе, нарисовали и сделали своими руками знаки поведения в лесу и выучили стихи и песни о жителях леса.

Лесовичок: Молодцы ребята, я хочу послушать и посмотреть.

В-ль: Дети, какие правила поведения в природе мы знаем?

Дети:

-Не губи!

-Не шуми!

-Не сори!

В-ль: Что, значит не губи?

Дети: Нельзя ломать деревья, убивать птиц, животных, ломать птичьи гнезда, разорять муравейники.

В-ль: А что значит не шуми?

Дети: В чужом доме не шумят. Сейчас многие птицы сидят на гнёздах, ждут птенчиков. У многих зверей малыши , их нельзя пугать, они могут убежать,  заблудиться, не найдут свою норку и погибнут.

В-ль: А что значит не сори?

Дети: Нельзя в природе оставлять битые бутылки, консервные банки, разные пакеты, бумагу, всякий мусор, засорять природу.

В-ль: А что нужно делать чтоб природа наша была еще краше?

Дети: Охранять, беречь природу, приумножать ее богатство: сажать деревья, цветы, ухаживать за ними, лечить деревья, птиц, животных попавших в беду, зимой подкармливать птиц.

В-ль: Давайте послушаем стихи о природу и о том, как ее нужно беречь.

Дети:

  1. Чтоб могли леса цвести

И сады и реки

Всё живое береги

Ты на этом свете.

  1. Ты природу полюби

Каждую травинку

С птицами давай дружи

Береги былинку.

  1. Мусор, друг не оставляй

В лесу на полянке

Реки ты не засоряй,

Бой объявим склянке.

  1. Не неси домой ежа

Бабочку не трогай

Люди, помните всегда-

Их не так уж много.

  1. Дерево , трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

  1. Норм звериных

Птичьего гнезда

Разорять не будим никогда

Пусть птицам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

  1. Давайте будем к тому стремиться

Чтоб нас любили и зверь и птица

И доверяли повсюду нам

Как самым верным своим друзьям.

Лесовичок: Молодцы ребята. Ко мне разные гости ходят в лес: есть хорошие, а есть такие, о которых и говорить не хочется. Они рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, засоряют лесные полянки бумагой и мусором, самая страшное – неумело разводят костёр, в результате чего возникает самый страшный враг леса – пожар! Все живое не успевает спастись и гибнет в море огня. Страшное зрелище – лесной пожар.

Но вы ребята молодцы. Я разрешаю вам погулять по лесу, понаблюдать за его обитателями, полюбоваться его красотой, ведь он удивительно прекрасен.

(дети гуляют  по лесу, наблюдают, рассматривают, воспитатель обращает внимание детей на красивое дерево березку  и предлагает поводить хоровод).

1.Мы вокруг березки

Хороводом встали

Яркие платочки

Высоко подняли.

Припев:

Милая березка

Очень рада

Хоровод вокруг нее

Завели ребята.

2. Мы с тобой березка

Поиграем в прядки

Отгадай березка

Где же все ребятки.

3. А теперь березка

Нам пора проститься

Нам пора проститься

Низко поклониться.

Припев тот же.

Лесовичок: Красивый хоровод ну, что нагулялись? Расскажите, что видели в лесу? Кого встретили?

Дети: Мы видели деревья разные, разной высоты: сосны, березы, липы, дуб, осины, клён. Видели кустарники: боярышник, шиповник, калину. Травянистые растения: крапиву, подорожник, лопух, ковыль. Цветы:  ландыши, одуванчик, бессмертник, ромашку,  разные грибы. На деревьях разные гнезда, дупло, норки зверей, встретили бабочек, жучков, паучков, муравейник с муравьями, сороку, дятла, ежика.

Лесовичок: Молодцы наблюдательный народ .Дети, вы знаете, что все обитатели леса не могут жить друг без друга. Выложите на фланелиграфе цепочку питания лесных обитателей( дети вылаживают :гусеница поедает лист,  мышь поедает зерно, личинка жука поедает древесину, синица поедает гусеницу и т.д.).  Молодцы ребята! А хотите поиграть со мной в игру « Живая картина»?

Дети: Очень хотим.

 Лесовичок: Вы, дети, должны превратиться в жителей леса и рассказать о себе, а в конце все вместе должны составить живую картину леса ( дети превращаются в лесных жителей). И так, слушаем. Ведь наш лес волшебный, здесь и птицы и деревья могут о себе рассказать.

Береза: «Угадайте-ка, кто я: «Стоит в белой одежке свесив сережки». Да, я, береза – символ России. В старые времена меня называли деревом четырех дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Белый ствол мой покрыт тонкой берестой. А береста ! Это же готовая природная бумага. Мои листья и почки люди собирают , настаивают и применяют при разных болезнях. Но я не только лечу, но и пою людей березовым соком. Из меня делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, сувениры. Меня используют как топливо, как хорошие, березовые дрова. А как хорошо в горячем пару попариться с березовым веником. Любит и бережет меня народ, за красоту и пользу.

Осина: « Угадайте кто я: « Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит»? Да, я – осина. Я – дерево стройное, красивое, с горьковатым запахом. Даже в самый тихий, безветренный день листья мои дрожат. Я очень нужна лесным жителям. Зимой корою кормятся зайцы, гложут ее лоси. Ранней весной прячутся в моих ветвях глухари. Летом вокруг меня растут грибы да ягоды. Осенью же я радую красотой людей.

Дуб: « Отгадайте кто я: « Богатырского сложения, раскидист и высок. Желуди на мне растут. Как меня зовут? Конечно же, я, дуб. Русский народ сложил обо мне много сказок, песен, поговорок. Люди связывают со мной силу, могущество и долголетие: « Стоит, как дуб несокрушимый». В русских лесах нет дерева мощнее меня. Я – развесистое дерево, поэтому в моих ветках вьют гнезда птицы. Люблю свет и тепло, расту медленно. Кто хочет вырастить меня, должен запостись терпением.

Появляются кустарники, травы и цветы.

Шиповник.

Отгадайте кто я?

Я на розу так похож,

Разве, что не так хорошо,

Но за то мои плоды

Все пригодны для еды.

Я шиповник, дикая роза, а еще я лекарственное растение. Мои плоды заваривают и пьют при кашле. По цветам шиповника определяют время: в 4-5 часов они распускаются, а к 7 -8 вечера закрываются.

Подорожник.

Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог. Но однажды людям добрым раны вылечить помог. Правильно я подорожник.

Одуванчик.

А меня вы знаете?

С этих шариков пушистых

Полетят парашютисты .

Отгадали , я одуванчик.

Еще до рассвета чувствую, каким будет наступающий день. Если хмурым и дождливым, то цветок не раскроется. А если погода обещает быть хорошей, цветки одуванчика откроются уже к 6 часом утра.

Земляника.

Послушайте загадку.

Подмигнет тебе украткой

Из травы фонарик сладкий.

Я земляника скороспелая и высокоурожайная лесная ягода.

Опята.

А нас отгадаете.

Много нас, грибочков – братьев.

Утром в теплый летний день

Любим мы гурьбой забраться

Даже на трухлявый пень.

Правильно, мы опята.

Появляются заяц и волк.

Заяц :

 Что за зверь лесной,

Встал, как столбик,

Под сосной.

И стоит среди травы

Уши больше головы.

Я заяц.

Волк.

Кто зимой холодной бродит

В лесу злой, голодный.

Молодцы, правильно я – волк.

Соловей.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее нежней,

Кто же это?

(Соловей).

Появляется бабочка и паук, отгадайте кто мы?

Бабочка.

В ярком платье модница

Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомиться – отдыхает.

Паук.

Не рыбак, а сети расставляет.

Правильно я паук.

(Звучит аудиозапись музыка  леса: голоса птиц, шелест ветра, треск ветки, стук дятла, звуки шуршащих листьев под ногами, песни синицы, стрекотание кузнечика и старичок - лесовичок  предлагает сделать живую картину леса.)

На заднем плане деревья: сосна, осина, дуб, береза -  качают ветвями. Впереди шиповник и калина, между ними земляника, подорожник, одуванчик, грибы. Бабочка порхает над шиповником, паук на березе плетёт паутину, под осиной сидит заяц, соловей посвистывает на дубу, волк бродит между деревьев.

Лесовичок: Очень красочная, живая картина получилась. В жизни лес похож на многоярусный, многоэтажный дом, как у вас на картине.

Вспомните, ребята и назовите  многоярусность смешенного леса.

I этаж

Дети: Верхний ярус – сосна (самые высокие деревья)

II этаж

Ярус по ниже – лиственные деревья ( клен, береза, ели).

III этаж

Следующий ярус – кустарники и подрастающие деревца (шиповник, калина, боярышник).

IV этаж

Нижний ярус – это травы, цветы, ягоды (крапива, подорожник, земляника, ландыши).

V этаж

И последний ярус – грибы.

Лесовичок: Все правильно.

В-ль: Дети, давайте немного разомнемся.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Лесовичок: Ребята, я так рад, что вы сегодня ко мне в гости пришли и порадовали своими знаниями о лесе.

В-ль: Но это еще лесовичок не все, дети сейчас вас порадуют и своими умениями, сделают вам на память объемную аппликацию « Смешанный лес» (мальчики рисуют и вырезают из самоклейки верхние два яруса: деревья, кустарники; девочки нижние два яруса: травы, цветы, ягоды, грибы и приклеивают  на ватман. Готовую аппликацию дети дарят лесовичку).

Старичок – лесовичок: Спасибо ребята, я вам на память о нашей встрече тоже дарю памятку о правилах поведения в природе, не забывайте их.

-В природе всегда будьте вежливыми гостями у добрых хозяев (лесных, луговых, садовых).

- Старайтесь ничего, кроме знаний  и впечатлений не уносить с тропинки.

- Не нарушайте дружбу растений и животных с человеком, оставьте природу в сохранности и в целостности.

- Замечайте, запоминайте, зарисовывайте  интересное, увиденное вами.

Дети прощаются со старичком – лесовичком и лесом.

До свиданья лесовичок!

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будим,

Добрый лес, могучий лес,

Полон сказок и чудес!

(звучит музыка леса).

В-ль: Вот и закончилось наше путешествие  в лесное царство!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект проведения вечера досуга КВН "лесное путешествие"

Конспект проведения вечера досуга по теме лес весной, жизнь растений и животных весной, для детей подготовительной группы КВН "лесное путешествие". Используемые технологии: игровое проблемное обучение...

Лесное путешествие

Пр. сод. Продолжать учить детей действовать организованно, развивать быстроту, ловкость, точность, выносливость, координацию движений, использовать метод аналогии с животным миром и растительным...

Конспект совмесной деятельности взрослых и детей на тему "Лесное путешествие"

Цель: Заинтересовать  и  привлечь родителей к участию в совместной деятельности с детьми. Задачи:ПознавательныеВызвать познавательный интерес у детей и родителей,  развивать  ...

Лесное путешествие

Программное содержание: 1. Продолжать учить детей сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по  длине, высоте, по ширине. 2. Продолжать учить детей ориентироваться в пр...

Логотренинг "Лесное путешествие"

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук, знакомить детей с приёмами самомассажа рук. Совершенствовать координацию движений и соотносить  её с речью.Воспитывать правильное речевое дыхание. Раз...

Материал из опыта работы по формированию экологического сознания. Конспект непоредственно образовательной деятельности "Лесное путешествие к Белоснежке"

В интересной занимательной форме у детей систематизируются   и углубляются  представления   детей  о  сезонных  изменениях  в  природе....

Занятие по развитию речи и грамоте «Лесное путешествие»

Занятие направлено на формирование представления о лесе как о сообществе живых организмов, связанных между собой....