« Лесное путешествие».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие
« Лесное путешествие».
Подготовительная группа
Цель: Сформировать представление детей о лесе, как сообществе, в котором живут вместе и нужны друг другу растения (деревья, кустарники, травы) и животные (насекомые, птицы, звери). Воспитывать защитников природы, прививать любовь к растениям и животным, стремление помочь в трудных условиях.
Задачи:
-Формировать знания об экологической системе «Лес».
-Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
-Закрепить многоярусность леса.
-Продолжать формировать разные обследовательские действия.
- Развивать познавательную активность детей, логическое мышление, творческое воображение.
- Развивать доказательную, связную речь.
-Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
- Формировать правильного поведения в лесу, в природе.
-Воспитывать желание, делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.
Оборудование и материалы: Макеты деревьев (дуб, сосна, ель, береза, осина), кустарники ( шиповник , калина), травы, грибы ; животные (еж, заяц); птицы (дятел, кукушка); насекомые (жук, божья коровка, бабочка, стрекоза).Костюмы деревьев, животных, насекомых, лесовичка, знаки поведения в природе, аудиозаписи «Звуки леса», бумага самоклеющая , масляные карандаши , ножницы, ватман – картина, памятки для детей, фланелиграф, карточки пищевой цепочки.
На занятии использовались следующие виды деятельности:
Театральная, игровая, изобразительная, музыкальная. Экспериментирование, развитие речи, элементы физкультура.
Место проведения: Музыкальный зал.
Ход занятия.
В-ль: Здравствуйте, дети! Вы хотите отправиться в путешествие по лесному царству?
Дети: Да.
В-ль: Молодцы. Но с начало давайте вспомним, кто живет в лесу? Какими бывают леса? Какую пользу лес приносит человеку? Кто и как заботится о лесе?
И так, кто живет в лесу?
Дети: В лесу живут деревья, кустарники, травяные растения, грибы, ягоды, хищные звери (волк, лиса), животные, которые питаются растениями или насекомыми ( лось, заяц, белка, еж) лесные птицы, насекомые. Лес –это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнёзд, нор. Лес кормит их.
В-ль: Какие бывают леса?
Дети: Леса бывают разные: хвойные – темные леса, в березовых рощах растут одни березы это светлые леса, в сосновом бору – одни сосна, в смешенном лесу растут разные деревья, под деревьями кустарники, на земле травы, ягоды, грибы.
В-ль: Какую пользу лес приносит человеку?
Дети: Лес воздух для легких, влага и тень. В лес ходят за грибами и ягодами, шишками и орехами; в лес хотят отдыхать, лечиться, наслаждаться тишиной, чистым воздухом, пением птиц, за хорошим настроением. Из дерева изготавливают мебель, пол, окна, двери, из древесины - книги, тетради, деготь, скипидар.
В-ль: Кто и как заботится о лесе?
Дети: За всеми лесами присматривают специальные люди –лесники. Они заботятся о здоровье леса, берегут от вредных насекомых, от пожара, помогают животным в трудное время – зимой в бескормицу, весной в половодье.
В –ль: Молодцы ребята, сегодня утром я обнаружила необычное послание. Сейчас я его зачитаю.
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Пусть на солнечной опушке
Раздается звонкий смех.
Я люблю гулять по лесу,
В лес хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень
Я веселый старичок,
Старичок – лесовичек!
Ну, что ребята, примем приглашение веселого старичка – лесовичка?
Дети: Да. (звучит музыка дети идут по тропинке в лес и поют песню «По лесной тропинке в темный лес пойдем».
Появляется старичок – боровичок.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Очень рад видеть вас у себя в гостях. Можете и вы ребята поздороваться с лесом.
Дети читают стихотворение Н.Благининой «Лес»:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же видишь мы свои.
Лесовичок: Я думаю, вы знаете , как надо вести себя в лесу. Зверюшек не обижать, деревья зря не ломать, следить, чтобы пожар случайно не возник.
В-ль: Уважаемый лесовичок, дети очень ответственно подготовились к путешествию в лес. Они выучили правила поведения в природе, нарисовали и сделали своими руками знаки поведения в лесу и выучили стихи и песни о жителях леса.
Лесовичок: Молодцы ребята, я хочу послушать и посмотреть.
В-ль: Дети, какие правила поведения в природе мы знаем?
Дети:
-Не губи!
-Не шуми!
-Не сори!
В-ль: Что, значит не губи?
Дети: Нельзя ломать деревья, убивать птиц, животных, ломать птичьи гнезда, разорять муравейники.
В-ль: А что значит не шуми?
Дети: В чужом доме не шумят. Сейчас многие птицы сидят на гнёздах, ждут птенчиков. У многих зверей малыши , их нельзя пугать, они могут убежать, заблудиться, не найдут свою норку и погибнут.
В-ль: А что значит не сори?
Дети: Нельзя в природе оставлять битые бутылки, консервные банки, разные пакеты, бумагу, всякий мусор, засорять природу.
В-ль: А что нужно делать чтоб природа наша была еще краше?
Дети: Охранять, беречь природу, приумножать ее богатство: сажать деревья, цветы, ухаживать за ними, лечить деревья, птиц, животных попавших в беду, зимой подкармливать птиц.
В-ль: Давайте послушаем стихи о природу и о том, как ее нужно беречь.
Дети:
- Чтоб могли леса цвести
И сады и реки
Всё живое береги
Ты на этом свете.
- Ты природу полюби
Каждую травинку
С птицами давай дружи
Береги былинку.
- Мусор, друг не оставляй
В лесу на полянке
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
- Не неси домой ежа
Бабочку не трогай
Люди, помните всегда-
Их не так уж много.
- Дерево , трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
- Норм звериных
Птичьего гнезда
Разорять не будим никогда
Пусть птицам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
- Давайте будем к тому стремиться
Чтоб нас любили и зверь и птица
И доверяли повсюду нам
Как самым верным своим друзьям.
Лесовичок: Молодцы ребята. Ко мне разные гости ходят в лес: есть хорошие, а есть такие, о которых и говорить не хочется. Они рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, засоряют лесные полянки бумагой и мусором, самая страшное – неумело разводят костёр, в результате чего возникает самый страшный враг леса – пожар! Все живое не успевает спастись и гибнет в море огня. Страшное зрелище – лесной пожар.
Но вы ребята молодцы. Я разрешаю вам погулять по лесу, понаблюдать за его обитателями, полюбоваться его красотой, ведь он удивительно прекрасен.
(дети гуляют по лесу, наблюдают, рассматривают, воспитатель обращает внимание детей на красивое дерево березку и предлагает поводить хоровод).
1.Мы вокруг березки
Хороводом встали
Яркие платочки
Высоко подняли.
Припев:
Милая березка
Очень рада
Хоровод вокруг нее
Завели ребята.
2. Мы с тобой березка
Поиграем в прядки
Отгадай березка
Где же все ребятки.
3. А теперь березка
Нам пора проститься
Нам пора проститься
Низко поклониться.
Припев тот же.
Лесовичок: Красивый хоровод ну, что нагулялись? Расскажите, что видели в лесу? Кого встретили?
Дети: Мы видели деревья разные, разной высоты: сосны, березы, липы, дуб, осины, клён. Видели кустарники: боярышник, шиповник, калину. Травянистые растения: крапиву, подорожник, лопух, ковыль. Цветы: ландыши, одуванчик, бессмертник, ромашку, разные грибы. На деревьях разные гнезда, дупло, норки зверей, встретили бабочек, жучков, паучков, муравейник с муравьями, сороку, дятла, ежика.
Лесовичок: Молодцы наблюдательный народ .Дети, вы знаете, что все обитатели леса не могут жить друг без друга. Выложите на фланелиграфе цепочку питания лесных обитателей( дети вылаживают :гусеница поедает лист, мышь поедает зерно, личинка жука поедает древесину, синица поедает гусеницу и т.д.). Молодцы ребята! А хотите поиграть со мной в игру « Живая картина»?
Дети: Очень хотим.
Лесовичок: Вы, дети, должны превратиться в жителей леса и рассказать о себе, а в конце все вместе должны составить живую картину леса ( дети превращаются в лесных жителей). И так, слушаем. Ведь наш лес волшебный, здесь и птицы и деревья могут о себе рассказать.
Береза: «Угадайте-ка, кто я: «Стоит в белой одежке свесив сережки». Да, я, береза – символ России. В старые времена меня называли деревом четырех дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Белый ствол мой покрыт тонкой берестой. А береста ! Это же готовая природная бумага. Мои листья и почки люди собирают , настаивают и применяют при разных болезнях. Но я не только лечу, но и пою людей березовым соком. Из меня делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, сувениры. Меня используют как топливо, как хорошие, березовые дрова. А как хорошо в горячем пару попариться с березовым веником. Любит и бережет меня народ, за красоту и пользу.
Осина: « Угадайте кто я: « Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит»? Да, я – осина. Я – дерево стройное, красивое, с горьковатым запахом. Даже в самый тихий, безветренный день листья мои дрожат. Я очень нужна лесным жителям. Зимой корою кормятся зайцы, гложут ее лоси. Ранней весной прячутся в моих ветвях глухари. Летом вокруг меня растут грибы да ягоды. Осенью же я радую красотой людей.
Дуб: « Отгадайте кто я: « Богатырского сложения, раскидист и высок. Желуди на мне растут. Как меня зовут? Конечно же, я, дуб. Русский народ сложил обо мне много сказок, песен, поговорок. Люди связывают со мной силу, могущество и долголетие: « Стоит, как дуб несокрушимый». В русских лесах нет дерева мощнее меня. Я – развесистое дерево, поэтому в моих ветках вьют гнезда птицы. Люблю свет и тепло, расту медленно. Кто хочет вырастить меня, должен запостись терпением.
Появляются кустарники, травы и цветы.
Шиповник.
Отгадайте кто я?
Я на розу так похож,
Разве, что не так хорошо,
Но за то мои плоды
Все пригодны для еды.
Я шиповник, дикая роза, а еще я лекарственное растение. Мои плоды заваривают и пьют при кашле. По цветам шиповника определяют время: в 4-5 часов они распускаются, а к 7 -8 вечера закрываются.
Подорожник.
Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог. Но однажды людям добрым раны вылечить помог. Правильно я подорожник.
Одуванчик.
А меня вы знаете?
С этих шариков пушистых
Полетят парашютисты .
Отгадали , я одуванчик.
Еще до рассвета чувствую, каким будет наступающий день. Если хмурым и дождливым, то цветок не раскроется. А если погода обещает быть хорошей, цветки одуванчика откроются уже к 6 часом утра.
Земляника.
Послушайте загадку.
Подмигнет тебе украткой
Из травы фонарик сладкий.
Я земляника скороспелая и высокоурожайная лесная ягода.
Опята.
А нас отгадаете.
Много нас, грибочков – братьев.
Утром в теплый летний день
Любим мы гурьбой забраться
Даже на трухлявый пень.
Правильно, мы опята.
Появляются заяц и волк.
Заяц :
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик,
Под сосной.
И стоит среди травы
Уши больше головы.
Я заяц.
Волк.
Кто зимой холодной бродит
В лесу злой, голодный.
Молодцы, правильно я – волк.
Соловей.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее нежней,
Кто же это?
(Соловей).
Появляется бабочка и паук, отгадайте кто мы?
Бабочка.
В ярком платье модница
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомиться – отдыхает.
Паук.
Не рыбак, а сети расставляет.
Правильно я паук.
(Звучит аудиозапись музыка леса: голоса птиц, шелест ветра, треск ветки, стук дятла, звуки шуршащих листьев под ногами, песни синицы, стрекотание кузнечика и старичок - лесовичок предлагает сделать живую картину леса.)
На заднем плане деревья: сосна, осина, дуб, береза - качают ветвями. Впереди шиповник и калина, между ними земляника, подорожник, одуванчик, грибы. Бабочка порхает над шиповником, паук на березе плетёт паутину, под осиной сидит заяц, соловей посвистывает на дубу, волк бродит между деревьев.
Лесовичок: Очень красочная, живая картина получилась. В жизни лес похож на многоярусный, многоэтажный дом, как у вас на картине.
Вспомните, ребята и назовите многоярусность смешенного леса.
I этаж
Дети: Верхний ярус – сосна (самые высокие деревья)
II этаж
Ярус по ниже – лиственные деревья ( клен, береза, ели).
III этаж
Следующий ярус – кустарники и подрастающие деревца (шиповник, калина, боярышник).
IV этаж
Нижний ярус – это травы, цветы, ягоды (крапива, подорожник, земляника, ландыши).
V этаж
И последний ярус – грибы.
Лесовичок: Все правильно.
В-ль: Дети, давайте немного разомнемся.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Лесовичок: Ребята, я так рад, что вы сегодня ко мне в гости пришли и порадовали своими знаниями о лесе.
В-ль: Но это еще лесовичок не все, дети сейчас вас порадуют и своими умениями, сделают вам на память объемную аппликацию « Смешанный лес» (мальчики рисуют и вырезают из самоклейки верхние два яруса: деревья, кустарники; девочки нижние два яруса: травы, цветы, ягоды, грибы и приклеивают на ватман. Готовую аппликацию дети дарят лесовичку).
Старичок – лесовичок: Спасибо ребята, я вам на память о нашей встрече тоже дарю памятку о правилах поведения в природе, не забывайте их.
-В природе всегда будьте вежливыми гостями у добрых хозяев (лесных, луговых, садовых).
- Старайтесь ничего, кроме знаний и впечатлений не уносить с тропинки.
- Не нарушайте дружбу растений и животных с человеком, оставьте природу в сохранности и в целостности.
- Замечайте, запоминайте, зарисовывайте интересное, увиденное вами.
Дети прощаются со старичком – лесовичком и лесом.
До свиданья лесовичок!
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будим,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес!
(звучит музыка леса).
В-ль: Вот и закончилось наше путешествие в лесное царство!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект проведения вечера досуга КВН "лесное путешествие"
Конспект проведения вечера досуга по теме лес весной, жизнь растений и животных весной, для детей подготовительной группы КВН "лесное путешествие". Используемые технологии: игровое проблемное обучение...

Лесное путешествие
Пр. сод. Продолжать учить детей действовать организованно, развивать быстроту, ловкость, точность, выносливость, координацию движений, использовать метод аналогии с животным миром и растительным...
Конспект совмесной деятельности взрослых и детей на тему "Лесное путешествие"
Цель: Заинтересовать и привлечь родителей к участию в совместной деятельности с детьми. Задачи:ПознавательныеВызвать познавательный интерес у детей и родителей, развивать ...

Лесное путешествие
Программное содержание: 1. Продолжать учить детей сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по длине, высоте, по ширине. 2. Продолжать учить детей ориентироваться в пр...
Логотренинг "Лесное путешествие"
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук, знакомить детей с приёмами самомассажа рук. Совершенствовать координацию движений и соотносить её с речью.Воспитывать правильное речевое дыхание. Раз...
Материал из опыта работы по формированию экологического сознания. Конспект непоредственно образовательной деятельности "Лесное путешествие к Белоснежке"
В интересной занимательной форме у детей систематизируются и углубляются представления детей о сезонных изменениях в природе....
Занятие по развитию речи и грамоте «Лесное путешествие»
Занятие направлено на формирование представления о лесе как о сообществе живых организмов, связанных между собой....