НОД по формированию исследовательских умений «Путешествие в сказочный лес»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) по теме
МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок»
Методическая разработка
НОД по формированию исследовательских умений
«Путешествие в сказочный лес»
детей дошкольного возраста
Второй младшей группы
Байкова Замира Худайбердиевна
Воспитатель 1 квалификационная категория
2014г
Тема: «Путешествие в сказочный лес»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание»,
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.
Цель: познакомить детей со свойствами воды и её значением.
Задачи:
- Развивать любознательность, мышление и речь детей;
познакомить детей с некоторыми свойствами воды: без цвета, запаха и вкуса.
- Учить выявлять свойства объектов, поощрять самостоятельные открытия детьми.
- Развивать у детей исследовательские способности и полное познание окружающего мира.
- Дать понятие о значимости воды в природе.
- Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;
- Обогащать и активизировать словарь; жидкая, бесцветная, без запаха, прозрачная.
- Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
- Воспитывать умение работать сообща.
Интеграция образовательных областей:
- Познание: знакомство с некоторыми состояниями воды.
- Коммуникация: развитие диалогической речи, обогащение словаря – снег, снежинки, пушистый, холодный, прозрачная, бесцветная.
- Социализация: совместная опытно-экспериментальная работа, совместные игры.
- Труд: уборка атрибутов после игр, опыт водой.
- Художественное творчество: рисование разукрасить ледяную избушку.
Предварительная работа:
- Рассматривание картин по экологии: Обитатели водоёмов, рек, озер.
- Рассматривание снежинок, снега, сугробов;
- наблюдение за падающим снегом во время прогулок;
- Наблюдения за водой на протяжении осени и зимы.
- Игры с водой в специально отведенном уголке.
- проведение опытов: превращение снега в воду, воды в лед;
- рассматривание иллюстраций на тему «Зима»;
- беседы «Зайкина шубка», «Пушистые снежинки»;
- Чтение стихотворений и рассказов о воде, о состоянии воды в природе.
чтение А. Барто «Снег», К. Бальмонт «Снежинки»; р. н. сказка «Заячья избушка»
Словесно-дидактические игры: «Когда так бывает? ».
Материалы и оборудование:
- стаканы с водой, молоко (по количеству детей, пустые стаканы, соль, сахар, краски, ложечки.
- Символы, обозначающие свойства воды.
карточки с изображением солнца, сосульки, яблоко, чайник с паром над носиком, рыба, цветок, человек, кошка, облако, снежинка, дерево, водопроводный кран, матрешка, снеговик, дом;
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас? (Зима)
Сегодня, предлагаю отправиться в сказочный зимний лес.
Мы идем дорожками,
Мы идем тропинками
Через речку перешли
Наконец-то мы в лесок пришли
(дети идут по тропинке перешагивают через замерший ручеек и попадают в сказочный лес. Стоят два домика ледяной и лубяной.)
Слышат, плачь зайчика.
Воспитатель: Зайка, почему ты плачешь.
Зайка: Как мне не плакать лисичка меня выгнала из дому.
Воспитатель: Не плачь зайка, мы тебе поможем
(дети садятся на пенечки-стульчики)
Зайка: Нет, не поможете сколько раз мои лесные друзья выгоняли, и не выгнали. А ведь мой домик не обычный. Я в своем домике провожу опыты-эксперименты.
Ребята как вы думаете, почему лисичка выгнала зайчика из дому?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята выгоним лисичку (читаем отрывок из сказки)
Из чего построила лисичка дом? Снега.
-Снег, какой? (пушистый, мягкий, холодный, белый)
Что будет со снегом, если мы его положим на ладошки? Растает.
Воспитатель: Если ребята, заморозить воду, то она превратиться в лед
(показать ледяные квадратики, заранее замороженные в холодильнике).
Лёд-это вода. Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить в стакан, в ведро, в вазу и она примет их форму (слова сопровождаются действиями).
Ребята, посмотрите какая она текучая
(воспитатель переливает воду в разные по форме сосуды)
Человек ею пользуется каждый день - пьёт, умывается, готовит на ней еду, заваривает чай, поливает цветы, и т. д. Мы с вами пьём очищенную воду, в группе поливаем из лейки комнатные цветы, в природе растения поливает дождик, а дикие животные пьют воду из реки. Без воды нам не прожить!
Давайте поиграем игру «Речка»
Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
1, 2, 3, 4. Вот как славно освежились
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно
Вместе раз - это брас
Одной другой - это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Зайка: Спасибо ребята. Я очень рад, что, я опять в своей научной лаборатории. Посмотрите, какая у меня лаборатория.
Обращает внимание на детей на уголок опытов и экспериментов.
Скажите, что есть в моей лаборатории?
Дети: колбочки, пробирки, бумага, разноцветная вода, лед и т.д.
Зайка: В этой лаборатории я ставлю различные опыты с водой, исследую предметы, и их изучаю. И сегодня мы с вами тоже что-то будем, исследовать, а воспитатель поможет мне в этом.
Воспитатель: Ребята, зайка давайте позовём лисичку с нами провести опыты
(дети зовут лисичку).
Воспитатель: Сейчас отгадайте мою загадку
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И твердой быть могу! (вода)
Хотите поиграть с водой?
Тогда прошу за столы!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. А сейчас мы с вами будем играть с водой.
Присаживайтесь по удобней (проверить посадку детей).
ОПЫТ 1. ПРОЗРАЧНАЯ ВОДА. На столе стоят два стакана один с водой, другой с молоком. В стаканах находятся ложки. В каком из стаканов она видна, а в каком - нет? Почему? Что мы видим? В стакане с молоком мы не видим ложку, а в другом стакане ложку видно. Теперь мы можем сказать, какая вода? Да, вода прозрачная, а молоко нет.
ОПЫТ 2. У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА. Предложим детям понюхать воду и сказать, чем пахнет (или совсем не пахнет). Предложить понюхать несколько раз, чтобы дети убедились, что вода не имеет запаха.
ОПЫТ 3. У ВОДЫ НЕТ ВКУСА. Пробуют воду (кипячёная вода в стаканах).
Какая вода? Вода сладкая, солёная, кислая, горькая? Да ребята, вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что приготовил нам зайка.
В красной и оранжевой формочках, лежит – сахарный песок; в синей и зеленой – соль.
А что будет, если сахарный песок мы насыпим в воду?
Все взяли ложку, держим правильно, и сахар будем брать из красной банки.
Давайте положим в воду и размешаем.
Ой, где же сахарный песок? Его не видно.
Он растворился (сахарный песок).
Какая вода на вкус?
Дети: Сладкая.
Воспитатель: А теперь возьмем из синей баночки соль, и размешаем ее воде.
А соль куда делась?
Дети: Соль растворилась в воде?
Воспитатель: Давайте проверим, попробуем воду.
Какая она на вкус?
Дети: Соленая. Невкусная.
Воспитатель: Да соль и сахар в воде растворились. Одна вода стала соленой, а другая - сладкой.
ВЫВОД: Что мы с вами сегодня узнали о воде?
Ответы детей: вода жидкая, без запаха и вкуса.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что происходит с ледяным домиком (он тает) (показ картинки таяние домика).
Почему?
Дети: Потому что пришла весна, и домик лисички растаял.
Воспитатель: Ребята, если была зима, избушка растаяла бы? (у лисички?)
Воспитатель: Зайка, ты прости лисичку, ведь она не знала, из чего нужно строить дом.
Зайка: Хорошо лисичка, давай жить вместе.
Лиса: Я теперь поняла, что такое ледяная избушка.
Воспитатель: Зайка, спасибо тебе, ты многому научил наших ребят.
Зайка: До свидания, приходите еще в гости.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами отправляемся в детский сад.
Ребята, где мы были?
Что интересного вам понравилось у зайчика?
В свободное время предлагаю ребятам разрисовать избушку.
Во –второй половине дня предлагаю дидактическую игру «Где есть вода»
Дети подходят к первому столику, на котором разложены карточки, с изображением: солнца, сосулек, яблока, чайника с паром из носика, банки.
Воспитатель: Выберите картинки и скажите, где спряталась вода?
Дети: В сосульке, в виде льда, в чайнике над носиком в виде пара.
Идут к следующему столу с картинками: рыба, кошка, цветок, человек, дерево, стул, мяч, книга, диван.
Воспитатель: Предлагаю выбрать картинки: Кто, не может жить без воды?
Рыбы, кошка, цветок, человек, дерево.
Идут к следующему столу, на них карточки с изображением: облака, снежинки, водопроводный кран, матрешка, снеговик, дом.
Воспитатель: Где живет вода?
Дети: В облаке, снежинке, снеговике, кране.
Воспитатель показывает детям знак, на котором изображен водопроводный кран
с льющейся водой перечеркнутый крестиком.
Воспитатель: Что означает этот знак?
Воспитатель объясняет, что этот знак обозначает, что воду нельзя лить просто так, что кран нужно хорошо закрывать, воду нужно беречь.
Воспитатель подводит итог, делает вывод: Воды хоть и много кругом, но хорошую, питьевую воду необходимо беречь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД по формированию исследовательских умений «Путешествие в сказочный лес» | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОДпо формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир математики»
Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 20, закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры, совершенствовать умение решать элементарные арифметические задачи...
Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности «Прогулка по сказочному лесу» в средней группе
Методическая разработка в по познавательно-исследовательской деятельности «Прогулка по сказочному лесу» в средней группе Цел...
Городской мастер-класс "Технология формирования исследовательских навыков детей дошкольного возраста: опыт использования метода исследовательского обучения в образовательной деятельности ДОУ"
Приказ о назначении руководителя городского мастер-класса, программа мастер-класса...
Исследовательский проект: «Формирование исследовательских умений детей дошкольного возраста».
Исследовательский проект: «Формирование исследовательских умений детей дошкольного возраста»...
Исследовательский проект:Формирование исследовательских умений детей дошкольного возраста
Исследовательский проект:Формирование исследовательских умений детей дошкольного возраста...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «СКАЗОЧНЫЙ СЛОВАРЬ» СЕКЦИЯ «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «СКАЗОЧНЫЙ СЛОВАРЬ» секция «Социально-личностное развитие»...