НОД по формированию исследовательских умений «Путешествие в сказочный лес»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) по теме

Байкова Замира Худайбердиевна

МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок»

Методическая разработка

 НОД  по формированию исследовательских умений

«Путешествие в сказочный лес»

детей дошкольного возраста

Второй младшей группы 

 

                    

 

 

                                  Байкова Замира Худайбердиевна

                                         Воспитатель 1 квалификационная категория

 

2014г

Тема:  «Путешествие в сказочный лес»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание»,

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.

Цель:  познакомить детей со свойствами воды и её значением.

Задачи:

  • Развивать любознательность, мышление и речь детей;

познакомить детей с некоторыми свойствами воды: без цвета, запаха и вкуса.

  • Учить выявлять свойства объектов, поощрять самостоятельные открытия детьми.
  • Развивать у детей исследовательские способности и полное познание окружающего мира.
  • Дать понятие о значимости воды в природе.
  • Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;
  • Обогащать и активизировать словарь;  жидкая, бесцветная, без запаха, прозрачная.
  • Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
  • Воспитывать умение работать сообща.

Интеграция образовательных областей:

  • Познание: знакомство с некоторыми состояниями воды.
  • Коммуникация: развитие диалогической речи, обогащение словаря – снег, снежинки, пушистый,  холодный, прозрачная, бесцветная.
  • Социализация: совместная опытно-экспериментальная работа, совместные игры.
  • Труд: уборка атрибутов после игр, опыт водой.
  • Художественное творчество: рисование разукрасить ледяную избушку.

 

Предварительная работа:

  • Рассматривание картин по экологии:  Обитатели водоёмов, рек, озер.
  • Рассматривание снежинок, снега, сугробов;
  • наблюдение за падающим снегом во время прогулок;
  • Наблюдения  за водой   на  протяжении  осени  и  зимы.
  • Игры  с водой  в специально  отведенном  уголке.
  • проведение опытов: превращение снега в воду, воды в лед;
  • рассматривание иллюстраций на тему «Зима»;
  • беседы «Зайкина шубка», «Пушистые снежинки»;
  • Чтение  стихотворений  и рассказов  о  воде, о  состоянии  воды  в природе.

чтение А. Барто «Снег», К. Бальмонт «Снежинки»; р. н. сказка «Заячья избушка»

Словесно-дидактические игры:  «Когда так бывает? ».

Материалы и оборудование:

  • стаканы с водой,  молоко  (по количеству детей, пустые стаканы, соль, сахар, краски,  ложечки.
  • Символы, обозначающие свойства воды.

карточки с изображением солнца,  сосульки,  яблоко, чайник с паром над носиком, рыба, цветок, человек, кошка, облако, снежинка, дерево, водопроводный кран, матрешка, снеговик, дом;

 Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас? (Зима)

Сегодня, предлагаю отправиться в сказочный  зимний  лес.

 Мы идем дорожками,

 Мы идем тропинками

 

Через речку перешли                                

Наконец-то мы в лесок пришли      

(дети  идут по тропинке перешагивают через замерший ручеек и попадают в сказочный лес. Стоят два домика ледяной и лубяной.)

 

Слышат, плачь зайчика.

Воспитатель: Зайка, почему ты плачешь.

Зайка: Как мне не плакать лисичка меня выгнала из дому.

Воспитатель: Не плачь зайка, мы тебе поможем

(дети садятся на пенечки-стульчики)

 

Зайка: Нет, не поможете сколько раз  мои лесные друзья  выгоняли, и не выгнали. А ведь мой домик не обычный. Я в своем домике провожу опыты-эксперименты.

Ребята как вы думаете, почему лисичка выгнала зайчика из дому?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята выгоним лисичку (читаем отрывок из сказки)

Из чего построила лисичка дом? Снега.

-Снег, какой? (пушистый, мягкий,  холодный, белый)

Что будет со снегом, если мы его положим на ладошки? Растает.

Воспитатель: Если ребята, заморозить воду, то она превратиться в лед

(показать ледяные квадратики, заранее замороженные в холодильнике).

Лёд-это вода. Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить в стакан, в ведро, в вазу и она примет их форму  (слова сопровождаются действиями).

Ребята, посмотрите какая она текучая

(воспитатель переливает воду в разные по форме сосуды)

Человек ею пользуется каждый день - пьёт, умывается, готовит на ней еду, заваривает чай, поливает цветы, и т. д. Мы с вами пьём очищенную воду, в группе поливаем из лейки комнатные цветы, в природе растения поливает дождик, а дикие животные пьют воду из реки. Без воды нам не прожить!

 

Давайте поиграем игру «Речка»

 

 

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись

1, 2, 3, 4. Вот как славно освежились

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно

Вместе раз - это брас

Одной другой - это кроль.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

 

 

Зайка:  Спасибо ребята. Я очень рад, что, я опять в своей научной лаборатории.  Посмотрите, какая у меня лаборатория.

Обращает внимание на детей на уголок опытов и экспериментов.

Скажите, что есть в моей лаборатории?

Дети: колбочки, пробирки, бумага, разноцветная вода, лед и т.д.

Зайка: В этой лаборатории я ставлю различные опыты с водой,  исследую предметы, и их изучаю.  И сегодня мы с вами тоже что-то будем, исследовать, а воспитатель поможет  мне в этом.

Воспитатель: Ребята, зайка давайте позовём лисичку с нами провести опыты

(дети зовут лисичку).

Воспитатель: Сейчас отгадайте мою загадку

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И твердой быть могу! (вода)

Хотите поиграть с водой?

Тогда прошу за столы!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. А сейчас мы с вами будем играть с водой.

Присаживайтесь по удобней  (проверить посадку детей).

 

ОПЫТ 1. ПРОЗРАЧНАЯ ВОДА. На столе стоят два стакана один с водой, другой с молоком. В  стаканах  находятся ложки. В каком из стаканов она видна, а в каком - нет? Почему? Что мы видим? В стакане с молоком мы не видим ложку, а в другом стакане ложку видно. Теперь мы можем сказать, какая вода? Да, вода прозрачная, а молоко нет.

 

 

ОПЫТ 2. У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА. Предложим детям понюхать воду и сказать, чем пахнет (или совсем не пахнет). Предложить понюхать несколько раз, чтобы дети убедились, что вода не имеет запаха.

 

 

ОПЫТ 3. У ВОДЫ НЕТ ВКУСА. Пробуют воду (кипячёная вода в стаканах).

Какая вода? Вода сладкая, солёная, кислая, горькая? Да ребята, вода не имеет вкуса.

 

 

Воспитатель: Ребята посмотрите, что  приготовил  нам зайка.

 В красной и оранжевой  формочках,  лежит – сахарный  песок; в синей и зеленой  – соль.

 А что будет, если сахарный песок мы насыпим в воду?

Все взяли ложку,  держим правильно,  и сахар будем брать  из  красной банки.

Давайте положим  в воду  и размешаем.

Ой, где же сахарный песок?  Его не видно.

Он растворился (сахарный песок).

Какая вода  на вкус?

Дети: Сладкая.

Воспитатель: А теперь возьмем из синей баночки  соль, и размешаем  ее воде.

А соль куда делась?

Дети: Соль растворилась в воде?

 Воспитатель: Давайте проверим, попробуем воду.

Какая она на вкус?

Дети: Соленая. Невкусная.

Воспитатель: Да соль и сахар в воде растворились. Одна вода стала соленой, а другая -  сладкой.

 

                                                              

ВЫВОД: Что мы с вами сегодня узнали о воде?

Ответы детей: вода жидкая, без запаха и вкуса.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что происходит с ледяным домиком  (он тает) (показ картинки таяние домика).

Почему?

 

Дети: Потому что пришла весна, и домик лисички растаял.

Воспитатель: Ребята, если была зима, избушка растаяла бы? (у лисички?)

Воспитатель: Зайка, ты прости лисичку, ведь она не знала, из чего  нужно строить дом.

Зайка:  Хорошо лисичка, давай жить вместе.

Лиса: Я теперь поняла, что такое ледяная избушка.

Воспитатель: Зайка, спасибо тебе, ты многому научил наших ребят.

Зайка:  До свидания, приходите еще в гости.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами отправляемся в детский сад.

 Ребята, где мы были?

Что интересного вам понравилось у зайчика?

В свободное время предлагаю ребятам разрисовать избушку.

 

 

Во –второй половине дня предлагаю дидактическую игру «Где есть вода»

 Дети подходят к первому столику, на котором разложены карточки, с изображением: солнца, сосулек,  яблока, чайника с паром из носика, банки.

Воспитатель: Выберите картинки и скажите, где спряталась вода?

Дети: В сосульке, в виде льда, в чайнике над носиком в виде пара.

Идут к следующему столу с картинками:  рыба, кошка, цветок, человек,  дерево, стул,  мяч, книга,  диван.

Воспитатель: Предлагаю выбрать картинки:  Кто, не может жить без воды?

Рыбы, кошка, цветок, человек, дерево.

Идут к следующему столу, на них карточки с изображением: облака, снежинки,  водопроводный кран, матрешка, снеговик, дом.

Воспитатель: Где живет вода?

Дети: В облаке, снежинке, снеговике, кране.

Воспитатель показывает детям знак, на котором изображен водопроводный кран

с льющейся водой перечеркнутый  крестиком.

Воспитатель: Что означает этот знак?

Воспитатель объясняет, что этот знак обозначает, что воду нельзя лить просто так, что кран нужно хорошо закрывать, воду нужно беречь.

Воспитатель подводит итог, делает вывод: Воды хоть и много кругом, но хорошую, питьевую воду необходимо беречь.

      

  

 

 

       

 

 

 

 

 

 

     

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДпо формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир математики»

Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 20, закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры, совершенствовать умение решать элементарные арифметические задачи...

Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности «Прогулка по сказочному лесу» в средней группе

Методическая разработка в по познавательно-исследовательской деятельности «Прогулка по сказочному лесу» в средней группе          Цел...

Исследовательский проект: «Формирование исследовательских умений детей дошкольного возраста».

Исследовательский проект: «Формирование  исследовательских умений детей дошкольного возраста»...

Исследовательский проект: Формирование исследовательских умений детей дошкольного возраста

Исследовательский проект:Формирование  исследовательских умений детей дошкольного возраста...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «СКАЗОЧНЫЙ СЛОВАРЬ» СЕКЦИЯ «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «СКАЗОЧНЫЙ СЛОВАРЬ» секция «Социально-личностное развитие»...