Зимние забавы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» комбинированного вида
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познание»
«Зимние забавы»
в подготовительной группе
Подготовила и провела
воспитатель
Минкевич Нана Николаевна
Цель: содействие стремлению детей к преодолению нарушений в речи и
двигательной сфере, субъективно-ценностному отношению к своему здоровью.
Программные задачи:
- Закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях.
- Уточнять знания о зимних праздниках, забавах.
- Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, фонематическое восприятие.
- Совершенствовать навыки связной речи; учить согласовывать речь с движениями.
- Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления, логическое мышление, внимание, память.
- Воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам; толерантное отношение к ответам детей.
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание зимних иллюстраций, разучивание песен о зиме и зимних праздниках.
Словарная работа: расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»; совершенствовать навыки словоизменения.
Материал и оборудование: костюмы Зимы, игрушка медведя, бумажные снежинки и снежки на каждого ребёнка, картинки для игры «Кто быстрее отгадает слово?», музыка «Колыбельные» (Е. Железнова).
Методы и приёмы: воспитатель в роли Зимы, коммуникативная игра «Здравствуй!», отгадывание загадки о зиме, беседа о приметах и признаках зимы, лексико-грамматическое упражнение «Назови действие» (со «снежком») , упражнение «Без чего не бывает зимы?», словесная игра «Третий лишний», стихотворение о зиме, хороводная игра «Весёлый хоровод», пальчиковая и артикуляционная игра, дыхательное упражнение, игра «Кто быстрее отгадает слово?», игра «Кто быстрее отгадает слово?», упражнение на координацию речи с движениями «Снегопад», игра «Что нам нравится зимой?» (музыкальное сопровождение), релаксация.
Интеграция областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Здоровье», «Физическая культура».
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Зима: Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом. Коммуникативная игра «Здравствуй!»
Дети берутся за руки и пропевают слово «Здравствуй!»: первый слог громко, одновременно подняв руки вверх, а второй тихо – опуская руки вниз.
Зима: Узнайте кто я, отгадав загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
Зима: Как вы думаете, ребята, что это?
Дети: Зимние месяцы, зима.
Зима: Правильно. Как вы догадались?
Зима: На дворе зима. Посмотрите в окно: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. А зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Вот и мы будем сегодня веселиться и играть.
Зима: Вы знаете, ребята, чем я отличаюсь от весны и лета, что приношу с собой? Дети называют признаки зимы.
Зима: Теперь поиграем с моим снежком. И я проверю, как вы знаете зимние явления.
Лексико-грамматическое упражнение «Назови действие» (со «снежком»)
Зима: Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.
Зимой метель… (метёт).
Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).
Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк… (воет).
На зиму медведь в берлоге…… (засыпает).
Мороз щёки и нос… (щиплет).
Зимой вода в реке.… (замерзает).
Иней на ветках деревьев… (блестит).
Зимой снег всё вокруг… (накрывает).
Деревья зимой… (спят).
Под снегом травка зимой… (греется).
Зимой насекомые… (прячутся).
Зима: Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. А знаете ли вы, без чего не бывает зимы?
Упражнение «Без чего не бывает зимы?»
Зима: Я раздам вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать: «Не бывает зимы без… (снега, сосулек, санок, горки)».
Зима: Молодцы! Продолжим играть.
Словесная игра «Третий лишний»
Зима: Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение:
1. Январь, февраль, зима.
2. Снежки, санки, коньки.
3. Метель, лыжи, мороз.
4. Снежок, снеговик, снегирь.
Зима: Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях.
Я зимушка – зима принесла морозы,
Зимние забавы и сосульки слёзы,
Для зверей – зимовье
И под снегом озимь,
Зимнюю одежду людям,
Чтоб не мерзли.
Зима: Сегодня с вами мы будем веселиться и играть. А начнём мы с хоровода.
Хоровод «Весёлый хоровод»
Становись в хоровод, Дети становятся в круг, берутся за руки и
Будем веселиться. спокойным шагом идут по кругу.
Будем вместе все в кругу Дети кружатся на месте в одну, потом в
Весело кружиться. другую сторону.
Ля-ля-ля.
А мы сядем на коней, Дети изображают скачущих коней.
По полю помчимся.
Маме с папой до земли Дети выполняют поклон.
Низко поклонимся.
Зима: Молодцы! А сейчас попробуйте отгадать мою загадку:
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковный нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла?
(Снеговик).
Зима: Правильно! Давайте и мы с вами построим снеговика. Пальчиковая гимнастика.
Давай, дружок, смелей, дружок! Дети лепят воображаемый ком и катят
Кати по снегу свой снежок – его от себя.
Он превратится в толстый ком. Рисуют в воздухе круг.
И станет ком снеговиком. Дети рисуют три разные по величине
круга снизу вверх.
Его улыбка так светла! Прикладывают ладони к щекам,
изображая широкую улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла… Дети показывают указательными пальцами
глаза, ладонью – шляпу,
кулачком правой руки – нос и
воображаемую метлу.
Но солнце припечёт слегка – Дети поднимают руки вверх.
Увы! И нет снеговика! Поднимают плечи и разводят руки в стороны,
затем садятся на корточки, закрывая
голову руками.
Зима: Молодцы! Получился у нас снеговик не простой, любопытный, озорной.
Знать хочу я, чем ещё ребята занимаются зимой?
Дети: Катаются на лыжах, коньках, санках, играют «в снежки»…
Артикуляционная гимнастика.
Зима: А теперь вы мне это изобразите. Давайте присядем на сугроб, чтобы было удобно.
- «Снеговики радуются морозу». Надуть щёки. Весёлое выражение глаз.
- «Горка». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
- «Горка закрывается - открывается». Сделать «горку», а потом не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), а затем открыть снова рот (язык всё время упирается в нижние зубы). Повторить движения 5-6 раз.
- «Саночки». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперёд – назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.
Дыхательная гимнастика.
Как подул Дед Мороз в воздухе морозном
Полетели, закружились ледяные звёзды
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
- «Подуй на снежинку». Дети сдувают с ладошки снежинку (вырезанную из бумаги).
Игра «Кто быстрее отгадает слово?»
Зима: Я предлагаю вам по первым звукам (в названиях картинок) отгадать слова:
Зяблик, игла, машина, автобус – ЗИМА.
Санки, туча, утюг, жаба, арбуз – СТУЖА.
Сахар, небо, ель, жук, обруч, клубок – СНЕЖОК.
Зима: Смотрите, снег идёт. Какой снегопад! Давайте слепим снежки и поиграем с ними (имитируют лепку снежков).
Зима: Какие красивые снежки получились! (раздаёт детям «снежки»).
Упражнение на координацию речи с движениями «Снегопад»
Дети повторяют стихотворение и подкидывают снежок вверх (на каждую строчку - 4 раза).
Снего – снего – снегопад,
Каждый очень – очень рад:
Будут лыжи и коньки,
Будут санки и снежки.
Зима: Вы были ловкими и быстрыми, теперь мы отдохнём. Присядем на скамейку. Ребята, в старину в России на праздниках не обходились без весёлых скоморохов, нарядного Петрушки, а так же на народные гуляния часто приводили медведя, который потешал и развлекал народ. Слышите, и к нам кто-то идёт.
Зима: Кто к нам пожаловал? (Медведь).
Зима: Здравствуй, Мишка - медведь!
Медведь: Здравствуйте! Я пришёл к вам на веселье
Поиграть, потешить вас.
Вы похлопайте, ребята,
Ноги сами рвутся в пляс! (Медведь пляшет).
Зима: Ребята, я уже поняла, что вам нравится зима. А сейчас я предлагаю вам показать Мишке, что же вам нравится зимой.
Игра «Что нам нравится зимой?» (музыкальное сопровождение)
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Белые полянки. Развести руки в стороны.
И на горке снеговой Поднять руки вверх (показать «горку»).
Лыжи или санки (2 р.). Ходьба лыжника.
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Мягкие сугробы, Показать сугробы.
Чтоб копаться день – деньской Имитировать копание снега лопатой.
Крепость делать чтобы (2 р.). Лепить снежки.
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Потеплей одеться, Имитировать одевание одежды.
В шубке тёплой меховой, Похлопать ладошками по одежде.
На морозе греться (2 р.). Прыжки.
Медведь: Ох, меня вы рассмешили
И не мало удивили.
Ведь медведь я не простой,
Я не сплю в лесу зимой.
Я по праздникам хожу,
Весь народ я веселю!
А теперь уж мне пора,
До свидания, детвора! (Медведь уходит).
Итог и анализ деятельности:
Зима: Мне очень понравилось с вами веселиться и играть. А вам?
Зима: Что вам понравилось больше всего? Какие игры со мной вам запомнились? Дети отвечают.
Зима: Мы сегодня веселились и играли, и резвились.
А сейчас уже пора, отдохнуть нам, детвора.
Релаксация: Дети расслабляются под звучание спокойной музыки. «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика:
Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.
Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.
Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.
Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.
Дети встали, потянулись и мне улыбнулись,
С Зимушкой - зимой попрощались, в группу отправлялись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий зимнего спортивного праздника в средней группе "Зимние забавы".
В сценарии зимнего спортивного праздника "Зимние забавы" включены веселые игры, эстафеты, аттракционы, сюрпизные моменты, стихи, загадки, встречи со сказачными героями....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-511335-1511323233.jpg)
Развлечение для детей старшего возраста "Зимние забавы". Развлечение для детей младшего возраста "Зимние забавы".
Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей активно участвовать в развлечении....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-10002-1391793990.jpg)
ООД. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ РОДИТЕЛЕЙ И МАЛЫШЕЙ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия, сопровождая их речью; развивать слуховое...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/24/picture-618929-1593015316.jpg)
Выступление на окружной зимней методической неделе «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период» на тему «Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-945822-1505657825.png)
ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ РОДИТЕЛЕЙ И МАЛЫШЕЙ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
Формируем умение рассматривать сюжетные картинки отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия сопровождая их речью....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/17/picture-320240-1560766094.jpg)
Проект : "Забавы с зимушкой - зимой» по лексической теме «Зимние забавы»"
Проблема. У детей дошкольного возраста недостаточные представления о здоровом образе жизни, не сформированы начальные представления о зимних развлечениях, зимних видах спорта, способствующих пра...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/13/picture-1198051-1634121566.jpg)
Конспект занятия во второй группе раннего возраста по лексической теме «Зимние забавы родителей и малышей. Рассматривание картины «Зимние забавы»
Конспект интегрированного занятия во второй группе раннего возраста по теме "Зимние забавы и развлечения" по программе "От рождения до школы"...