Зимние забавы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» комбинированного вида
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познание»
«Зимние забавы»
в подготовительной группе
Подготовила и провела
воспитатель
Минкевич Нана Николаевна
Цель: содействие стремлению детей к преодолению нарушений в речи и
двигательной сфере, субъективно-ценностному отношению к своему здоровью.
Программные задачи:
- Закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях.
- Уточнять знания о зимних праздниках, забавах.
- Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, фонематическое восприятие.
- Совершенствовать навыки связной речи; учить согласовывать речь с движениями.
- Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления, логическое мышление, внимание, память.
- Воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам; толерантное отношение к ответам детей.
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание зимних иллюстраций, разучивание песен о зиме и зимних праздниках.
Словарная работа: расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»; совершенствовать навыки словоизменения.
Материал и оборудование: костюмы Зимы, игрушка медведя, бумажные снежинки и снежки на каждого ребёнка, картинки для игры «Кто быстрее отгадает слово?», музыка «Колыбельные» (Е. Железнова).
Методы и приёмы: воспитатель в роли Зимы, коммуникативная игра «Здравствуй!», отгадывание загадки о зиме, беседа о приметах и признаках зимы, лексико-грамматическое упражнение «Назови действие» (со «снежком») , упражнение «Без чего не бывает зимы?», словесная игра «Третий лишний», стихотворение о зиме, хороводная игра «Весёлый хоровод», пальчиковая и артикуляционная игра, дыхательное упражнение, игра «Кто быстрее отгадает слово?», игра «Кто быстрее отгадает слово?», упражнение на координацию речи с движениями «Снегопад», игра «Что нам нравится зимой?» (музыкальное сопровождение), релаксация.
Интеграция областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Здоровье», «Физическая культура».
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Зима: Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом. Коммуникативная игра «Здравствуй!»
Дети берутся за руки и пропевают слово «Здравствуй!»: первый слог громко, одновременно подняв руки вверх, а второй тихо – опуская руки вниз.
Зима: Узнайте кто я, отгадав загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
Зима: Как вы думаете, ребята, что это?
Дети: Зимние месяцы, зима.
Зима: Правильно. Как вы догадались?
Зима: На дворе зима. Посмотрите в окно: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. А зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Вот и мы будем сегодня веселиться и играть.
Зима: Вы знаете, ребята, чем я отличаюсь от весны и лета, что приношу с собой? Дети называют признаки зимы.
Зима: Теперь поиграем с моим снежком. И я проверю, как вы знаете зимние явления.
Лексико-грамматическое упражнение «Назови действие» (со «снежком»)
Зима: Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.
Зимой метель… (метёт).
Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).
Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк… (воет).
На зиму медведь в берлоге…… (засыпает).
Мороз щёки и нос… (щиплет).
Зимой вода в реке.… (замерзает).
Иней на ветках деревьев… (блестит).
Зимой снег всё вокруг… (накрывает).
Деревья зимой… (спят).
Под снегом травка зимой… (греется).
Зимой насекомые… (прячутся).
Зима: Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. А знаете ли вы, без чего не бывает зимы?
Упражнение «Без чего не бывает зимы?»
Зима: Я раздам вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать: «Не бывает зимы без… (снега, сосулек, санок, горки)».
Зима: Молодцы! Продолжим играть.
Словесная игра «Третий лишний»
Зима: Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение:
1. Январь, февраль, зима.
2. Снежки, санки, коньки.
3. Метель, лыжи, мороз.
4. Снежок, снеговик, снегирь.
Зима: Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях.
Я зимушка – зима принесла морозы,
Зимние забавы и сосульки слёзы,
Для зверей – зимовье
И под снегом озимь,
Зимнюю одежду людям,
Чтоб не мерзли.
Зима: Сегодня с вами мы будем веселиться и играть. А начнём мы с хоровода.
Хоровод «Весёлый хоровод»
Становись в хоровод, Дети становятся в круг, берутся за руки и
Будем веселиться. спокойным шагом идут по кругу.
Будем вместе все в кругу Дети кружатся на месте в одну, потом в
Весело кружиться. другую сторону.
Ля-ля-ля.
А мы сядем на коней, Дети изображают скачущих коней.
По полю помчимся.
Маме с папой до земли Дети выполняют поклон.
Низко поклонимся.
Зима: Молодцы! А сейчас попробуйте отгадать мою загадку:
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковный нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла?
(Снеговик).
Зима: Правильно! Давайте и мы с вами построим снеговика. Пальчиковая гимнастика.
Давай, дружок, смелей, дружок! Дети лепят воображаемый ком и катят
Кати по снегу свой снежок – его от себя.
Он превратится в толстый ком. Рисуют в воздухе круг.
И станет ком снеговиком. Дети рисуют три разные по величине
круга снизу вверх.
Его улыбка так светла! Прикладывают ладони к щекам,
изображая широкую улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла… Дети показывают указательными пальцами
глаза, ладонью – шляпу,
кулачком правой руки – нос и
воображаемую метлу.
Но солнце припечёт слегка – Дети поднимают руки вверх.
Увы! И нет снеговика! Поднимают плечи и разводят руки в стороны,
затем садятся на корточки, закрывая
голову руками.
Зима: Молодцы! Получился у нас снеговик не простой, любопытный, озорной.
Знать хочу я, чем ещё ребята занимаются зимой?
Дети: Катаются на лыжах, коньках, санках, играют «в снежки»…
Артикуляционная гимнастика.
Зима: А теперь вы мне это изобразите. Давайте присядем на сугроб, чтобы было удобно.
- «Снеговики радуются морозу». Надуть щёки. Весёлое выражение глаз.
- «Горка». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
- «Горка закрывается - открывается». Сделать «горку», а потом не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), а затем открыть снова рот (язык всё время упирается в нижние зубы). Повторить движения 5-6 раз.
- «Саночки». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперёд – назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.
Дыхательная гимнастика.
Как подул Дед Мороз в воздухе морозном
Полетели, закружились ледяные звёзды
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
- «Подуй на снежинку». Дети сдувают с ладошки снежинку (вырезанную из бумаги).
Игра «Кто быстрее отгадает слово?»
Зима: Я предлагаю вам по первым звукам (в названиях картинок) отгадать слова:
Зяблик, игла, машина, автобус – ЗИМА.
Санки, туча, утюг, жаба, арбуз – СТУЖА.
Сахар, небо, ель, жук, обруч, клубок – СНЕЖОК.
Зима: Смотрите, снег идёт. Какой снегопад! Давайте слепим снежки и поиграем с ними (имитируют лепку снежков).
Зима: Какие красивые снежки получились! (раздаёт детям «снежки»).
Упражнение на координацию речи с движениями «Снегопад»
Дети повторяют стихотворение и подкидывают снежок вверх (на каждую строчку - 4 раза).
Снего – снего – снегопад,
Каждый очень – очень рад:
Будут лыжи и коньки,
Будут санки и снежки.
Зима: Вы были ловкими и быстрыми, теперь мы отдохнём. Присядем на скамейку. Ребята, в старину в России на праздниках не обходились без весёлых скоморохов, нарядного Петрушки, а так же на народные гуляния часто приводили медведя, который потешал и развлекал народ. Слышите, и к нам кто-то идёт.
Зима: Кто к нам пожаловал? (Медведь).
Зима: Здравствуй, Мишка - медведь!
Медведь: Здравствуйте! Я пришёл к вам на веселье
Поиграть, потешить вас.
Вы похлопайте, ребята,
Ноги сами рвутся в пляс! (Медведь пляшет).
Зима: Ребята, я уже поняла, что вам нравится зима. А сейчас я предлагаю вам показать Мишке, что же вам нравится зимой.
Игра «Что нам нравится зимой?» (музыкальное сопровождение)
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Белые полянки. Развести руки в стороны.
И на горке снеговой Поднять руки вверх (показать «горку»).
Лыжи или санки (2 р.). Ходьба лыжника.
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Мягкие сугробы, Показать сугробы.
Чтоб копаться день – деньской Имитировать копание снега лопатой.
Крепость делать чтобы (2 р.). Лепить снежки.
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Потеплей одеться, Имитировать одевание одежды.
В шубке тёплой меховой, Похлопать ладошками по одежде.
На морозе греться (2 р.). Прыжки.
Медведь: Ох, меня вы рассмешили
И не мало удивили.
Ведь медведь я не простой,
Я не сплю в лесу зимой.
Я по праздникам хожу,
Весь народ я веселю!
А теперь уж мне пора,
До свидания, детвора! (Медведь уходит).
Итог и анализ деятельности:
Зима: Мне очень понравилось с вами веселиться и играть. А вам?
Зима: Что вам понравилось больше всего? Какие игры со мной вам запомнились? Дети отвечают.
Зима: Мы сегодня веселились и играли, и резвились.
А сейчас уже пора, отдохнуть нам, детвора.
Релаксация: Дети расслабляются под звучание спокойной музыки. «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика:
Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.
Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.
Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.
Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.
Дети встали, потянулись и мне улыбнулись,
С Зимушкой - зимой попрощались, в группу отправлялись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий зимнего спортивного праздника в средней группе "Зимние забавы".
В сценарии зимнего спортивного праздника "Зимние забавы" включены веселые игры, эстафеты, аттракционы, сюрпизные моменты, стихи, загадки, встречи со сказачными героями....
Развлечение для детей старшего возраста "Зимние забавы". Развлечение для детей младшего возраста "Зимние забавы".
Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей активно участвовать в развлечении....
ООД. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ РОДИТЕЛЕЙ И МАЛЫШЕЙ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия, сопровождая их речью; развивать слуховое...
Выступление на окружной зимней методической неделе «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период» на тему «Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста....
ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ РОДИТЕЛЕЙ И МАЛЫШЕЙ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
Формируем умение рассматривать сюжетные картинки отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия сопровождая их речью....
Проект : "Забавы с зимушкой - зимой» по лексической теме «Зимние забавы»"
Проблема. У детей дошкольного возраста недостаточные представления о здоровом образе жизни, не сформированы начальные представления о зимних развлечениях, зимних видах спорта, способствующих пра...
Конспект занятия во второй группе раннего возраста по лексической теме «Зимние забавы родителей и малышей. Рассматривание картины «Зимние забавы»
Конспект интегрированного занятия во второй группе раннего возраста по теме "Зимние забавы и развлечения" по программе "От рождения до школы"...