« Славянская семья в Древней Руси»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    - Дать знания об образе жизни человека в древности, истории цивилизации: развитии техники, орудий труда, бытовых  предметов, развитии труда человека (профессиях)

    -  Познакомить с историей и культурой древне-славянского народа, его бытом, обычаями, гостеприимством, досугом. Познакомить с русским нар. творчеством- пословицами, прибаутками.

     -  Закреплять знаний детей о предметах прошлого и настоящего, учить находить пары этих предметов через игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_slavyanskaya_semya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

СПДС «Колокольчик»

Конспект

НОД  по о/о «Познание»  - Окружающий мир

в подготовительной группе

« Славянская семья

 в   Древней Руси»

Цель:  

    - Дать знания об образе жизни человека в древности, истории цивилизации: развитии техники, орудий труда, бытовых  предметов, развитии труда человека (профессиях)

    -  Познакомить с историей и культурой древне-славянского народа, его бытом, обычаями, гостеприимством, досугом. Познакомить с русским нар. творчеством- пословицами, прибаутками.

     -  Закреплять знаний детей о предметах прошлого и настоящего, учить находить пары этих предметов через игру.

Предварительная работа:

    - сбор предметов  быта древней  русской  старины ( горшок, ухват, скатерти ручной работы, чугунок, прялка, балалайка, деревянная посуда, иконы, лампадка, рукописи, шкатулки, рушники, коврики домотканые.

  -   рассматривание предметов старины, фотографий изделий из набора «Русское народное декоративно-прикладное искусство» Чекалова А.К.

  -  рассказывание по картине «Славянская семья»,  просмотр пособия « Славянская семья: родство и занятия».

  -   чтение русских народных сказок.

Материалы и пособия  к занятию:

       - Костюмы: рубахи, сарафаны девочкам, пояса, кокошники с украшениями, предметы старинной русской избы ( коврики, ухват, чугунки, прялка, посуда, самовар, кочерга, подсвечники, лучина, свеча) , печь большая, тряпичные куклы,  домик деревянный.

       -   Сюжетная картина «Славянская семья», пособие « Занятия славян» (картинки)

       -   Лента времени, предметы прошлого и настоящего ( пылесос-веник, песочные часы-будильник,  свеча, лучина – настольная лампа, керосиновая лампа, перо-шариковая ручка и т.д.), 2 обруча, сказочные  ворота.

  • Репродукции картин к русским народным сказкам, изображающим старину («Конек-Горбунок, «Царевна-лягушка», «Василиса Премудрая», «Иван Царевич и серый волк», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению» и др.

  «Коммуникация»: Обогатить речь и словарь детей названиями предметов быта древних славян, одежды, рода занятий, увлечений, дать понятие «Русская изба», печь. Обогатить речь образными выражениями малых форм русского фольклора. Формировать связную речь детей посредством рассказывания по сюжетной  картине, из личного  опыта.

«Социализация» :

«Читение художественной  литературы»:

 

Ход .

Непосредственно образовательная деятельность   проходит в музыкальном зале, украшенном под старинную избу.

В зал входят дети  в русских костюмах, звучит народная мелодия. Воспитатель в русском  костюме (Василисы Премудрой)  приветствует  детей.

- Здравствуйте, гости дорогие!   Хорошему  гостю   хозяин  рад!

 Дети: - Много гостей, много и  новостей! (пословица). Рассаживаются на стульчики.

- Ребята, а вы догадались, кто я,  и  куда вы сегодня попали? (Правильно, Я - Василиса Премудрая, из сказок, которые вы знаете и сегодня я приглашаю вас ко мне в гости – в добрую избу, заглянуть в старину  древнюю, старину русскую.

 - Отгадайте, пожалуйста, мою загадку:

              - Что нельзя возвратить, что быстрее мысли,

                  без ног и   без крыльев оно быстро летит, не догонишь его,

                  вчера было, сегодня есть, завтра будет.  (Время)

-  Правильно, вот мы и начнем свое  путешествие  во времени. Ребята, а вы в каком веке живете?  ( в 21 веке). А я пришла из сказок  про людей 16,17 веков. Вам, наверное, много рассказывали, читали о русских людях, о старинных обычаях. Давайте вспомним, в  каких русских народных сказках вы встречались со  стариной, с русскими избами, печкой, жизнью русских крестьян?

           « Иван царевич и серый волк», «Василиса Премудрая», «Елена Прекрасная», «По щучьему велению», «Царевна-Лягушка», «Сказка о царе Салтане», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Сивка-Бурка»  и другие. (Обращается внимание детей на репродукции картин Васнецова и др. художников)

- Конечно, молодцы. Раньше русский народ жил на Руси, а сейчас ваша страна как называется? (Россия).   Послушайте стихотворение:

                           «Русь деревянная – края дорогие,

                             Здесь издавна русские люди живут.

                             Они прославляют жилища родные,

                             Раздольные русские песни поют»…

- А знаете, почему Русь называли деревянной? (Дети рассуждают).   Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Как вы думаете, почему? Да, люди жили среди полей, в окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал, одевал. Крестьянский дом называли родным, родимым. А кто-нибудь из вас был в деревне?  Какие там дома? ( Деревянные, стоят рядышком друг к другу).

 Сегодня мы поговорим с вами о том, как жили на Руси русские люди, которые назывались  «древние славяне». Это были ваши прапрабабушки, и прапрадедушки.

- Что вы знаете о семье? Что такое семья? (дети называют членов семьи). А я предлагаю вам посмотреть  на  настоящую  славянскую  семью (показ  картины).

                     

Беседа  Василисы с детьми по картине «Славянская семья»

- Что вы видите на рисунке?  (Старинную крестьянскую  семью в старинной избе).

- Как вы думаете, картина отражает современную жизнь или рассказывает о прошлом?  (О прошлом) Почему вы решили, что на картине изображено прошлое? (Одежда людей необычная, старинная). Кто хочет  придумать интересный рассказ по этой картине?

Рассказы детей:

     « Это большая   русская  семья. Люди здесь родные друг другу. Самые старшие члены семьи – это дедушка и бабушка. Рядом с ними сидит отец. Он их сын. (приходится дедушке и бабушке).  Возле отца стоят его сыновья. Это внуки дедушки и бабушки. Молодые люди все здесь стоят. Так они выражают свое уважение к старшим членам семьи. В старину в семьях почитали,  уважали старших, во всем их слушались, не перебивали и не капризничали. Родители, дедушки и бабушки учили  детей и внуков всему, передавали им жизненный опыт»

     Василиса:   -  Правильно, посмотрите, как на картине внимательно слушают отца сыновья. Наверное, он рассказывает им что-то важное, интересное. Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением, ласково. Отца величали - батюшкой, мать – матушкой. Детей- сестрицей, братцем. А также  называли – тетушка, дядюшка.  Дети во всем помогали родителям. Художник показал , как дочь помогает своей матушке готовить еду. С детства воспитывали в детях привычку к труду, трудолюбие.  А чем  в это время занята сама матушка?

   «Матушка   прядет пряжу и присматривает за маленькой девочкой – своей племянницей. (Это дочка брата или сестры.) Для отца и матери этой семьи маленькая девочка – племянница. А сыновьям и дочерям она приходится двоюродной сестрой.»

    « Мужчины носили  длинные рубахи с поясом, женщины надевали рубахи, сарафаны, повязывали платочки…»

    « Люди, изображенные на картине живут не в современной квартире, а в избе. Потому что стены здесь деревянные, есть печь. В каждой крестьянской семье была печь. Она согревала избу. В ней готовили еду, на лежанках отдыхали…»

    « На картине мы видим старинные предметы: деревянные ложки и кубки, ухват с глиняным горшком в руках у девушки, прялка. Прялка – это удивительный предмет. Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу - шерстяные нитки. Кудель, клочок шерсти нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывали ее на веретено. За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью до следующей зимы. К одежде относились бережно».

Далее дети по желанию уточняют детали картины.

Василиса:   - Семьи в старину  были дружными, родственники всегда помогали друг другу, люди были гостеприимными (Что это значит?), отзывчивыми, как говорили раньше – хлебосольными. Гостей встречали  хлебом-солью.  Каждого прохожего приглашали в дом, кормили, успокаивали, если он был чем-то расстроен.

 Чтобы уберечь дом от несчастий и беды, во дворе сажали березку – берегиню. На крышу дома приделывали оберег – конек (показ на картинке). Строить дом созывали всю деревню. За помощь расплачивались пирогами, сытным ужином. Когда хозяева входили в новый дом, вперед пускали живое существо (петух, курица, кошка).Любили люди  веселье, пляски, хороводы. Такие были в старину обычаи, традиции.

-  Давайте  еще раз повторим, какие были обычаи в старину?   Как обращались друг к другу в семье? ( с.48, № 12,07 г. ДВ)

  - В старину люди очень хорошо знали своих предков – это наши родные, которые жили до нас, перед нами. И нам надо как можно больше узнать о своих предках, сохранять о них память.

Беседа о занятиях славян.

/ по картинкам/ выставка общая/

  - Ребята, как вы думаете, чем занимались древние славяне?  (Рассуждения детей: охотой, земледелием, гончарным делом, ювелирным, кузнечным,  торговлей, ткачеством)

  -  Правильно, древняя Русь славилась своими ремеслами. Кого вы видите на моих  «фотографиях»? ( Гончар, ювелир, ткачиха, купец, кузнец, охотник, пахарь, дружинник).

-  Все люди были связаны друг с другом: мельник не мог обойтись без земледельца, плотник – без дровосека, скотник – без кузнеца… Кто  сможет   рассказать  об их занятиях?                                            (  Рассказы детей)

- Ребята, а какие древние профессии пришли  в ваше современное время? Может, они стали по-другому называться? ( Милиционер, продавец, охранник, строитель, агроном, портные)

Василиса: -  А сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую шкатулку ( показывает ) для украшений.

/ Обзор выставки  картин  « Изделия русских умельцев»/

- Чтобы жить достойно, человеку приходилось   много трудиться. Землю вспахивали плугом, урожай жали серпом. На мельнице мельник молол зерно в муку. Дома хозяйки просеивали ее сквозь сито, замешивали тесто и в печке пекли хлеб (булки, пышки, калачи, караваи). К хлебу относились очень бережно. (см. приложение). А кто знает, как раньше воду носили?  ( С помощью коромысла, 2-х ведер).

-  Издавна русский народ славился трудолюбием. Какие пословицы вы знаете о труде?

« Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «Рабочие руки не знают скуки»,

« Сделал дело – гуляй смело» и др.

 -  А кто из вас знает, чем питались русские люди? Их традиционная русская кухня?

(Рассказы детей) Основу русской кухни составляли мучные изделия и зерновые блюда.

- А какие национальные блюда и напитки перешли к вам из древности? (квас, блины, каша)

Василиса Премудрая предлагает ребятам пройти

 в ее настоящую русскую  избу через волшебные ворота.

- Давайте подумаем, как вы сможете попасть в 17 век из  21 века ? У меня есть для вас  «лента времени», которая нам поможет. На ленте – 4 узелка. 2 узелка до ворот ( современное время), 2 узелка – за воротами ( прошлое время).  Вот если вы догадаетесь, как правильно расставить  по порядку происхождения  эти осветительные приборы, то пройдете в ворота. Надо их расставить от современного вида  до старинного.

Дети ставят предметы на узелки :

 настольная лампа – керосиновая  лампа – подсвечник – свеча.

- Эта свеча будет нам указывать время пребывания в прошлом. Пока она горит, мы будем в прошлом, как только начнет потухать, значит, пора возвращаться назад, в наше время.

Дети проходят в волшебные сказочные  ворота.

- Проходите, девицы красные, молодцы добрые, милости просим! Гость во двор- хозяину радость. Будьте как дома, присаживайтесь!

Комната в старинной избе  обставлена вся старинными предметами быта. Дети любуются старинным убранством  и  садятся на лавки, осматривать старинные предметы, отгадывать загадки.

- А знаете ли вы названия этих старинных вещей? Отгадайте мои  загадки.

- Шуба в избе, рукав на улице. (Печь)

- Что из избы не вынесешь? (Печь)

- Правильно, ребята. Самое   главное в русской избе – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь существует  около 4-х тысяч лет. Раньше говорили: «Печь нам – мать родная». Приготовленные в русской печке кушанья отличались особым вкусом и ароматом. Раньше говорили «Что в печи, - на стол мечи»

- Кто в избе рогат? (Ухват)

- Рогат, да не бык. Хватает, да не ест. Людям отдает, а сам на отдых идет (Ухват)

- Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь (Веретено).

- Полный двор красных коров, черная зайдет – всех выгонит (Кочерга)

- Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой (Сито)

- 2 брата пузатеньких под гору бегут. Один горбатенький за вихор держит ( Ведра и коромысло)

(«Раньше воду носили  с помощью коромысла»)

- Красный петушок по жердочке бежит? ( Горящая лучина)

- Каким инструментом можно щи хлебать?  (Ложкой деревянной)

- Стоит толстячок, блестящий бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит (Самовар)

- Он по горнице гуляет пыль и мусор собирает  (Веник)

- А чем можно было написать письмо? Ведь ручек тогда еще  не было?  (Пером)

Василиса:  - А кто может показать, как пользоваться этими предметами? ( Дети показывают)

Василиса  рассказывает и о других интересных вещах   старины. Например, о тряпичных куклах ,о «Стригушках»,  «Ржанках», показывает их, о колыбели (люльке) для младенца, о  музыкальных инструментах, рукописных книгах, иконах и т.д.

- А теперь я хочу показать вам  старинную посуду, из чего раньше люди  кушали, в чем готовили еду. ( Показ большого  чугунка, глиняных  горшочков, мисок) Мнрого времени уходило на изготовление домашней утвари, посуды из коры (кузовки, туеса), прутьев (корзины), дерева (ложки, чашки), из глины, чугуна.

- С давних времен наши предки «творили» красоту сами: расписывали посуду (Городецкая, Хохломская роспись), резьбой по дереву украшали жилье (ставни, карнизы) – показ дерев. домика.

(Василиса приглашает 1 -2 девочек помочь накрыть красиво стол, расставить  деревянную посуду, покрыть вышитые салфетки, достав их из сундучка.)

Девочки ставят посуду и комментируют, что за предмет, для чего он нужен.

- А еще в избе всегда был рукомойник, утирки, ушат для воды. Люди радовались не только тому, что в избе все удобно, но и тому, что в ней красиво. Для этого украшали печку, расписывали посуду, предметы быта, застилали полы (домотканые половики с узорами). Когда на улице становилось темно, изба освещалась лучинами – тонкими деревянными щепками, которые вставлялись в специальные приспособления – светцы.

- Вам  понравилась моя изба? Чем она вам понравилась? Какая она стала после украшения, наведения порядка? ( Красивой, уютной, светлой, красочной, гостеприимной, радостной).  А вы знаете, как люди отдыхали?

Рассказ ребенка:  « В старину темными зимними вечерами собирались люди в большой избе после трудового дня, пели, водили хороводы, рассказывали сказки, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались – посиделки».

Василиса Премудрая  предлагает девочкам  рассказать скороговорки,

 а мальчикам  обыграть   шутки-прибаутки.

                                     «Варвара варила, варила, да не выварила»

 

Шутки:  - Где ты был, брат Иван?                                        - Я медведя поймал!

                 -  В горнице.                                                             – Так веди сюда!

                 - А что делаешь?                                                       - Не идет.

                 - Помогаю  Петру.                                                     – Так сам иди!

                 - А Петр что делает?                                                  - Да он меня не пускает!

                 - Да на печи лежит.

         - Ты пирог съел?

             - Нет, не я.

             - А вкусный был?

             - Очень!

Далее дети могут исполнить хоровод, девочки исполняют  

русские народные  песни.

- Ну, а теперь будем петь и веселиться!

Встанем дружно в хоровод, парни, красные девицы!

-  Ой, ребята, посмотрите, пока вы были у меня в гостях, свеча догорела. Пора вам домой возвращаться , в свой 21 век. А поможет вам вернуться

игра « Что было и что стало»,

 только надо правильно угадать  и подобрать пары предметов « старины» и «современных». А я заодно познакомлюсь с предметами вашего времени, современными.

   Все предметы перемешаны. Ребята по очереди  подбирают «пару» и объясняют свой выбор ( пылесос- веник, чугунок- кастрюля, свеча-лампа,  перо- ручка, рупор- сотовый телефон  и т.д.)

Можно раздать каждому реб. по предмету и дать сигнал: « Найди свою пару!»

Вариант игры:  «Для Василисы Премудрой придумай интересную рекламу  современному предмету», например, сотовому телефону .

- Ребята, что вам больше всего понравилось в моей избе?

- Чем отличается старинная вещь от  старой ? ( Рассуждения)

- Что бы вы хотели  взять   из прошлого в настоящее?

Василиса и дети благодарят друг друга за интересное путешествие во времени

Используемая  литература.

1. «Обруч» № 3 ,2000 г., №6, 2005г.

2. «ДВ» № 4,2009г., № 4,2001 г., № 8,2005г., № 12, 2007 г.,

3. «Реб. в дет/саду» № 2,02, № 5,6, 2001г., № 4,2002 г.

4. «С  чего начинается Родина?» Под ред. Кондрыкинской Л.А., М.,05г.

5. Кузина  Н.Б.  Программа «Ребенок в 21 веке. Воспитание культурой»,-2004г.

г. Жигулевск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов "ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА С ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО НАШИХ ДНЕЙ""

Систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях по блокам....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Путешествие по Древней Руси. "Садко".

Знакомство с былиной "Садко". Сообщение детям элементарных исторических сведений об эпохе Древней Руси....

Путешествие по Древней Руси

Знакомство с Русским бытом....

Мужская и женская одежда в Древней Руси

Мужская и женская одежда в Древней Руси ...

Путешествие в историю Древней Руси

Развлечение для детей. Путешествие в историю одежды и быта Древней Руси....

«Древняя Русь. Берестяные грамоты – носители информации Древней Руси. Русские счеты. Московский Кремль. Создание модели «Московский Кремль» в компьютерной программе LEGO Digital Designer»

Конспект занятия разработан для детей 6-7 лет по информатике с целью закрепления знаний о носителях информации, знакомства детей с русскими счетами, русским абаком, развития конструктивного ...