Путешествие в историю Древней Руси
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Развлечение для детей. Путешествие в историю одежды и быта Древней Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_malchiki_i_devochki.docx | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в историю Древней Руси.
Программное содержание: осуществление дифференцированного подхода к воспитанию и обучению детей через русское народное творчество.
Закреплять и упорядочить накопленные знания детей о народном фольклоре сказки, загадки, частушки, быт, обычаи, гостеприимство и т.д.
Развивать логическое мышление, смекалку, положительные эмоции.
Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками;
Воспитывать любовь к народному творчеству.
Предварительная работа:
загадывание загадок,
знакомство и рассматривание женских и мужских орудий труда,
рассматривание предметов народного прикладного искусства,
беседы на тему, «Каким должен быть настоящий мужчина»
конкурс «Модницы»
рассматривание и обсуждение русских народных костюмов,
д/и «Найди правильно», «Наша семья», «Кому, что нужно для игры»
с/р игры «Семья», «Школа», «Ателье», «Строители», «Дочки-матери», «Военные», «Салон красоты».
Материал:
костюмы для взрослых (Василисы и Воеводы)
для девочек платочки, для мальчиков – пояса
Меч, щит.
2 посылки
куклы (мальчик и девочка)
набор народной одежды.
Зал оформлен в русском стиле, избе, Звучит русская народная песня. Выходят под песню мальчики со свистульками, бубном, гармонью зазывают. Девочки в русских костюмах находятся в тереме.
1-й мальчик
Ото всех дверей,
Ото всех ворот,
Приходи скорей, народ!
2-й мальчик
Эй, девчонки - девчушки,
Веселушки – хохотушки!
Приходите поплясать,
Вечер с нами скоротать.
А кому неохота – тоже приходи!
Наши пляски и беседы послушать, поглядеть!
3-й мальчик
Заиграй-ка, балалайка,
Заиграй-ка, звончата!
Дома ли Машенька,
Дома ли Сашенька,
Дома ли Катя,
Дома ли душенька Лерочка?
Девочки (выглядывают из терема). Мы туточки!
4-й мальчик
Красны девицы,
Выходите погулять,
Себя показать!
(девочку под музыку выбегают, кланяются мальчикам, приглашая на пляску).
Под русскую народную мелодию танцуют. По окончании пляски мальчики ведут девочек на места, садятся на лавочки. Приходит в гости воспитатель одета в русский народный костюм Василиса.
Василиса: Здравствуйте, ребята! Какие вы нарядные, красивые.
Девочка: Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста! Будьте хозяйкой нашего вечера, наши пляски и беседы послушать, поглядеть.
Василиса: Спасибо за приглашение! С удовольствием останусь у вас на беседе и хозяйкой буду. Только скажите, на какую беседу вы собрались?
Девочка: А собрались мы здесь у терема погулять, да о русской одежде, богатырях, о народных играх рассказать.
Василиса: Посмотрите, ребята, к нам ещё гости пожаловали!
Входит гость сказочный – Воевода.
Воевода:
Здравствуйте ребята! Я воевода – сильный, умный, храбрый и мужественный воин, который стоит во главе своей дружины. С давних пор мы защищаем землю русскую от врагов. Когда ваши мальчики вырастут, они тоже станут достойными защитниками отечества. Я, Воевода, собираю дружину славную! Ой! Да я смотрю у вас тут добрых молодцев полным - полнёхонько. Не хотите ли вступить в мою дружину?
(Дети отвечают)
Сейчас мы с вами и посмотрим, кто сможет вступить в мою дружину.
Скажите мне Кто самый сильный богатырь на земле русской «Илья Муромец».
Каких вы еще знаете богатырей: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Никита Кожемяка.
Для чего нужны были богатыри?
ответы детей: Защищать землю Российскую от злых врагов.
Как выглядели богатыри? На чем ездили?
Ответы детей: Богатыри были сильными, высокими, рослыми, крепкими и кони у них были богатырские.
Как одевались богатыри?
Ответы: Одежда состояла из шлема, кольчуги, шею защищала сетка - бармица на ноги одевал поножи, а на руки – поручи.
А оружие, какое было. Копья, булавы, мечи, лук.
(на фоне музыки звучит «Не перевелись еще богатыри на земле». Мальчики танцуют танец « Богатыри».
Мальчики: Наша сила велика
И крепка у нас рука.
Ты, вражина, убирайся,
А не то намнем бока.
( Под музыку «Богатырская наша сила» мальчики пляшут с мечами и Щитами в середине пляски присоединяются с платочками девочки).
В конце пляски девочка говорит слова:
Мы платочки вышивали,
Встречи с вами ожидая. Вас защитники Руси
Благодарим от всей души. (девочки дарят платочки « богатырям»
Василиса: Ну что Воевода богатыри у нас мальчики.
Воевода: богатыри.
Василиса: Молодцы, хоровод поводили. Только на Руси есть пословица:
«Делу – время, потехе – час». Пора беседу продолжать.
Девицы красные, скажите!
Скажите, Машенька, что за одежду на Руси насилии девушки? Как она называется? (Сарафан, лента шёлковая, Какошник, Рубашка). Что на голове у Машеньки? (Лента в косу вплетена). Как раньше приговаривали мамы, когда заплетали девочкам косы?
Девочка: Расти, коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка, маму слушайся.
Василиса : Девицы красавицы а кто ещё знает стихотворение про косу.
Девочка: Встану, косу заплету.
Встану, косу заплету,
Встану, русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
- Ты расти, расти, коса,
До шелкова пояса,
До шелкова пояса -
Всему городу краса.
Василиса: Скажите какой ещё головной убор носили девушки? (Кокошники).
Правильно, одевали его в праздник, и когда девушка выходила замуж.
Василиса: А чем украшали кокошники?
Девочка: Бисером, тесьмой, лентами.
Василиса: Женская рубаха - была обязательной частью костюма.
Скажите, как они назывались? Будничными, праздничными, покосными, свадебными, вороженные и похоронными.
Василиса: А что за узор вышивали на одежде.
Ответы детей: Орнамент.
Василиса: В орнаменте каждый знак имеет определенный смысл. Например: Знак солнца Что он дарит людям? Тепло, плодородие. Волнистые линии, на речку, волны. И т.д.
Воевода: Ну, ребята, порадовали вы меня. А ведь в гости непросто пришел. Я принес вам две посылки, а в них настоящие Русские костюмы. Первая посылка для девочек, а вторая для мальчиков. Вы должны будете одеть куклы в народный костюм.
Василиса: Молодцы ребята. О богатырях и их одежде мы рассказали, о женской одежде тоже. Русские хороводы мы водили, а что мы с вами еще забыли.
Дети: Народный игры.
Василиса: В какую мы с вами игру поиграем.
Дети: «Золотые ворота».
Русская народная подвижная игра: «Золотые ворота»
Описание игры: два игрока встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это «Ворота». Остальные игроки берутся друг за друга так, чтобы получилась цепочка. Игроки – «ворота» говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз –
Не пропустим вас.
С этими словами руки опускаются, «Ворота захлопываются». Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удается поймать всех игроков.
« ЗАРЯ - ЗАРЯНИЦА»
Материал: Лента.
Описания игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – «Заря» - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря - зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.
Василиса: Ну, вот ребята поиграли. Ну, а сейчас расскажите, что вы нового узнали, что больше всего вам понравилось.
Ответы детей.
Мы сегодня узнали много интересного о русском костюме, о традициях, обычаях на Руси. Вы молодцы! Мы ещё много будем узнавать нового о русском человеке, о жизни нашего народа. Но на этом наши посиделки не закончились, какой же вечер без чая и баранок.
Дети угощают гостей чаем, мёдом и баранками.
Девочка, разливая чай, приговаривает «Чай пить – не дрова рубить!»
После угощения дети благодарят, Василису выходят из – за стола и кланяются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Путешествие по Древней Руси. "Садко".
Знакомство с былиной "Садко". Сообщение детям элементарных исторических сведений об эпохе Древней Руси....
Путешествие по Древней Руси
Знакомство с Русским бытом....
Конспект НОД «Путешествие в историю Древней Руси»
Конспект НОД в подготовительной группе...
ЗНАКОМИМ ДОШКОЛЬНИКОВ С БЫТОМ И ИСТОРИЕЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ. "КАК ИЛЬЯ МУРОМЕЦ БОГАТЫРЕМ СТАЛ"
Современным дошкольникам мало что известно о быте и истории Древней руси. А ведь это знакомство может послужить основой для патриотического воспитания, развития социально-коммуникативных качеств...
Путешествие по Древней Руси
Большой интерес дошкольники проявляют к рассказам о крещении Руси - важнейшем периоде становления нашего Отечества. Житие св. князя Владимира – Крестителя Руси позволяет объяснить дошкольн...
«Путешествие по древней Руси». Конспект занятия-игры в подготовительной к школе группе по изготовлению куклы Кувадки.
в помощь воспитателям...
Конспект нод для кружковой работы «Куклы путешествуют. История возникновения игрушек в древней Руси и история возникновения игр у наших предков». Для воспитанников старшей группы
Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что л...