Речевые, дидактические игры по ПДД
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Калюта Ангелина Евгеньевна

Расширение словарного запаса, уточнение представлений о назначении различных видов транспорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did._igry_pdd_v_gruppe.docx13.72 КБ
Файл rechevye_igry_po_pdd.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по ПДД и ОБЖ.

1. «Кто быстрей потушит дом

Цель: знакомство с правилами пожарной безопаности. Развитие памяти, логического и пространственного мышления, внимания.

 2.  Лото «Профессии» обучающая игра.

Цель:  расширить и конкретизировать представления детей о профессиях, узнавать и называть их.

3.  Детское  домино   «Дорожные знаки»

Цель:  расширить и конкретизировать знания  детей о дорожных знаках, их назначении, узнавать и называть их.

4. «Автотрасса 2»

Цель: знакомство с обозначением запрещающих, предупреждающих, дорожных знаков и знаками сервиса, с правилами движения грузовых и легковых автомобилей по автотрассе.

5.  «Знакомство с профессиями»

Цель:  расширить и конкретизировать представления детей о профессиях, узнавать и называть их.

6. «Валеология или здоровый малыш»

Цель: при помощи игры помогать детям запомнить с помощью позитивных и негативных картинок, показать, сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо, и что такое плохо».

7. «Как избежать неприятностей»

Цель: игра учит детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций.

                                                      Плакаты:

1) Правила пожарной безопасности;

2) Один дома;

3) Азбука дорожного движения

4) Уроки безопасности

5)Ковер по ПДД



Предварительный просмотр:

Речевые игры по ПДД

Тема «ТРАНСПОРТ»

1.      «ПИСАТЕЛЬ».


Цель: научить детей составлению описательного рассказа по плану.

План рассказа:

1.    Что это?

2.    Из каких частей состоит?

3.    Чем приводится в движение? (Электричество, топливо.)

4.    Где движется этот транспорт?

5.    Для чего используется? Что перевозит?

6.    Кто управляет этим видом транспорта?

2. «КТО УПРАВЛЯЕТ ЭТИМ ВИДОМ ТРАНСПОРТА?»


  Цель: практическое накопление словаря существительных по теме.

 Логопед показывает детям картинки с изображением видов транспорта и предлагает сесть тому, кто назовет профессии людей, управляющих разными видами транспорта: мотоцикл - мотоциклист; велосипед - велосипедист; теплоход - капитан; автобус -водитель; трамвай - вагоновожатый; самолет - пилот.

3.«ПУТЕШЕСТВЕННИК»

Цель: формирование навыка составления повествовательных предложений на заданную тему.
Логопед раздает детям модели или картинки с изображением различных транспортных средств. Каждому ребенку предлагается представить себя путешественником и придумать, куда он может поехать на этом виде транспорта. Дети составляют предложения типа: «Я поеду на электричке на дачу», «Я поеду на поезде к бабушке в гости».
Можно усложнить условие игры, предложив детям изображения нескольких транспортных средств. В данном случае ребенок должен составить короткий рассказ на заданную тему.

Пример рассказа:
«Как я ехал на дачу».
Летом мы с мамой ездим на дачу. Сначала мы садимся в автобус и доезжаем до метро. Затем на метро приезжаем на вокзал. Оттуда электричка отвозит нас в деревню.

(Картинки к рассказу: автобус, поезд метро, электричка.)

4. «РЕГУЛИРОВЩИК»

Цель: закрепление представлений о различных видах транспорта по способу передвижения.
Логопед называет или демонстрирует картинки с изображением различных видов транспорта. Дети жестами показывают, как передвигается транспортное средство: ездит по дороге - руками изображается поворот руля, ездит по рельсам - изображается движение поезда (руки около груди согнуты в локтях, совершаются круговые движения), передвигается по воде - изображаются движения пловца, передвигается по воздуху - изображаются взмахи крыльев. В случае, если показана картинка, не обозначающая транспорт, дети изображают знак «стоп» - руки сложены крест-накрест перед грудью.

  
5. «ДЛЯ ЧЕГО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЭТОТ ТРАНСПОРТ?»

Цель: расширение словарного запаса, уточнение представлений о назначении различных видов транспорта.
На столе стоят игрушки: самолет, самосвал, трамвай, катер, скорая помощь, хлебовоз и т.д.
В гости к детям приходит старик Хоттабыч (появляется кукольный персонаж). Логопед обращает внимание детей на ковер-самолет старика и предлагает познакомить гостя с назначением современных видов транспорта.
Пример ответа: «Эта машина - скорая помощь. На ней перевозят больных»; «Эта машина - самосвал. На ней перевозят кирпичи, песок и другие грузы для стройки».

6. «НАЗОВИ НОВОЕ СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ»

 (можно с мячом). 
Цель: активизация глагольного словаря по теме, практическое усвоение приставочных глаголов.
Логопед предлагает детям образовать новое слово-действие от глагола 
ехать с той частью слова, которую он назовет.
Об - объехать клумбу (дерево, щенка). Под - подъехать к дому (к бензоколонке). В-, ВЫ-, Про-, ОТ- и т.д.

 
7.  «НАЗОВИ КАРТИНКУ»

Цель: активизация в речи детей приставочных глаголов.

  Логопед выставляет на фланелеграф карточки с изображением машины, которая подъезжает к гаражу, выезжает из гаража, объезжает дом, проезжает между домами и переезжает через мост. Дети должны ответить на вопросы типа: «Скажите, на какой по счету картинке мы видим машину, которая выезжает?». Вариант ответа ребенка: «На пятой картинке машина выезжает из гаража».

Можно предложить детям самостоятельно составить предложения со словами: приехать, подъехать, выехать, заехать, объехать, съехать, проехать, въехать.

8.  «ГДЕ СТОИТ МАШИНА?».

Вариант 1

Цель; практическое овладение умением использовать в речи предложные конструкции.
По указанию логопеда дети должны поднимать различные картинки:
покажи картинку, на которой машина стоит перед домом,
покажи картинку, на которой машина подъезжает к дому и т.д. Затем дети самостоятельно составляют предложения с предложными конструкциями по своим картинкам.

9.  «ГДЕ СТОИТ МАШИНА?».

Вариант II
Цель: закрепление навыка использования в речи предложных конструкций.

Логопед выставляет на фланелеграф картинки из игры 7. Детям предлагается ответить на вопросы:
На какой по счету картинке можно сказать про машину, что она стоит перед домом (проезжает между домами и т.д.)?
Назовите маленькие слова (предлоги) в данных предложениях.
Соедините слова в предложении маленьким словом:
Машина подъехала... гаражу. Машина отъехала ... гаража. Машина едет ... домами. Машина переезжает ... мост. Машина остановилась ... дома.
По какой картинке можно составить предложение с маленьким словом «к» («через», «между», «около», «от»)?
Придумайте свои предложения, в которых бы говорилось о поездке по городу, используя маленькие слова.

  
10.  «СТАРИК ХОТТАБЫЧ»

Цель: развитие связной речи, закрепление навыка использования в речи приставочных глаголов.
Дети с опорой на сюжетные картинки составляют рассказ о путешествии старика Хоттабыча по городу на машине.
Примерный рассказ.
Логопед: «Однажды старик Хоттабыч прилетел на ковре-самолете в Москву. Здесь друзья показали ему много других средств передвижения. Старик Хоттабыч решил прокатиться на машине».

Дети продолжают:

«Старик Хоттабыч на машине выехал из гаража. Затем он подъехал к бензоколонке и налил бензин в бензобак. Потом он проехал мимо грузовой машины. Потом старика Хоттабыча обогнала машина скорой помощи. На ней врач ехал к больному». И т. д.

Возможны различные варианты рассказа.

Тема «ТРАНСПОРТ»

Существительные: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, метро, самолет, корабль, автомобиль, грузовик, скорая помощь, милиция, пожарная, поливочная, вертолет; колеса, кузов, кабина, двери, сиденья, руль, крылья, вагон, штурвал, рельсы, провода, «рожки»; светофор, улица, перекресток, дорога, земля, вода, воздух; груз, пассажир, работа; водитель, шофер, пилот, капитан, машинист.

  Прилагательные: пассажирский, грузовой, легковой, служебный, наземный, подземный, воздушный, водный, железнодорожный, спортивный.

  Глаголы: ездить, летать, плавать, перевозить, возить, ждать, садиться, ходить (и их приставочные образования: приехать, уехать, отъехать).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая дидактическая игра "Какой сок?"

Учим детей образовывать прилагательные от названий фруктов и ягод. yabl_gru.jpg...

Речевые дидактические игры природоведческого содержания

Дидактические игры по экологии для дошкольников...

Речевые дидактические игры природоведческого содержания

Речевые дидактические игры природоведческого содержания...

«Речевые дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста»

научить соблюдать последовательность хода действия....

Речевые дидактические игры для детей 3-4 лет

Консультация для родителей и воспитателей...

Консультация для педагогов: «Роль речевой дидактической игры в развитии ребенка»

Играть дети не перестают очень долгое время. Задачей воспитателей и педагогов является правильный подбор игр, актуальных для определенной возрастной категории детей. Если дидактические игры...