Открытое мероприятие совместной экспериментально-исследовательской деятельности «Любознательные друзья Знайки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сюрина Светлана Ивановна

Опыты с водой. Экспериментальное занятие. Старший дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Автономное Учреждение

центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

город Пыть –Ях, Тюменская область.

Открытое мероприятие совместной

 экспериментально-исследовательской деятельности

педагога с детьми

 по теме: «Любознательные друзья Знайки»

(эксперименты с водой)

Старший дошкольный возраст.

Подготовила:

педагог высшей категории

Сюрина Светлана Ивановна.

2013 год

Интеграция образовательных областей:

«Познание»

Цель: Расширить представления детей о сферах человеческой деятельности (в науке), их значимости для жизни общества в целом;

- способствовать обогащению и закреплению знаний о свойствах воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная, течет, замерзает, в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются, вода не имеет формы);

- расширению представления о значимости воды в жизни человека, животных, растений;

- познакомить детей еще с одним свойством воды («Пар - тоже вода»).

- развивать у детей способность устанавливать причинно - следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

- развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.

«Коммуникация»

- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;

- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей. Закреплять в речи детей слова: фильтр, воронка, пар, лаборатория.

«Социализация»

 - развивать у детей навыки сотрудничества работы в паре через экспериментирование;

- развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.

«Здоровье»

- закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воды, о значении чистой воды для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей.

«Безопасность»

- закрепление правил безопасности во время проведения эксперимента с водой.

«Труд»

- развитие трудовой деятельности (самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности);

- выполнение экспериментальных заданий;

- воспитание уважительного отношения к труду людей науки.

«Чтение художественной литературы»

На предварительном этапе:

- развитие интереса к познавательной и художественной литературе.

«Музыка»

- обогащение музыкальных впечатлений (различные шумы воды).

Оборудование: 

                           Демонстрационный материал:

- письмо, посылка, маркировка на столы из геометрических фигур, термос с горячей водой, стекло(зеркало), бумажная салфетка, лагоритмы (нос, ухо, чайник, речка, стакан с водой, глаз   эээ      

                           Раздаточный:

- пропуска (модели геометрических фигур), фартуки, стаканы с водой, мешочки с солью тканевые и мешочки с солью полиэтиленовые, тарелочки, поролон, тряпочки, угощения для детей.

Ход

(Группа разделена на две части: в одной части стоят стульчики полукругом, в другой - лаборатория «Почемучка»).

В-ль: - Ребята, утром к нам в группу приходил почтальон и оставил вот это   письмо и посылку. Хотите узнать, что там написано?

Дети: - Да. Хотим.

В-ль: - Тогда присаживайтесь на коврик поудобнее, а я открою письмо.

«Здравствуйте, мои любознательные друзья! Пишет вам Знайка из Цветочного городка. Хочу вам предложить еще одну сказку. В этой сказке спрятан вопрос. Думаю, что вы найдете на него ответ. А еще для вас у меня посылка, но она не простая – коробка откроется только тогда, когда вы ответите на все вопросы и выполните задания.»

В-ль: -Ребята, хотите, чтобы посылка открылась? А чтобы ответить на все вопросы и выполнить все задания нужно быть очень внимательными и сосредоточенными. А сейчас слушайте сказку.

«Как-то раз два ослика возвращались домой с рынка. Один нес тяжелые мешки с солью, а другой-легкие губки из поролона. По дороге им нужно было переплыть реку. Вошли ослики в речку и поплыли. Одному было легко плыть, и он ее быстро переплыл, а другому пришлось приложить немало усилий, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Но когда пришли домой, оказалось, что только один ослик донес свою ношу».

В-ль: -Ребята, как вы думаете кому из осликов было легко переплывать реку и почему? (Ответы детей)

В-ль: -Почему ослику, который вез поролоновые губки, пришлось плыть тяжелее? (Ответы детей)

- Кто из осликов принёс свою ношу домой? (Ответы детей)

В-ль: - Чтобы проверить ваши ответы, давайте проведём опыт.      Сейчас вы будете учёными-исследователями.

- А скажите, кто такие ученые? (ответы детей)

- А где они работают? (ответы детей)

- Мы тоже пройдем в лабораторию. Но пройти в неё можно только по пропускам. Сейчас вы получите пропуска, где указано, кто за каким столом будет работать. (Дети проходят в лабораторию и ищут своё место)

В-ль: - Пальчики наши помощники и нам их нужно подготовить:

(выполняется пальчиковая игра)

Дружно пальцы встали в ряд

10 крепеньких ребят.

Эти два – всему указка

Всё покажут без подсказки.

Пальцы-два середняка,

Два здоровых бодряка.

Эти пальцы- безымянны,

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки,

 Непоседы, шалунишки.

Пальцы главные средь них

Два больших и удалых.

Десять крепких и веселых

Быстрых чудо-мальчиков.

Будут пальчики трудиться,

Не пристало им лепиться.

                            Правило обращение с водой:

Коль с водой имеешь дело

Рукава засучим смело.

Пролил воду-не беда:

Тряпка выручит всегда-

Фартук-друг: он нам помог,

И никто здесь не промок!

Опыт№1

В-ль: - Вы утверждаете, что соль в мешочках растворилась, и ослик

ничего не привез домой. Возьмите мешочки.

- Из чего они сделаны? (Дети исследуют мешочки и делают вывод, что они из ткани).

В-ль: - А внутри них находится соль. Опустите их в ёмкость с водой. Что происходит? (Дети опускают мешочки, и видят, что они становятся меньше, соль растворяется. Ответы детей)

В-ль: Правильно, соль растворяется, и мешочек становится пустым. А значит-легким.

Опыт№2

В-ль: - А сейчас возьмите кусочки поролона и опустите их в воду. Что с ними происходит? (ответы детей)

В-ль: -Они впитывают воду и становятся тяжелыми. Вот почему ослику пришлось приложить немало усилий, чтобы спастись и довести свою ношу.

-Окружающие нас вещи сделаны из различных материалов. Материалы-это вещества, из которых сделаны все предметы. Обычно материалы подбирают очень тщательно, чтобы они служили своей цели.

-Как вы думаете, из какого материала нужно было сделать мешки для соли и поролона, чтобы оба ослика привезли свой товар домой? (ответы детей) 

В-ль: -Правильно. Мешки должны были быть из полиэтилена, который не пропускает воду и к тому же легкий.

-А хотите проверить? (Воспитатель раздаёт детям мешочки с солью из полиэтилена)

Опыт№3

В-ль: -Возьмите полиэтиленовые мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит?

-Правильно. Соль не растворяется. Итак, ребята! Мы пришли к выводу, что соль и поролон нужно было перевозить в полиэтиленовых мешках, потому что они не пропускают воду.

Физкультурная минутка.

Капля раз, капля два

Капля медленно сперва

Кап- кап- кап

Капли стали поспевать

Капля каплю догонять

Кап- кап- кап

А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом. Тише, тише не спешите, дождик наш остановите.

Или...

Дождик капнул на ладошку

На цветы и на дорожку

Льется, льется, ой, ой, ой

Побежали мы домой.

Воспитатель загадывает детям загадку:

«Она и в озере, она и в лужице,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реченьке бежит, шумит».

Воспитатель предлагает детям вспомнить свойства воды. На доске выкладываем символами - лагоритмами свойство воды.

Вода - прозрачная, может течь, нет вкуса, нет запаха, в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются, нет формы, вода превращается в лед.

Опыт№4 «Пар- это тоже вода».

В-ль: - Ребята, вы знаете, что вода бывает холодной, теплой, а еще вода может быть горячей. Сильно, сильно горячей - кипяток. Я вскипятила чайник и налила горячую воду в термос.

(Воспитатель открывает термос и показывает детям пар, стараясь, чтобы дети заметили пар.)

В-ль: - Что вы видите над термосом? Интересно, откуда он появился, что это такое пар, из чего он? Тогда, давайте, мы аккуратно его поймаем на это стеклышко. Посмотрите, что случилось со стеклышком (оно запотело). Теперь мы сможем посмотреть, из чего состоит пар, что это такое.

(Воспитатель предлагает салфетку (она сухая). Необходимо промокнуть стеклышко об салфетку.)

- Она стала мокрой. Значит пар - это тоже вода. Делаем вывод: «Пар - это вода». Отмечаем еще одно свойство воды.

 А теперь пришло время открывать нашу посылку….

Да тут угощение для вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки открытых мероприятий по проектной деятельности на тему "Психологические условия формирования представлений о нравственных ценностях у детей младшего дошкольного возраста".

С целью повышения качества образовательного процесса в МАДОУ, совершенствования педагогического мастерства я, воспитатель Елена Леонтьевна Медянцева, работаю по теме: "Психологические условия формиров...

Конспект открытого мероприятия непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ с детьми подготовительной логопедической группы в области коммуникация и познание.Тема:Зимняя сказка.

Интегрированное занятие по развитию речи Включает в себя образовательные области:коммуникация,познание,музыка,социализация,здоровье.В занятие включены презентации с иллюстрациями зимних пейзажей и зим...

Открытое мероприятие Непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе МДОУ детский сад «Сказка» Образовательная область «Физическая культура» Тема: Жители моря.

Задачи: Оздоровительные:-Учить выполнять элементарный массаж и дыхательное упражнение; способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию правильной осанки.Образовательные:-Ф...

Конспект открытого мероприятия непосредственно образовательной деятельности с детьми по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Неведимка-воздух» в старшей группе компенсирующей направленности.

Обогащать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных. Развивать у детей способности в установлении причинно-...

Конспект открытого мероприятия «Лоло в гостях у друзей»

Цель:  развитие у детей пространственной комбинаторики, творческих способностей и основных психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения....