НОД «Растительный и животный мир пустыни»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Лаврик Анна Владимировна

НОД по разделу "Познаем мир". Закрепить знания детей о растительном и животном мире пустыни, вызвать интерес к природе разных климатических зон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_rastitelnyy_i_zhivotnyy_mir_pustyni.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Растительный и животный мир пустыни»

Автор: Лаврик Анна Владимировна, воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка» городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области.

- Программа, по которой работаете: «Предшкольная пора» Н.Ф.Виноградова.

- Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

- Тема календарно-тематического планирования: «Дикие животные»

- Тема НОД: «Растительный и животный мир пустыни», о.о.: «Познаем мир».

- Цель НОД: закрепить знания детей о животном и растительном мире пустыни.

- Задачи: Образовательные: расширять знания детей о животном и растительном мире пустыни, особенностях климата; побуждать детей сравнивать объекты, нарисованные на отдельных картинках, формировать пространственную ориентировку.

Развивающие: развивать фантазию, воображение, познавательный интерес к жизни в пустыне, память, умение анализировать, делать выводы, обогащать и активизировать словарь.

Воспитательные: воспитывать экологическую культуру, вызвать интерес к природе разных климатических зон.

Здоровьесберегающие: следить за осанкой детей, соблюдать двигательный режим.

- Виды деятельности: (позвательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная).

- Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная, парами.

Оборудование: глобус, игрушка-мишка, карандаши, шерсть верблюда, пособия: Н.Г. Салмина «Учимся думать» («Что за чем следует?»), ч.2, стр. 18; «Учимся рисовать», стр. 77; мультимедийный проектор, слайды о пустыне, листочки, диски с записью мультфильмов о пустыне.

Предварительная работа: рассматривание глобуса, знакомство с природными зонами, растительным и животным миром пустыни, чтение худ. литературы.

ХОД НОД

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Дети сидят за столами.

- У нашего друга Мишутки возникла проблема - ему по почте пришла открытка. Прочитать ее Мишка не  может. Давайте ему поможем. (ребенок читает содержание)

«Дорогой Мишутка! Приглашаю тебя на День рождения!

Верблюжонок с пустыни Каракум».

-А где находится пустыня? (путешествие по глобусу)

- В какие цвета окрашены разные зоны: что обозначает зеленый цвет, голубой, белый, коричневый, желтый? (ответы детей)

- Какая самая большая пустыня на Земле? (Сахара).

- Назовите самую близкую к нам пустыню, где живет Верблюжонок. (Каракумы).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Три медведя шли домой, папа был большой-большой,

Мама чуть поменьше ростом, а сынок – малютка просто.

Очень маленький он был –

С погремушками ходил. динь-динь, динь-динь…

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

- Каким видом транспорта Мишутка может отправиться в пустыню?

(Ответы детей)

- Он любит летать на воздушном шаре.

Чтобы шар поднялся в воздух, нужно выполнить задание (Работа детей в тетрадях «Учимся думать» («Что за чем следует?»), ч.2, стр.18).(накл.)

Некоторые дети и Мишутка думают: «Раз пустыня, - значит, там совсем пусто.

Показ слайдов.

- Ребята, а чего в пустыне много? (песка, солнца).

- Сухой песок сыпучий, песчинки легко переносятся ветром, часто можно увидеть песчаные холмы – это барханы.

- Как часто в пустыне идут дожди? (дождей очень мало, или нет совсем)

 Если нет воды, - значит, нет и растений? (Растения есть, но их очень мало).

- В пустыне жарко или холодно (днем очень жарко, ночью – холодно).

- Загадка. Удивителен на вид – весь в шипах, а не шипит (кактус).

А какие еще растения растут в пустыне? (верблюжья колючка, осока, полынь, акация).

- Деревья в таких  условиях, наверно, не растут? (растут. Это саксаул - невысокое корявое дерево без листьев. Вместо листьев – чешуйки. В его тени нельзя спрятаться от палящего солнца)

- А как же растения и деревья выживают в таких условиях? (у них очень длинные корни, которые глубоко проникают в грунт и оттуда берут воду)

- В пустыне можно встретить места, где есть вода? (это оазисы. Здесь вода вытекает наружу, образуя небольшие водоемы. В этих местах богатый растительный мир, даже растут пальмы).

- Ребята, посмотрите, в нашей пустыне, по-моему, появился мираж. Что это такое? (это когда наши глаза устают и видят образы, которых на самом деле не  существует)

Гимнастика для глаз. (бинокль).

Пусто в пустыне – камни почернели от солнца, песок горячий, кусты похожи на мотки колючей проволоки, никого не видно. Но это только на первый взгляд. В пустыне много удивительных обитателей.

Загадка. Маленькая, легонькая, а за хвост не поймаешь. (Ящерица)

Особенно интересна большая ящерица – варан, длиной 1,5 метра. Ее называют «крокодилом» пустыни.

Загадка. Сверху камень, снизу камень. Четыре ноги и одна голова. (черепаха).

Черепаха может проспать очень долго (6-8 месяцев)

Загадка. Вьется веревка – на конце головка. Та веревка шипит – подходить не велит (змея).

Змеи выходят на охоту ночью. Могут обнаружить добычу без помощи глаз.

Продолжение рассматривания слайдов (тушканчик, еж, лисичка-корсак, тарантул, жук-скарабей)

Загадка. Зверь я горбатый – нравлюсь ребятам (верблюд).

Что вы знаете о верблюде? (предполагаемые ответы детей):

Его называют кораблем пустыни. Это очень выносливое животное. Может долго обходиться без  воды, 4 -5  дней без пищи, но добравшись до воды, может выпить сразу 10 ведер. Их ноги имеют широкие мозолистые подошвы и поэтому не тонут и не обжигаются в песке. Питаются верблюды растениями: верблюжьей колючкой, кактусами, ветками саксаула. В пустыне можно увидеть верблюдов, которые идут друг за другом, - это караван, с которым вместе обязательно путешествует человек.

Ни одно животное не может вынести длительного перегрева. Если оставить животные днем на солнцепеке – то через несколько минут они погибнут от солнечного удара. Они ищут себе защиту в норах, за камнями.

Мы с вами побеседовали и посмотрели слайды о растительном и животном мире пустыни. (дети садятся за столы)

Ребята, два верблюда отстали от каравана и хотят с вами поиграть (задание на доске «Сколько пар верблюдов можно составить»).

А вы хотите поздравить Верблюжонка с Днем рождения?

Откройте конверты, которые лежат у вас на столах и посмотрите, что там находится. Это шерсть верблюда.

Какого она цвета? (коричневого)

Какая она на ощупь? (мягкая, пушистая)

-Я предлагаю подарить Верблюжонку новую шубу. Давайте разогреем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, непоседливый он самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Работа детей в тетради «Учимся рисовать» стр. 77.

РЕФЛЕКСИЯ

Давайте, ребята вспомним, какие задания вы выполняли сегодня (задания в тетради, продолжили знакомство с животным и растительным миром пустыни)

- Если вам больше понравилась работа в тетрадях – прикрепите к дереву саксаул красный листочек, если беседа и слайды о растительном мире – зеленый, если о животном мире – желтый (дети прикрепляют листочки к силуэту дерева).

Сегодня вы ненадолго стали добрыми волшебниками и превратили саксаул в сказочное дерево.

Я тоже приготовила для вас маленький сюрприз. Хочу подарить вам диски с мультфильмами о пустыне, которые вы посмотрите дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фото-загадки "«Растительный и животный мир Хабаровского края».

В альбоме представлены фрагменты фотографий животных и растений Хабаровского края...

Разработка технологии проектной деятельности проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир" для детей старшего дошкольного возраста по основным образовательным областям ФГТ

В методической разработке представлен паспорт проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир", показана интеграция образовательных областей, планирование совместной деятельности детей и взрослы...

Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»

Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...

Картотека динамических пауз на тему "Растительный и животный мир"

Карточки иллюстрированные, на листе А4 по 2 карточки...

картотека пальчиковой гимнастики на тему: "Растительный и животный мир"

Иллюстрированные карточки, на листе А4 по 2 шт., кол-во - 38шт....

Растения и животные тропических пустынь

Презентация к занятию по  ознакомлению с окружающим миром "Растения и животные тропических пустынь"...

ЭОР "Животный мир пустыни" с описанием

ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС НА ТЕМУ«Животный мир пустыни»Автор-составитель: Гольдина Анна Владимировна, воспитатель ГБДОУ №85 Приморского района Санкт-Петербурга.Данный образователь...