НОД «Растительный и животный мир пустыни»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
НОД по разделу "Познаем мир". Закрепить знания детей о растительном и животном мире пустыни, вызвать интерес к природе разных климатических зон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_rastitelnyy_i_zhivotnyy_mir_pustyni.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «Растительный и животный мир пустыни»
Автор: Лаврик Анна Владимировна, воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка» городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области.
- Программа, по которой работаете: «Предшкольная пора» Н.Ф.Виноградова.
- Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
- Тема календарно-тематического планирования: «Дикие животные»
- Тема НОД: «Растительный и животный мир пустыни», о.о.: «Познаем мир».
- Цель НОД: закрепить знания детей о животном и растительном мире пустыни.
- Задачи: Образовательные: расширять знания детей о животном и растительном мире пустыни, особенностях климата; побуждать детей сравнивать объекты, нарисованные на отдельных картинках, формировать пространственную ориентировку.
Развивающие: развивать фантазию, воображение, познавательный интерес к жизни в пустыне, память, умение анализировать, делать выводы, обогащать и активизировать словарь.
Воспитательные: воспитывать экологическую культуру, вызвать интерес к природе разных климатических зон.
Здоровьесберегающие: следить за осанкой детей, соблюдать двигательный режим.
- Виды деятельности: (позвательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная).
- Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная, парами.
Оборудование: глобус, игрушка-мишка, карандаши, шерсть верблюда, пособия: Н.Г. Салмина «Учимся думать» («Что за чем следует?»), ч.2, стр. 18; «Учимся рисовать», стр. 77; мультимедийный проектор, слайды о пустыне, листочки, диски с записью мультфильмов о пустыне.
Предварительная работа: рассматривание глобуса, знакомство с природными зонами, растительным и животным миром пустыни, чтение худ. литературы.
ХОД НОД
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Дети сидят за столами.
- У нашего друга Мишутки возникла проблема - ему по почте пришла открытка. Прочитать ее Мишка не может. Давайте ему поможем. (ребенок читает содержание)
«Дорогой Мишутка! Приглашаю тебя на День рождения!
Верблюжонок с пустыни Каракум».
-А где находится пустыня? (путешествие по глобусу)
- В какие цвета окрашены разные зоны: что обозначает зеленый цвет, голубой, белый, коричневый, желтый? (ответы детей)
- Какая самая большая пустыня на Земле? (Сахара).
- Назовите самую близкую к нам пустыню, где живет Верблюжонок. (Каракумы).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Три медведя шли домой, папа был большой-большой,
Мама чуть поменьше ростом, а сынок – малютка просто.
Очень маленький он был –
С погремушками ходил. динь-динь, динь-динь…
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Каким видом транспорта Мишутка может отправиться в пустыню?
(Ответы детей)
- Он любит летать на воздушном шаре.
Чтобы шар поднялся в воздух, нужно выполнить задание (Работа детей в тетрадях «Учимся думать» («Что за чем следует?»), ч.2, стр.18).(накл.)
Некоторые дети и Мишутка думают: «Раз пустыня, - значит, там совсем пусто.
Показ слайдов.
- Ребята, а чего в пустыне много? (песка, солнца).
- Сухой песок сыпучий, песчинки легко переносятся ветром, часто можно увидеть песчаные холмы – это барханы.
- Как часто в пустыне идут дожди? (дождей очень мало, или нет совсем)
Если нет воды, - значит, нет и растений? (Растения есть, но их очень мало).
- В пустыне жарко или холодно (днем очень жарко, ночью – холодно).
- Загадка. Удивителен на вид – весь в шипах, а не шипит (кактус).
А какие еще растения растут в пустыне? (верблюжья колючка, осока, полынь, акация).
- Деревья в таких условиях, наверно, не растут? (растут. Это саксаул - невысокое корявое дерево без листьев. Вместо листьев – чешуйки. В его тени нельзя спрятаться от палящего солнца)
- А как же растения и деревья выживают в таких условиях? (у них очень длинные корни, которые глубоко проникают в грунт и оттуда берут воду)
- В пустыне можно встретить места, где есть вода? (это оазисы. Здесь вода вытекает наружу, образуя небольшие водоемы. В этих местах богатый растительный мир, даже растут пальмы).
- Ребята, посмотрите, в нашей пустыне, по-моему, появился мираж. Что это такое? (это когда наши глаза устают и видят образы, которых на самом деле не существует)
Гимнастика для глаз. (бинокль).
Пусто в пустыне – камни почернели от солнца, песок горячий, кусты похожи на мотки колючей проволоки, никого не видно. Но это только на первый взгляд. В пустыне много удивительных обитателей.
Загадка. Маленькая, легонькая, а за хвост не поймаешь. (Ящерица)
Особенно интересна большая ящерица – варан, длиной 1,5 метра. Ее называют «крокодилом» пустыни.
Загадка. Сверху камень, снизу камень. Четыре ноги и одна голова. (черепаха).
Черепаха может проспать очень долго (6-8 месяцев)
Загадка. Вьется веревка – на конце головка. Та веревка шипит – подходить не велит (змея).
Змеи выходят на охоту ночью. Могут обнаружить добычу без помощи глаз.
Продолжение рассматривания слайдов (тушканчик, еж, лисичка-корсак, тарантул, жук-скарабей)
Загадка. Зверь я горбатый – нравлюсь ребятам (верблюд).
Что вы знаете о верблюде? (предполагаемые ответы детей):
Его называют кораблем пустыни. Это очень выносливое животное. Может долго обходиться без воды, 4 -5 дней без пищи, но добравшись до воды, может выпить сразу 10 ведер. Их ноги имеют широкие мозолистые подошвы и поэтому не тонут и не обжигаются в песке. Питаются верблюды растениями: верблюжьей колючкой, кактусами, ветками саксаула. В пустыне можно увидеть верблюдов, которые идут друг за другом, - это караван, с которым вместе обязательно путешествует человек.
Ни одно животное не может вынести длительного перегрева. Если оставить животные днем на солнцепеке – то через несколько минут они погибнут от солнечного удара. Они ищут себе защиту в норах, за камнями.
Мы с вами побеседовали и посмотрели слайды о растительном и животном мире пустыни. (дети садятся за столы)
Ребята, два верблюда отстали от каравана и хотят с вами поиграть (задание на доске «Сколько пар верблюдов можно составить»).
А вы хотите поздравить Верблюжонка с Днем рождения?
Откройте конверты, которые лежат у вас на столах и посмотрите, что там находится. Это шерсть верблюда.
Какого она цвета? (коричневого)
Какая она на ощупь? (мягкая, пушистая)
-Я предлагаю подарить Верблюжонку новую шубу. Давайте разогреем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, непоседливый он самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Работа детей в тетради «Учимся рисовать» стр. 77.
РЕФЛЕКСИЯ
Давайте, ребята вспомним, какие задания вы выполняли сегодня (задания в тетради, продолжили знакомство с животным и растительным миром пустыни)
- Если вам больше понравилась работа в тетрадях – прикрепите к дереву саксаул красный листочек, если беседа и слайды о растительном мире – зеленый, если о животном мире – желтый (дети прикрепляют листочки к силуэту дерева).
Сегодня вы ненадолго стали добрыми волшебниками и превратили саксаул в сказочное дерево.
Я тоже приготовила для вас маленький сюрприз. Хочу подарить вам диски с мультфильмами о пустыне, которые вы посмотрите дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фото-загадки "«Растительный и животный мир Хабаровского края».
В альбоме представлены фрагменты фотографий животных и растений Хабаровского края...
Разработка технологии проектной деятельности проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир" для детей старшего дошкольного возраста по основным образовательным областям ФГТ
В методической разработке представлен паспорт проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир", показана интеграция образовательных областей, планирование совместной деятельности детей и взрослы...
Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»
Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...
Картотека динамических пауз на тему "Растительный и животный мир"
Карточки иллюстрированные, на листе А4 по 2 карточки...
картотека пальчиковой гимнастики на тему: "Растительный и животный мир"
Иллюстрированные карточки, на листе А4 по 2 шт., кол-во - 38шт....
Растения и животные тропических пустынь
Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром "Растения и животные тропических пустынь"...
ЭОР "Животный мир пустыни" с описанием
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС НА ТЕМУ«Животный мир пустыни»Автор-составитель: Гольдина Анна Владимировна, воспитатель ГБДОУ №85 Приморского района Санкт-Петербурга.Данный образователь...