ТЕМА: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - ПУТЬ К ОТКРЫТИЮ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
методическая разработка (окружающий мир, средняя группа) по теме
Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
Расширение перспектив в развитии поисково – познавательной деятельности детей.
Поддержание у детей инициативы, сообразительности,пытливости, критичности, самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ
ТЕМА: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - ПУТЬ К ОТКРЫТИЮ И
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
ЦЕЛЬ:
Побудить детей выполнять ряд последовательных действий (проводить опыты) в соответствии с моделями или алгоритмами.
Развивать умение детей анализировать, выявлять взаимосвязи.
Научить детей устанавливать причинно следственные связи.
ЗАДАЧИ:
Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
Расширение перспектив в развитии поисково – познавательной деятельности детей.
Поддержание у детей инициативы, сообразительности. Пытливости, критичности, самостоятельности.
Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее;
она чем дальше, там больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости, причём радости высшего человеческого порядка – радость преодоления, радость открытия, радость творчества.
Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.
Поэтому на современном этапе всё больше уделяется внимания значению практической поисково – исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии содержанием знания.
Поисково – исследовательская деятельность зарождается в недрах дошкольного детства. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование, как форма поисковой исследовательской деятельности.
В процессе детского экспериментирования ребёнок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному
возрасту заметно нарастает.
Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования).
Детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества.
Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже деятельности экспериментирования и строится самими детьми, что способствует их саморазвитию.
Детское экспериментирование, как деятельность начинает формироваться в период раннего возраста и проявляется в любопытстве и желании что-то сделать любыми доступными средствами. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети начинают овладевать первоначальными навыками самостоятельности, но в большинстве случаев продолжают действовать вместе со взрослыми под их контролем. Часто задают вопросы и пытаются на них искать ответы. Делают первые попытки высказывать предположения о возможном результате опыта и о способах её достижения.
Дети старшего дошкольного возраста отличаются большими физическими и психическими возможностями. Их отношения со взрослыми, сверстниками и окружающим миром в целом становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности детей, появляется способность анализировать и обобщать. Их деятельность характеризуется большей активностью и самостоятельностью. Это проявляется и в осознании проблемы, и в формулировки задачи, прогнозировании результата т. д .
Поэтому, на наш взгляд, старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным периодом для развития творческой активности и самостоятельности в процессе детского экспериментирования.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ:
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников.
Дети младшего дошкольного возраста могут легко узнавать, из чего сделан тот или иной предмет: из бумаги, дерева, ткани, глины. Опираясь на признаки материалов (структуру поверхности, мягкость, твёрдость, степень прочности). Могут выявлять их качества (сыпучий, твёрдый, мягкий, гладкий, шершавый, тонкий, толстый). И свойства (хрупкий, ломается, мнётся, непрочный, размокает, режется, бьётся, рассыпается, прочный).
Дети среднего дошкольного возраста знают, что такое металл, резина, пластмасса, могут называть их качества и свойства. Выделять признаки материалов на основе структуры поверхности, мягкости или твёрдости, хрупкости или прочности. Могут устанавливать связи и отношения между материалом предметов и способом их применения, а также заглядывать в прошлое материала.
Дети старшего дошкольного возраста уже не только могут сказать, что предмет сделан из металла, пластмассы, кожи, стекла, фарфора, ткани). Но и знают разновидности материала, бумаги, (салфеточная, обёрточная и другое).Тканей (из капрона, хлопка, шерсти и льна). Они могут вычленять общие признаки стекла, отличать его от фаянса или полиэтилена. Могут различать признаки металла (звон, блеск, ощущение холода, твёрдость), понимать, что пользоваться предметами надо в зависимости от свойств и качеств материала и в связи с этим правильно ухаживать за ними.
Дети подготовительной группы легко определяют и конкретизируют из чего сделана вещь (из ткани, металла), легко распознают дерево или искусственные материалы. Понимают, что материалы добывают или производят. Видят в этом роль человека, а также устанавливают связи между свойствами материалов, характером использования предметов и вещей своего окружения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...
Программа по самообразованию по теме:"Экспериментирование как средство развития творческой деятельности детей"
В программе подробно описано как можно работать по данной теме....
План по самообразованию педагога на тему "Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности детей"
Цель : Расширение знаний об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Задачи:Создать условия для исследовательской д...
План по самообразованию на тему: "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста"
Повышение профессиональной компетенции педагога по вопросу "Детское экспериментирование"...
Презентация на тему: "Экспериментирование как способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
В дошкольном детстве очень важным для ребенка является познание окружающего мира, его предметов и явлений. Чтобы удовлетворить эту потребность в детях, педагоги используют различные средства и методы ...
Мастер класс Тема: «Экспериментирование как эффективная форма экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС»
В данном мастер классе представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Программа саморазвития на 2019 – 2020 год Тема «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей 6 – 7 лет».
Анализ проблем профессионально-педагогической деятельности:В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, ...