План-конспект прогулки "В гостях у березы"
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Сорокина Валентина Александровна

Данный конспект прогулки поможеть расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, сформирует умение замечать  изменения в жизни растений  в осеннее время. У детей  появится интерес к процессу наблюдения и исследования объектов природы, сформируется бережное отношение к деревьям как живым объектам природы,  умение видеть красоту осенних берез, восхищаться ими.  Способствует воспитанию трудолюбия, умению оказывать помощь взрослым.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 91 компенсирующего вида»

План - конспект прогулки

«В гостях у березы»

в подготовительной к школе группе

(4-ый год обучения)

                                             Составила: Сорокина В.А., воспитатель

Саранск

        Цель: расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, учить замечать  изменения в жизни растений  в осеннее время.

       Задачи:

       1. Продолжать формировать представления детей об изменениях в природе в разные сезоны года.

       2. Закрепить знания о характерных признаках березы осенью.

     4. Вызвать интерес к процессу наблюдения и исследования объектов природы.

       5. Активизировать двигательную активность детей.

        6. Воспитывать бережное отношение к деревьям как живым объектам природы.

        7. Воспитывать умение видеть красоту осенних берез, восхищаться ими.

       8. Воспитывать трудолюбие, умение оказывать помощь взрослым.

       Словарная работа:  листопад, опад.

       Материал и оборудование: выносной материал (машины, песочные наборы, скакалки, обручи, мячи); лупы по количеству детей, ленточка; канат, мячи, кегли, силуэты листьев разных деревьев; детские грабли, ведерки, лопатки.

        Предварительная работа:

       - беседы об осени, сезонных изменениях в природе;

       - наблюдения за деревьями, кустарниками;    

       - экскурсии в парк;

     - рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Золотая осень», «Осень».

     - чтение художественной литературы:  И.Соколов-Микитов «Листопадничек»,   В. Бианки «Синичкин календарь»;

     - заучивание наизусть: К.Бальмонт «Осень»,  А. Плещеев «Осень наступила»;

     - загадки о деревьях, о временах года;

     - дидактические игры «С какой ветки детки?», «С какого дерева лист?»;

    - продуктивная деятельность по тематике «Осень»;

Ход прогулки

       Воспитатель. Ребята! Напомните мне, какое сейчас время года? (Осень). А какая именно: ранняя, «золотая» или поздняя? (Золотая). Почему это время года так называется? Что в ней особенного, что все люди восхищаются «золотой» осенью?

      Дети: 

      - В это время листья на деревьях становятся разноцветного цвета.

      - Листья переливаются на солнце как золото.

      - Это очень красивое время года.

      Воспитатель: Молодцы! А сейчас я хочу проверить вашу смекалку. Послушайте загадку:        

                                                       Стоишь на белой ножке,

                                                       На веточках сережки.

                                                       Нас соком угощаешь,

                                                       Тебя всегда узнаешь

         Дети. Это береза.

         Воспитатель. Правильно! Давайте поздороваемся с ней: «Здравствуй, береза!»

         - Полюбуйтесь, какая она красивая, стройная, высокая.

         - Как можно березу назвать ласково? (Ответы детей: березонька, березка).

        - Назовите все части березы? (Ответы детей: корень, ствол, ветви, листья, сережки).

        - Какого цвета ствол у березы? (Ответы детей: белый с черными пятнами).

       - Какого цвета сейчас листья на березе? (Желтые, золотистые, желтые в крапинку).

       - Какого цвета они были летом? (Зеленые).

       - Так почему же сейчас они золотисто-желтые?

       Дети: Наступила осень.

       - Так береза  готовится к зиме.

       - Листья пожелтели потому, что им не хватает солнца и тепла.

     Воспитатель: Мне, кажется, листочки как будто переговариваются друг с другом. Давайте послушаем их шелест:  

      Ребята! Березу мы легко найдем по белому стволу с черными пятнами. А вы знаете, что черные пятна это «рот» березы, через который она дышит. Я предлагаю подойти к березе и погладить ее кору.

         - Какая она? Твердая или мягкая, мокрая или сухая, гладкая или шероховатая? (Ответы детей)

        - Посмотрите, на березе есть трещины? Давайте их рассмотрим через лупу. (Дети  с помощью лупы рассматривают ствол березы ).

         - Как вы думаете, может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? (Насекомые).

        - Вы их сейчас увидели? ( Нет). Где же они?

       Дети: Насекомые спрятались от холода в щели коры.

       - Насекомые заснули до весны.

       Воспитатель: Можно сказать, что береза дом для насекомых? (Да). 

       - А какую пользу приносит она людям?

       Дети: 

       - Летом защищает нас от солнца,  ветра,

       - Из березы делают мебель, посуду, игрушки, бумагу.

       Воспитатель: Правильно! Береза нам дарит свою целительную силу: лечит людей от многих болезней, успокаивает, снимает усталость. Недаром в народе ее называют «деревом доброты». Но не каждый человек может получить от нее помощь, а только тот, кто ее любит, верит ей и относится к ней с лаской. Нужно быть добрым и щедрым и береза полюбит вас.

       - Вы хотите подружиться с березой? (Да). Тогда погладьте ее кору, прижмитесь к ней щекой, обнимите.

        Ребята! Береза считается одним из самых красивых деревьев.  Вокруг нее водят хороводы. А сколько песен, стихов сложено о ней. Послушайте стихотворение.  (Е.Трутневой «Улетает лето».)

                    Стало вдруг светлее вдвое

                    Двор, как в солнечных лучах. 

                    Это платье золотое 

                    У березы на плечах... 

                    Утром мы во двор идем — 

                    Листья сыплются дождем. 

                    Под ногами шелестят 

                    И летят, летят, летят...

                    Пролетают паутинки 

                    С паучками в серединке. 

                    И высоко от земли 

                    Пролетели журавли. 

                    Все летят! 

                    Должно быть, это 

                    Улетает наше лето.

       Воспитатель: Березу еще называют деревом исполнения желаний. Я предлагаю вам прикоснуться к ленточке и загадать желание, только о нем не рассказывайте не кому, иначе оно не сбудется. (Дети загадывают желание)

        - А теперь я завяжу ее к веточке березы. Очень надеюсь, что береза исполнит ваши желания, вы вырастете добрыми и чуткими, здоровыми и сильными.

       - Дети! Где бы не росла береза, она всюду приносит людям радость, а мы как должны относиться к ней? (Ответы детей: бережно, нельзя ломать ветки, срывать листья и т.д).

       Воспитатель: Ребята, скажите, почему листья опадают? (Деревья готовятся к зиме).

      - Что означает слово «листопад»? (Ответы детей.)

      - А опавшие листья нужны растениям? (Ответы детей)

       Воспитатель: Да, опавшие листья перегнивают за зиму, удобряют почву и дают  деревьям питание, а также полезные вещества для роста.

       - Давайте  с вами выкопаем ямку и соберем с дорожек опавшие листья, а потом засыплем ее. А зачем мы это делаем, как вы думаете? (Ответы детей).

     Воспитатель: Вы хорошо потрудились, молодцы! Теперь пора поиграть в интересную игру, которая называется «Такой листок, лети ко мне». Возьмите каждый по листочку и будьте очень внимательны. У кого будет листочек клена (березы, рябины) - летите ко мне.

       Дети разбегаются и говорят слова:

                                          Мы листочки, мы листочки,

                                          Мы на веточках сидели,

                                          Ветер дунул – полетели.

                                          Мы летали, мы летали.

                                          А потом летать устали!

                                          Перестал дуть ветерок –

                                          Мы присели все в кружок.

       Индивидуальная работа по развитию движений:

       - прокатывание мяча между предметами;

       - ходьба по канату приставным шагом.

       Самостоятельная деятельность детей.

       Подведение итогов прогулки.

Литература

  1. Кравченко И.В,  Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная  к школе группы: Методическое пособие.- М.: ТЦ  «Сфера». 2010.
  2. Машкова С.В., Суздалева Г.Н. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Волгоград, «Учитель», 2013.
  3. Журнал. Дошкольное воспитание. 2011,№ 3, № 6.
  4. Журнал. Дошкольное воспитание.2012,№9.
  5. Журнал. Здоровье дошкольника.2011, №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения прогулки по теме "Зимний ветер" в соответствии с ФГТ

Конспект отражает все необходимые структурные компоненты прогулки: наблюдение, дидактические игры и упражнения, трудовые действия, подвижные игры, самостоятельную игровую деятельност...

План – конспект зимней прогулки «красавица – зима на участке в детском саду»

Познакомить с  признаками зимы, учить  наблюдать за явлениями в  природе и устанавливать простейшие связи между ними. Обращать внимание детей на красоту природы, использую стихи.Развива...

План- конспект целевой прогулки «Дома, в которых мы живем»

     Дать детям обобщенный образ  жилого и общественного дома ( цоколь, стены, крыша, двери, окна).Учить замечать характерные, отличительные особенности зданий.Ра...

план-конспект зимней прогулки в средней группе

"Красавица зима на участке в детском саду"...

План-конспект зимней прогулки "Белый снег кружится" в подготовительной к школе группе

Конспект зимней прогулки "Белый снег кружится" в подготовительной к школе группе детского сада. Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Познание»,...

План-конспект проведения прогулки в старшей группе по теме "Альпийская горка"

Закрепление представлений о камнях,  знакомство с устройством альпийской горки....

План-конспект сюжетной прогулки в средней группе «В гостях у мишки»

Цель: закрепить представления детей о признаках времени года весна Задачи: 1. формировать представление детей о весенней траве;2. развивать речь, память, внимание;3.воспитывать чувство бережного отнош...