Занятие-викторина на тему "Зимний лес" Подготовительная группа
занимательные факты (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Занятие-викторина на тему

"Зимний лес" Подготовительная группа

Цель:

Закрепить знания о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории; о многоярусности смешанного леса; об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях.

Упражнять в умении различать деревья нашего края по веткам, коре, плодам; узнавать животных по их внешнему виду (изображению).

 Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование:

Наборное полотно "Лес - многоэтажный дом", фланелеграф, картинки с изображением лесных животных и птиц, следов животных; набор веток и кусочков коры деревьев, еловые и сосновые шишки; картинка с изображением зимнего леса к стихотворению 3. Александровой "Зимняя песенка"; эмблемы для участников команд; плакат "Зимнее дерево".

Ход занятия

Выход детей (2 команды) под музыку П. И. Чайковского из цикла "Времена года".

Воспитатель: читает стихотворение С. Есенина:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна,

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Воспитатель. Много тайн и загадок хранит зимний лес. Сегодня мы постараемся разгадать их и ответить на вопросы, которые предлагает нам зимний лес. Команда "Зайчики" и команда "Белочки" выяснят, кто из них больше знает о зимнем лесе. Начнем с приветствия команд (звучит музыка Е. Тиличеевой из композиции "Встречи в лесу").

"Зайчики".

Прыгает заинька,

Прыгает беленький.

Зайка - прыг, зайка - скок,

Слышен зайкин голосок.

Холодно заиньке,

Холодно белому.

Как же быть мне зимой,

Замерзает хвостик мой.

"Белочки".

Ах, как нам наскучили

Вьюги, холода,

И морозы жгучие,

Словно навсегда.

Рыженькие белочки

Прячутся в дупло.

Поскорей бы солнышко

Ясное взошло.

Разминка капитанов

Вопросы капитанам команд:

 Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на деревьях? (капитану команды "Зайчики").

 Зачем лисе пушистый хвост? (капитану команды "Белочки").

Разминка команд

Вопросы участникам команд (поочередно):

"Зайчики".

1. Что такое кузница дятла?

2. Почему говорят: волка ноги кормят?

3. Какая птица зимой в прорубь ныряет? (Оляпка)

"Белочки".

1. Что птицам страшнее: холод или голод? Почему?

2. Чем заяц питается зимой?

3. У какой птицы зимой выводятся птенцы?

Соревнования команд

Воспитатель. Без чего не бывает леса? (Без деревьев.) А умеем ли мы узнавать деревья в зимнем лесу?

Задание N 1. Узнай дерево по его коре.

Команды получают по кусочку коры: "Зайчики" - березы, "Белочки" - сосны.

Задание N 2. С какой ветки эти детки?

Команды получают подносы с набором веток деревьев и одну из шишек (еловую или сосновую); нужно найти веточку дерева по его шишке и сказать, как дерево называется.

Воспитатель. Кого можно встретить в зимнем лесу? (Животных и птиц.) Я нарисовала картинку, а Дина прочитает стихотворение к ней (стихотворение "Зимняя песенка" 3. Александровой). Ваша задача угадать, кто находится за кустом, по его следам.

Каждая команда получает карточку с изображением следов одного из животных: "Зайчики" - зайца, "Белочки" - лисицы.

Задание N 3. Как называются жилища лесных животных?

"Зайчики" отвечают: у лисы (нора), у белки (дупло), у волка (логово).

"Белочки" - у медведя (берлога), у мышки (нора), у крота (нора).

Задание N 4. Изобразить животных с помощью пантомимы.

"Зайчики" - волка; "Белочки" - лисицу.

Задание N 5. Назвать и показать на картинках животных.

"Зайчики" - хищников леса;

 "Белочки" - травоядных жителей леса.

Задание N 6.

Воспитатель. Перед вами дерево, на котором собрались разные лесные птицы. Посмотрите внимательно и скажите: какие две птицы сюда попали по ошибке? Каждая команда должна назвать одну из этих птиц и снять ее с дерева (ласточка, скворец).

Задание N 7. Кто прилетит на кормушку?

Команды получают кормушки-подносы, где лежит: сало для синиц ("Зайчики"), рябина для снегирей ("Белочки").

Задание N 8. Разместить жителей по этажам лесного дома.

Воспитатель. Лес - это дом для зверей и птиц.

Команды получают по набору карточек с изображением обитателей леса:

"Зайчики" - лису, белку, дятла, зайца,

"Белочки" - волка, мышку, кабана, снегиря.

Задание N 9. Отгадать загадки.

"Зайчики".

1. Кто зимой холодной бродит в лесу злой и голодный? (Волк.)

2. Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка.)

3. Угадайте, что за птица: света яркого боится, клюв - крючком, глаза - пятачком, ушастая голова. Как зовут ее? (Сова.)

"Белочки".

1. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.)

2. По лесу ходит, на своей голове дерево носит. (Лось.)

 3. Посмотрите-ка какая! Вся горит, как золотая! Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой, на увертки мастерица. Как зовут ее? (Лисица.)

Задание N 10. Как помочь обитателям леса зимой.

"Зайчики" - птицам,

"Белочки" - животным.

Подведение итогов. Награждение победителей, вручение памятных сувениров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виталий Бианки «Сумасшедшая птица».

 

imageКогда мне было десять лет, я прожил целую зиму в деревне.
Я бегал по лесу, выслеживал птиц и узнавал разные интересные подробности их жизни. Это было моим любимым занятием, и я очень скучал, когда что-нибудь мешало моим прогулкам.
Но вот ударили февральские морозы. Поднялась сильная метель.
Отец долго не выпускал меня из дому. Время тянулось ужасно медленно.
Наконец через несколько дней я, проснувшись утром, увидал в окошко ясное голубое небо.
Я сейчас же отпросился у отца, оделся и выскочил на двор.
На дворе было морозно, но тихо. Ярко светило солнце. Глазам было больно от блеска белого снега.
В лес нечего было и думать пробраться. Там намело такие сугробы рыхлого снега, что я на каждом шагу проваливался по пояс.
Пришлось направиться вдоль по реке. С неё, наоборот, ветром смело почти весь снег, так что местами был виден голубоватый лёд.
Птиц не было нигде. Передо мной тянулась длинная белая полоса реки. Справа и слева на её крутых берегах молчаливо стоял засыпанный снегом лес. Даже писка синиц не было в нём слышно.
Я подумал: «Верно, птицы плохо чувствуют себя после такой долгой метели».
Скоро я увидел перед собой на снегу чёрное пятно.
Оказалось, что это мёртвая ворона. Она лежала, уткнувшись головой в сугроб, распластав сбитые ветром крылья.
Я поднял её и осмотрел со всех сторон. Она уже окоченела. Нигде на всём теле её не было ни следа раны или ушиба.
Я понял, что ворону убил мороз.
Мне было очень жалко эту большую крепкую птицу, замёрзшую тут, посреди сугробов. Я утешал себя мыслью, что не все птицы погибли в эти дни. Наверно, мне удастся ещё сегодня поймать какую-нибудь полумёртвую птичку. Я снесу её домой, обогрею, накормлю и буду держать до весны.
Словно в ответ на мои мысли, невдалеке послышалось тихое щебетанье.
Я поднял глаза. Впереди была прорубь. По краю её, у самой воды, прыгала белогрудая птичка. Она дёргала коротким хвостом и заливалась на все лады самой весёлой песней.
«Вот сумасшедшая! - подумал я. - Как она может радоваться в такой мороз?»
Белогрудая птичка не обращала на меня никакого внимания. Мне захотелось ближе рассмотреть её. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Одно мгновенье я ещё видел, как она быстро двигала крыльями, словно летела в воде. Потом она исчезла подо льдом.
Я так и остался стоять с выпученными глазами и открытым ртом.
«Утопилась!» - мелькнула вдруг у меня страшная мысль. Я бросился к проруби. Мелкая вода текла здесь очень быстро. Утопленницы нигде не было видно.
Слёзы навернулись мне на глаза. Я прибежал домой, к отцу, с мёртвой вороной в руках и с удивительным рассказом про белогрудую птицу-утопленницу.
Ворону отец велел мне сейчас же выкинуть, а над моим рассказом долго смеялся. Я не понимал, что тут смешного, и очень сердился на отца.
- Дурачок! - сказал он. - Ведь это была оляпка. Она вовсе не утонула, а прыгает теперь снова по льду и радуется, что обманула тебя.
- Неправда! - горячился я. - Она сошла с ума и утопилась. Я сам видел, как её утянуло под лёд. Течение там такое быстрое…
- Ну, вот что, - остановил меня отец, - беги-ка опять на то место, где ты её видел. Она будет там. А если её там нет, значит, неподалёку от первой проруби есть вторая. Через неё оляпка и выскочила, нырнув от тебя под лёд.                                       
Я опять побежал на реку. Отец мой любил и хорошо знал птиц. Если он говорит, что оляпка бросилась в прорубь нарочно, - значит, есть ещё надежда, что моя белогрудая птичка жива.
У проруби оляпки не было. Но дальше на реке я увидел вторую прорубь, пошёл к ней и вдруг заметил мою утопленницу на обрывистом берегу реки. Она была жива и здорова, бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, похожую на плеск и журчание ручья.
Я побежал к ней. Она слетела к проруби, закачалась на тонких ножках, словно кланялась мне, а когда я приблизился, бухнула в воду, точно лягушка в болото.
Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь изогнутыми коготками за все его неровности. В одном месте она даже задержалась немножко, на моих глазах перевернула клювом камешек и вытащила из-под него водяного жука.
А через полминуты она уже выскочила из другой проруби. Я с трудом верил своим глазам. Мне всё хотелось ещё поближе рассмотреть её. Несколько раз подряд я заставлял её кидаться в воду.
Меня очень удивляло, что под водой она блестит, как серебряная рыбка. Я не знал ещё тогда, что перья оляпки смазаны тонким слоем жира. Когда птица погружается в воду, воздух пузырится на её жирных перьях и блестит.
Наконец ей надоело нырять. Она поднялась на воздух, полетела над рекой прямо, как по ниточке, и в одну минуту скрылась у меня из глаз.

Прошло почти два месяца со дня моей первой встречи с оляпкой. За это время я очень полюбил её. В хорошую погоду я отправлялся на реку следить за ней. Она всегда успевала юркнуть от меня в прорубь. И всегда при этом вид у неё был такой весёлый, словно мы играли в «кошки-мышки».
Вся деревня знала эту забавную маленькую птицу. Крестьяне звали её водяным воробьём.
* * *
В конце зимы снова затрещали морозы, ещё крепче февральских. В эти дни моя оляпка уже не пела больше.
Теперь мне приходилось долго разыскивать её, прежде чем я находил её где-нибудь под ледяным навесом берега. Тут она сидела нахохлившись. Вид у неё был грустный и недовольный.
Когда я подходил к ней, она молча снималась и улетала куда-то далеко, всегда в одну и ту же сторону.
И вот, наконец, настал день, когда она улетела с этого места: проруби замёрзли. Лёд мешал оляпке нырять в воду за жуками.
Я очень тревожился о своей белогрудой приятельнице.
«Может быть, - думал я, - она лежит теперь где-нибудь в снегу, как та ворона, что я нашёл на реке после метели».
Дома отец сказал мне:
- Скорее всего, твоя оляпка попала в когти какому-нибудь хищнику. А всего верней, она просто отправилась искать себе другое место на реке, где вода не замерзает даже в самые крутые морозы.
На следующее утро опять выглянуло солнце, и я отправился на розыски оляпки.
Миновав знакомые проруби, я взобрался на обрывистый берег и пошёл вдоль реки.
Скоро путь мне преградила маленькая речка. Она быстро неслась с горки и круто обрывалась с берега, по которому я шёл, в большую реку.
Это был настоящий водопад. Речка широкой струёй хлестала с обрыва и пенилась внизу, крутясь в бурном водовороте. В этом месте на большой реке была широкая полынья.
Я никогда прежде не видал водопада. С восторгом и страхом смотрел я на бешеный поток, готовый смять под собой всякого, кто неосторожно к нему приблизится.
Вдруг я заметил двух птиц, летевших прямо к водопаду. Впереди неслась, сверкая белой грудью, моя оляпка. Сзади быстро настигал её серый ястреб.
Не успел я опомниться, как сумасшедшая птичка исчезла в стремительной струе водопада.
Ястреб круто взмыл кверху перед падающей стеной воды, на одно мгновение повис в воздухе, повернулся и медленно полетел прочь. Добыча ускользнула из его когтей.
Ястреб не знал, что сталось с оляпкой. Но я видел, как она стремглав пронеслась сквозь стену водопада, сделала небольшой полукруг и как. ни в чём не бывало уселась на камне под обрывом, с которого падала вода.
Сквозь шум водопада не было слышно её голоса. Но по её движениям я понял, что она поёт свою весёлую песенку.
Домой я возвращался с прогулки вприпрыжку. Теперь я был уверен, что моей смелой маленькой приятельнице не страшны ни когти ястреба, ни холод, ни голод зимы.
Да зиме уж недолго оставалось мучить птиц. День был по-весеннему тёплый. Солнце припекало, и вокруг меня с лёгким звоном рушился снег. Был уже конец февраля. Скоро должны были кончиться морозы.
С такими весёлыми мыслями бежал я домой, У знакомой проруби мне вдруг пришло в голову: хорошо бы попробовать, очень ли холодна вода, в которой так любит купаться оляпка.
Недолго думая, я подбежал к проруби и сильно топнул ногой по тонкому льду.
Я хотел только сломать лёд, чтобы потом попробовать воду рукой. Но тонкий ледок, затянувший прорубь, уже подтаял. Он легко проломился под моим ударом, Я с размаху влетел в прорубь, сначала одной ногой, а потом, не удержав равновесия, и всем телом.
К счастью, воды в этом месте было мне всего по колено.
Как ошпаренный, выскочил я на лёд и, стуча зубами от холода, сломя голову помчался домой. Вода, в которой так любила купаться оляпка, оказалась очень холодной.
В тот же день я слёг в постель в сильном жару. Я проболел целых два месяца. А когда выздоровел, мне ещё досталось от отца за то, что я искупался в проруби.
- Только сумасшедшие, - говорил отец, - нарочно лезут в воду зимой…,
- А оляпка? - перебил я.
Отец рассмеялся и больше не стал бранить меня.

Оляпка. Вам никогда не приходилось наблюдать такую картину? Сидит птичка похожая на воробья у воды и что-то там высматривает. Потом ни с того ни с сего стремительно бросается в воду и как будто бы тонет. Но присмотревшись, вы видите, что она не утонула, а цепляясь за неровности, бежит по дну. Ну настоящий «водяной воробей». Да, это и есть настоящий водяной воробей или оляпка.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorinazimniy_les.docx95.94 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-викторина на тему

"Зимний лес" Подготовительная группа

Цель:

Закрепить знания о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории; о многоярусности смешанного леса; об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях.

Упражнять в умении различать деревья нашего края по веткам, коре, плодам; узнавать животных по их внешнему виду (изображению).

 Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование:

Наборное полотно "Лес - многоэтажный дом", фланелеграф, картинки с изображением лесных животных и птиц, следов животных; набор веток и кусочков коры деревьев, еловые и сосновые шишки; картинка с изображением зимнего леса к стихотворению 3. Александровой "Зимняя песенка"; эмблемы для участников команд; плакат "Зимнее дерево".

Ход занятия

Выход детей (2 команды) под музыку П. И. Чайковского из цикла "Времена года".

Воспитатель: читает стихотворение С. Есенина:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна,

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Воспитатель. Много тайн и загадок хранит зимний лес. Сегодня мы постараемся разгадать их и ответить на вопросы, которые предлагает нам зимний лес. Команда "Зайчики" и команда "Белочки" выяснят, кто из них больше знает о зимнем лесе. Начнем с приветствия команд (звучит музыка Е. Тиличеевой из композиции "Встречи в лесу").

"Зайчики". 

Прыгает заинька,

Прыгает беленький.

Зайка - прыг, зайка - скок,

Слышен зайкин голосок.

Холодно заиньке,

Холодно белому.

Как же быть мне зимой,

Замерзает хвостик мой.

"Белочки".

Ах, как нам наскучили

Вьюги, холода,

И морозы жгучие,

Словно навсегда.

Рыженькие белочки

Прячутся в дупло.

Поскорей бы солнышко

Ясное взошло.

Разминка капитанов

Вопросы капитанам команд:

 Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на деревьях? (капитану команды "Зайчики").

 Зачем лисе пушистый хвост? (капитану команды "Белочки").

Разминка команд

Вопросы участникам команд (поочередно):

"Зайчики".

1. Что такое кузница дятла?

2. Почему говорят: волка ноги кормят?

3. Какая птица зимой в прорубь ныряет? (Оляпка)

"Белочки".

1. Что птицам страшнее: холод или голод? Почему?

2. Чем заяц питается зимой?

3. У какой птицы зимой выводятся птенцы?

Соревнования команд

Воспитатель. Без чего не бывает леса? (Без деревьев.) А умеем ли мы узнавать деревья в зимнем лесу?

Задание N 1. Узнай дерево по его коре.

Команды получают по кусочку коры: "Зайчики" - березы, "Белочки" - сосны.

Задание N 2. С какой ветки эти детки?

Команды получают подносы с набором веток деревьев и одну из шишек (еловую или сосновую); нужно найти веточку дерева по его шишке и сказать, как дерево называется.

Воспитатель. Кого можно встретить в зимнем лесу? (Животных и птиц.) Я нарисовала картинку, а Дина прочитает стихотворение к ней (стихотворение "Зимняя песенка" 3. Александровой). Ваша задача угадать, кто находится за кустом, по его следам.

Каждая команда получает карточку с изображением следов одного из животных: "Зайчики" - зайца, "Белочки" - лисицы.

Задание N 3. Как называются жилища лесных животных?

"Зайчики" отвечают: у лисы (нора), у белки (дупло), у волка (логово).

"Белочки" - у медведя (берлога), у мышки (нора), у крота (нора).

Задание N 4. Изобразить животных с помощью пантомимы.

"Зайчики" - волка; "Белочки" - лисицу.

Задание N 5. Назвать и показать на картинках животных.

"Зайчики" - хищников леса;

 "Белочки" - травоядных жителей леса.

Задание N 6.

Воспитатель. Перед вами дерево, на котором собрались разные лесные птицы. Посмотрите внимательно и скажите: какие две птицы сюда попали по ошибке? Каждая команда должна назвать одну из этих птиц и снять ее с дерева (ласточка, скворец).

Задание N 7. Кто прилетит на кормушку?

Команды получают кормушки-подносы, где лежит: сало для синиц ("Зайчики"), рябина для снегирей ("Белочки").

Задание N 8. Разместить жителей по этажам лесного дома.

Воспитатель. Лес - это дом для зверей и птиц.

Команды получают по набору карточек с изображением обитателей леса:

"Зайчики" - лису, белку, дятла, зайца,

"Белочки" - волка, мышку, кабана, снегиря.

Задание N 9. Отгадать загадки.

"Зайчики". 

1. Кто зимой холодной бродит в лесу злой и голодный? (Волк.)

2. Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка.)

3. Угадайте, что за птица: света яркого боится, клюв - крючком, глаза - пятачком, ушастая голова. Как зовут ее? (Сова.)

"Белочки". 

1. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.)

2. По лесу ходит, на своей голове дерево носит. (Лось.)

 3. Посмотрите-ка какая! Вся горит, как золотая! Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой, на увертки мастерица. Как зовут ее? (Лисица.)

Задание N 10. Как помочь обитателям леса зимой.

"Зайчики" - птицам,

"Белочки" - животным.

Подведение итогов. Награждение победителей, вручение памятных сувениров.

Виталий Бианки «Сумасшедшая птица».

Когда мне было десять лет, я прожил целую зиму в деревне.
Я бегал по лесу, выслеживал птиц и узнавал разные интересные подробности их жизни. Это было моим любимым занятием, и я очень скучал, когда что-нибудь мешало моим прогулкам.
Но вот ударили февральские морозы. Поднялась сильная метель.
Отец долго не выпускал меня из дому. Время тянулось ужасно медленно.
Наконец через несколько дней я, проснувшись утром, увидал в окошко ясное голубое небо.
Я сейчас же отпросился у отца, оделся и выскочил на двор.
На дворе было морозно, но тихо. Ярко светило солнце. Глазам было больно от блеска белого снега.
В лес нечего было и думать пробраться. Там намело такие сугробы рыхлого снега, что я на каждом шагу проваливался по пояс.
Пришлось направиться вдоль по реке. С неё, наоборот, ветром смело почти весь снег, так что местами был виден голубоватый лёд.
Птиц не было нигде. Передо мной тянулась длинная белая полоса реки. Справа и слева на её крутых берегах молчаливо стоял засыпанный снегом лес. Даже писка синиц не было в нём слышно.
Я подумал: «Верно, птицы плохо чувствуют себя после такой долгой метели».
Скоро я увидел перед собой на снегу чёрное пятно.
Оказалось, что это мёртвая ворона. Она лежала, уткнувшись головой в сугроб, распластав сбитые ветром крылья.
Я поднял её и осмотрел со всех сторон. Она уже окоченела. Нигде на всём теле её не было ни следа раны или ушиба.
Я понял, что ворону убил мороз.
Мне было очень жалко эту большую крепкую птицу, замёрзшую тут, посреди сугробов. Я утешал себя мыслью, что не все птицы погибли в эти дни. Наверно, мне удастся ещё сегодня поймать какую-нибудь полумёртвую птичку. Я снесу её домой, обогрею, накормлю и буду держать до весны.
Словно в ответ на мои мысли, невдалеке послышалось тихое щебетанье.
Я поднял глаза. Впереди была прорубь. По краю её, у самой воды, прыгала белогрудая птичка. Она дёргала коротким хвостом и заливалась на все лады самой весёлой песней.
«Вот сумасшедшая! - подумал я. - Как она может радоваться в такой мороз?»
Белогрудая птичка не обращала на меня никакого внимания. Мне захотелось ближе рассмотреть её. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Одно мгновенье я ещё видел, как она быстро двигала крыльями, словно летела в воде. Потом она исчезла подо льдом.
Я так и остался стоять с выпученными глазами и открытым ртом.
«Утопилась!» - мелькнула вдруг у меня страшная мысль. Я бросился к проруби. Мелкая вода текла здесь очень быстро. Утопленницы нигде не было видно.
Слёзы навернулись мне на глаза. Я прибежал домой, к отцу, с мёртвой вороной в руках и с удивительным рассказом про белогрудую птицу-утопленницу.
Ворону отец велел мне сейчас же выкинуть, а над моим рассказом долго смеялся. Я не понимал, что тут смешного, и очень сердился на отца.
- Дурачок! - сказал он. - Ведь это была оляпка. Она вовсе не утонула, а прыгает теперь снова по льду и радуется, что обманула тебя.
- Неправда! - горячился я. - Она сошла с ума и утопилась. Я сам видел, как её утянуло под лёд. Течение там такое быстрое…
- Ну, вот что, - остановил меня отец, - беги-ка опять на то место, где ты её видел. Она будет там. А если её там нет, значит, неподалёку от первой проруби есть вторая. Через неё оляпка и выскочила, нырнув от тебя под лёд.                                        
Я опять побежал на реку. Отец мой любил и хорошо знал птиц. Если он говорит, что оляпка бросилась в прорубь нарочно, - значит, есть ещё надежда, что моя белогрудая птичка жива.
У проруби оляпки не было. Но дальше на реке я увидел вторую прорубь, пошёл к ней и вдруг заметил мою утопленницу на обрывистом берегу реки. Она была жива и здорова, бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, похожую на плеск и журчание ручья.
Я побежал к ней. Она слетела к проруби, закачалась на тонких ножках, словно кланялась мне, а когда я приблизился, бухнула в воду, точно лягушка в болото.
Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь изогнутыми коготками за все его неровности. В одном месте она даже задержалась немножко, на моих глазах перевернула клювом камешек и вытащила из-под него водяного жука.
А через полминуты она уже выскочила из другой проруби. Я с трудом верил своим глазам. Мне всё хотелось ещё поближе рассмотреть её. Несколько раз подряд я заставлял её кидаться в воду.
Меня очень удивляло, что под водой она блестит, как серебряная рыбка. Я не знал ещё тогда, что перья оляпки смазаны тонким слоем жира. Когда птица погружается в воду, воздух пузырится на её жирных перьях и блестит.
Наконец ей надоело нырять. Она поднялась на воздух, полетела над рекой прямо, как по ниточке, и в одну минуту скрылась у меня из глаз.

Прошло почти два месяца со дня моей первой встречи с оляпкой. За это время я очень полюбил её. В хорошую погоду я отправлялся на реку следить за ней. Она всегда успевала юркнуть от меня в прорубь. И всегда при этом вид у неё был такой весёлый, словно мы играли в «кошки-мышки».
Вся деревня знала эту забавную маленькую птицу. Крестьяне звали её водяным воробьём.
* * *
В конце зимы снова затрещали морозы, ещё крепче февральских. В эти дни моя оляпка уже не пела больше.
Теперь мне приходилось долго разыскивать её, прежде чем я находил её где-нибудь под ледяным навесом берега. Тут она сидела нахохлившись. Вид у неё был грустный и недовольный.
Когда я подходил к ней, она молча снималась и улетала куда-то далеко, всегда в одну и ту же сторону.
И вот, наконец, настал день, когда она улетела с этого места: проруби замёрзли. Лёд мешал оляпке нырять в воду за жуками.
Я очень тревожился о своей белогрудой приятельнице.
«Может быть, - думал я, - она лежит теперь где-нибудь в снегу, как та ворона, что я нашёл на реке после метели».
Дома отец сказал мне:
- Скорее всего, твоя оляпка попала в когти какому-нибудь хищнику. А всего верней, она просто отправилась искать себе другое место на реке, где вода не замерзает даже в самые крутые морозы.
На следующее утро опять выглянуло солнце, и я отправился на розыски оляпки.
Миновав знакомые проруби, я взобрался на обрывистый берег и пошёл вдоль реки.
Скоро путь мне преградила маленькая речка. Она быстро неслась с горки и круто обрывалась с берега, по которому я шёл, в большую реку.
Это был настоящий водопад. Речка широкой струёй хлестала с обрыва и пенилась внизу, крутясь в бурном водовороте. В этом месте на большой реке была широкая полынья.
Я никогда прежде не видал водопада. С восторгом и страхом смотрел я на бешеный поток, готовый смять под собой всякого, кто неосторожно к нему приблизится.
Вдруг я заметил двух птиц, летевших прямо к водопаду. Впереди неслась, сверкая белой грудью, моя оляпка. Сзади быстро настигал её серый ястреб.
Не успел я опомниться, как сумасшедшая птичка исчезла в стремительной струе водопада.
Ястреб круто взмыл кверху перед падающей стеной воды, на одно мгновение повис в воздухе, повернулся и медленно полетел прочь. Добыча ускользнула из его когтей.
Ястреб не знал, что сталось с оляпкой. Но я видел, как она стремглав пронеслась сквозь стену водопада, сделала небольшой полукруг и как. ни в чём не бывало уселась на камне под обрывом, с которого падала вода.
Сквозь шум водопада не было слышно её голоса. Но по её движениям я понял, что она поёт свою весёлую песенку.
Домой я возвращался с прогулки вприпрыжку. Теперь я был уверен, что моей смелой маленькой приятельнице не страшны ни когти ястреба, ни холод, ни голод зимы.
Да зиме уж недолго оставалось мучить птиц. День был по-весеннему тёплый. Солнце припекало, и вокруг меня с лёгким звоном рушился снег. Был уже конец февраля. Скоро должны были кончиться морозы.
С такими весёлыми мыслями бежал я домой, У знакомой проруби мне вдруг пришло в голову: хорошо бы попробовать, очень ли холодна вода, в которой так любит купаться оляпка.
Недолго думая, я подбежал к проруби и сильно топнул ногой по тонкому льду.
Я хотел только сломать лёд, чтобы потом попробовать воду рукой. Но тонкий ледок, затянувший прорубь, уже подтаял. Он легко проломился под моим ударом, Я с размаху влетел в прорубь, сначала одной ногой, а потом, не удержав равновесия, и всем телом.
К счастью, воды в этом месте было мне всего по колено.
Как ошпаренный, выскочил я на лёд и, стуча зубами от холода, сломя голову помчался домой. Вода, в которой так любила купаться оляпка, оказалась очень холодной.
В тот же день я слёг в постель в сильном жару. Я проболел целых два месяца. А когда выздоровел, мне ещё досталось от отца за то, что я искупался в проруби.
- Только сумасшедшие, - говорил отец, - нарочно лезут в воду зимой…,
- А оляпка? - перебил я.
Отец рассмеялся и больше не стал бранить меня.

Оляпка. Вам никогда не приходилось наблюдать такую картину? Сидит птичка похожая на воробья у воды и что-то там высматривает. Потом ни с того ни с сего стремительно бросается в воду и как будто бы тонет. Но присмотревшись, вы видите, что она не утонула, а цепляясь за неровности, бежит по дну. Ну настоящий «водяной воробей». Да, это и есть настоящий водяной воробей или оляпка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №19 городского округа – город Камышин КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ-ВИКТОРИНЫ в подготовительной к школе группе «ВАШИ ПРАВА, ДЕТИ!» Воспитатель Акимова Т.П.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №19городского округа – город Камышин        КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ-ВИКТОРИНЫв подготовительно...

Конспект открытого занятия – викторины по экологии в подготовительной группе «Мы - друзья природы»

Конспект открытого занятия – викторины по экологии в подготовительной группе «Мы  - друзья природы»Это занятие включает в себя :игровую,коммуникативную, познавательно – исследовательскую, чтение ...

ЗАНЯТИЕ-ВИКТОРИНА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (подготовительная группа. дети с нарушением зрения)

Тип занятия: коррекционно - развивающееВид занятия: развитие ориентировки в пространстве (по программе Л.И. Плаксиной).Цель: обобщить и закрепить знания детей по ориентировке в пространстве (микро- и ...

Конспект открытого занятия – викторины по экологии в подготовительной группе «Мы - друзья природы»

Цель:Cистематизировать представления детей о многообразии природы.Задачи:1.     Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе2....

Конспект открытого занятия - викторины по экологии в подготовительной группе "Мы друзья природы".

Конспект открытого занятия - викторины по экологии в подготовительной группе "Мы друзья природы"....

Конспект открытого занятия – викторины по экологии в подготовительной группе «Мы- друзья природы»

Конспект открытого занятия – викториныпо экологии в подготовительной группе «Мы- друзья природы»...

Конспект занятия-викторины по ФЭМП для старшей группы "Вежливая математика"

Цель: при моделировании игры развивать познавательные и творческие способности детей и создание условий для совместной деятельности дошкольников по ФЭМП.Задачи:- развивать мыслительные операции: анало...