ЗАНЯТИЕ-ВИКТОРИНА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (подготовительная группа. дети с нарушением зрения)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
Тип занятия: коррекционно - развивающее
Вид занятия: развитие ориентировки в пространстве (по программе Л.И. Плаксиной).
Цель: обобщить и закрепить знания детей по ориентировке в пространстве (микро- и макроориентировка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya1.docx | 38.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
ПЛАН – КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ-ВИКТОРИНЫ
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Подготовила:
учитель-дефектолог
Борисова О.А.
Новочеркасск 2017 г
Тип занятия: коррекционно - развивающее.
Вид занятия: развитие ориентировки в пространстве (по программе Л.И. Плаксиной).
Тема: Игра – викторина «Что? Где? Когда?».
Цель: обобщить и закрепить знания детей по ориентировке в пространстве (микро- и макроориентировка).
Задачи:
Образовательные:
- закреплять умения определять и словесно называть пространственное расположение предметов с точкой отсчета от себя и на листе бумаги (слева, справа, в правом нижнем углу, в левом верхнем углу и т. д.);
- закрепить представления о собственном теле, умение ориентироваться на нем;
- упражнять ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив, самостоятельно моделировать пространственные отношения с учетом глубины пространства;
- продолжать формировать способы восприятия глубины пространства плоскостного изображения;
- развивать умение анализировать изображения с выделением переднего, среднего, заднего плана.
Развивающие: развивать:
- глазодвигательные и цветоразличительные функций глаз;
- зрительно-моторную координацию;
- мелкую моторику;
- зрительное внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать у детей положительные формы общения и доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать ответственность за общее дело.
Предполагаемый результат:
дети ориентируются на микроплоскости, по плану-схеме, самостоятельно моделируют объектами на дидактическом пособии «Дорога» с использованием линейной перспективы.
Место проведения: музыкальный зал.
Количество детей: подгруппа из 4 человек.
Образовательная область: «Познание»
Интеграция с образовательными областями: "Музыка", "Чтение художественной литературы", "Коммуникация", "Социализация", "Здоровье".
Методическое обеспечение:
Никулина Г.В. Дети с амблиопией и косоглазием. СПб, 2001
Л.А. Дружинина Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения: Методическое пособие / Л.А. Дружинина. — М.: Издательство «Экзамен», 2006;
Т.И. Нагаева Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Ростов н/Д: Феникс, 2008;
Л.И. Плаксина Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Калуга: издательство «Адель», 1998;
Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005
Интернет-ресурс.
Методы:
- словесный (объяснение, проблемный диалог, пояснение);
- наглядный (рассматривание иллюстраций с использованием ИКТ, дидактическое пособие «Дорога»);
- игровой (дидактические игры, пальчиковые игры, воображаемые ситуации);
- практический (моделирование сюжетного изображения на дидактическом пособии «Дорога», прохождение лабиринта);
- дифференциализации (задания предлагаются в соответствии с этапом лечения и зрительным нагрузкам)
- здоровьесберегающие (смена динамических поз, использование мольбертов и подставок, массаж ног с использованием массажного коврика, использование электронных офтальмотренажеров, цветотерапия, пальчиковая гимнастика).
Приемы:
-организация детей на занятии подгруппой и индивидуально;
-активизация умственной активности детей (вопросы, побуждающие познавательную активность, проблемные ситуации, план-схемы);
- обучения (обогащение и активизация словарного запаса; смена деятельности, оптимальное использование демонстрационного и раздаточного материала).
Материалы и оборудование:
- компьютер, мультимедийное оборудование;
- презентация с использованием иллюстраций сказочных героев;
- фотокартинки с заданиями;
- видеоролик «Цветотерапия», офтальмотренажер в электронном варианте «Восьмерка» В.Ф.Базарного;
- план-схемы «Сказочного леса»;
- игровое поле с секторами и рулетка;
- разноцветные конверты с заданиями;
- прищепки разного цвета;
- мольберты и подставки;
- цветные карандаши;
- граненые карандаши для массажа рук;
- коврик для массажа ног;
- учебный плакат «Дорога» и предметные картинки к нему;
- «Светлячок»;
- доска для фиксирования полученных баллов;
- «волшебный сундучок» с сюрпризом.
Предварительная работа:
- рассматривание и анализирование сюжетных многоплановых картин;
- практическое моделирование объектами на фланелеграфе с использованием линейной
перспективы: «Дорога», «В лесу», «Моя улица» и др.;
- дидактические игры и упражнения: «Что где находится?», «Найди по схеме», «Веселые прищепки», «Графический диктант», «Следопыт», «Попади мячом в кеглю», «Что ближе, что дальше?», и т.д.;
- изготовление детьми разноцветных конвертов, раскрашивание иллюстраций к дидактическому пособию «Дорога»;
- работа с план-схемами;
- выбор названия команды и разучивание девиза команды «Знатоки»;
- подбор аудио- и видеоматериалов; создание презентации.
Пояснение: музыкальный зал условно делится на две зоны: 1 - компьютер, мультимедийное оборудование и детские стулья; 2 - зона для проведения образовательной деятельности.
Этапы проведения занятия:
- Вступительная часть (ритуал приветствия).
- Основная часть (заинтересовывающий момент, сообщение правил игры «Что? Где? Когда?»).
выполнение заданий от «сказочных героев», сюрпризный момент).
- Заключительная часть (ритуал прощания).
План проведения:
I. Ритуал приветствия.
-Ребята, я рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга не только словами, но и жестами. Какие вы можете показать свои варианты приветствия? (Дети показывают: локтями, ногами, ладошками, обнимания и т.д.
-А я вам предлагаю свой способ:
Левой рукой мы машем и говорим «Привет!»
Правой пожимаем руку друга и произносим «Добрый день!».
II.Основная часть
1.Слайд 1. (Заставка игры «Что? Где? Когда?»)
-Ребята, я приглашаю вас поиграть в игру «Что? Где? Когда?» (Звучит заставка к игре).
-Вы знакомы с этой игрой и ее правилами?
-Одна команда задает вопросы, другая команда отвечает на них. За правильный ответ команда получает один балл-звезду.
- Вопросы сегодня вам будут задавать сказочные герои. Они решили узнать, готовы ли вы к школе?
Ребята, у каждой команды есть свой девиз. Познакомьте нас со своим.
(Дети хором произносят девиз команды «Знатоки»:
Мы команда-хоть куда!
Нас удача ждет всегда!).
2. Слайд 2. (Буратино)
(Звучит музыка. Дети вращают рулетку, стрелка указывает на конверт. В конверте вложен номер вопроса).
-Ребята, этот вопрос вам прислал … Внимание на экран. (На экране появляется Буратино. Дети называют персонаж).
Слайд 3. (Что расположено слева?)
Слайд 4. (Яблоко)
Слайд 5. (Что расположено справа?)
Слайд 6. (Виноград)
-Ребята, посмотрите на картинку. (Работа по слайдам. Педагог задает вопросы, дети отвечают, и видят правильные ответы).
-Молодцы, вы справились с первым заданием. Вы получаете 1 балл. (Дети подходят к доске и прикрепляют звезду в копилку своей команды).
3. Слайд 7. (Кот Леопольд)
- Команда «Знатоки», вращайте рулетку!
(Дети в конверте достают следующий номер вопроса).
-Этот вопрос вам приготовил…. (Кот Леопольд).
Игра с прищепками.
-Миша, прикрепи 3 зеленых прищепки на левую сторону Никите. (При выполнении задания дети стоят напротив друг друга.).
-Виолетта, прикрепи 2 желтых прищепки на правый рукав Арсения. (После выполнения задания дети объясняют, как они ориентировались.)
-Арсений, где находятся прищепки у Виолетты? У Никиты?
-Молодцы, ребята. Вы заработали еще одну звезду. (Дети изменяют счет игры на стенде).
4. Слайд 8. (Винни-Пух и его друзья)
(Дети подходят к игровому полю, вращают рулетку, достают из конверта следующий вопрос).
-Ребята, этот вопрос от кого? (На экране появляются Винни – Пух и его друзья. Педагог задает вопросы).
Слайд 9. (Кто расположен в правом верхнем углу?)
-Кто расположен в правом верхнем углу? (Незнайка)
Слайд 10. (Незнайка)
Слайд 11. (Кто расположен в левом нижнем углу?)
-Кто расположен в левом нижнем углу? (Кот Матроскин)
Слайд 12. (Кот Матроскин)
Слайд 13. (Кто расположен в правом нижнем углу?)
-Кто расположен в правом нижнем углу? (Кот Леопольд)
Слайд 14. (Кто Леопольд)
Слайд 15. (Кто расположен в левом верхнем углу?)
-Кто расположен в левом верхнем углу? (Доктор Ай-Болит).
Слайд 16. (Доктор Ай-Болит)
-Молодцы, команда «Знатоки»! Вы заработали еще одну звезду! (На доскедети прикрепляют звезду в свою копилку).
5.Слайд 17.(Офтальмотренажер «Восьмерка»)
-Ребята, пришло время немного отдохнуть нашим глазам. (Дети встают перед экраном по центру, выполняют зрительную гимнастику. Офтальмотренажер В.Ф.Базарного «Восьмерка»).
6.Слайд 18.(Баба-Яга)
(Дети с помощью рулетки выбирают следующий вопрос).
-Ребята, кто вам приготовил этот вопрос?... (Дети отвечают: Баба Яга).
-Ребята, Баба-Яга как всегда приготовила самое сложное задание. Перед вами карта сказочного леса. Баба - Яга запутала дороги к домикам, в которых живут герои сказок. По подсказкам найдите домик и раскрасьте к нему дорожку. А помогать вам будут волшебные фонарики.
-Чтобы справиться с заданием, выполним пальчиковую гимнастику. (Пальчиковая гимнастика с карандашами. Дети садятся за столы).
Упражнение 1.
«Добывание огня».
Упражнение 2.
«Горка».
Упражнение 3.
«Эстафета».
-Молодцы, наши руки готовы к работе.
Дети проходят к своим рабочим местам:
- за столами и на подставках - Виолетта и Миша,
-за «светлячком» - Арсений,
-за мольбертом,стоя, на массажном коврике-Никита.
Во время выполнения задания звучит спокойная музыка. Каждый ребенок после выполнения задания поясняет, как он нашел дорогу к домику, в каких направлениях он двигался, и что помогало ориентироваться на карте.
-Ребята, молодцы, справились с этим сложным заданием. Вы настоящая команда!
7.Слайд 19. (Видеоролик «Цветотерапия»)
-Команда «Знатоки», пришло время отдохнуть – я объявляю музыкальную паузу!
(Дети садятся на стульчики по центру от экрана. Просмотр видеоролика «Цветотерапия»).
8. Слайд 20. (Крокодил Гена Чебурашка)
Дети идут к игровому полю, вращают рулетку, достают из конверта номер вопроса-5.
-Ребята, а это вопрос от….(Крокодила Гены и Чебурашки).
Слайд 21. (Что перепутал художник?)
-Посмотрите на картину. Что неправильно изобразил художник? (Ответы детей. На картине мальчик находится на заднем плане, и он должен быть маленького размера, а велосипедист-на переднем и он большого размера. Бабочки летают на заднем плане –они должны быть маленькими, а не большими).
Слайд 22. (Картина в правильном варианте)
-Ребята, давайте проверим ваш ответ. (На слайде появляется «правильная картина», дети рассматривают ее).
-Молодцы! Вы отлично справились с заданием! (Дети получают звезду, прикрепляют к счету).
9. Слайд 23.(Русалочка)
-Ребята, посмотрите, у нас остался последний конверт с заданием. Кто его прислал? (Дети видят Русалку).
Детям предлагается самостоятельно смоделировать на ватмане сюжетное изображение «Дорога» при помощи предметных картинок разного размера: изображения домов, машин, деревьев, людей .Обсуждение результата работы.
-Команда «Знатоки», получите звезду за правильное выполнение задания.
-Посчитайте, сколько у вас всего звезд? (Шесть) .
10.Слайд 24.(заставка игры «Что?Где?Когда?»)
Ребята, я вас поздравляю, вы справились со всеми вопросами. Вы показали отличную игру дружной команды! Команда сказочных героев очень рада за вас, и они убедились, что вы очень много знаете и умеете. Они приготовили для вас сюрприз. (Под музыку вносится « волшебный сундучок»).
-Чтобы узнать, что там скрывается, отгадайте загадку:
Отгадай, что за вещица, -
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке -
На листах твоей тетрадки. (Ручка).
(Дети отгадывают, и достают из «волшебного сундучка» ручки). (Звучит музыка).
-А какое задание вам больше всего запомнилось?
III. Ритуал прощания.
Ребята, предлагаю попрощаться тоже с помощью жестов. (Дети предлагают свои варианты, показывают).
-А давайте попрощаемся как дружная команда! (Дети встают, образуя круг, кладут руки на плечи друг другу и хором, громко произносят свой девиз).
-Спасибо за игру. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия для подготовительной группы детей с нарушением зрения по теме «Наша армия родная»
Расширить представления детей об армии.Формировать целеустремленность, осмысленность зрительного рассматривания картинок с изображением военной техники, военной тематики.Учить понимать заслоненн...
Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия для подготовительной к школе группы детей с нарушением зрения по теме «Рыбы»
Уточнить и расширить представления о строении рыб;Учить различать и называть геометрические фигуры в различных пространственных положениях;Учить ориентировки на листе бумаги; повторить счет в пр. 20Ра...
Конспект НОД по ФЭМП (познание) в подготовительной группе детей с нарушением зрения на тему: «Путешествие по Галактике»
Конспект НОД по ФЭМП (познание) в подготовительной группе детей с нарушением зрения на тему:«Путешествие по Галактике»Программное содержание:- учить детей строить числовой ряд в пределах 12;- про...
Сценарий весеннего праздника в подготовительной группе детей с нарушением зрения «ЗДРАВСТВУЙ, МИЛАЯ ВЕСНА!»
Приход весны всегда воспринимается как долгожданное и значимое событие, достойное того, чтобы по- особенному его отметить. Предлагаю один из возможных вариантов того, как можно провести праздник прихо...
Конспект занятия "Йога для дошколят" подготовительной группы детей с нарушением зрения.
Йога - прекрасный вид двигательной активности,который удовлетворит потребность детей в движении.Благодаря упражнениям йоги дети станут бодрыми, гибкими,координированными, улучшат способность в концент...
Организация предметно - развивающей среды в подготовительной группе детей с нарушением зрения.
Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детей с нарушением зрения....
Сценическое воплощение басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Театрализованная деятельность в подготовительной группе детей с нарушением зрения.
Предлагаем вашему вниманию сценарий театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с использованием разных видов театра. Данная разработка может быть испол...