ЗАНЯТИЕ-ВИКТОРИНА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (подготовительная группа. дети с нарушением зрения)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Борисова Ольга Александровна

Тип занятия: коррекционно - развивающее

Вид занятия: развитие ориентировки в пространстве (по программе Л.И. Плаксиной).

Цель: обобщить и закрепить знания детей по ориентировке в пространстве (микро- и макроориентировка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya1.docx38.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 47

ПЛАН – КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ-ВИКТОРИНЫ

«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

                                                                                                           Подготовила:

                                                                                                                                            учитель-дефектолог

                                                                                                                                           Борисова О.А.

                                                                     Новочеркасск 2017 г

Тип занятия: коррекционно - развивающее.

Вид занятия: развитие ориентировки в пространстве (по программе Л.И. Плаксиной).

Тема: Игра – викторина «Что? Где? Когда?».

Цель: обобщить и закрепить знания детей по ориентировке в пространстве (микро- и макроориентировка).

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять  умения определять и словесно называть пространственное расположение предметов с точкой отсчета от себя и на листе бумаги (слева, справа,  в правом нижнем углу, в левом верхнем углу и т. д.);
  • закрепить  представления о собственном теле, умение  ориентироваться  на нем;
  • упражнять ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив, самостоятельно  моделировать пространственные отношения с учетом глубины пространства;
  • продолжать формировать способы восприятия  глубины  пространства плоскостного изображения;
  • развивать умение  анализировать изображения с выделением переднего, среднего, заднего плана.

Развивающие: развивать:

  • глазодвигательные и цветоразличительные функций глаз;
  • зрительно-моторную координацию;
  • мелкую моторику;
  • зрительное внимание, память, мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей положительные формы общения и доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми;
  • воспитывать ответственность за общее дело.

Предполагаемый результат:

дети  ориентируются  на микроплоскости, по плану-схеме, самостоятельно моделируют объектами  на  дидактическом пособии «Дорога» с использованием линейной перспективы.

Место проведения: музыкальный зал.

Количество детей: подгруппа из 4 человек.

Образовательная область: «Познание»

Интеграция с образовательными областями: "Музыка", "Чтение художественной литературы", "Коммуникация", "Социализация", "Здоровье".

Методическое обеспечение:

Никулина Г.В. Дети с амблиопией и косоглазием. СПб, 2001

Л.А. Дружинина Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения: Методическое пособие / Л.А. Дружинина. — М.: Издательство «Экзамен», 2006;

Т.И. Нагаева Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Ростов н/Д: Феникс, 2008;

Л.И. Плаксина Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Калуга: издательство «Адель», 1998;

Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005

Интернет-ресурс.

Методы:

  • словесный (объяснение, проблемный диалог,  пояснение);
  • наглядный (рассматривание иллюстраций с использованием ИКТ, дидактическое пособие «Дорога»);
  • игровой (дидактические игры, пальчиковые игры,  воображаемые ситуации);
  • практический (моделирование сюжетного изображения на дидактическом пособии «Дорога»,  прохождение лабиринта);
  • дифференциализации (задания  предлагаются  в соответствии с этапом  лечения и зрительным нагрузкам)

  • здоровьесберегающие (смена динамических поз, использование мольбертов и подставок, массаж ног с использованием  массажного коврика, использование электронных офтальмотренажеров, цветотерапия, пальчиковая гимнастика).

Приемы:

-организация детей на занятии подгруппой  и индивидуально;

-активизация умственной активности детей (вопросы, побуждающие познавательную активность, проблемные ситуации, план-схемы);

- обучения (обогащение и активизация словарного запаса; смена деятельности,  оптимальное использование демонстрационного и раздаточного материала).

Материалы и оборудование:

  • компьютер, мультимедийное оборудование;
  • презентация с использованием иллюстраций сказочных героев;
  • фотокартинки с заданиями;
  • видеоролик  «Цветотерапия», офтальмотренажер в электронном варианте  «Восьмерка» В.Ф.Базарного;
  • план-схемы «Сказочного леса»;
  • игровое поле с секторами и рулетка;
  • разноцветные конверты с заданиями;
  • прищепки разного цвета;
  • мольберты и подставки;
  • цветные карандаши;
  • граненые карандаши для массажа рук;
  • коврик для массажа ног;
  • учебный плакат «Дорога» и предметные картинки к нему;
  • «Светлячок»;
  • доска для фиксирования полученных баллов;
  • «волшебный сундучок» с сюрпризом.

Предварительная работа:

  • рассматривание  и анализирование сюжетных многоплановых картин;
  • практическое моделирование объектами на фланелеграфе с использованием линейной

перспективы: «Дорога», «В лесу», «Моя улица» и др.;

  • дидактические игры и упражнения: «Что где находится?», «Найди по схеме», «Веселые прищепки», «Графический диктант», «Следопыт», «Попади мячом в кеглю», «Что ближе, что дальше?»,  и т.д.;
  • изготовление детьми разноцветных  конвертов, раскрашивание иллюстраций к дидактическому пособию «Дорога»;
  • работа с план-схемами;
  • выбор названия команды   и разучивание  девиза команды «Знатоки»;
  • подбор аудио- и видеоматериалов; создание презентации.

Пояснение: музыкальный зал условно делится на две зоны: 1 - компьютер, мультимедийное оборудование и детские стулья; 2 -  зона для проведения образовательной деятельности.

Этапы проведения занятия:

  • Вступительная часть (ритуал приветствия).
  • Основная часть (заинтересовывающий момент, сообщение правил игры «Что? Где?  Когда?»).

выполнение заданий от «сказочных героев», сюрпризный момент).

  • Заключительная часть (ритуал прощания).

План проведения:

I. Ритуал приветствия.

-Ребята, я рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга не только словами, но и жестами. Какие вы можете показать свои варианты приветствия? (Дети показывают: локтями, ногами, ладошками, обнимания и т.д.

-А я вам предлагаю свой способ:

Левой рукой мы машем и говорим «Привет!»

Правой пожимаем руку друга и произносим «Добрый день!».

II.Основная часть

1.Слайд 1. (Заставка игры «Что? Где? Когда?»)

-Ребята, я приглашаю вас поиграть в игру «Что? Где?  Когда?» (Звучит заставка к игре).

-Вы знакомы с этой игрой и ее правилами?

-Одна команда задает вопросы, другая команда отвечает на них. За правильный ответ команда получает один балл-звезду.

- Вопросы  сегодня  вам будут задавать сказочные герои. Они решили  узнать, готовы ли вы к школе?

Ребята, у каждой команды есть свой девиз. Познакомьте нас со своим.

(Дети хором произносят девиз команды «Знатоки»:

Мы команда-хоть куда!

Нас удача ждет всегда!).

2. Слайд 2. (Буратино)

(Звучит музыка. Дети  вращают рулетку, стрелка указывает на конверт. В конверте вложен номер вопроса).

-Ребята, этот вопрос вам прислал … Внимание на экран. (На экране появляется Буратино. Дети называют персонаж).

Слайд 3. (Что расположено слева?)

Слайд 4. (Яблоко)

Слайд 5. (Что расположено справа?)

Слайд 6. (Виноград)

-Ребята, посмотрите на картинку. (Работа по слайдам. Педагог задает вопросы, дети отвечают,  и видят  правильные ответы).

-Молодцы, вы справились с первым заданием. Вы получаете 1 балл. (Дети подходят к доске и прикрепляют звезду в копилку своей команды).

3. Слайд 7. (Кот Леопольд)

- Команда «Знатоки», вращайте рулетку!

(Дети в конверте достают следующий номер вопроса).

-Этот вопрос вам приготовил…. (Кот Леопольд).

Игра с прищепками.

-Миша, прикрепи 3 зеленых прищепки на левую сторону Никите. (При выполнении задания дети стоят  напротив друг друга.).

-Виолетта, прикрепи 2 желтых прищепки на правый рукав Арсения.  (После выполнения задания дети объясняют, как они ориентировались.)

-Арсений, где находятся прищепки у Виолетты? У Никиты?

-Молодцы, ребята. Вы заработали еще одну звезду.  (Дети изменяют счет игры на стенде).

4. Слайд 8. (Винни-Пух и его друзья)

(Дети подходят к игровому полю, вращают рулетку, достают из конверта  следующий вопрос).

-Ребята, этот вопрос от кого? (На экране появляются Винни – Пух и его друзья. Педагог задает вопросы).

Слайд 9. (Кто расположен в правом верхнем углу?)

-Кто расположен в правом верхнем углу?  (Незнайка)

Слайд 10. (Незнайка)

Слайд 11. (Кто расположен в левом нижнем углу?)

-Кто расположен в левом нижнем углу? (Кот Матроскин)

Слайд 12. (Кот Матроскин)

Слайд 13. (Кто расположен в правом нижнем  углу?)

-Кто расположен в правом  нижнем углу? (Кот Леопольд)

Слайд 14. (Кто Леопольд)

Слайд 15. (Кто расположен в левом верхнем углу?)

-Кто расположен в левом верхнем  углу? (Доктор Ай-Болит).

Слайд 16. (Доктор Ай-Болит)

-Молодцы, команда «Знатоки»! Вы заработали еще одну звезду! (На доскедети прикрепляют звезду в свою копилку).

5.Слайд 17.(Офтальмотренажер «Восьмерка»)

-Ребята, пришло время немного отдохнуть нашим глазам. (Дети встают перед экраном по центру, выполняют зрительную гимнастику.  Офтальмотренажер В.Ф.Базарного  «Восьмерка»).

6.Слайд 18.(Баба-Яга)

(Дети с помощью рулетки выбирают следующий вопрос).

-Ребята, кто вам приготовил этот вопрос?... (Дети отвечают: Баба Яга).

-Ребята, Баба-Яга как всегда приготовила самое сложное задание. Перед вами карта сказочного леса. Баба - Яга  запутала дороги к домикам, в которых живут герои сказок. По подсказкам найдите домик и раскрасьте к нему дорожку. А помогать вам будут волшебные фонарики.

-Чтобы справиться с заданием, выполним пальчиковую гимнастику. (Пальчиковая гимнастика с карандашами. Дети садятся за столы).

Упражнение 1.

«Добывание огня».

Упражнение 2.

«Горка».

Упражнение 3.

«Эстафета».

-Молодцы, наши руки готовы к работе.

Дети проходят к своим рабочим местам:

- за столами и на подставках - Виолетта и Миша,

-за «светлячком» - Арсений,

-за мольбертом,стоя, на массажном коврике-Никита.

Во время выполнения задания звучит спокойная музыка. Каждый ребенок  после выполнения задания поясняет, как он нашел дорогу к домику, в каких направлениях он двигался, и что помогало ориентироваться на карте.

-Ребята, молодцы, справились с этим сложным заданием. Вы настоящая команда!

7.Слайд 19. (Видеоролик «Цветотерапия»)

-Команда «Знатоки», пришло время отдохнуть – я объявляю музыкальную паузу!

(Дети садятся на стульчики по центру  от экрана.  Просмотр видеоролика  «Цветотерапия»).

8. Слайд 20. (Крокодил Гена Чебурашка)

Дети идут к игровому полю, вращают рулетку, достают из конверта номер вопроса-5.

-Ребята, а это вопрос от….(Крокодила Гены и Чебурашки).

Слайд 21. (Что перепутал художник?)

-Посмотрите на картину. Что неправильно изобразил художник? (Ответы детей. На картине  мальчик находится на заднем плане, и он должен быть маленького размера, а велосипедист-на переднем и он большого размера. Бабочки летают  на заднем плане –они должны быть маленькими, а не большими).

Слайд 22. (Картина в правильном варианте)

-Ребята, давайте проверим ваш ответ. (На слайде появляется «правильная картина», дети рассматривают ее).

-Молодцы!  Вы  отлично справились с заданием! (Дети получают звезду, прикрепляют к счету).

9. Слайд 23.(Русалочка)

-Ребята, посмотрите, у нас остался последний  конверт с заданием. Кто его прислал? (Дети видят Русалку).

 Детям предлагается самостоятельно смоделировать на ватмане  сюжетное изображение «Дорога» при помощи предметных картинок разного размера: изображения домов, машин, деревьев, людей .Обсуждение  результата работы.

-Команда «Знатоки», получите звезду за правильное выполнение задания.

-Посчитайте, сколько у вас всего звезд? (Шесть) .

10.Слайд 24.(заставка игры «Что?Где?Когда?»)

Ребята, я вас поздравляю, вы справились со всеми вопросами. Вы показали отличную игру дружной команды! Команда сказочных героев очень рада за вас, и они убедились, что вы очень много знаете и умеете. Они приготовили для вас сюрприз. (Под музыку вносится « волшебный сундучок»).

-Чтобы узнать, что там скрывается, отгадайте загадку:

Отгадай, что за вещица, -

 Острый клювик, а не птица,

 Этим клювиком она

 Сеет-сеет семена

 Не на поле, не на грядке -

 На листах твоей тетрадки.  (Ручка).

(Дети отгадывают, и достают из «волшебного сундучка» ручки). (Звучит музыка).

-А какое задание вам больше всего запомнилось?

III. Ритуал прощания.

Ребята, предлагаю попрощаться  тоже с помощью жестов. (Дети предлагают свои варианты, показывают).

-А давайте попрощаемся как дружная команда! (Дети встают, образуя круг, кладут руки на плечи друг другу и хором, громко произносят свой девиз).

-Спасибо за игру. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия для подготовительной группы детей с нарушением зрения по теме «Наша армия родная»

Расширить представления детей об армии.Формировать целеустремленность, осмысленность зрительного рассматривания картинок с изображением военной техники, военной тематики.Учить понимать заслоненн...

Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия для подготовительной к школе группы детей с нарушением зрения по теме «Рыбы»

Уточнить и расширить представления о строении рыб;Учить различать и называть геометрические фигуры в различных пространственных положениях;Учить ориентировки на листе бумаги; повторить счет в пр. 20Ра...

Конспект НОД по ФЭМП (познание) в подготовительной группе детей с нарушением зрения на тему: «Путешествие по Галактике»

Конспект НОД по ФЭМП (познание) в подготовительной группе детей с нарушением зрения на тему:«Путешествие по Галактике»Программное содержание:- учить детей строить числовой ряд в пределах 12;- про...

Сценарий весеннего праздника в подготовительной группе детей с нарушением зрения «ЗДРАВСТВУЙ, МИЛАЯ ВЕСНА!»

Приход весны всегда воспринимается как долгожданное и значимое событие, достойное того, чтобы по- особенному его отметить. Предлагаю один из возможных вариантов того, как можно провести праздник прихо...

Конспект занятия "Йога для дошколят" подготовительной группы детей с нарушением зрения.

Йога - прекрасный вид двигательной активности,который удовлетворит потребность детей в движении.Благодаря упражнениям йоги дети станут бодрыми, гибкими,координированными, улучшат способность в концент...

Организация предметно - развивающей среды в подготовительной группе детей с нарушением зрения.

Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детей с нарушением зрения....

Сценическое воплощение басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Театрализованная деятельность в подготовительной группе детей с нарушением зрения.

Предлагаем вашему вниманию сценарий театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с использованием разных видов театра. Данная разработка может быть испол...