использование опорных схем при составлении рассказов с дошкольниками
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
Интересное и простое для понимания дошкольниками средство разития речи и познания окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_na_konkurs.docx | 13.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Основной вид деятельности дошкольника – игра. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Результаты последних психолого-педагогических исследований показали, что дошкольнику полезнее предлагать не только иллюстрацию, но также необходимо показывать различные направления: абстрактные, комичные, схематичные, реалистические и т.д. Весь этот материал оказывает значительную помощь в развитии словесного творчества детей, т.к. наглядность и четкость их исполнения позволяет удерживать в памяти большое количество информации и гибче моделировать сюжет.
Очень полезными в этом процессе являются опорные схемы, наглядные модели, символы. Ребёнок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб ( скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора), значки машин и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование в работе опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.
Опорные схемы – это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить.
Схемы, символы, модели должны “рождаться” на глазах детей в момент объяснения нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц. Цель опорных схем – "...изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти" (В.Ф. Шаталов), облегчить запоминание. Опорные схемы – это, как стержень, на который нанизывается материал. Не застывшая модель, а постоянно дополняемая новым материалом система. Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо, поэтому познавая мир, у ребёнка в основном задействован только один вид памяти – вербальный.
Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную память, включить ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов, которыми сопровождалась подача материала. Наглядность и красочность их исполнения позволяет детям удержать в памяти большое количество информации. Кроме того, эти карты стимулируют развитие психических процессов, активизируют связную речь, обогащает словарь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорные схемы для составления рассказов по теме "Птицы"
Предназначается для старших дошкольников. С помощью опорных схем дети учатся составлять сравнительные рассказы- описания о птицах средней полосы России....
Конспект по развитию речи Тема: " Составление рассказа по картине "Зима пришла" с использованием опорных схем. (старшая группа)
Конспект по развитию речиТема: " Составление рассказа по картине "Зима пришла" с использованием опорных схем. (старшая группа)...
Консультация для педагогов на тему: "Использование опорных схем в составлении описательных рассказов"
В консультации описываются пути использования опорных схем для умения детей составлять описательные рассказы....
«Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста» (из опыта работы)».
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием развития ребенка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного в...
Консультация для родителей «Использование опорных схем в составлении описательных рассказов»
Развитие речи теснейшим образом связано с формирование мышления и воображения ребёнка. Активизировать речевое развитие нам помогут схемы - описания....
Использование опорных схем при обучении старших дошкольников с ОНР составлению рассказа о профессии взрослого"
Опыт работы по развитию связной речи детей 6-7 лет....
Проведение занятия (из опыта работы) по обучению старших дошкольников составлению описательного рассказа по картине "Собака со щенками" с использованием опорных схем
Из опыта моей работы предлагаю познакомиться с использованием опорных схем при обучении старших дошкольников составлению пересказа по картине "Собака со щенками". Особое внимание...