Викторина "Знатоки природы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Войтенко Евгения Ивановна

Мир, окружающий ребенка - это прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисправимой красотой. "Здесь, в природе, вечный источник детского разума" - Ц.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_znatoki_prirody.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

 учреждение №1 «Тополёк»

Разработала:

Воспитатель I категории

Войтенко Евгения Ивановна

п.Тарасовский

2013 г.

Викторина «Знатоки природы».

  ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о природе. Через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к природе. Упражнять в совместной командной деятельности. Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость и логическое мышление.

  МАТЕРИАЛ: экологические знаки, серия картинок «Птицы», аудиозапись, песочные часы.

  Вед.: Сегодня в нашем зале собрались знатоки природы.

  А что такое природа? (это растения, животные).

Есть на земле огромный дом под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы, весенний звон ручья

Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.

Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем

Природою родной земли зовется этот дом.

  Я рада приветствовать вас на викторине  «Знатоки природы».

  Сегодня соревнование состоится между командами «Белки» и «Медвежата».

  Оценивать наши команды будет компетентное жюри (приглашаются воспитатели). На решение задания отводится одна минута. Сигнал к началу размышления дается на металлофоне. За каждый правильный ответ «Белки» будут получать грибочки, «Медвежата» - ягодку.

  Приветствие команд:

  «Белки»: Мы команда белок,

                 Сильных и умелых,

                 Ловко прыгаем в лесу,

                 Сохраняя красоту.

  «Медвежата»: Мы ребята – медвежата

                          Живем в густом лесу

                          Мы все видим и все знаем,

                          И природу охраняем.

  Вед.: 1 конкурс «Разминка».

  Вопросы для команды «Белки»:

  1. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие).
  2. Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (домашние).
  3. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (насекомые)
  4. Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
  5. У какого дерева белый ствол? (береза)
  6. Как называется дом муравьев? (муравейник)
  7. Как назвать детеныша коровы? (теленок)
  8. Сколько ног у жука? (шесть)
  9. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
  10. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
  11. У какого зверя есть иголки? (у ежа)
  12. Кто в лесу всю зиму спит? (еж, медведь, барсук)
  13. Лев – дикое или домашнее животное? (дикое)
  14. Какого зверя можно назвать длинноухим? (зайца)
  15. Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
  16. Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)

Вопросы для команды «Медвежата»:

  1. На каком дереве растут желуди? (на дубе)
  2. Чем в основном питаются перелетные птицы? (насекомыми)
  3. Карась, щука, сом, окунь – это … (рыбы)
  4. У какого зверя рыжая шубка? (у белки, у лисы)
  5. Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
  6. Какая птица лечит деревья (дятел)
  7. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека (скворечник)
  8. Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
  9. Какая птица выводит птенцов зимой (клест)
  10. У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
  11. Кто в лесу плетет паутину? (паук)
  12. У какого насекомого крылышки красные с черными точками (у божьей коровки)
  13. Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
  14. Чем питается бабочка? (нектаром)
  15. Собака – дикое или домашнее животное? (домашнее)
  16. Что такое зеленый покров Земли? (трава)

  Вед.: 2 конкурс «Птицы».

  Вопрос команде «Белки»:

   Какие птицы прилетают первыми? Зачем они ходят по полю вслед за трактором? (Грачи, ищут червяков, личинок жуков, семена)

 Вопрос команде «Медвежата»:

  Какие птицы прилетают весной позже всех? Почему? (Ласточки, стрижи. Высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые появляются позднее)

 Вопрос команде «Белки»:

  Назовите каких перелетных птиц вы знаете. (ласточка, грач, скворец, жаворонок, цапля, иволга, дрозд, соловей, утка, лебедь, аист, кукушка, журавль)

 Вопрос команде «Медвежата»:

  Назовите каких зимующих птиц вы знаете. (филин, дятел, синица, снегирь, воробей, ястреб, галка, сорока, ворона, клест, голубь, сова, глухарь)

 Задание для обеих команд:

  Из серии картинок выбрать команде «Белок» - перелетных птиц, а команде «Медвежата» - зимующих птиц.

  Вед.: 3 конкурс «Музыкальный».

  Вед.: 4 конкурс «Собери картинку».

  Вед.: 5 конкурс «Конкурс капитанов».

  Капитаны должны сложить картину из частей и прочитать стихотворение.

  Капитан команды «Белки»:

Осень в лесу каждый год

Платит золотом за вход.

Поглядите на осину –

Вся одета в золото,

А сама лепечет:

- Стыну….. –

И дрожит от холода.

А береза рада

Желтому наряду:

- Ну и платье!

Что за прелесть! –

Быстро листья разлетелись,

Наступил мороз внезапно.

И березка шепчет:

- Зябну!.. –

Прохудилась и у дуба

Позолоченная шуба.

Спохватился дуб, да поздно

И шумит он:

- Мерзну! Мерзну! –

Обмануло золото –

Не спасло от холода.

  Капитан команды «Медвежата»:

Под ногой похрустывают льдинки,

Ничего не видно. Темнота.

И шуршат листочки – невидимки,

Облетая с каждого куста.

Осень ходит по дорогам лета,

Все притихло, отдыхать легло.

Только в небе празднично от света –

Небо все созвездия зажгло!..

С золотыми листиками схожи,

Звезды с неба сыплются, летят…

Будто в темном, звездном небе тоже

Наступил осенний листопад.

  Вед.: А теперь немножко отдохнем:

  Физ. пауза:

1 – присядка, 2 – прыжок и опять присядка,

А потом опять прыжок – заячья зарядка.

И волчата как проснутся, очень любят потянуться.

Обязательно зевнут, ловко хвостиком махнут.

И лисята спинки выгнут и неслышно с места спрыгнут,

Перед тем как прогуляться, начинают умываться.

Ну а мишка косолапый широко разводит лапы,

То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.

Все дышите! Все дышите! Все в порядке, отдохните.

  Вед.: 6 конкурс «Как вести себя в природе».

  1 ситуация (для команды Белки).

  Гуляли девочки по лесу ранним весенним утром.

 - Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

 - А в нем яичко.

 - Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

 - Мы будем заботиться о нем!

  Девочки взяли яичко с собой.

Вед.: Правильно ли девочки поступили?

Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

  2 ситуация (для команды Медвежата).

  Две сестренки гуляли по лесу.

 - Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

 - Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

 - Давай сорвем его и отнесем маме.

Вед.: Правильно ли девочки поступили?

Дети: Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.

  3 ситуация (для команды Белки).

  Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.

Вед.: Правильно ли мальчик поступил?

Дети: Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

 4 ситуация (для команды Медвежата).

 После дождя дети пошли гулять во двор

 - Посмотри, сколько червяков!

 - Давай соберем их и девчонок испугаем!

 - Пойдем посмотрим где девчонки!

  Оставляют банку с червями закрытой.

Вед.: Правильно ли ребята поступили?

Дети: Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые растения.

  Вед.: 7 конкурс «Вопросы о растениях, животных и насекомых». Чья команда ответит на большинство вопросов, та и выиграла.

  • Для чего нужна трава? (для красоты, живут насекомые, как корм для животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух)
  • Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (у хвойных деревьев вместо листьев – иголки, хвоя, они не боятся мороза)
  • Какое дерево летом и зимой остается зеленым? (ель, сосна)
  • Какую пользу приносят деревья? (листья деревьев собирают пыль и грязь, обогащают воздух чистым кислородом)
  • Куда зимой пропадают насекомые? Прячутся под корой деревьев, под сухими листьями, забиваются в щели домов, заползают под землю и впадают в спячку)
  • Сколько крыльев у жука? (четыре)
  • Кто в лесу плетет паутину? (паук)
  • У какого домашнего животного есть рога? (корова, коза)
  • Почему в одних случаях заяц - белый, а в других – серый? (белый заяц бывает зимой, а весной и летом – серый)

    Вед.: 8 конкурс «Что означают эти экологические знаки?».

  1. Не разводи в лесу костер.
  2. Не обижай в лесу зверей.
  3. Не рви цветы и не топчи траву.
  4. Не разоряй гнезда птиц.
  5. Не лови бабочек и других насекомых.
  6. Не топчи мухоморы.

  Вед.:

  Знают все взрослые, знают все дети,

  Что вместе с нами живут на планете

  Белые рощи, лесные дубравы,

  Реки, речушки, деревья и травы!

  Все доверяет тебе человек!

  Ты самый умный, а значит, в ответе

  За все живое, что есть на планете!

  Вед.:

Вести в лесу достойно просим,

В лесу запомни, что мы гости!

  Дети:

Умных правил не забудем

Уважать природу будем!!!

     

Подведение итогов. Награждение

      Песня: «Осень»

 

 

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...