Открытое занятие по познавательному развитию в старшей «Б» группе «Путешествие Капельки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Содержание занятия направлено на интеллектуальное развитие детей, формирование познавательных интересов, целостной картины мира исследовательской и продуктивной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_kapelki.konspekt.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АЛЕЙСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 2 КАТЕГОРИИ
ГОРОДА АЛЕЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Открытое занятие по познавательному развитию
в старшей «Б» группе
«Путешествие Капельки»
Провела: Халикова Элеонора Наильевна
воспитатель
1 квалификационной категории
Алейск 2013г.
Цель - Помочь детям понять ценность воды в природе.
Задачи: Совершенствовать знания детей о значении воды в
жизни человека, в животном и растительном мире.
Уточнить и закрепить знания детей о свойствах, формах и видах
воды.
Формировать представление о круговороте воды в природе.
Закрепить навыки работы в лаборатории.
Развивать социальные навыки: учитывать мнение
партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою
правоту.
Развивать речь, мышление, наблюдение, любознательность.
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к
окружающему миру.
Предварительная работа
1.Беседа с детьми о воде, её роли в жизни человека, в животном и растительном мире.
2.Чтение художественной литературы по теме «Вода».
3.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4.Проведение экспериментов с водой.
5.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Тучка и капельки», «Маленькие человечки», «Разрезные картинки».
6.Наблюдение за водой в природе.
7.Изготовление книжек-малышек, мини-плакатов на тему «Вода».
8.Индивидуальные сообщения детей (работа с родителями):
« Значение воды для стрекозы», Как добывают воду лесные жители».
9.Заучивание стихотворений по теме «Вода».
Персонаж – Капелька
Материалы к занятию: карточки-символы ( «Роль воды в жизни человека»), экологические карточки («Правила обращения с водой»), плакат «Круговорот воды», растение с корнем (в прозрачном стаканчике), приборы
для лаборатории (стаканчики с водой, с соком, с молоком, трубочки), заварочный чайник, травы (малина, смородина, мята), кипяток, чашки.
Дети заходят в зал. Встают в круг. Предлагаю поприветствовать друг друга.
Поскорее в круг вставайте
И за мною повторяйте!
«Добрый день!»- тебе сказали.
«Добрый день!» - ответил ты!
Нас две ниточки связали
(берутся за руки)
Теплоты и доброты!
Воспитатель: Ребята, очень важно начинать свой день с улыбки. Давайте,
улыбнёмся друг другу!
Звучит аудиозапись - звуки воды.
Воспитатель: Ребята, слышите какие-то звуки? Что это?
Дети: Вода!!!
Входит печальная Капелька.
Воспитатель: Дети, к нам кто-то пришел. Ты кто?
Капелька: Я – водяная Капелька.
Я – очень всем нужна!
Покапаю, покапаю –
Получится – ВОДА!
Воспитатель: А почему ты такая грустная? Что случилось?
Капелька: Как же мне не грустить? Злая ведьма Грязильда сказала, что От воды нет никакой пользы, что она мокрая, неприятная. Если не будет воды. Всем будет сухо и хорошо…
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, права ли ведьма Грязильда?
Дети рассуждают.
Воспитатель: Что же делать?
Приходим к выводу: Надо рассказать Капельке о пользе воды, убедить её в том, что без неё – без воды, нет жизни на Земле.
Воспитатель: Ты, Капелька, не расстраивайся. Давайте, все вместе
разберемся, где и какая вода бывает на Земле.
Капелька, послушай, что наши дети знают о воде. Итак,
Вопросы к детям:
- Где на нашей планете есть вода?
- Где находится соленая?
- Где – пресная?
- Какую воду используют люди для своих нужд? ( пресную, солёную - для лечения).
Капелька хвалит детей.
Воспитатель: Человек не может без воды. Людям нужно много воды.
Ребята расскажут, как человек использует воду.
Работа с карточками-символами
(Карточки с изображением стиральной машины, лейки, кастрюли, кружки, ванны, ведра со шваброй)
Дети подходят к мольберту и рассказывают, для каких целей человек использует воду. На каждую карточку крепится капелька из синего картона.
Капелька хвалит детей.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Наши ребята вместе с родителями, дома, нашли интересные сведения о том, кому ещё в природе нужна для жизни вода.
Капелька: Я с удовольствием послушаю.
Индивидуальные сообщения детей
1 ребенок: «Нужна ли вода зайчикам и белочкам?»
2 ребенок: «Значение воды для стрекозы»
Капелька хвалит детей.
Звучит аудиозапись - «Звуки дождя»
Воспитатель: Ой, а что это? Кажется, дождь начинается…
Коммуникативная игра-массаж «Дождь»
(дети становятся в круг, друг за другом, «паравозиком»)
Дождик бегает по крыше-
Бом, бом, бом!
По веселой звонкой крыше-
Бом, бом, бом!
(похлопывание ладонями по спине)
Дома, дома посидите-
Бом, бом, бом!
Никуда не выходите-
Бом, бом, бом!
(постукивание пальцами по спине)
Почитайте, поиграйте-
Бом, бом, бом!
А уйду – тогда гуляйте
Бом, бом, бом!
(поколачивание кулачками по спине)
Дождик бегает по крыше-
Бом, бом, бом!
По веселой звонкой крыше-
Бом, бом, бом!
(поглаживание ладонями по спине)
Воспитатель: Дети, посмотрите вокруг, чему еще нужна вода?
Дети отвечают: столу, посуде, рыбкам в аквариуме, комнатным растениям...
Капелька: Комнатным растениям? Они, что, тоже пьют? Но ведь у них нет стаканов. Да у них нет даже рта. Как же они пьют?
Дети рассказывают Капельке, как при помощи корней растения поглощают воду. Демонстрация растения с корнем, в прозрачном стаканчике.
Капелька удивляется.
Воспитатель: Вот видишь, Капелька, вода нужна абсолютно всем. Вода – это бесценный дар природы.
Капелька подходит к столу, где находятся приборы для исследовательской деятельности.
Капелька: Ой, а что это у вас такое интересное?
Воспитатель: Это наша детская лаборатория. Здесь мы опыты проводим. Хочешь поучаствовать?
Капелька соглашается.
Дети садятся за столы.
Опыт №1. Прозрачность воды.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить трубочки. В каком из стаканов они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стаканчике с молоком – нет!
Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет!
Опыт № 2. Вода без запаха.
Предложить детям понюхать воду и спросить, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Затем предложить понюхать апельсиновый сок в стакане.
Вывод: вода не имеет запаха, а сок пахнет апельсином.
Опыт № 3. Вода без вкуса.
Воспитатель: Предложить попробовать воду через соломинку, затем – сок.
Вывод: Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Дети, какими свойствами обладает вода?
Дети: Вода – прозрачная, жидкая, не имеет запаха и вкуса.
Воспитатель: Хорошо, молодцы! Из каких капелек («человечков») состоит вода (метод «маленьких человечков» - ТРИЗ)? Давайте, покажем.
Дети поднимаются с мест.
Воспитатель: Что находится «внутри» воды? Из чего она состоит?
Дети: Вода состоит из «жидких человечков».
Дети ставят руки на пояс, раскачиваются из стороны в сторону.
Воспитатель: А могут ли «жидкие человечки» стать твердыми? Что необходимо сделать?
Дети: Если воду вынести зимой на улицу, то «человечки» воды станут замерзать и скоро станут твердыми.
Воспитатель: Покажите, как превращаются «жидкие человечки» в твердых.
Дети: «Жидкие человечки», почувствовав, что замерзают – прижимаются друг другу.
Дети взявшись за руки, прижимаются друг другу ( «превращение в твердых человечков»)
Воспитатель: Вода состоит из капелек. В зависимости от температуры, капельки принимают либо жидкое, либо твердое состояние.
Ребенок 1. Коль нырнуть зимою с вышки,
То набьёшь, конечно, шишки.
Знать тверда была вода,-
Ты ответишь без труда.
Ребенок 2. Ну, а если прыгнуть в воду
В очень теплую погоду –
Будешь мокрым ты до нитки,
Летом лёд бывает жидким.
Воспитатель: Ребята, а зимой, где встречается вода в природе, в виде чего?
Дети: В снегу, в сосульках, в снежинках, во льду.
Воспитатель: Видишь, Капелька, сколько интересного знают дети о воде.
Капелька хвалит.
Воспитатель: К воде нужно относиться бережно. Ребята, а что будет, если воды не будет?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте, с вами вспомним правила обращения с водой.
Подходим к мольберту, на котором прикреплены экологические знаки.
Работа с экологическими знаками.
Дети садятся на стульчики.
Капелька: А вот ребята, наверное, не знают, откуда берется вода?
Воспитатель: Капелька, дети тебе расскажут, что они знают.
Работа с плакатом «Круговорот воды».
Капелька восхищается.
Ребенок 1. В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда!
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход!
Ребенок 2. По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Ребенок 3. Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь.
Вас окружает везде и всегда
ВСЕ: Эта волшебница – ВОДА!
Воспитатель: Ну, что, Капелька, мы убедили тебя, что вода необходима всему живому в мире? Без воды нет жизни на Земле. Все живое погибнет без воды. Так что, не обижайся на Грязильду. Она сама о воде ничего не знает. Её нужно в детский сад привести и научить всему.
Капелька: Спасибо, ребята. Вы мне очень-очень помогли. Я обязательно передам Грязильде всё то, чему вы научили меня.
А сейчас я хочу угостить вас чаем. Чай не простой, а с травами (малина, смородина, мята).
Капелька заваривает чай с различными травами.
Капелька: Попробуйте…
Воспитатель: Без воды мы бы не смогли заварить такого вкусного чая!
Давайте скажем Капельке спасибо!
Капелька: Ну, а мне пора возвращаться на облачко. Скоро увидимся! До свидания (уходит).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»
На базе МДОУ "Детский сад комбинированного вида было разработано и опробовано открытое занятие по познавательному развитию "Путешествие по экологической тропе" для детей старш...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Путешествие в космос»
Цель: Способствовать расширению знаний о космосе, солнечной системе. Познакомить детей с первыми покорителями космоса, сформировать представление о работе космонавта. Систематизировать знания о п...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию во второй младшей группе. "Путешествие в зимний лес".
Представляю вашему вниманию занятие по познавательному развитию, проводимое во 2 младшей группе, в форме путешествия. Занятие вызвало положительные эмоции у детей....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе «Путешествие в сказку»
Разработка открытого занятия по познавательному развитию(ФЭМН) в средней группе детского сада....
Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну математики»
Цель: Продолжать формировать у детей элементарные математические представления....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в мир профессий»
Цель: создание условий для формирования знаний детей по теме «Профессии взрослых». Задачи: Образовательные: 1. Способствовать успешному усвоению знаний по теме «профес...
Открытое занятие по познавательному развитию в старшей компенсирующей группе "Путешествие в Фиолетовый лес"
План-конспект занятия по математике в старшей группе с использование развивающих игр Воскобовича...