Наше сердце
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

Формирование элементарных знаний о сердце у старших дошкольников.

Задачи:

- познакомить детей с работой человеческого сердца, показать значение сердца для всего организма и разъяснить роль вен и артерий в работе сердечно – сосудистой системы;

- научить находить пульс на запястье и считать удары своего сердца;

обучать правилам сохранения здорового сердца, вырабатывать сознательное отношение к здоровому образу жизни;

- формировать любовь и сознательное отношение к выполнению физических упражнений для сохранения здорового сердца;

- развивать умение логически мыслить, четко и ясно отвечать на поставленные вопросы, устанавливать логические связи;

- развивать чувство ритма: определение метроритмических пульсаций, передачи хлопками ритма рисунка;

- обогащение словаря, умение правильно подбирать прилагательные.

Оборудование: рисунок человеческой фигуры с сердцем и кровеносными сосудами - веной и артерией; схема – рисунок сердца и легких большого размера, следы красного и синего цвета; вырезанные из красной бумаги сердечки.

Методические приёмы: беседа, вопросы к детям, использование наглядного материала, игры, заучивание, чтение, побуждение к ответам, поощрение.

Предварительная работа.

НОД: «Если хочешь быть здоровым!», «Кто мы? Какие мы?»; Чтение художественных произведений – сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Снежная королева», «Мороз Иванович», «Буратино»; энциклопедии: «Главное чудо света», «Человек», «Расти здоровым»; беседы на тему: «Я и мое здоровье»; рассматривание иллюстраций, картин; рисование на тему: «Какие мы», игры «Полезные – вредные», «Доктор Айболит», «Ласковушка».

Словарная работа: сердце, пульс, мышечный мешочек, «золотое» сердце, фонендоскоп, вена, артерия, кислород, углекислый газ, кровь, сократилось, красного, синего цвета, стучит, сильное, слабое.

Ход НОД

1. Вступительное слово. 

Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим об очень важном органе нашего организма. А как он называется, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Холодное, но не космос,

Горячее, но не пламя,

Ему не хочется покоя.

Стучит он в груди тук-тук-тук.

Дети. Сердце.

Воспитатель.  Молодцы! Теперь мы знаем, что это сердце. Давайте послушаем, как бьются ваши сердечки. (Слушают, прислонившись, ухом к спине друг друга)

Воспитатель. А как вы узнали, где нужно слушать биение?

Дети. Почувствовали, приложив руку.

Воспитатель.  Проговорите, как оно стучит.

Песенка сердца – тук-тук-тук.

Воспитатель. А если вы волнуетесь?

Дети. «Тук-тук-тук-тук»

Воспитатель. Если вы испугались? «тук-тук-тук-тук-тук» Поэтому и говорят «выскочит сердце от испуга».

Воспитатель.  А теперь попробуем прохлопать, как бьется наше сердечко. Дети хлопают в ладоши.

Определение по пульсу.

Воспитатель.  Биение сердца еще можно определить по пульсу (воспитатель показывает, как найти пульс на запястье, дети находят его и считают удары сердца).

Воспитатель. Как врач узнает биение вашего сердца?

Дети. Он слушает специальным аппаратом, который называется стетоскоп. Дать детям возможность прослушать биение сердца стетоскопом.

Воспитатель. Еще раз повторите, как называется этот прибор.

Дети. Стетоскоп.

2. Игра «Какое бывает сердце»

Цель: умение правильно подбирать слова – прилагательные, обозначающие определения (большое –маленькое, доброе –злое, любвеобильное, золотое, преданное, смелое, трусливое, горячее, холодное, пламенное, ледяное, ласковое и т.д.)

За каждый ответ ребёнку даётся бумажное сердечко.

3. Рассматривание плаката, нахождение сердца.

Игра "Расположи правильно сердце".

Цель: уметь правильно находить расположение сердца.

Воспитатель. Покажите, где находится сердце. Приложите к этому месту бумажное сердечко.

Размер сердца взрослого человека, малыша и старого человека разный. Сожмите кулачек. Вот такого размера ваше сердечко.

Воспитатель.  А почему мы с вами его не видим как, например, рот, нос, глаза? Его защищает грудная клетка, мышцы, кожа.

Нащупайте у себя грудную клетку – это наши ребра, они охраняют сердце (показать на плакате).

Воспитатель.  Несмотря на небольшой размер нашего сердца, оно работает днём и ночью. Что случится, если оно перестанет биться?

 

4. Составление правил здорового сердца.

Воспитатель.  Мы должны сердце беречь, заботиться о его состоянии. Давайте вместе подумаем, какие правила надо соблюдать, чтобы сердце не болело и работало дольше. (Дети высказывают свои предположения, а воспитатель записывает).

Воспитатель. Вот мы и составили правила здорового сердца:

1. Не переутомляться.

2. Спать днём.

3. Вечером вовремя ложиться спать.

4. Кушать полезную еду.

5. Тренировать сердце  (бегать, прыгать, выполнять физические упражнения, закаляться).

Воспитатель.  Сейчас мы с вами потренируем свое сердце. Вставайте и дайте попрыгаем и побегаем (прыжки и бег на месте).

Воспитатель.  Молодцы, а теперь, проверти свой пульс. Какой он спокойный или учащенный?

Воспитатель.  Давайте сделаем дыхательное упражнение, чтобы сердце успокоилось, и сядем на стульчики.

5. Информация. Рассматривание рисунка человека с сердцем и кровеносными сосудами.

Воспитатель.  Сожмите кулачек, разожмите, сожмите, разожмите. Вот так, как насос, никогда не останавливаясь, работает наше сердце, перекачивая кровь. Наше сердце похоже на насос. Оно присматривает за реками, которые текут от него и в него впадают, (показываю на рисунке) Представьте себе пароходы, которые везут грузы. Так и сердце, сокращаясь, выталкивает красную реку крови в "Артерии" (показываю). По ней пароходы с "кислородом" и питательными веществами из съеденной нами пищи отправляются в путешествие по всем клеточкам нашего организма. Но самое удивительное: кровяные "пароходики", отдавая полезные вещества, забирают из организма вредные и везут их по синим венам. Эти реки – сосуды так и называются – Артерии и Вены. Повторите.

6. Моделирование работы сердца.

Воспитатель.   Давайте сделаем макет, чтобы лучше понять, как кровь движется в нашем организме (воспитатель кладет на пол бумажные сердце и легкие).

Воспитатель.  Это наше сердце и легкие. Из сердца кровь течет по артериям (выкладывает красные следы) раздает каждой клеточке питательные вещества и кислород и забирает у них углекислый газ. Насыщенная углекислым газом кровь по венам (синие следы) возвращается к сердцу.

Воспитатель.  Как вы думаете, где кровь может взять новую порцию кислорода? Правильно в легких потому, что мы вдыхаем кислород. Поэтому, вернувшуюся в сердце кровь, оно перекачивает сначала в легкие, где она отдает углекислый газ (мы его выдыхаем), забирает кислород и поступает опять в сердце. И начинается новое путешествие крови по нашему организму (предложить 2-3 детям пройти по следам путь крови). Получается как бы два круга кровообращения большой и маленький. Так, ни на миг не останавливаясь, трудится наше сердце.

Воспитатель.  Теперь вы знаете, как работает сердце и как движется кровь в нашем организме, и почему важно иметь здоровое сердце. Давайте вспомним, что для этого нужно делать (дети называют правила здорового сердца).

7. Заключение.

 Воспитатель. Что бы вы могли рассказать своим родным о сердце?

Воспитатель. Что бы посоветовали своим папам и мамам?

Воспитатель.  Молодцы. Теперь все желающие могут «пройти» путь нашего кровообращения.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Г.Тукай - в наших сердцах

Сценарий праздника, посвященному великому татарскому поэту Г.Тукаю...

Конспект занятия по развитию речи:"Габдулла Тукай в наших сердцах".

Это занятие систематизирует знание детей о творчестве Габдуллы Тукая, совершенствует навыки выразительного чтения стихотворений, вызывает у детей радость от участия на занятии, воспитывает интерес к т...

Игра- Конкурс "Г.Тукай в наших сердцах".

Цель:Познакомить детей подготовительной группы с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая.Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая.Формировать у детей честность, правд...

НОД: "Я-человек. Наше сердце, система кровообращения"

Занятие дает представление детей о системе кровообращения (сердце, кровеносные сосуды, их функции и расположение в теле человека; кровь, ее назначение); способствует  развитие способности делать ...

Педагогический проект «А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло!» Выполнила: Родюкова Наталья Александровна «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей с

В ФГОС  ДО говорится, что одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является «взаимодействие с родителям...

Педагогический проект «А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло!» Выполнила: Родюкова Наталья Александровна «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей с

В ФГОС  ДО говорится, что одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является «взаимодействие с родителям...