Конспект интегрированного занятия для старшей группы "Откуда к нам хлеб пришел?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_otkuda_k_nma_khleb_prishel.docx | 33.83 КБ |
Предварительный просмотр:
-
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
«Откуда к нам на стол хлеб пришел?»
Выполнила: Ждамарова Елена Ивановна
воспитатель МБДОУ детский сад №8 «Солнышко»
почтовый адрес: 652420 Кемеровская область, город Березовский
улица 40 лет Октября ,дом 26
контактный телефон: 89516157676
8(384-45)31215
Программные задачи:
Обучающие задачи:
Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.
Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.
Познакомить с профессией пекаря.
Развивающие задачи:
Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу.
Формировать умение работать сообща. Вызывать интерес к коллективному труду.
Интегрируемые образовательные области:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье».
Словарь:
Пекарь, трактор, комбайн, мельница, булочка, овсяное, ржаное, пшеничное, мягкое, пушистое, податливое, ароматный, аппетитный.
Оборудование:
Для педагога: ИКТ, презентация «Откуда к нам на стол хлеб пришел», магнитофон, запись песен о хлебе, каравай, мука, влажные салфетки, кисточки для смазывания теста, вода, полотенца каждому ребенку.
Для детей: зерна, розетки на каждого ребенка, колосья, тесто, доски разделочные, влажные салфетки.
Предварительная работа:
Рассматривание колоска;
Рассматривание картины И.Шишкина «Рожь»;
Экскурсия на кухню;
Чтение сказки «Колосок»;
Опробование хлебобулочных изделий;
Чтение стихотворения С.Погореловского «В каждый дом, на каждый стол»
Рассматривание картины И.Машкова «Снедь Московская: хлебы»;
Прослушивание русской народной песни «Как у наших у ворот»;
Разучивание слов и мелодии песни – хоровода «Лады, лады, ладушки»;
Ходьба в хороводе легким, равномерным шагом, соответствуя ритмическому рисунку песни;
Знакомство с хороводной игрой, разучивание слов, движений;
Работа над жестами и мимикой.
Ход работы:
Воспитатель:
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол,
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (Колобок)
Колобок: - Здравствуйте ребята! Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел… А как я к ним вообще попал не помню. Вы мне не подскажете?
Дети: ответы
Колобок: - Когда я к вам шел, видел много чего интересного, но не все понял. Помогите мне отгадать вот такую интересную загадку
Колобок:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает - подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкуснее и полезней нет.
Дети: Это хлеб.
Слайд№2
Воспитатель: - Подумайте, в чем сходство колобка и хлеба? ( Сделан из теста.)
- А хлеб, ребята, такой же путешественник, как и колобок в сказке!
- Хотите узнать почему?
Колобок: откуда берется у нас дома хлеб?
Дети: Из магазина
Воспитатель: - Правильно, из магазина! А откуда он берется в магазине?
Дети: ответы
Воспитатель: - Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие и возьмем с собой колобка. А что за путешествие нас ждет, если мы будем говорить о хлебе?
Дети: Путешествие хлеба с поля к нам на стол.
Воспитатель: - Это правильно! Путь этот долог: от зернышка до каравая.
Воспитатель: - Итак, путешествие начинается.
Вначале нашего путешествия Юля нам расскажет стихотворение
Ребенок: Не хлебом единым живет человек ,
Но жизни без хлеба не мыслит
Хлеб "головою" считали весь век
Ему поклонялись, молились.
Воспитатель: - Хлеб является символом благополучия и достатка
- Хлеб — одна из тех традиционных ценностей, которая выдержала огромное испытание временем. Люди в разных точках земного шара начинают свой день завтраком с хлебом.
Слайд№3
Воспитатель: -На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме.
Слайд№4,5
Воспитатель: - Во время нашего путешествия мы с вами узнаем секреты о том, как хлеб к нам на стол пришел.
Воспитатель:
-В прошлом году в поле люди вскопали и посеяли зернышки. Чем пахали землю люди?
Дети: Ответы. ( Тракторами)
Воспитатель: - Как называется профессия человека который работает на тракторе?
Дети: Ответы (Тракторист)
Слайд№6
Зернышки были разные. Посмотрите, я принесла их показать. (показывает зерна пшеницы, овса, ржи.)
Немного прошло времени и эти зерна проросли и превратились в огромные поля зеленой поросли .
Слайд№7
Скоро совсем ростки поднялись над полем и у ростков появились колоски.
Слайд№ 8
А там спрятаны были такие же зернышки, как я вам показала. Посмотрите на колоски, я принесла их. (Показ)
Слайд№9
Потом зернышки в колосках за лето созрели, и все поле стало словно золотое.
Слайд№10
Вот и наступила эта осень. Начинается жатва В поле появились машины, которые будут убирать колоски . Как называются эти машины, кто знает?
Дети: Они называются комбайны.
Слайд№11
Колобок: - Ребята, вы случайно не знаете, как называют тех людей, которые работают на комбайне?
Дети: - Комбайнеры
Воспитатель: - Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.
Слайд№12
Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
Слайд№
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель: - А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети:
На мельницу.
Воспитатель:
Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети:
На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель:
- Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.
Воспитатель: - С хлебом связано много обрядов. У славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. С хлебом и солью встречали гостя, хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.
Слайд№13
Воспитатель: Ребята , а вы знаете какие -нибудь приметы о хлебе
Дети:
1.Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
2. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
3.Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
4.Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
5.Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
6.Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Воспитатель: - Ну, вот и убрали урожай с поля, можно и песни петь, хороводы водить. А давайте и мы с вами споем песню и поводим хоровод.
Хоровод "Лады, лады, ладушки".
Музыка Е. А. Гомонова, слова 1 куплет Е. А. Гомонова, 2,3 куплеты из сборника "Народные праздники в детском саду". Авторы: М.Б. Засцепина, Т. В. Антонова
Лады, лады ладушки,
Рада нам хозяюшка
Мы о хлебушке поем
Разговор ведем о том.
Убран хлеб, и тише стало,
Жарко дышат закрома,
Поле спит, оно устало,
Приближается зима.
Над селом дымки плывут,
Люди хлеб в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Хлебом нашим угощайтесь
Воспитатель: - Ребята давайте подойдем к столу.(На столе в тарелочках лежит мука, зерно) Ребята, перед тем как пекари начинают работу с мукой, как вы думаете, что нужно сделать?
Дети: Помыть руки, и надеть передник.
Воспитатель: Вот и мы с вами превратимся в пекарей, подойдите пожалуйста к умывальнику и помойте свои руки.( Дети моют руки, вытирают из заранее приготовленными полотенцами и надевают фартуки.)
Воспитатель: - Давайте потрогаем руками зерно, оно какое на ощупь, по форме, размеру, цвету? Попробуем на вкус.
Дети: твердое, овальное, маленькое, золотистого цвета.
Воспитатель: Потрогаем пшеничную муку. Что можно сказать про муку?
Дети: Она мягкая, рассыпчатая, белого цвета
- А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая,
Показать из чего замешивают тесто. ( На столе стоит тарелочка с сахаром, солью, дрожжи, мука, масло подсолнечное, вода и тесто дрожжевое.)Дать детям потрогать тесто руками.
Практическая работа: Дети из теста лепят колобки
Воспитатель: Какое тесто по цвету, на ощупь, на вкус?
Дети: Ответы
А сейчас мы с вами поиграем, вставайте в круг.
Физкультминутка «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети:
Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель:
А как все эти продукты называются, одним словом?
Дети:
Хлебобулочные изделия.
Слайд№14
Воспитатель:
Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети: «Каравай хлеба не свалится с неба».
«Что есть в печи на стол мечи».
«Без печки холодно, без хлеба голодно».
«Не красна изба углами, а красна пирогами».
«Хочешь, есть калачи - не сиди на печи».
«Береги хлеб для еды, а деньги для беды».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Хлеб хлебу брат».
«Худ обед, когда хлеба нет».
-«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска».
-«Хлеб да вода – мужицкая еда».
-«Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь».
-«Человек хлебом живет, а не промыслом».
-«Покуда есть хлеб да вода, все не беда».
-«Без хлеба, без соли худая беседа»
Колобок: - Вот здесь в котомке, у меня есть хлеб, мне его заяц дал, когда я его повстречал, давайте попробуем, и скажем из чего он замешан? ( В котомке лежат мелкие кусочки разного хлеба, сделанный изо ржи, пшеницы, овса.)
(Дети пробуют на вкус, говорят о вкусовой разнице) .
• Хлеб, сделанный из пшеницы, называется как?
• Хлеб из ржаной муки?
• Из овсяной муки? (ответы детей) .
Воспитатель: - Хлеб пекут на хлебопекарнях или хлебозаводах.
А теперь еще раз давайте вспомним, как растят и пекут хлеб:
• Весной сначала вспахивают поле кто? (хлеборобы).
• Засевают чем (пшеницей, рожью.).
• Из зерна вырастает что (колосья, в которых много новых зерен).
• Когда собирают урожай (осенью).
• Кто выходит в поле собирать (комбайнеры).
• Кто вывозит зерно с полей (машины, шофера).
• Куда везут на хранение зерно (элеватор).
• Кто подскажет, где делают муку (на мельнице).
• Где пекут хлеб? (хлебопекарня).
• Потом хлеб появляется где? (магазины, больницы, детские сады.)
Колобок: - Ребята сейчас давайте вспомним простые правила. Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб!
• К хлебу нужно бережно относиться.
• Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их.
• Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.
Воспитатель: - Дети, посмотрите, сколько интересных булочек можно испечь из муки (рассматривают на экране).
Слайд№
Воспитатель: Пока мы с вами путешествовали бабушка Колобка испекла нам каравай
Колобок: Вносит каравай на рушнике
Вот он – хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В нем здоровье, наша сила.
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
И не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно,
Потрудились на земле.
Воспитатель: На этом путешествие наше закончилось. Колобку нужно возвращаться домой давайте с ним попрощаемся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятие в старшей группе на тему Хлеб –всему голова Воспитатель Колпакова Галина Борисовна
Конспект занятие в старшей группе на тему Хлеб –всему голова...
Конспект НОД в старшей группе детского сада "Хлеб- всему голова"
дать детям понять, что хлеб является ежедневным продуктом питания, познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий, закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола, воспитывать ува...
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Как хлеб приходит к нам в дом»
Цель:- уточнить представления детей о хлебе;- продолжать обогащать представление детей о профессиях (пекарь);- развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности;- развивать...
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Как хлеб на стол приходит»
Расширение знаний детей о хлебе. Привитие уважения к хлебу и людям, вырастившим его. Формирование у детей представления о ценности хлеба....
Конспект HОД в старшей группе по рисованию «Хлеб-всему голова»
Закрепить знания о хлебе. Показать и рассказать детям из чего делается хлеб....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "КАК ПОЯВИЛСЯ ХЛЕБ"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
Конспект НОД в старшей группе по теме «Хлеб всему голова!»
Цель. Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба. Развивать связную речь детей.Задачи. Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе; активизировать в речи детей прилагательные, ...