Новые современные технологии и игры (экология)
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

В статье представлены методы работы по экологическому воспитанию с детьми раннего возраста. Картотека экологических игр с подручными материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_sovremennye_tekhnologii_i_igry_ekologiya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новые современные технологии и  игры-занятия с элементами экспериментирования используемые в экологическом воспитании с детьми раннего возраста.  

Группа раннего возраста.

                                                  Воспитатель Лукина Г.А.

                                                           ГБДОУ № 93

        Я хочу рассказать о том, как мы осуществляем экологическое воспитание наших детей, используя современные технологии и  элементы экспериментирования.  Наши детки самые маленькие в детском саду, но,  по мнению специалистов, возраст от рождения до трёх лет является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, эмоционального и физического развития человека. Дефицит воспитания в раннем детстве оборачивается невосполнимыми потерями.

   Познавательная активность маленьких детей формируется в процессе ведущей для этого возраста деятельности – предметной, которая является основной для ознакомления с окружающим.

Ребёнок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может  увидеть в природе, и всё это для него впервые, всё удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений  остаются на всю жизнь. От нас взрослых зависит, насколько разнообразной будет поступающая информация, будет ли она окрашена в мрачные тона постоянных «нельзя» или наполнится яркими цветами свободного исследования мира.

                   

        Взрослые должны помочь ребёнку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии умения познавать мир природы, воспитывать заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении: к травке, цветочку, дереву, птичке, и к своим сверстникам и к взрослым.

    Мы первыми вводим малыша в этот прекрасный мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе (доброе, милосердное, гуманное).

      Большое значение имеет то, как мы сами относимся к природе, можем ли мы удивляться и радоваться природе. Очень важно постоянно показывать детям свой интерес к  природе, её объектам и явлениям.  Своим поведением мы должны доказывать, что не утратили способность удивляться и радоваться зелёной травке, яркому цветочку, дереву, птичке, солнцу, снегу, ветру и т.д. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, сочувствие, огорчение, ребёнок учится определённым образом относится к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному.  

     

        Мы работаем по типовой программе. В ней раздел экология (вернее ознакомление с природой) представлен очень элементарно и не особенно интересно.  В настоящее время существует много новых технологий и предложений по этой теме. За последние2-3 года мы приобрели много новой методической литературы по раннему возрасту, изучили её и активно внедряем.

Широко используем серию книг авторов Борисенко и Лукиной «Рождаюсь, расту, развиваюсь». Серия этих книг хороша тем, что весь материал составлен с учётом лексических тем, всё взаимосвязано, всё переплетается.  Естественно, что весь материал составлен в игровой форме. Конкретно по экологическому воспитанию используем серию пособий «Мир малыша» этих же авторов. Весь материал в этих книгах представлен в виде игр. Все игры разработаны с учётом основных педагогических принципов и задач:

  • способствовать расширению чувственного  положительного эмоционального опыта посредством общения с природой;
  •  создавать такие условия, чтобы малыш постоянно ощущал любовь, внимание, заботу окружающих;
  • Развивать зрительное и слуховое внимание; способность к наблюдению, речевую активность ребёнка.;
  • Учить ребёнка бережному отношению к растениям и животным;
  • Воспитывать положительные качества личности6 уверенность себе, смелость;
  • Формировать мотивационные основы экологического сознания.

Используем также в работе методику Тепляковой. Очень интересные, красочные, доступные детям книжки по прогулкам (все четыре сезона).

К концу третьего года жизни малыша  в его познавательном развитии создаются предпосылки к качественно новому этапу освоения окружающего.

    От чисто внешней эмоциональной стороны в приобретении  сведений об окружающем ребёнок переходит к накоплению более содержательных знаний, раскрывающих какие то внутренние закономерности, которых приобретаются посредством наблюдений, усвоением причинно-следственных связей в окружающем мире. Например: светит солнышко – значит тепло; идет дождь – значит сыро; пошёл снег_ пришла зима, стало холодно, вода замёрзла превратилась в лёд, нужно тепло одеваться чтобы не замёрзнуть.

    Как бы не были элементарны первые знания, они становятся стержневыми в познании окружающего мира, ими обогащается раннее детство.

   Одним из приёмов активизации интереса к окружающему является практическое экспериментирование.

 Такие игры-занятия  проходят как деятельность, имеющая цели, задачи, средства, способы осуществления. Например, ребёнок заливает цветную воду в формочки, чтобы на морозе в них образовались цветные ледяные фигурки. Ребёнок накапливает опыт и начинает прогнозировать результат своих действий. Эту деятельность ребёнка  с полным правом можно назвать экспериментированием.

      Игры занятия с элементами экспериментирования пользуются у наших детей особым успехом. Такие игры мы проводим с небольшими подгруппами детей (4-5человек) в вечернее время или утром, когда есть возможность оставить остальных детей под присмотром помощника воспитателя.

 У нас наработана не одна картотека таких игр-занятий. Сегодня я предлагаю вашему вниманию картотеку игр восторга и удивления. Она у нас сделана в двух вариантах: для воспитателей и для родителей.

Игры с крупами.

ПРЯЧЕМ РУЧКИ.

Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в неё руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие словами и улыбкой, предложите ребёнку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошкой о ладошку – немножко колется, да?»

Спрячьте мелкие игрушки – закопайте их в крупу. Предложите ребёнку найти игрушку.

ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ.

Пересыпайте крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Во всех случаях обращайте внимание ребёнка на извлекаемый при этом звук.

Можно использовать разные крупы – рис, горох и др.

ПОКОРМИМ ПТИЧЕК.

В этой игре понадобятся игрушечные фигурки птичек(это могут быть воробышки, курочки, уточки), а также гречневая или рисовая крупа. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички клюют? Да, зёрнышки. Давай насыплем птичкам зёрнышек. Клюйте, птички, зёрнышки!».

ВКУСНАЯ КАШКА.

Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для куклы, а затем покормите куклу: «Вот крупа. Добавим в неё водичку. Помешайте кашку! Варись – варись, кашка! Готова каша? Давай кормить куклу. Кушай, Маша, кашу! Ах! Какая вкусная кашка!»

РАЗЛОЖИ ПО ТАРЕЛОЧКАМ.

Перемешайте в мисочке небольшое количество фасоли и гороха. Затем попросите ребёнка разделить фасоль и горох и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри,  горошинки и фасолинки  перемешались. Давай разложим горошинки  на эту тарелочку, а фасолинки – на эту».

Игры со льдом.

ЛЬДИНКИ.

Приготовьте зарание лёд – вместе с ребёнком  заполните водой форму для льда и поставьте в морозильную камеру. На следующий день достаньте лед и выдавите в мисочку: «Смотри, как водичка замёрзла – стала холодная и твёрдая» Возьмите кусочек льда и погрейте его в ладошке : «Ой! Какая холодная льдинка! А ручка тёплая – давай зажмём в ладошке. Смотри, водичка капает – это лёд тает и снова превращается в воду»

Можно приготовить разноцветный лёд, добавив в замораживаемую воду краски.

ТАЕТ ЛЬДИНКА.

Положите кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!»

В прозрачную стеклянную чашку или в стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать,  как тает лёд в воде разной температуры.

ЛЕДЯННЫЕ ФИГУРКИ.

Замораживайте воду не только  в специальных формочках, но и в других ёмкостях. Используйте для этого пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет и т.д., чтобы получить разнообразные ледяные формы разного размера. Используйте их как конструктор – выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите из кусков льда пирамидку или домик.

СОСУЛЬКИ.

Зимой на прогулке обращайте внимание ребёнка на заледеневшие лужи, сосульки, сугробы и т.д.

Игры со звуком.

ПОСЛУШАЕМ ЗВУКИ.

Окружающий мир наполняют самые разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребёнка – прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай. К звону бокалов друг о друга, скрипу тормозов, стуку колёс поезда. И к тишине.

ПОСТУЧИМ, ПОГРЕМИМ.

Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными или металлическими ложками друг о друга, Легко проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по столу.

НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ.

Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две) – например, горох, гречневая и манная крупа, рис. Один набор коробочек положите перед ребёнком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребёнка к звучанию. Предложите ребёнку найти ту, которая звучит так же.

Помимо круп можно использовать камушки, бусинки и другие материалы. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

СВИСТУЛЬКИ.

Давайте ребёнку возможность услышать разнообразные звучащие игрушки – погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики и т.п.

МУЗЫКАНТЫ.

Неплохо, чтобы у малыша были детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, металлофон, дудочка, гармошка, пианино. Научите ребенка различать их звучание. Для этого играйте за ширмой поочерёдно на разных инструментах, а ребёнок пусть угадает, на чём вы играете.

Научите ребёнка играть на инструментах громко и тихо, медленно и тихо.

ЗВУКИ ПРИРОДЫ.

Оказавшись на природе вместе с ребёнком прислушивайтесь внимательно к звукам вокруг – шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка… Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.

Игры с красками.

ЦВЕТЕНАЯ ВОДА.

Для проведения игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов  в дальнейшем количество стаканов можно увеличивать). Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красную, синюю, жёлтую, зелёную ( можете начинать с любимого цвета ребёнка, если такой есть, это поможет вовлечь ребёнка в игру)- и разведите в одном из стаканов. Комментируя вслух свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребёнка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмём на кисточку твою любимую жёлтую краску, вот так. А теперь… опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри как красиво!»

СМЕШИВАЕМ КРАСКИ.

Смешивая краски, мы получаем возможность получать новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в одном стакане, либо растворять в стакане с чистой водой поочерёдно несколько красок, можно смешивать краску, используя палитру. Так из жёлтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и жёлтого – зелёный, из красного и синего – фиолетовый и т.д.    

РИСОВАНИЕ НА МОКРОМ ЛИСТЕ.

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку, пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по  бумаге. Продолжайте, используя другие цвета.  Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски – вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

ПЕЙТЕ, КУКЛЫ, МОЛОКО.

Накройте на стол, расставьте стаканы, посадите кукол и мишек и угостите их различными напитками.  В этой игре красная вода превратится в томатный сок, белая – в молоко, оранжевая – в фанту, а чёрная или коричневая в кофе… Фантазируйте вместе с ребёнком.

Игры с мыльными пузырями.

Детям очень нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей: с криками восторга малыши гоняются за этими радужными шариками по комнате, пока не передавят все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдувать пузыри часто отказываются, поскольку это требует сноровки и определённого уровня развития дыхания.

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ.

Чтобы соблазнить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку, пластиковую бутылочку с отрезанным дном, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Чтобы получить твёрдую трубочку (коктейльные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно разобрать гелевую ручку и взять от неё корпус – прозрачную пластмассовую трубочку.

Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды.

ПЕННЫЙ ЗАМОК.

В небольшую ёмкость налейте  немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей. Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это – принц, который живёт в пенном  замке».

Игры со светом и тенями.

СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК.

Выбрав момент, когда солнышко заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркала лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Предложите поймать убегающего зайчика. Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить пятнышко света как можно эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну-ка, заяц,  спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.

ТЕНИ НА СТЕНЕ.

Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её свет на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.

УХОДИ ТЕМНОТА.

Когда стемнеет, походите с электрическим фонариком по квартире. Поищите с помощью фонаря знакомые предметы в квартире, загляните в тёмные углы, шкафы, и кладовки.

При помощи фонарика можно устроить освешение в кукольном домике или в домике для игр, который можно соорудить из большой коробки.

ПОДУЕМ НА ОГОНЁК.

Приготовьте устойчивую свечу и зажгите на глазах у ребёнка: « Смотри, свеча горит, как красиво!» Помните, что ребёнок может испугаться – в этом случае отложите эту игру. Если реакция ребёнка положительная, предложите подуть на пламя: « А теперь подуем… Сильнее, вот так – ой, погас огонёк. Смотри, какой поднимается дымок». Скорее всего, ребёнок попросит вас зажечь свечку ещё и ещё. Кроме полученного удовольствия, задувание огонька свечи полезно для развития дыхания.

ПРАЗДНИК НА ВОДЕ.

Наполните таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в тёмной комнате (например в ванной с прикрытой дверью).

Получится эффектная с переливающимися на воде световыми бликами, зрелище. Для устойчивости можно поставить свечи на пластмассовые тарелочки из кукольной посуды.

ГУЛЯЕМ В ТЕМНОТЕ.

Когда стемнеет, не включайте в квартире электрический свет, а зажгите свечу и походите с ней по дому,  освещая путь.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МИШКИ.

Приготовьте «праздничный торт» - воткните одну или несколько праздничных свечек в зефир в шоколаде или в пастилу. Вместе с ребёнком «накройте на стол»,

Пусть именинник «пригласит гостей» - другие игрушки. Спойте песенку. Затем торжественно внесите праздничный торт и задуйте свечи.

Игры с водой.

Возня с водой, переливание воды и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только во время купания, но  и при любой возможности.

 

ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ.

Приготовьте пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки и другие ёмкости различных размеров (вся посуда должна быть небьющейся). Вместе с малышом наполняйте их водой из-под крана : «Буль–буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная. Переливайте воду из одной посуды в другую.

ФОНТАН.

Если подставить под струю воды ложку или бутылочку с узким горлышком, получится «фонтан». Обычно такой эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился-ура! Подставьте пальчик под струю «фонтана», побуждайте ребёнка повторить действие за вами.

БАССЕЙН.

Наполните таз водой, Организуйте игру в  «бассейн», в котором учатся плавать игрушки (для этого используйте пластмассовых пупсов):

« Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать – вот так. Поплыли!»

ОЗЕРО.

Наполните большой таз водой – теперь это озеро, в котором плавают уточки или рыбки: « Вот какое глубокое озеро – много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот её детки – маленькие утята. « Кря-кря-кря!-говорит утка.- Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке». Придумывайте свои истории.

КУПАНИЕ КУКОЛ.

Искупайте кукол-голышей в тёплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце, обсуждая эти действия с малышом: «А сейчас будем кукол купать. Нальём в ванночку тёплой водички _ попробуй ручкой водичку, тёплая? Отлично! А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Маша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо! Давай спросим у Кати, нравиться ей водичка? Не горячо?..» и т.д.

Resource id #2854

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных технологий в проектной деятельности (экология) детей в соответствии с ФГОС ДО»

В экологическом образовании дошкольников метод проектов получил признание раньше, чем в других областях дошкольного образования. Это связано, в частности, с тем, что большую роль в экологическом образ...

Квест-игра - новая современная технология

Использование квест-игр позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства...

Использование современных технологий в проектной деятельности (экология) детей в соответствии с ФГОС ДО

    Особенностью экологической проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулиро...

«Экологическое содержание в воспитательно-образовательном процессе. Применение современных технологий» Мастер – класс по изготовлению лэпбука по экологии для дошкольников

laquo;Экологическое содержание в воспитательно-образовательном процессе. Применение современных технологий»Мастер – класс по изготовлению лэпбука по экологии для дошкольниковЦель: закрепи...