Родное село
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Харисова Елена Николаевна

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА, ГОРДОСТИ ЗА СВОЮ МАЛУЮ РОДИНУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД "Моё родное село", для подготовительной группы детского сада

Харисова Елена Николаевна

Задачи:  

Развивать познавательный интерес к изучению истории своего  cела, к его достопримечательностям.                                                                                                    Закреплять знания  детей своего домашнего адреса, названия улицы, на которой находится детский сад; обогащать и активизировать словарь.                                 Воспитывать чувство патриотизма, гордость за родное село.                                              Закреплять умение рисовать по собственному замыслу.                                       Самостоятельно продумывать содержание, композицию рисунка, материал для рисования.                                                                                                                                     Доводить задуманное до конца; совершенствовать умение работать разными материалами.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Планируемые результаты: может рассказать о своём родном селе, о его достопримечательностях, в процессе игры называет улицу, на которой живёт, где находится детский сад; самостоятельно выполняет рисунок о своём селе по выбору разными способами.

Используемые материалы: Демонстрационный материал – старые  фотографии о селе, фильм “Экскурсия по улицам села”.

Раздаточный материал - бумага разного формата и цвета, акварель, гуашь разного цвета, цветные карандаши, цветные восковые мелки (на выбор).

Методы и приёмы: 

Пальчиковая игра «С добрым утром»;

чтение стихотворения;

вопросы воспитателя;

ответы детей;

разъяснение;

беседа;

словесная игра «Улица, на которой я живу».

Предварительная работа: экскурсия по селу, на предприятия, на водоём, в лес. Чтение стихов  о родном селе. Рассматривание альбомов о селе.

Содержание организованной деятельности детей

  1. Организационный момент.

Пальчиковая игра «С добрым утром».

- С добрым утром глазки? (Поглаживаем веки.)

- Вы проснулись? (Смотрим в бинокль.)

- С добрым утром ушки? (Поглаживаем ушки.)

- Вы проснулись? (Прикладываем ладони к ушкам.)

- С добрым утром ручки? (Поглаживаем кисти рук.)

- Вы проснулись? (Хлопки.)

- С добрым утром ножки? (Поглаживаем ноги.)

- Вы проснулись? (Притопываем.)

- С добрым утром солнце! (Показываем.)

- Я проснулась. (Голову слегка запрокинуть, широко улыбнуться.)

2.Беседа о родном селе.

Воспитатель:

- Вы уже знаете, что у каждого человека есть Родина. Ребята, что для вас означает  слово «Родина»?    (Ответы детей)

Воспитатель:                                                                                                                                                     - Место, где мы родились, и есть Родина. Мы любим свой дом, нам очень хорошо среди друзей. Недаром говорится в поговорках «Везде хорошо, а дома лучше», «Всякому мила своя сторона». А вы любите наше село и свою Родину?  (Ответы детей)

Воспитатель:

-А как называется наша малая Родина, наше село?  (Ответы детей)

Педагог читает отрывок из песни «Петропавловская песня» Р.Н. Прохоренко.

Просыпаюсь рано, погляжу в окно:

Каждую тропинку знаю я давно.

Из-за Таганая солнышко встаёт

За  Аршой  и  Аем соловей поёт.

До чего красивы и стройны леса!

Слышен  хор кукушек, птичьи голоса

Осенью, зимою ли – это всё равно.

Ты всегда красиво, милое село.

Воспитатель:

- Ребята, кто из вас знает, почему наше село называется Петропавловка? (Ответы детей)

-Существуют разные версии об ее происхождении. Одна из них звучит так:

Некий купец Лагутин купил у башкир земли, где и основал село. А случилось это 12 июля 1872году, в день святых Петра и Павла. Поэтому новый населенный пункт и получил название «Петропавловка».

Воспитатель:

-Наше село довольно большое. Здесь проживает около 2000 человек.

Село стоит в устье реки Арши, там, где она сливается с Аем; со всех сторон оно окружено горами. Петропавловке  130 лет.

 -А хотите вместе со мной отправиться на экскурсию по улицам нашего села?

Воспитатель:                                                                                                                                            - Чем больше мы будем знать о своём селе, тем больше мы будем любить его. Давайте посмотрим фильм о нашем селе. (Просмотр фильма о селе, сопровождающийся рассказом.)

А начинаем мы свое путешествие от здания школы.

 Как утверждают старожилы, школа у нас в селе появилась еще в начале века.  Принадлежала она помещику Злоказову и находилась в здании клуба. Перед войной была построена новая, красивая школа на горе, в центре села. На склонах горы росли березы, а к школе вела деревянная лестница. С тех пор эта гора получила название «Школьная». Также называется и улица у подножия горы. Нынешнее здание школы было  построено в 1983 году.

 У входа  в школу,  на одной из колон,  установлены   мемориальные  доски. Одна из них посвящена   К.А. Жукову. Это бывший директор школы, который погиб в годы Великой Отечественной войны на полях сражений. Другая -  посвящена выпускнику  нашей школы Гребневу Андрею, который погиб в Чечне.

А дальше наш путь лежит по центральной улице села, Совхозной.

Это одна из самых длинных улиц в селе. Начала она свое существование в конце 50-х годов, продолжает строиться и сейчас. Улица Совхозная – ворота Петропавловки, по ней идёт дорога в Кусу, Злоказово.

Почти вся она застроена кирпичными домами. На ее территории находится лесничество,  магазины. Здесь есть предприятие,  это – электросеть. Ее рабочие следят за тем, чтобы в селе всегда был свет.

В честь 40-летия Победы над фашистами на улице был заложен сквер ветеранов. Сейчас деревья стали большими, красивыми.

А мы спускаемся вниз по улице Совхозной. Чуть ниже сходятся сразу несколько улиц. Это - Заводская, Большевик, Советская.  Эта часть села по своему возрасту старше, чем улица Совхозная. Это – центр села. Здесь расположены:  библиотека, спиртзавод, больница, старый клуб, сельская администрация, почта, магазин, детский сад.

Когда-то в 1885 году,  купцы Злоказовы основали в Петропавловке  винокуренный завод. Люди трудились на нём, ставили свои домики вокруг  завода, поэтому дома в центре села уже старые. Из домов постепенно росла улица, потом другая. Так возникли улицы Нагорная и  Заводская.

 Раньше на месте улиц Большевик и Колхозная были огороды, конюшня, скотный двор.  Здесь же была и контора сельхозартели «Большевик». А раз здесь жили колхозники артели «Большевик», то и улица получила такое название. Сейчас  здесь расположены  сельская больница и библиотека.

Идём дальше. Мы – на улице Советская, напротив заводской проходной.

Спиртзавод – это предприятие хорошо знают не только  в нашем районе. Но и в области. Здесь трудилось  около 200 человек. Они выпускали спирт, газировку, углекислоту. Но сейчас завод не работает...

 А дальше мы видим место отдыха Петропавловской молодежи - заводской сквер. Это в конце 60—х годов заводская молодежь и старшеклассники заложили березовый сквер, обнесли его забором, соорудили танцевальную и спортивную площадку. Выросли давно уже те березки, а в сквер приходят отдыхать дети и внуки тех Петропавловцев,  которые когда-то сделали этот зеленый уголок.

Напротив сквера – почта. Здание далеко не новое, но учреждение это очень важное. Многие газеты и журналы, письма и посылки, телеграммы получают жители села из рук почтальонов.

А улица Советская расширяется и образует сельскую площадь. Прямо - магазин и остановка автобуса, чуть левее – сельская администрация, за ней  наш детский сад «Теремок», еще дальше старый клуб.

 Давайте подойдем к зданию клуба.

Клуб – это бывшая усадьба Злоказовых. За время своего существования он неоднократно горел, перестраивался. На здании клуба – мемориальная доска в честь В.М. Шапошникова. Выдающийся маршал СССР провел свои детские годы в нашем селе. Его отец был управляющим у Злоказовых.

Рядом с клубом – святое место для всех петропавловцев. Здесь находится памятник погибшим односельчанам. Памятник был построен в 60-е годы кусинскими мастерами Киселевым и Кислухиным, благодаря участию председателя сельского совета Глинина А.И.

На памятнике высечено более 100 фамилий наших земляков. Каждый год 9 мая приходят жители нашего села, школьники, чтобы возложить венки, почтить минутой молчания наших односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны. Давайте и мы помолчим у этого обелиска.

-Дети вам понравился фильм о нашем селе? (Ответы детей)

А сейчас мы с вами отдохнём.

 Физ. Минутка:

 Мы устали, засиделись,  нам размяться захотелось,

 То на стену посмотрели,   то в окошко поглядели,

 Вправо, влево поворот,    а потом наоборот!

 Приседанья начинаем,    ноги до конца сгибаем,

 Верх и вниз, верх и вниз,   приседать не торопись,

 И в последний раз присели,   а теперь на место сели.

3.Игра «Улица, на которой я живу»

-В нашем селе много улиц, каждая имеет свое имя – название. Давайте поиграем в игру “Улица, на которой я живу”. (Воспитатель начинает игру первая)

Воспитатель:

-Я живу на улице Солнечная, а ты? (Дети называют улицы, на которых они живут.)

Воспитатель:

-Вот сколько разных имен – названий у улиц, теперь я знаю, где вы живете, и смогу пойти к вам в гости в выходной день, если вы пригласите.

-Как называется улица, на которой находится наш детский сад?

Дети:

-Улица Спартак.

4. Рисование по замыслу «Моё любимое село».

-Как можно в рисунках рассказать о родном селе, о красоте полей, лесов и гор? Расскажите  в своих рисунках  о нашей малой Родине. О том, что вы видели, что вам больше всего нравится. Возьмите для рисунка подходящего размера и цвета бумагу, краски или карандаши.

Дети самостоятельно по музыку,  рисуют на тему «Моё любимое село»

5. Итог занятия.

-Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные.  Что вы сможете рассказать о нашем селе  приезжему человеку?

Используемая литература:

-Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред.  Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

- «Наш дом – Южный Урал» Е.С. Бабунова;

- «Петропавловский завод - история и современность» А.В. Васильев.

-Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол с родителями "Воспитание любви к родному селу и природе в детском саду"

Материал по работе с родителями по приобщению детей к окружающему миру....

Сюжетно-ролевая игра "Путешествие по родному селу"

Эта игра очень понравилась детям моей группы. В ходе игры дети закрепили свои знания о родном селе....

Конспект занятия "Мое родное село"

Этот конспект разрабатывался мной для детей старшей разновозрастной группы. Дети знакомятся со своим родным селом....

КОНСПЕКТ НОД: «ЗНАКОМИМСЯ С РОДНЫМ СЕЛОМ»

Знакомимся с родным селом. Конспект занятия (старшая – подготовительная группа) Воспитатель: Большакова О. Н. октябрь 2010 год ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Продолжать формировать понятие «Родина», ...

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира детей ст. гр. Тема: «Родное село»

Продолжать знакомить детей с родным селом. Познакомить с историей главной достопримечательности нашего села – сопкой Спасательной. Учить детей называть район, село, узнавать герб села Вл.- Алекс...

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом

В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Мой дом родной, село родное" с детьми старшего дошкольного возраста

Данное занятие можно использовать педагогам в сельской местности для ознакомления с понятием Родина, малая родина....