руководство процессом познания природы
консультация по окружающему миру по теме

руководство процессом познания природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Руководство процессом познания природы.

В настоящее время понятие «экология» с окружающей средой наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего прежде всего от разнообразной деятельности людей.

Экологическое воспитание дошкольников строится на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании влиянии деятельности человека на природу. Формирование таких представлений осуществляется на протяжении всего дошкольного периода.

В каждой группе есть уголок природы – непосредственное природное окружение. Участок, на котором дети гуляют позволяет организовать наблюдения за растениями и животными, приобщает детей к регулярному труду по уходу за ними.

В процессе того, как дети поливали цветы, грядки с овощами, занимались прополкой, наблюдали за всхожестью растений в теплое и прохладное время они способны уже понимать зависимость жизни живого от ряда условий ( например, растению, кроме воды, нужны тепло и свет, питательная почва).  Воспитатель объясняет, что человек становится важным фактором  жизни живых существ. Так, береза «пьет» воду, которая пролилась в виде дождя, бальзамин же «пьет» воду из лейки, и только человек может  полить цветок, то есть жизнь бальзамина зависит от трудовых действий людей. На примере березы также можно показать значение воздействия человека: в засушливую погоду дворник поливает , и дерево получает влагу из его рук. Это пример того, как человек, заботясь об окружающей природе своим трудом исполняет естественные факторы, от которых зависит жизнь растений и животных.

Экологический подход может быть осуществлен в организации жизни животных – обитателей уголка природы. Птиц следует содержать в больших клетках с несколькими жердочками для посадки – им нужно воздушное пространство для полета или порхания. На дне клетки должен быть чистый сухой песок – это экологически значимое условие: птица не имеет зубов, она перетирает пищу в желудке при помощи песчинок и мелких камушков, которые она глотает.

Самый распространенный и, можно сказать, самый «экологический» объект дошкольного учреждения – аквариум с рыбками. Вода, освещение, растения, животные в аквариуме находятся в нужном соотношении и создают нужное экологическое равновесие. Кормление рыб – очень важный фактор экологического равновесия в аквариуме. Обилие сухого корма быстро портит воду. Правильно заселенный аквариум – красивое зрелище гармонично развитой экосистемы, в которой хорошо себя чувствуют все живые существа входящие в ее состав.

Если в группе есть черепаха целесообразно создать условия, напоминающие естественную природную среду.  

Экологический подход в создании условий означает максимальный учет биологических особенностей животных, приспособленности образа жизни к строго определенным факторам естественной среды обитания.

Создание таких условий формирует у дошкольников зачатки экологической грамотности в обращении с объектами природы. Постоянное общение с животными, имеющимися в детском саду, выращивание овощей и цветов, подкормка птиц в зимнее время – это необходимые условия для выработки у детей навыков заботливого, гуманного отношения ко всему живому. Контакт с природой. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающий ребенка, разнообразие приемов в работе педагога (продуманная организация наблюдений, труда, игры, обучения) – ключ к правильной постановке экологического воспитания и получения нужного результата.

Кажется, что так просто, выйдя на прогулку с ребятами, найти героя только что прочитанного рассказа! Оно тут как тут (растение), словно ждет у забора, у дороги, на лужайке, чтоб продолжить сказку наяву. Да еще предложить сочинить про него свою историю. И вот дети запомнили ( еще бы – увидели, услышали, сами придумали), и фантазии чуток прибавилось. А главное – земля стала ближе. И постепенно примелькавшееся станет не мимоходным, а знакомым, понятным, приятным, и уже не поднимется рука без нужды вырвать, сломать. Очень хочется в это верить. А ведь многое зависит от нас! Детей с первых шагов учат добру, состраданию, сопереживанию маме, друг другу. И с первых же шагов нужно учить их любить и беречь природу. Только тогда они будут чувствовать свое единство с ней, свою ответственность за нее.

Подготовила : воспитатель Семенова О. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение к РМО "Контроль и руководство процессом интеграции в ДОУ по развитию связной речи"

В сообщении подробно расписан весь контроль и руководство процессом интеграции специалистов и воспитателей нашего ДОУ по формированию у детей основ связной речи. Приведены конкретные примеры работы в ...

Консультация для воспитателей «Роль игры в процессе познания природы дошкольниками»

В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. Воспитание сознательного, бережного отношен...

Дипломная работа"Формирование образности речи дошкольнтков в процессе познания природы"

Изучеание процесса  формирования образной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с пейзажной живописью....

Педагогическое руководство процессом воспитания звуковой культуры речи дошкольников, средства и методические приемы

В данной статье описываются средства и приемы  воспитания звуковой культуры речи; условия, необходимые для того, чтобы процесс развития речи протекал правильно и своевременно. Также рассматр...

Методика руководства развитием творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе изображении природы.

В статье представлена методика формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения природы....

Конспект по организации и руководству труда в природе в средней группе

Конспект по организации и руководству труда в природе в средней группе...