Проект "Мои друзья"
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме

У ребёнка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками. Наша цель – научить детей играть рядом со сверстниками, не мешая им, играть небольшими группами, делиться игрушками, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moi_druzya.docx43.82 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Мои друзья»

                         

             

                                                Воспитатель: Мельникова Раушания Мукимовна

                                                               

Педагогический проект: «Мои друзья».

Вид проекта: краткосрочный.

Участники: дети, воспитатели и родители первой младшей группы «А».

Время реализации: февраль, март 2012 г.                                                                            Направление: «Социально – личностное развитие».

Доминирующая образовательная область: «Социализация».

Интеграция образовательных областей:  « Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура».

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, музыкально – художественная.

Цель: приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками.

Задачи:

Образовательные:

О.О. «Социализация»: способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, умений играть рядом, не ссорясь, помогать друг другу, вместе радоваться успехам;

О.О. «Музыка»: учить внимательно слушать песню, соотносить свои движения с музыкальным образом.

Развивающие:

О.О. «Коммуникация»: развивать понимание речи и активизации словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении. В самостоятельной игре сопровождать свои действия речью.

Воспитательные:

О.О. «Социализация»: воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности, излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «пожалуйста», «спасибо».

Взаимодействие с родителями: предложить родителям вместе с детьми посмотреть и обсудить мультфильмы о дружбе: «Дружба», «Просто так», «Хитрый лягушонок», «Настоящая дружба». Прочитать детям сказки о дружбе: «Под грибом» В.Сутеева, «Самый большой друг» С.Прокофьевой, русские народные сказки: «Репка», «Теремок» и др. Беседовать с детьми о дружбе.

Пояснительная записка.

У ребёнка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками. Наша цель – научить детей играть рядом со сверстниками, не мешая им, играть небольшими группами, делиться игрушками, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Схема реализации проекта.

1. Первый этап – подготовительный:

  • Формирование проблемы;
  • Определение задач;
  • Изучение методической литературы по данной теме.
  • Подбор игр, мультфильмов, песен, художественной литературы.
  • Создание предметно – развивающей среды в группе:

- уголок для ролевых игр;

- уголок дидактических игр;

- уголок развивающих игр;

- атрибуты для подвижных игр;

- книжный уголок;

2. Второй этап – основной:

  • Беседы с родителями.
  • Работа с детьми.

Образовательная

область

Содержание

1.

О.О. «Социализация»

Беседы с детьми на темы: «Секреты дружбы», «Умеешь ли ты дружить», «Играть нужно дружно», «Хорошие и плохие поступки», «Волшебные слова», «Беседа о жадности и грубости».

Сюжетные игры – ситуации: «Кукла Катя у нас в гостях», «Делаем покупки», «К нам приехал доктор».

                                                            (Приложение №1)

Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Просто так», «Умка ищет друга»,  «Медвежонок Винни и его друзья», «По дороге с облаками».

2.

О.О. «Коммуникация»

Словестные игры: «Назови ласково»,  «Угадай, кто позвал».                                              (Приложение №5)

Дидактические игры: «Собери снеговика», «Найди детёныша для мамы», «Снег кружится», «Собери пирамидку» «Большой – маленький», «Чудесный мешочек».                                            (Приложение №3)

3.

О.О. «Чтение художественной литературы»

Русские народные сказки: «Репка», «Теремок», «Лиса и журавль»,  В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

4.

О.О. «Музыка»

Слушание песни Б. Савельева «Настоящий друг». Разучивание песни: «Песенка друзей». Разучивание танца: «Дружные пары».

5.

О.О.  «Физическая культура»

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Мой весёлый звонкий мяч»,  «Воробушки и автомобиль», «Поезд», «Самолёты», «Пузырь».    (Приложение№2)                                                        

Пальчиковые игры: «Дружба», «Капуста», «Повстречались», «Рыбки».              (Приложение №4)

                                                                                     

                                                                                                       

3. Третий этап – заключительный:

  • Развлечение: «Научим лисичку дружить».       (Приложение №6)

                                                                                                                           (Приложение №1)

                                          Сюжетные игры – ситуации.

                                           « Кукла Катя у нас в гостях»

Цель: способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, умений играть рядом, не ссорясь, помогать друг другу, вместе радоваться успехам;

Ход игры. Воспитатель вносит в группу новую куклу и говорит детям: « К нам в гости пришла кукла Катя». Кукла здоровается с детьми. Дети тоже здороваются с куклой. Воспитатель предлагает детям напоить куклу Катю чаем и даёт разные поручения: накрыть на стол, посадить куклу за стол, налить чай, угостить пирогом, конфетами, при этом каждый раз использует слова: «пожалуйста», «спасибо» и хвалит детей за вежливое  обращение друг другу. Детям предоставляется большая самостоятельность: они могут сами предложить угощение, используя игрушки – заменители, поиграть в игру, потанцевать и т.д.

                                                   « Делаем покупки»

Цель: формировать у детей умение излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «пожалуйста», «спасибо», развивать понимание речи и активизации словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении. В игре сопровождать свои действия речью.

Ход игры. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на «кухне» совсем нет продуктов  (воспитатель заранее в отсутствии детей помещает все продукты в магазин) и спрашивает детей, где же взять продукты. Педагог вопросами подводит детей к тому, что надо сходить в магазин. Дети вместе с воспитателем идут в магазин. Воспитатель берёт на себя роль продавца и продаёт детям «продукты»,  хвалит тех детей, которые излагают просьбы спокойно, употребляя слова «дайте, пожалуйста»,  «спасибо».

                                            «К нам приехал доктор»

Воспитатель показывает на сидящие на диване игрушки – зайку, мишку, куклу, ёжика – и говорит: «Какая очередь в больнице! Вы все заболели? Но доктор уехал к больным, а больше врачей нет. Что делать? Нам срочно нужен доктор. Кто будет лечить больных? Маша, ты будешь доктором? Надевай халат. Теперь ты доктор. Зови больных в кабинет».  «Доктор»  слушает больных, смотрит им горло, даёт лекарства. Воспитатель своим примером показывает, как надо вести себя в больнице, при входе надо здороваться, когда уходишь говорить «спасибо», «до свидание», хвалит тех детей, которые помогают друг другу, не ссорятся, играют дружно.  

                                                                                                       (Приложение №2)

Подвижные игры

«Воробушки и автомобиль»

Цель. Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место, играть дружно.

Ход игры: Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя "Полетели, воробушки, на дорожку" дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.

По сигналу воспитателя "Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!" автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.

«Поезд»

Цель: Учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, сначала держась друг за друга, затем, не держась; приучать их начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя. Формировать умение играть вместе, не мешая друг другу.

Ход игры: Воспитатель предлагает нескольким детям стать друг за другом, сам становится впереди них и говорит: "Вы будете вагончиками, а я - паровозом". Паровоз дает гудок: «у-у-у» и поезд начинает двигаться сначала медленно, а затем быстрее. Движение сопровождается звуками, которые произносят играющие. Время от времени паровоз замедляет ход и останавливается, воспитатель говорит при этом: "Вот и остановка". Затем паровоз вновь дает гудок - и поезд движется дальше.

«Самолёты»

Цель. Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу. Развивать желание играть вместе в подвижные игры.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям приготовиться к полету, показав предварительно, как заводить мотор и как летать. Дети выходят и становятся произвольно на одной стороне площадки или комнаты. Воспитатель говорит: "К полету приготовиться. Завести моторы!" Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук "р-р-р". После сигнала воспитателя "Полетели!" дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и летят - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя "На посадку!" они направляются к своим стульчикам и садятся на них.

«Пузырь»

Цель. Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Учить согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста.

Ход игры: Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:

 Раздувайся, пузырь,

 Раздувайся, большой,

 Оставайся такой

 Да не лопайся.

Дети отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: "Лопнул пузырь!" Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: "Хлоп!" Можно также предложить детям после слов "лопнул пузырь" двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук "ш-ш-ш" - воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь - отходят назад, образуя большой круг.

                                               «Солнышко и дождик»

Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя. Развивать умение играть вместе со сверстниками.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит: "Солнышко! Идите гулять!" Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов "Дождик! Скорей домой!" они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: "Солнышко! Можно идти гулять", игра повторяется. Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.

«Мой веселый звонкий мяч»

Цель. Учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Ход игры: Дети сидят на стульях в одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель становится перед ними на некотором расстоянии и выполняет упражнения с мячом; он показывает детям, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и при этом приговаривает:

 Мой                                       Вскачь?  

 Веселый                                Красный,

 Звонкий                                Жёлтый,

 Мяч,                                      Голубой,

 Ты куда                                 Не угнаться            

 Помчался                              За тобой!

 

Затем воспитатель вызывает детей, предлагает им попрыгать одновременно с мячом и повторяет упражнение, сопровождая его словами. Закончив, он произносит: "Сейчас догоню!" Малыши перестают прыгать и убегают от воспитателя, который делает вид, что ловит их.

                                                                                                               (Приложение №3)

                                             Дидактические игры.

                                                        «Собери снеговика»

Цель: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.

Ход: В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу. Затем показать малышу готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький. Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же снеговика. Малыш действует самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом. Аналогично можно собрать неваляшку, зайчика, птичку и т.д.

                                             «Найди детёныша для мамы»

Цель:   Закрепить у детей знания о домашних животных и их детёнышах. Побуждать детей к совместным играм.

Ход:  Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и рассказывает. Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу». Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныша кошки. Аналогично дети выполняют и три других задания – на выбор нужной картинки.

   

                                                "Чудесный мешочек"

Цель:  формировать у детей умение узнавать предметы по характерным признакам. Развивать желание играть вместе с воспитателем в дидактические игры.

Ход игры:

 Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.

-Сейчас мы поиграем.  Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на предметы, которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети.

В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.

                                                 «Снег кружится».

Цель:  научить соотносить собственные действия с действиями участников игры. Формировать умение играть вместе, дружно.

Материал: ободки с эмблемами-снежинками.

Ход игры:

Воспитатель напоминает детям, что снег лёгкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок. Затем  предлагает всем участникам игры ободки - снежинки. Воспитатель предлагает детям покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»  Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок!»

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают.

Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? (В-в-в! («В-в-в!»-произносят дети). Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны». Дети разбегаются по площадке.

                                              «Собери пирамидку»

Цель: развивать координацию мелких движений кисти рук, учить различать размеры колец и располагать их в определённой последовательности, в постепенно убывающем порядке, понимать слова «надень», «сними», «кольцо», различать и называть цвета.

Ход игры: Воспитатель даёт ребёнку пирамидку из 3-х колец одного цвета, резко контрастных по размеру. На глазах у детей собирает башенку, приговаривая: «Возьму самое большое кольцо (надевает его на стержень), а теперь возьму кольцо поменьше, а теперь самое маленькое». Предлагает детям собирать башенку, помогая, если ребёнок затрудняется.

                                        «Большой – маленький»

Цель: учить сравнивать и группировать предметы по величине.

Ход игры: Берём кубики двух размеров одного цвета, по 5 больших и 5 маленьких. Сначала их произвольно перемешивают и предлагают ребёнку с одной стороны расположить большие, а с другой маленькие. То же самое проделывают с любыми другими игрушками.

                                                                                                                                                             (Приложение №4)

                                           Пальчиковые игры

                                               «Дружба»

 

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

 

                                              "Дом и ворота"

На поляне дом стоит ("дом"),

Ну а к дому путь закрыт ("ворота").

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем ("дом").

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

                                                   «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трем, трем,

Мы капусту жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание

подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать

кулачки.

                                             «Повстречались»

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Муу!".

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

                                                    «Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

                                                                                                                          (Приложение №5)

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

                                                  «Угадай, кто позвал»

 Цель: Упражнять слуховой анализатор, воспитывать внимание, память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе.

Ход игры. Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет правила игры:

  • Сегодня   мы  будем   отгадывать  по   голосу  наших   ребят.
    Вы знаете голоса друг друга? Вова, позови, пожалуйста, Олю!
    Оля, а ты позови Сережу! Ребята, у Вовы и Оли разные голоса?
  • Да,— отвечают дети.
  • Но мы видели их, когда они говорили. А в игре тот, кто будет отгадывать, закроет глаза и только по голосу отгадает и назовет имя того, кто его позвал.

После этого воспитатель приглашает к себе одного из играющих. Он подходит и закрывает глаза (или становится спиной к детям), а в это время водящий, которого раньше выбирают считалочкой, подходит к кому-либо из участников игры и притрагивается к нему. Тот громко называет имя, зовет его.

—        Кто позвал тебя? — спрашивает воспитатель.

Тот, кого позвали, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

В процессе этой игры дети лучше узнают друг друга и запоминают имена. Игра способствует сближению ребят, поэтому целесообразно проводить ее в начале года.

                                                «Назови ласково»

Цель: закрепить умение называть  уменьшительно-ласкательные имена. Воспитывать чувство симпатии друг другу.

Ход игры. Дети встают в круг и передают мяч по кругу. Передающий  должен  произнести имя следующего в уменьшительно-ласкательном варианте  и передать мяч.

                                                                                                      (Приложение№6)

                               Развлечение «Научим лисичку дружить»

Дети входят в зал, садятся на стульчики.

Под грустную музыку в зал входит лисичка.

Ведущий: Здравствуй, лисичка, почему ты такая грустная?

Лиса: Как мне не грустить, я совсем одна, не с кем мне поиграть.

Ведущий: Ты не грусти лисичка, хочешь с нами дружить? Мы с тобой будем играть. У нас ребята дружные.

Лиса:  Хочу. Но я не знаю, что такое дружба!
Ведущая:  Ребята, давайте покажем, а потом расскажем лисе про дружбу.                     Танец  «Дружные пары»  Суворовой.  Рассказ воспитателя с детьми о дружбе.
Лиса:  А где вас так научили дружить?
Дети: В детском саду.

Ведущий: Ещё мы вместе любим путешествовать, песни петь, играть.  Давайте отправимся с вами в путешествие и лисичку с собой возьмем.

Дети строятся друг за другом, идут и поют песню «Песенка друзей». Останавливаются. В середине зала сидит зайчик.

Ведущий: Здравствуй, зайчик. Ты почему дрожишь? Тебе холодно?

Заяц: Нет, мне не холодно, я боюсь лису.

Ведущий: Не бойся зайчик, лисичка добрая, она дружет с нами и с тобой будет дружить. Лисичка, ты будешь дружить с зайчиком?

Лиса: Да, мне очень понравилось играть вместе, я со всеми в лесу буду дружить.

Ведущий: Ребята, давайте развеселим зайчика, поиграем в игру «Зайка, зайка, что с тобой» и лисичка с нами поиграет.

Игра «Зайка, зайка, что с тобой».

Дети идут по кругу, зайка сидит в кругу и грустит.

         Зайка, зайка, что с тобой

         Ты сидишь совсем больной,

         Ты не хочешь даже встать

         С нами вместе поиграть.

Дети хлопают в ладоши, зайка пляшет.

         Ну-ка зайка, скоком боком

         Перед нашим хороводом,

         Ну-ка зайка, попляши

         На другого укажи.

Ведущий: Нам пора обратно в детский сад. А вы лисичка и зайчик живите дружно в лесу.

Лиса: Спасибо ребята, что научили нас дружить, мы с зайчиком в лесу всех зверей научим жить дружно. До свидания.

Дети:  До свидания.

Дети строятся друг за другом и под музыку Е.Тиличеевой «Поезд» возвращаются в детский сад. Игровое упражнение «Поезд».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много."

В 2010 году ГДОУ детский сад № 101 Московского района , которым я руководила до июня 2011 года стал победителем в конкурсе проектов дошкольных образовательных учреждений Московского района Санк...

Досуг к Международному дню друзей для 1, 2 младшей группы "Друзья для Чебурашки"

Данное досуговое занятие направлено на формирования представления детей о дружбе, воспитание нравственных качеств,  культуры общения, дружеских взаимоотношений и  желания поддерживать друзей...

"Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями -много!"

сценарий литературного вечера...

Конспект физкультурного занятия на воздухе для старшей группы На тему: «Правила – твои друзья! Забывать друзей нельзя.»

Совершенствовать навыки ходьбы по гимнастическому бревну; упражнять детей в умении бросать и ловить мяч; знакомить детей с основными правилами дорожного движения, с пешеходным переходом, светофо...

Конспект НОД в старшей группе «Правила дорожного движения – твои друзья! Забывать друзей нельзя!»

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с использованием здоровьесберегающей технологии«Правила дорожного движения – твои друзья! Забывать друзей нельзя!»...

Проект "Без друзей меня чуть - чуть, а с друзьями - много"

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно, актуальна. У детей дошкольного возраста ярко выраженная способность к подражанию и в то же время неумение конт...