Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе детского сада "Введение слова во храм"
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Приобщение старших дошкольников к православой культуре русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie_slova_vo_khram.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе детского сада "Введение слова во храм"
Цель.
1.Закреплять и обобщать знания детей о православных просветителях Кирилле и Мефодии. Познакомить с азбукой Кириллицей.
2.Помочь понять истинное, изначальное назначение слова (Св.Иоан.Ст.1).
3.Учить различать гласные и согласные звуки.
4. Составлять слоги, делить слова на слоги, составлять предложения из нескольких слов.
5.Восиитывать интерес к грамоте, желание научиться читать и писать.
6.Посредством композиторов, художников, поэтов, писателей помочь детям глубже понять смысл слова, текста.
7.Закрепить умение передавать голосом нужный оттенок в тексте.
8. Воспитывать желание глубже понять мир Божий.
Ход занятия.
Молитва «Отче наш...»
Зал украшен иконой «Спас в силах» и иконой «Кирилла и Мефодия». В ряд расположен алфавит - буквы на листочке. Гласные буквы начертаны красным, согласные - синим. Обращаю внимание, как расставлены буквы, у каждой свое место.
«Буквы-значки, как бойцы на параде. В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит. А называется все алфавит».
Ты эти буквы заучи
Их три десятка с лишним,
А для тебя они ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку
В любой рассказ найдешь ты путь
Войдешь в любую сказку.
Прочтешь ты книги о зверях
Растеньях и машинах,
Ты побываешь на морях и на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроют путь от Л до Я.
Буквы мы видим и начертаем, пишем, а звуки произносим. Если бы видели только буквы, а произносить их не могли, чтобы было.
Было бы молчание, тишина, не было бы речи, мы бы не произносили слов.
Самое главное в речи - это слово.
Помните, ведь мир был сотворен по слову Божьему, как говорит нам Евангелие от Иоанна:
«В начале было Слово,
И слово было у Бога,
И слово было Бог».
-Повторяем все вместе:
Гласный звук мы произносим голосом, гласом, поем - а,о. Согласный звук произносим кратко - к, и. Без согласного звука гласный звук не остановишь а...м, у...ж, о...п. Когда соединяются два звука получается слог. Раз и два, раз и два, Скачут весело слога, Скачут, скачут как мячи. С нами вместе поскачи.
Исполняется песня «Малышки из книжки», проводится музыкальная игра «Составь слог».
Входит мудрец под красивую музыку. Обходит зал, любуется залом, здоровается с детьми и гостями. Предлагаю поставить тяжелый мешок и познакомиться и отдохнуть с дальней дороги.
- Я старый мудрец, и пришел я к вам из далека.
- А откуда вы узнали, что я пришел из далека?
- Обувь и одежды ваши запылились, вид усталый. Откуда
вы к нам пришли? У нас сейчас не носят такой одежды
и обуви? И почему такой интересный головной убор? - Я вышел из дома давным-давно, был еще молодым и
красивым юношей, я столько видел чудесного и
интересного, столько прошел стран и дорог, а вот теперь
состарился. Но я очень много знаю, и могу вам
рассказать много интересного. (Достает икону
«Крещение Руси» и глобус, библию, детские книги). Вот
с этого все и начиналось.
- Для чего ты все это достал, мудрый человек?
- Библия - книга жизни, вся человеческая правда истина
здесь написана. - Глобус, это наша планета, наша земля, только в
меньших размерах, я много видел и слышал ходя по
этой земле и сейчас вам расскажу.
- А эту икону мы знаем. (Задаю вопросы детям по иконе).
- Да с Крещением Руси все началось, Слово вошло в
Храм, Божие слово прозвучало в Храме, его услышали
люди, научились писать и читать.
Рассказывает о двух братьях православных просветителях Кирилле и Мефодии (показывает икону).
Братья Кирилл и Мефодии были монахами. Они родились более 1000 лет назад в государстве Моравии (сейчас гос. Болгария) в городе Солуне.
Когда на Руси прошло крещение и Русь стала называться православной христианской, как мы сейчас с вами. Стали строиться Храмы, стали из других христианских стран приходить священники, чтобы славить в этих Храмах Господа Бога Иисуса Христа. Но службы в Храмах велись на греческом или византийском языках и народ стоявший в Храме не понимали эту речь и русский царь послал в Византию послов, которые могли бы создать славянскую азбуку, перевести священные книги и нести службу на славянском понятном всем языке. Долго искали таких людей, когда предложили двум братьям монахам Кириллу и Мефодию, то они с начало отказались, т.к. этот труд показался им непосильным, но Господь Бог в легком сне явился Кириллу и указал ему путь. Так была составлена славянская азбука Кириллица (показать и рассмотреть). Отсюда пошло слово «азбука» — первые буквы азбуки. Потом они перевели книги на славянский язык.
Стали создаваться школы, где учили детей читать и писать. Но прошли столетия и с каждым разом Кириллица все больше упрощалась и перешла в русскую азбуку и остались только молитвы «Отче наш...».
В Москве на Славянской площади воздвигли прекрасный памятник Кириллу и Мефодию с неугасимой лампадкой. Когда вы подрастете и будете в Москве, то поклонитесь им, ведь только они своим трудом научили нас читать и писать.
-Дорогой мудрец, а почему эти значки стали называться буквами?
-Раньше, когда не было бумаги, буквы писались острым предметом на буковой доске. Ведь дерево бук, самое прочное дерево надпись на этой доске хранится веками, от этого слова «буковая дощечка» и пошли буквы.
-Слово - это мудрость народная, из нее можно черпать как из колодца, достанешь чуть-чуть - слово, достанешь ведро - предложение, а можно начерпать море - это книги.
-Слова бывают разные добрые, грубые, ласковы, заветные - слова молитв.
Проводится игра «Ласковое слово» - родители, с завязанными глазами, узнают своих детей, по сказанному ими ласковому слову.
Скажи погромче слово «Гром»
Грохочет слово словно гром.
Скажи потише «Шесть мышат»
И сразу мыши зашуршат.
Скажи «Кукушка на суку»
И сразу слышится ку-ку.
Скажи «Родник» - и вот возник
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом,
Ключ от замка тут не причем.
Мудрец.
Что за добрые друзья
Живут в доме у меня,
Они стоят в шкафу, на полке.
В переплетах толстых, гонких.
Друзья рассказывают мне.
Что происходит на земле.
Ребенок.
«Лучший друг» - Ладонщиков
Если купишь книгу
Не бросай на полку
От нее не будет
Никакого толку.
Всем полезно чтение
Про себя и вслух,
Книга самый верный
Самый лучший друг.
Из нее узнаешь
Обо всем на свете
На любой вопрос она
Без трудов ответит.
В ней стихи и сказки
Все к твоим услугам
Береги же книгу
Стань и ты ей другом.
Пословицы, поговорки, загадки детей:
Это чудо кирпичи,
Я в подарок получила,
Что сложу, потом сломаю.
Вес сначала начинаю, (кубики с буквами)
На странице букваря 33 богатыря.
Мудрецов - богатырей.
Знает каждый грамотей.
Азбука к мудрости ступенька.
Без букв и грамматики - не учат математике.
Волшебные слова - наши верные слова.
-Дети, а вы знаете, где хранятся книги? (В библиотеке)
-Книжная мудрость - это солнечный свет, самая главная книга - это Библия, в ней написана вся человеческая мудрость. Кто написал эту книгу? — Пророки.
-А кто такие пророки?
-А кто написал Евангелие?
-Как по-другому можно сказать слово Евангелие? — добрая весть.
Ребенок.
Дни летят, как в небе птицы
Не задержишь их полет.
Пусть на детские страницы
Бог свет истины прольет.
Чтоб проторенной тропинкой
Проходили малыши,
Без сомненья и запинки
В окружающей глуши.
Чтоб с безбожною тропою
Не смешались малыши.
Чтоб евангельской тропою
В царство Божие вошли.
Исполняется песня «Есть на свете вечный Бог».
Память народная - хранительница сказок, стихов, былин, пословиц, поговорок, преданий, загадок.
Это сейчас есть радио, телевизор, звукозапись, а раньше все передавалось из уст в уста или писалось в книгу, но книги писались вручную и были очень дороги.
В долгие зимние вечера, люди собирались в избах и слушали сказки и рассказы старых людей, странников.
Рассматриваю с детьми книги с красивыми заглавными буквами.
Испокон века, книга растит человека. Книги пишут писатели, поэты, не каждый человек способен делать это. Труд писателя и поэта очень тяжелый, долгий - это талант. А талант - дар Божий.
Понять глубже, прочувствовать стихи и рассказы помогают нам художники и композиторы
Рассматривание картины
Унылая пора, очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я нежное природы увяданье
В багрянец и золото одетые леса.
Вот я читаю стих и мы сразу видим, вспоминаем осень во всей ее красоте.
Вот ветер тучи нагоняя
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница зима.
(под музыку входит Зима)
Здравствуй, гостья зима.
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и полям.
(зима танцует)
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи
На тебе алмазы
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица душа.
Белоснежная лебедка
Здравствуй, матушка, зима.
- Здравствуйте! - мы друг другу сказали, хоть мы и
совсем не знакомы. - Здравствуйте! Что особого мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте» больше мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире.
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире,
Отчет же на капельку радостней сделалась жизнь.
Проводится игра «Составь предложение» — Бросается кубик и называем предложение из стольких слов, сколько будет точек на выпавшей стороне кубика.
Мудрец рассказывает притчу о сеятеле. Так давайте и мы в своих сердцах сеять мудрое, доброе, вечное.
Исполняется песня «Тропинка».
Мудрец достает из мешка буквари и читает стих:
«Вот азбука - начало всех наук.
Ведь слова рождаются из букв.
Подрастешь когда, возьмешь мелок
И напишешь на доске, дружок
Самые прекрасные слова
«Господь, Родина, Москва».
Ставь колечко на кольцо
Будет - вазочка.
Слово к слову ставь складненько
Будет - сказочка.
За ступенькою ступенька
Будет-лесенка.
Слово к слову ставь складенько
Будет песенка.
Исполняется песня "Богу всегда хвала".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность (подготовительная группа).
Самое красивое в нашем мире – человек и, научившись видеть, беречь и создавать красоту, мы научимся беречь и создавать человека и его мир, научимся жить по-человечески. Именно поэтому я выбрала ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности (подготовительная группа) с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
Материал содержит конспект и презинтацию....
Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа «В гостях у Винни –Пуха»
Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа «В гостях у Винни –Пуха»...
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе детского сада "Слово мама дорогое..."
Комплексное занятие для детей подготовительной к школе группы. Поможет воспитателям в развитии речи, воображении детей используя методы и приемы ТРИЗ-РТВ. Духовное и нравственное воспитание старших до...
Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе " Елочка"
непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...
Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Снеговик"
непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе...
Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Разноцветные бусы"
непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...