Сюжетно-ролевые игры
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме
Сюжетно-ролевые игры "Семья", "Магазин" и "Почта".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-rol_igry.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно - ролевая игра «Семья»
Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.)
Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки), музыкальные инструменты, предметы – заместители.
Подготовка к игре. Игры – занятия «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы».
Игровые роли. Дедушка, бабушка, внук, внучка, мама, папа, брат, сестра.
Ход игры. С целью развития игры необходимо побеседовать с детьми на тему «Где работают родители». Раскрыть нравственную сущность деятельности взрослых людей; ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Далее педагог побуждает детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Предлагает ребятам соорудить постройку дома по представлению, используя строительный материал. Во время постройки дома учит детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносит игрушки (куклы, посуду и др.), игровые атрибуты ( передники, косынки ).
После этого педагог совместно с детьми разбирает игровые ситуации : «Когда мамы нет дом», «К нам пришли гости», «Я помогаю маме» и т. д.
Сюжетно – ролевая игра «Магазин».
Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах.
Игровой материал : «магазин», прилавки, кассы, игрушечные весы, сумки кошельки, одежда продавцов, предметы заместители.
Подготовка к игре. Этическая беседа о поведении ребят в общественных местах. Экскурсия с родителями в магазин. Изготовление атрибутов для игры.
Игровые роли. Директор магазина, продавцы, кассиры, покупатели, рабочие фабрики, шоферы.
Ход игры, распределение ролей и обсуждение плана игры. Этическая беседа о правилах поведения в магазине.
Директор объявляют об открытии магазина и приветливо встречает покупателей.
Идет оживленная торговля.
Сюжетно – ролевая игра «Почта».
Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Расширение и закрепление знаний детей о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, e-mail, факс, радио. Воспитание чуткого и внимательного отношения к близким и товарищам.
Игровой материал. Открытки, конверты, журналы, бумага, предметы – заместители.
Подготовка к игре. Экскурсия с родителями на почту, наблюдение за их трудом. Рассматривание и чтение детских книг: С. Я. Маршак «Почта» , Н. Григорян «Ты опустил письмо» », Е. Мара «История одного пакета», А. Шейкина «Вести приходят таю>, с. я. Маршака «Почта». Показ фильма или мультфильма по теме «Почта». Беседа по картине «На почте». Изготовление совместно с воспитателем игровых атрибутов: почтовой бумаги, маленьких конвертов, марок, почтового ящика для писем, сумки, денег, кошельков и др.
Игровые роли. Работники почты: сортировщица, почтальон, телеграфист, оператор по приему бандеролей и посылок, начальник почты, шофер; посетители.
Ход игры. Предварительную работу по подготовке к игре педагог может начать с беседы о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио, рассмотреть иллюстративный материал по этой теме. Спустя некоторое время, воспитатель сообщает детям о приближении какого-нибудь праздника и говорит, что обязательно нужно поздравить своих родных. С этим событием: «Ребята, во время прогулки мы пойдем на почту покупать конверты, а вечером будет писать поздравления мамам и папам».
Во время экскурсии на почту педагог знакомит ребят с работниками 'почты: с сортировщицей, почтальоном, телеграфистом, оператором по приему бандеролей и посылок, начальником почты, шофером, а также обращает внимание детей на то, как там продают бумагу, конверты, открытки, марки, принимают посылки; рассказывает детям о том, что письмо кладут в конверт, на который наклеивают марку, на конверте пишут адрес и опускают письмо в почтовый ящик. Потом письма везут на машине, поезде или самолете далеко, на другую почту, и там их берет почтальон, кладет в большую сумку и несет тому, кому они написаны. Также педагог объясняет, что почтальон каждый день носит в дома газеты, журналы, письма. Можно послать и посылку - положить в ящик вещи, игрушки, конфеты и др.
После осмотра почты и рассказа воспитателя педагог побуждает каждого ребенка купить конверт и марку. С этими покупками дети возвращаются в детский сад.
По возвращении в группу воспитатель раздает детям бумагу и цветные карандаши и предлагает им нарисовать для мамы и папы красивый рисунок. Когда рисунки будут сделаны, педагог советует детям написать под ними «Маме и папе» и подписать своё имя. Затем воспитатель дает каждому ребенку купленный им утром на почте конверт, просит аккуратно положить в него свой рисунок, показывает, как заклеить конверт, как и где приклеить марку. После того, как ребята выполнили задание воспитателя, он подходит к каждому из них, надписывает на конверте адрес его родителей, при этом, показывая ребенку, что пишет название улицы, где он живет, номер его дома и квартиры, а внизу - адрес детского сада и имя ребенка-отправителя. Затем педагог хвалит детей за хорошо сделанные рисунки и говорит, что мама и папа будут очень рады получить к празднику такой подарок и что завтра они вместе с ребятами пойдут отправлять свои письма. На следующий день во время прогулки педагог вместе с детьми подходят к ближайшему почтовому ящику и каждый из детей сам опускает в него свое письмо.
В группе педагог может побеседовать с детьми о том, что они видели на почте, рассмотреть с ними соответствующие открытки, картинки и рисунки и составить рассказы по их содержанию. Для этой цели можно взять иллюстрации к «Почте» С. Я. Маршака или другие рисунки с изображением почтальона, который несет корреспонденцию, вручающего письмо или газеты, людей, опускающих в почтовый ящик письма, читающих письмо, и т. д. С ребятами можно также рассмотреть и прочитать детские книги: Н. Григорьева «Ты опустил письмо», Е. Мара «История одного пакета», А. Шейкина «Вести приходят таю>. Потом воспитатель должен напомнить ребятам, что все работники почты, и ее посетители разговаривают приветливо друг с другом, употребляя «волшебные» слова.
Также воспитатель может узнать на почте, в какие часы происходит выемка писем из ближайшего почтового ящика и в какое время почтальон носит корреспонденцию в соседние дома, в один из дней во время прогулки можно .опять пойти С детьми к почтовому ящику и показать им, как подъезжает почтовая машина, как высыпают в мешок письма, опущенные в почтовый ящик, и как машина едет дальше. Во время другой прогулки можно пронаблюдать с детьми, как идет в соседние дома почтальон, какая у него полная сумка, как там много газет, журналов и писем и с какой «похудевшей» сумкой он возвращается назад.
Следующим этапом при подготовке к сюжетно-ролевой игре может быть договор педагога с родителями о том, что письма, полученные ими от детей, должны к их приходу домой лежать на видном месте (чтобы ребенок увидел, что то самое письмо, которое он сам опускал в почтовый ящик, лежит у него дома, что мама и папа получили его). Родители также должны поблагодарить ребенка за такой подарок, чтобы он понял, что своим письмом и рисунком доставил им радость. А еще родители должны послать на адрес детского сада письмо своему ребенку, в котором поблагодарят сына или дочь за рисунок и вложить в конверт какую-нибудь открытку. На конверте должно стоять имя ребенка, которому адресовано письмо.
Потом воспитателю надо провести с детьми обобщающую беседу по картине (можно использовать иллюстрации к «Почте» С: Я. Маршака), показать фильм или мультфильм по теме «Почта». Беседу по картине или просмотренному фильму педагогу надо построить так, чтобы в ней дети могли отразить то, что узнали сами, когда были на почте, что наблюдали во время прогулок (как разносит письма почтальон, как вынимают письма из почтового ящика).
Затем на занятиях воспитателю совместно с детьми. Нужно сделать все необходимые для игры атрибуты: нарезать почтовую бумагу по выкройке, вырезать и склеить маленькие конверты, из цветной бумаги нарезать марки и аккуратно приклеить их в правом верхнем углу конверта, склеить почтовый ящик для писем и повесить на стену в групповой комнате, сделать сумку, в которой почтальон будет носить газеты, журналы, письма и открытки, нарезать деньги для посетителей почты, сделать им кошельки и др.
Для игры педагог может принести в группу детские газеты и журналы, часть которых будет продаваться на почте, а другую часть почтальон будет разносить по домам.
После этого педагог помогает детям устроить помещение почты, повесить почтовый ящик, советует аккуратно разложить для продажи отдельными стопками, конверты, бумагу, марки, открытки, газеты, журналы, следит за тем, как дети будут распределять роли, а если они сами не сумеют с этим справиться, помогает им.
Педагог может предложить детям различные сюжеты для игры: поздравить друг друга с праздником, купить журнал на почте и почитать его сыну, вынутые из почтового ящика письма на машине отвезти на почту, а там рассортировать их и дать почтальону для вручения адресату, когда почтальон принесет письмо, ответить на него письмом и т. д. Необходимо также напомнить ребятам, что, играя, нужно быть вежливыми друг с другом (здороваться с почтальоном, благодарить за доставку писем, газет, журналов).
После того, как игра будет освоена, воспитатель может объединять ее с другими играми, например, в «семью» (содержание игры - подготовка к празднику: сначала убирают квартиру, при этом дети помогают взрослым, потом все пишут поздравительные письма и открытки своим друзьям. Кто заканчивает раньше, идeт на почту, покупает конверты, подписывает их и опускает в почтовый ящик) или в «детский сад» (ребята пишут письма своим родителям).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».
Цель: · закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...
Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»
Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...
Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»
Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...
Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».
Цель: закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули; побуждать детей по-своему обустраивать собственную игр...
«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
План самообразования на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...
Проект сюжетно-ролевой музыкальной игры "Музыкальный магазин "
Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества....
Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».
Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....