Наша планета - родной наш дом.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР – детский сад «Гнёздышко».
П. Искателей
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ:
"НАША ПЛАНЕТА - РОДНОЙ НАШ ДОМ".
Воспитатель подготовительной группы № 5
Зозуля Тамара Васильевна.
Предварительная работа:
1. Знакомство детей с героями былин - Ильей Муромцем. Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.
2. Рассматривание картин, иллюстраций.
3. Чтение детям.
4. Фольклор.
5. Словарная работа: понятие "былина", ратник, кольчуга, сбруя, стремена, упряжь, гусли, слагать, сказитель, уздечка, булава, снаряжение.
Программное содержание:
Задачи формирования экологического сознания:
- воспитывать любовь и интерес к природе, бережное отношение к ней;
- развивать умение сравнивать. анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения.
Задачи воспитания:
- вызвать чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям, интерес к языку былин;
- приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи развития:
- развивать личностную культуру ребенка, как основу его любви к Родине;
- развивать познавательный интерес ребёнка;
- формировать потребность в двигательной активности через хороводные игры; ориентировку в пространстве.
Словарная работа:
1. Продолжать работу над словами и выражениями фольклорных произведений, объяснять смысловые оттенки на современном языке;
2. Использовать словарь наиболее употребляемых в народных сказках. былинах, пословицах, поговорках старинных русских слов.
Дети заходят в зал под музыку и проходят на свои места.
Воспитатель: Дети, скажите мне, как называют сильных, могучих, удалых защитников Земли русской?
/Богатыри/
Да, это богатыри, подвиги богатырей, описывают, как освобождение Земли от змиев, соловья разбойника
/Палица, булава дубина, копье, меч - кладенец, меч - самомек/
В волшебных сказках богатыри могут одерживать победу над многочисленным войском. Кого из наиболее известных богатырей вы знаете?
/Илью-Муромца, Добрыню-Никитича, Алешу-Поповича/
А вы хотите быть такими же сильными и мужественными?
/Да/
Воспитатель: тогда мы сейчас отправимся в наше прошлое к трем богатырям и спросим у них, где же нам взять силу богатырскую.
Объединяющий хоровод приглашает детей в путешествие.
Звездной млечной дорогой
В ясный вечер побегу,
Окунувши в звезды ноги,
Как в росинки на лугу.
Как сверхзвучен и прекрасен
Мира звёзд - родного глас!
Льются свята света ласки,
Помню дом мой средь всех вас!
Как же здесь не встрепенуться,
Не войти в хор круговой.
Как же здесь не окунуться
В Звёздный ливень золотой.
Глубина небес бездонна!
Звучной арфой отзовись!
/Звук арфы/
Посередине зала остаются девочки в народных костюмах (остальные дети садятся).
Воспитатель: О, светлая и красно украшенная Земля Русская! Многими красотами дивишь ты!
1 девочка: озерами многими дивишь ты, реками и источниками.
2 девочка: горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными.
3 девочка: зверьми различными, птицами бесчисленными.
4 девочка: городами великими, селами дивными, садами монастырскими.
Все вместе: всего ты исполнена, Земля Русская!
Звучат гусли, входит "гусляр".
Воспитатель: кто ты?
Мальчик: я гусляр, хожу от города к городу, от села к селу, пою о подвигах богатырей русских.
Ай, под славным городом, под Киевом,
Стояла-то застава богатырская,
На заставе атаманом был Илья-Муромец,
Податаманье был Добрыня-Никитич,
Есаул – Алёша - Поповский сын! /садится/
Выходят три мальчика, одетых богатырями.
1-ый Богатырь - Илья-Муромец:
Сидел Соловей-Разбойник во сыром дубу,
Свистел Соловей - Разбойник, да по-соловьему,
Рычал злодей разбойник по-звериному,
От его свиста все цветочки осыпалися.
Ведущий: Илья-Муромец сидел сиднем тридцать лет. Его чудесным образом исцелили старцы перехожие, они дали ему выпить живой "Богатырской" воды. Прежде чем отправиться на героические деяния, Богатырь занимался крестьянским трудом. Илья-Муромец совершал многочисленные подвиги. По дороге в Киев возле реки Смородины он поразил Соловья-Разбойника, а когда возвратился в своё царство, то женился на царской дочери.
2-ой Богатырь - Добрыня-Никитич:
Поехал я к славной речке,
Вдруг не дождь дождит,
Не гром гремит,
Ай, змеинищо, да то горынищо,
Ай, о трёх то головах,
О двенадцати хоботах летит.
Ведущий: Добрынюшке с детства не давали просыпать утренней зари, заставляли кататься по росе, чтобы сделаться крепким и сильным. Богатырь образован, умеет играть на гуслях и петь. Он искусный стрелок и шахматист. Он одолел Змея-Горыныча и достиг "нор змеиных", спускал в них и освобождал русский народ.
3-ий Богатырь - Алёша Попович:
Рассказывали мне про Тугарина-Змеевича,
И что сам он о трех саженей роста,
Конь под ним, как лютый зверь, изо рта пламя пышит,
Все его боятся лютого.
Ведущий: в момент рождения Алёши Поповича гремел гром, которым небо благословило его появление на свет. Об этом славном Богатыре Русском сложены многие сказания. По пути в Киев он победил змея Тугарина. Его отличают не только Богатырская сила, мужество, удаль, но и хитроумие, находчивость.
Гусляр: ой вы, гой еси, Богатыри да святорусские,
Ай седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру, за отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.
Все встают и кланяются.
Исполняется танец-импровизация "Покажу я силу Богатырскую".
После танца Богатыри говорят детям: сильна Русь Богатырями, но и простые люди проявляют чудеса удали. Черпайте силу Богатырскую из четырех стихий мира!
Все дети садятся на стульчики.
Ведущий: дети, а вы знаете, что такое стихии мира?
/это явления природы/
Ведущий: назовите эти стихии.
/земля, огонь, воздух, земля/
Ведущий: а как вы представляете нашу Матушку - Землю?
/это - женщина, волосы ее - цветы, трава, кустарники, деревья. Кости - скалы и камни. Кровь - вода. Жилы - древесные корни./
Ведущий: беритесь за руки, мы сейчас пойдем к ней в гости.
Исполняется первый куплет русского народного хоровода "Земелюшка - Чернозём". Дети подходят к полянке, на которой ничего не растет.
Ведущий: здесь как-то не по себе, как вы думаете почему?
/пусто, не растут цветы, деревья/
Ведущий: я сейчас вам загадаю загадки. Ответите правильно - полянка расцветет.
- В земле живет,
Под землей ползет,
За собой ходы оставляет,
Землю разрыхляет. /земляной червь/
- Раскинулась скатерть.
Для всей еды хватит.
Что на нее положишь,
Твоим трудом умножишь.
/поле/
- Плоская змея землю обвила,
По ней пойдешь,
На край света попадешь.
/дорога/
Молодцы, а сейчас назовите мне пословицы о Земле.
1.Добра мать для своих детей, а земля для всех людей.
2.Поклонись матушке землице, наградить тебя старицей.
/полянка расцветает/
Воспитатель: как стало красиво!
/переход змейкой/
Есть у нас планета-сад,
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету – ведь другой, похожей нету!
Дети становятся в круг (в центре огонек), исполняется песня с движениями.
- Кружится, кружится хор огоньков
Возле березок и старых пеньков,
Светится, светится добрый огонь,
Ты посмотри, а руками не тронь!
С добрым огнем нам не страшно в ночи,
Добрый огонь - от счастья ключи,
Все мы стараемся, все мы хотим,
Чтобы не стал он опасным и злым!
Проводится игра «гори, гори ясно».
Дети подходят к огоньку и со словами « Спи, батюшка огонь» гасят его.
Ведущий:
он прозрачный, невидимка,
легкий и прозрачный газ,
невесомою косынкой
он окутывает нас.
Мы о нем не говорим,
Он ведь нам необходим.
/сели на ковер/
Куда мы пришли?
/к воздуху/
А почему я ничего не вижу и не чувствую?
/он без запаха и цвета/
Ведущий: как же нам сохранить воздух чистым?
/сажать деревья, кустарники, цветы, не бросать в костры резину, пластмассу, устанавливать на машины специальные фильтры/ идем змейкой.
Воспитатель:
Журчит, поет водица,
Знакомою тропой,
Медведь идет напиться
Водою ключевой,
Нагнется и лакает,
Намочит бурый мех,
А ключ бежит, сверкает
И щедро поит всех.
Цветы, деревья, травы
Пьют ключевую влагу.
И зеленью кудрявой покрыто дно оврага.
/посадить на стулья/
Воспитатель: какими же свойствами обладает вода?
/это жидкость, ее можно налить в кувшин или стакан, она бесцветная и у нее нет запаха/
Какие три состояния воды вы знаете?
/жидкое (дождь, роса), твердое (лед, снег, иней), газообразное (пар).
Дети, назовите мне героиню сказок, оживляющую воду и леса?
Дети: это лягушка, она же Василиса Премудрая- творит саму природу, во время танца выбрасывает из рукавов озера и лебедей.
Исполняется песня «лягушка и кукушка».
Воспитатель: ну вот и побывали мы у стихии Мира, скажите, без какой стихии человек не моет выжить?
/без всех/ - обговорить.
Воспитатель: подошло к концу наше путешествие, чувствуете ли вы, что стали сильнее и добрее?
Добрые мечты делают человека красивее, они сбываются, если вы прилагаете усилия, по-настоящему добрый человек всегда помогает другим. (Поставит полукругом)
Послушайте стихотворение.
Девочка:
Если б палочку волшебную подарила фея мне,
Что бы, я, ребята сделала,
Наяву, а не во сне!
Я бы размахнула палочкой,
И сказала тихо ей:
«пусть побольше будет радости
На большой Земле на всей!»
Два - качнулась тихо палочка
«всем родным здоровым быть,
Старшим, стареньким и маленьким
Хорошо и дружно жить!
Третий раз взмахну я палочкой,
Что себе бы пожелать…
Может быть, вы мне поможете?
Каждый момент помечтать!
Дети передают друг другу «волшебную палочку» и говорят, что они сделают для того, чтобы наша природа была еще прекраснее.
Воспитатель: а что мы пожелаем нашим гостям?
Дети: синего неба. Свежего хлеба. Чистой воды, от огня – никакой беды!
/уходим/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
листовки для родителей "Живи планета-Земля", "Сохраним нашу планету для будущих поколений!"
О глобальных проблемах окружающей среды, как их предотвратить?...
Тема недели: Наши защитники. Конспект НОД по ОХЛ в старшей группе «Наша армия родная»
Конспект НОД по ОХЛ в старшей группе «Наша армия родная» Задачи: Расширять знания детей о том, что Российская Армия-защитница нашей Родины; сформировать у них представления о родах войск, о защит...
Конспект НОД «Наша Армия» в старшей группе Тема: «Наша Армия родная».
Конспект НОД «Наша Армия» в старшей группе Тема: «Наша Армия родная»....
Наша планета - Земля Цель: Формирование у детей знаний о планете Земля.
Наша планета - ЗемляЦель:Формирование у детей знаний о планете Земля.Задачи:- Закреплять знания о правилах поведения в природе.- Расширять представление о том, что лес – это сообщество растений ...
Конспект заключительного мероприятия на тему: «Мы за чистоту нашей планеты, нашей страны и города!» в рамках педагогического проекта на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в совместной работе с родителями».
Материал представляет собой конспект занятия по формированию начал экологической культуры у дошкольников....
Наши праздники презентация "Наша Армия Родная!"
Наша Армия Родная!...
Проект "Наша планета в наших руках"
Проект "Наша планета в наших руках"...