Игровые технологии в экологическом воспитании
методическая разработка по окружающему миру по теме

Ольга Николаевна Сильвестрова

Предварительный просмотр:

Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность.

Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

         Игра может проводиться как часть занятия,  а также  на прогулке,  на экскурсии, в любое  время. Достигнутый результат игровых ситуаций и заинтересованность детей в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявляет к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога.

В процессе обучения и воспитания любая интересная игра помогает решить сразу несколько задач:

  • Позволяет закрепить отдельные понятия и навыки;
  • Совершенствует коммуникативные способности;
  • Расширяет кругозор детей;
  • Способствует сплочению детского коллектива.

Цели: вспомнить с детьми природные признаки осени, любоваться красотой этого времени года, вспомнить названия деревьев, произрастающие на территории дошкольного учреждения.

Игра “C какого дерева упал лист?”.

Дети, подняв упавший лист, подходят к тому дереву, которому, по их мнению принадлежит этот лист. За правильный ответ  награждают ребенка зеленым бумажным листиком. Кто больше набрал “зеленых листиков”  –  тот и выиграл.

Игра “Кто больше назовет перелетных птиц?”

Отметить  с детьми все признаки осени, увидеть  вдалеке  птиц, которые собирались в стаи.  Дети могут назвать до 7 – 10 перелетных птиц.

Игра         “Осенний урожай”.

В корзине лежат овощи и фрукты.   Задача игры: разложить на 1 поднос – овощи, на другой поднос – фрукты, по два человека. Кто больше и правильно наберет на 1 поднос – только овощи, на 2 – только фрукты – тот и побеждает. Экологические игры бывают: ролевые, дидактические, имитационные, соревновательные.

Подвижные игры  «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Хитрая лиса», в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус», уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память.

Настольно-печатные игры «Времена года», «Зоологическое лото», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?», направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы.

Словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», закрепляющие знания о природе, развивают  внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции.

Творческие игры (строительные игры с природным материалом, театрализованные, сюжетно-ролевые), в ходе которых обогащаются знания детей, отражаются впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни.

Литература:

  1. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
  2. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
  3. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
  4. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.
  5. Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые технологии в экологическом воспитании»

С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановлен6ия «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федераци...

"Игровые технологии в экологическом воспитании детей"

Представляю вашему вниманию презентацию по игровым технологиям в образовательном процессе....

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Выбранная мною тема работы: «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» дает ...

"Игровые технологии в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Презентация для воспитателей об использовании игровых технологий в экологическом воспитании с детьми старшего дошкольного возраста....

"Игровые технологии в экологическом воспитании"

С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановлен6ия «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации»(30....