Экологический проект: «Мы в любое время года ходим тропами природы»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

В СОДЕРЖАНИИ ПРОЕКТА СМЕЩЕНЫ АКЦЕНТЫ С ОХРАНИТЕЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ К ПРИРОДОСОЗИДАЮЩИМ, СУТЬ КОТОРЫХ СОСТОИТ В ПРИОБРЕТЕНИИ СПЛОСОБОВ, ОПЫТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРИРОДОЙ, СОХРАНЯЯ, СОЗИДАЯ И ВОСПРОИЗВОДЯ ЕЕ САМОЦЕННОСТЬ.В СОДЕРЖАНИИ ПРОЕКТА СМЕЩЕНЫ АКЦЕНТЫ С ОХРАНИТЕЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ К ПРИРОДОСОЗИДАЮЩИМ, СУТЬ КОТОРЫХ СОСТОИТ В ПРИОБРЕТЕНИИ СПЛОСОБОВ, ОПЫТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРИРОДОЙ, СОХРАНЯЯ, СОЗИДАЯ И ВОСПРОИЗВОДЯ ЕЕ САМОЦЕННОСТЬ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_proekt.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект: «Мы в любое время года ходим тропами природы»

Охранять природу – значит охранять Родину.

М. Пришвин

 

 Отличительной особенностью реализуемого нами содержания проекта  заключается в отражении регионального аспекта природы и культуры Урала на основе ценностного подхода к пониманию природы, культуры, человека.

Ценностно-ориентированный подход к содержанию обусловливает раскрытие самоценности природы, человека, культуры через интеграцию видов детских деятельностей, средств познания, дающие возможность ребенку раскрыть «тайны» природы и самостоятельно, творчески демонстрировать свое отношение к ней.

В СОДЕРЖАНИИ ПРОЕКТА СМЕЩЕНЫ АКЦЕНТЫ С ОХРАНИТЕЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ К ПРИРОДОСОЗИДАЮЩИМ, СУТЬ КОТОРЫХ СОСТОИТ В ПРИОБРЕТЕНИИ СПЛОСОБОВ, ОПЫТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРИРОДОЙ, СОХРАНЯЯ, СОЗИДАЯ И ВОСПРОИЗВОДЯ ЕЕ САМОЦЕННОСТЬ.

 

Экология как феномен культуры

Истоком человеческой культуры всегда было то, что человек находился в гармонии с природой, учился у нее пониманию свойственных ей явлений и законов, созвучий и ритмов и в преобразованном виде воплощал их в материальные и духовные ценности.

Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке, - эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М. Пришвин, В. Бианки, К. Паустовский.

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень.

Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении пространства Детства как экологически здорового пространства, где взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют в настоящем и будущем.

Поэтому основной целью экологического образования в дошкольном учреждении, является обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения, на познании географических, климатических, национально-культурных особенностей жизни человека в уральском регионе.

 Ориентиром в непрерывном экологическом образовании детей в период детства  становятся: детская игра, художественно-литературное творчество, фольклор, общение, экологически грамотное поведение детей.

Реализовать данную цель можно через решения следующих  задач:

Воспитывать у детей:

-        охранительно-бережное и действенное отношение к природному миру ближайшего окружения как среды жизни;

-        стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

-        стремление чувствовать и осознавать себя частью природы, выражать свою собственную субкультуру в ней и определять гуманно-гармоничную позицию в природной среде.

Формировать у детей:

-        образное,  поэтическое видение картины природы, потребность художественного выражения ее образов;

-        умение анализировать различные природные и социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать; делать элементарные умозаключения; предвидеть возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия, поступки;

-        представление о природе (красота, значимость, многообразие, изменчивость и пр.), взаимосвязи живой и неживой природы: временах года, их ритмичности и цикличности; наблюдение и фиксация сезонных изменений и их влияние на жизнь природы и человека;

-        позитивное: бережное (хочу сохранить), созидательное (хочу создать и приумножить),  познавательное (хочу знать) отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта, приобщения к словесному искусству.

Развивать у детей:

-        познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений;

-        представления о взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей; о Свердловской области, Земном шаре, атмосфере, как целостном географическом пространстве. 

Реализация цели и задач проекта строится на основе признанных намиценностей образования детей дошкольного возраста:

-  Гуманистические ценности

Приобщаясь к гуманистическим общечеловеческим ценностям, ребенок приобретает способность свободно выбирать вид деятельности, реализовывать свою нравственно-эстетическую потребность, проявлять активность, свободно выражать внутреннюю позицию через оценки и самооценки, приобретает собственный знаковый опыт самовыражения.

-  Ценности здорового образа жизни

Ценности здорового образа жизни, проявляются в бережном отношении ребенка к своему организму, в представлениях о своем теле и своих физических возможностях, о том, что полезно и что вредно для здоровья. Данные ценности ориентированы не только на сохранение и поддержание физического здоровья, но и обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения в освоении условий окружающей среды, способов и образцов поведения, обеспечивает становление субъектной позиции ребенка в деятельности и общении, так как культура здоровья инициирует детскую активность. 

Познавательные ценности

Познавательные ценности заключены в познании ребенком окружающего мира (ближайшего окружения), его общечеловеческой ценности, общности и закономерности в жизни. В познании ребенок открывает мир ценностей природы, человека, предметов, а также усваивает способы их познания. Осуществляет поиск общего и специфичного в социуме, природе, осознает значимость познания для человека.

Эстетические ценности

Эстетические ценности познаются ребенком через способность воспринимать, переживать и оценивать мир образов и воссоздавать его в собственной художественно-творческой деятельности. В процессе общения с объектами окружающей действительности (природной, социальной) в ребенке формируются эстетические представления, суждения, оценки, творческое продуктивное воображение, интеллектуально-художественные способности, культура чувств.

 

Признание ценностей и реализация задач проекта обеспечивается соблюдением ряда психолого-педагогических принципов:

Принцип природосообразности

Отношение к человеку как части природы, создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды.

-  Принцип культуросообразности

«Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

-  Принцип свободы и самостоятельности

Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к природной среде: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

-  Принцип творческо-гуманной направленности

Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с природной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а  с другой  - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Прогнозируемый результат реализации экологического проекта - это ребёнок:

-        способный решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;

-        проявляющий интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному –любознательный;

-        воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, способный к поиску разных способов решения одной и той же задачи – креативный;

-        проявляющий активность и самостоятельность в принятии решений, в  совершении поступков, в деятельности – инициативный;

-        способный воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;

-         проявляющий  разумную осторожность в общении с животными, растениями, выполняющий выработанные обществом правила безопасного поведения, деятельности – осторожный;

-        понимающий ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к растениям, животным, птицам и др. – бережно относящийся ко всему живому.

У ребенка проявляются ценностные ориентиры в познании мира ближайшего окружения:

Отношение к себе:

-         выделения себя из мира природы;

-        способность различать желаемое и возможное, понимание того, что значит помочь, сохранить, сберечь;

-        радость познания, гордость за свой успех.

Отношение к другим:

-        способность к отождествлению себя с другими, способность к обособлению себя от других.

Отношение к разным видам деятельности:

-        переживание красоты, величия, многообразия природных явлений;

-        переживание радости экспериментирования и открытия нового;

-        потребность в новых знаниях, расширение собственного опыта за счет приобщения к тому, что известно и неизвестно;

-        вычленение простейших закономерностей, осознание их непреложного характера.

Отношение к миру (ближайшее пространство):

-        деятельностно-активное отношение к миру (социальному, природному);

-        стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы;

-         интерес к настоящему и прошлому в ближайшем природном окружении;

-        бережное и ответственное отношение к ближайшему культурно-природному окружению. 

У ребенка проявляются ценностные ориентиры во взаимодействии со средой  художественно-эстетического мира

Отношение к себе

-        выражение радости к своим успехам в художественном творчестве;

-        стремление к утверждению себя как носителя национальной культуры.

Отношение к другим

-        проявление «соборности», переживаний в коллективном художественном творчестве;

-        проявление чувства восхищения результатами культурного творчества представителей своей и других культур;

Отношение к деятельности

-        выражение интереса к различным видам изображения природных объектов, явлений в прикладном искусстве народов Урала;

-        активное проявление себя в разных видах художественной деятельности.

Отношение к ближайшему окружению

-         проявление интереса к миру окружающих вещей, природных явлений, информации о своей местности, заинтересованное участие в ее представлении;

-        выражение желания приобщаться к своей национальной культуре, и представителей других национальностей: к сказкам, стихам и др.

-        проявление интереса к художественно-эстетической стороне жизни человека на Урале в прошлом и настоящем.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

В системе дошкольного образования можно использовать разнообразные формы экологического воспитания детей дошкольного возраста, среди которых особое внимание заслуживает такая форма, как – экологическая тропа.

Экологическая тропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей.

 

Реализация проекта «Мы в любое время года ходим тропами природы» осуществляется в несколько этапов:

-  Информационно-аналитический;

-  Проектно-мотивационный;

-  Содержательно-деятельностный;

-  Диагностико-результативный.

Этапы реализации целей и задач проекта (ежегодно)

На информационно-аналитическом этапе педагогами каждой возрастной группы осуществляется анализ целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования, оцениваются и интерпретируются результаты психолого-педагогической диагностики актуального состояния и развития (ценностные представления, умения, отношение)  начал экологической культуры детей каждой возрастной категории, на основе адекватно-подобранных диагностических методик. Актуальное состояние и развитие детей соотносится с планируемым (прогнозируемым) психолого-педагогическим результатом развития ребенка по окончанию каждого возрастного периода (младший, средний, старший), выявляются особенности проявления экологической культуры, определяются направления образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть (предвидеть) в ходе реализации проекта. Происходит определение ожидаемого социально-значимого результата. Формулирование цели , задачпроекта, способов достижения цели и задач. Постановка задач по реализации цели проекта. Определение необходимых условий для достижения цели.

Кроме этого, происходит изучение степени сформированности ценностных представлений родителей, их отношения к экологическому образованию детей дошкольного возраста, сформированности экологических компетенций в вопросах экологического воспитания и образования детей.

Проектно-мотивационный этап предполагает обозначение проблемного поля в системных изменениях содержания, выборе наиболее оптимальных организационных форм экологического образования детей, в зависимости от конкретной педагогической ситуации, определение темы проекта, объекта проектирования. Педагогами формулируются задачи экологического образования детей с учетом особенностей их развития, определяются пути и средства их реализации, рационально выбираются методы и формы природоведческой работы. Отбирается необходимый дидактический, технологический материал, планируется индивидуальная и групповая работа с детьми, т.е. проектируются условия, способствующие успешной реализации целей и задач экологического образования для определенной возрастной категории детей, организуется собственная эколого-педагогическая деятельность.

Установление контакта с коллективом родителей, педагогически целесообразных отношений с ними с целью формирования ответственного отношения к сотрудничеству по экологическому образованию детей. Проектирование форм совместной эколого-педагогической, природоохранной деятельности, активизирующих стремление родителей углубить знания об особенностях формирования личности ребенка средствами природы.

Содержательно-деятельностный этап предполагает совместную деятельность участников образовательного процесса по развитию эмоционально-чувственного отношения детей к объектам живой и неживой природы, ценностных представлений об организации природоохранной деятельности, развитие способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях ДОУ и семьи.

На этом этапе работа ведется сразу в нескольких направлениях:

-        привлечение детей к проектно-игровой деятельности по сбору информации и оформлению станций на территории детского сада (используются разнообразные формы работы с детьми по экологическому воспитанию);

-        работа на территории детского сада по организации, обогащению намеченных станций;

-        работа с родителями по привлечению их к проектной деятельности на основе использования разнообразных форм, средств экологического воспитания детей;

-        слежение за ходом выполнения проектно-поисковых работ по сбору, оформлению и представлению (презентации) результатов реализации тематических проектов.

На данном этапе используются разнообразные формы и методы работы с детьми и родителями на экологической тропе.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

  • экологические беседы; 
  • наблюдения в природе; 
  • уроки доброты; 
  • экскурсии в природу; 
  • целевые прогулки; 
  • КВН, викторина, «Поле чудес»; 
  • познавательные вечера; 
  • экологические конкурсы;
  • экологические акции;
  • решение экологических ситуативных задач;
  • чтение художественной литературы;
  • ситуации морального выбора;
  • детские проекты;
  • обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • трудовой десант;
  • труд в природе;
  • зеленый патруль;
  • «Мур-клуб» исследователей природы;
  • «Красная книга природы»;
  • «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений);
  • составление экологических карт;
  • ведение фенологического творчества;
  • коллекционирование;
  • выставки и экспозиции;
  • экологические развлечения, досуги, праздники;
  • экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные);
  • экологические сказки;
  • инсценировки, театрализации.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

  • взросло-детские проекты;
  • КВН, викторина;
  • изготовление поделок, рисунков; 
  • субботники по облагораживанию территории детского сада;
  • участие в конкурсах;
  • участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках;
  • работа с детьми в рабочих тетрадях «Природа Урала», «Азбука Урала»;
  • фотовыставки;
  • изготовление экологической газеты;
  • изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки);
  • общение в интерактивном режиме об экологическом образовании и развитии детей на сайте детского сада.

 

Диагностико-результативный этап включает в себя анализ достижения целей и результатов проекта, определение направления дальнейшей деятельности в ходе дальнейшей реализации проекта и за его пределами.

Наиболее реальные результаты дает диагностика, основывающаяся на  наблюдениях за ребенком, проводимая в привычных для него условиях общения с объектами природы, с учетом его настроения и желания. Результаты такого диагностирования используются педагогом для планирования собственной деятельности, при постановке и реализации педагогических задач. Диагностирование же самих дошкольников является с этой точки зрения средством совершенствования образовательного процесса. Деятельность воспитателя оценивается как эффективная, если группа детей в целом достигает определенного результата. В противном случае педагог ищет пути изменения ситуации (изменение педагогических технологий, использование технологий для индивидуальной работы с ребенком и т.п.).

В оценке эффективности реализации экологического проекта, экологическом образовании дошкольников диагностированию подлежит изменение объема их знаний; расширение представлений об окружающем мире; изменение поведения ребенка по отношению к окружающим объектам и мотивации поступков; приобретение и самостоятельная реализация элементарных навыков экологически безопасного поведения в быту и в природе; формирование желания участвовать в посильной практической деятельности; эмоционально окрашенное отношение к объектам природы и поступкам людей по отношению к ним (развитие эмпатии), воспитание чувства ответственности за свои поступки и понимание их последствий для окружающего мира.

Эффективная работа ДОУ по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. Необходимо развивать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый выход на улицу для ребенка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать!

Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении, познании природы. Осуществить эту задачу можно, обеспечивая среду экологического воспитания, в которой ребенок может бы познать окружающий мир, научиться самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.

Работу на экологической тропе можно построить интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т.д.

Планирование работы на экологической тропы возможно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.

Учитывая особенности возраста детей, при организации работы на экологической тропе, можно использовать разнообразные виды и формы организации детской деятельности: экскурсии, опыты, наблюдения, экологические игры, конкурсы, эковикторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Таким образом,  с помощью экологической тропинки можно грамотно использовать земельный участок детского сада в экологическом образовании детей. В идеале эта территория должна быть зоной максимальной экологической безопасности, обеспечивая на современном уровне следующие функции:

- оздоровительную;

- развивающую;

- социальную.

Реализация данных функций позволяет отнести территории дошкольных образовательных учреждений в ведение Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». К сожалению, в существующей редакции Закона упоминание о ДОУ отсутствует. Но общими усилиями можно сделать каждый детский сад  действительно цветущим садом.

При выборе маршрута и объектов экологической тропы можно  руководствоваться  критериями:

-  включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов;

-  их доступность, стимулирующая активность, познавательный интерес ребенка.

 

При создании экологической тропы учитываются  определённые условия:

-  естественный ландшафт;

-  организация разнообразной эколого-ориентированной деятельности детей: поисково-познавательной, трудовой, художественной в интегрированных формах.                                                   

Экологическая тропа создаётся последовательно:

-  детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов (возле каждого объекта тропы выставляется табличка с названием, используются  символы, рисунки);

- составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов;

-  выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки - сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;

- фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);

- изготовление табличек с символами, рисунками, подписями для видовых точек;

-  составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Как на начальной, так и на конечной точках маршрута, на табличках, можно изобразить «хозяина тропинки» – ёжика, гномика, лесовичка, зайчика Ушастика и т.д. Таким образом,  «хозяин» встречает, сопровождает и прощается с ребятами на своей тропинке.

Хорошим помощником «хозяину тропинки» может послужить «экологическая почта». С её помощью он присылает ребятам задания и приглашает в гости. За оказанную ему помощь, сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы: конфеты, орехи на деревьях и т.п.

У начала тропы  укрепляется  ее план, выполненный на листе фанеры. К выбору объектов и оформлению тропы непременно привлекаются дети. Они предлагают различные объекты, делают различные предложения, которые нужно учесть при создании маршрута. Тем самым ребята чувствуют  свою причастность к организации тропы, по-особенному относятся к  ней, считают её своей, проявляют большой интерес к путешествиям по экологической тропе.

Возле каждого объекта тропы  выставляется табличка с названием. Информация на табличках является краткой и выразительной. Используются символы, рисунки.

Объекты экологической тропинки дают большие возможности для:

-  сенсорного развития ребенка;

-  для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием «хозяина тропинки»;

-  эмоционального развития детей;

-  формирования чувства близости к природе и сопереживания живым существам.

Чтобы выявить наиболее привлекательные и познавательные объекты необходимо проанализировать картосхему и видовой состав растений, животных, наличие интересных объектов. На основе этих данных составляется «Экологический паспорт дошкольного учреждения».

Объектами экологической тропы можно взять следующие:

-  Жужжащий и ползающий мир

-  Пернатый  мир

-  Дом летающих семян

-  Рябиновая аллея

-  Зелёная аптечка Календулы

-  Господин Боярышник

-  У дядюшки Пня

-  Сиреневая улица

-  Русская берёзка

-  Грядки тётушки Редиски

- Цветочная поляна

-  Избушка Айболита

-  Дорожка Топтыжкина

-  Домишка Муравьишек

- Метеоплощадка

Жужжащий и ползающий мир

На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей. Камни  являются прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу.

В почве живут дождевые черви, на площадке можно обнаружить их норки под приподнятыми кусочками земли. Эти места помечаются на картосхеме.

 

Пернатый мир

Наблюдение за жизнью птиц в разное время года: от постройки гнезда до появления птенцов

Дом летающих плодов

В данном случае речь идёт о клёне. Дети в течение года наблюдают за ним – от появления почек-домиков до листопада. За необычный плод с двумя крылышками («вертолётики»), дерево и заслужило такое название – «Дом летающих плодов».

Рябиновая аллея

Рябинки - всем известные и нужные деревья!

Рябина красная - гордость нашего детского сада!

Рябина - неприхотливое, красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Пестрота дерева создает расчленённый фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.

Зелёная аптечка Календулы

На участке огорода с лекарственными травами (фитоогород) можно выращивать: мяту перечную, календулу лекарственную, подорожник, душицу, мать-и-матчеху, тысячелистник обыкновенный, и др. Детей знакомят со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

Господин Боярышник

Можно рассмотреть ещё один значимый  объект уральской тропинки – боярышник. Его необычные листья привлекут много ребят. Особенно интересно будет наблюдение за созреванием ягод и сравнение их внешнего вида до заморозков и после заморозков.

У дядюшки Пня

Необходимо уделить внимание  и различным пням, так как они служат «кладезью» полезной информации. Так, после прочтения и обсуждения сказки Н.Рыжовой «Как Медведь пень потерял» можно провести  наблюдения за пнем (рассмотреть его поверхность при помощи луп).

Сиреневая улица

А какой же уголок без сирени! Этот кустарник распространяет свой аромат на большие расстояния. Очень интересно наблюдать за появлением красивых соцветий, которые бывают разными: белыми, розовыми, слегка фиолетовыми. Объектом исследования являются и сами небольшие цветочки: дети ищут цветочки по четыре и пять лепесточков.

Русская берёзка

Объекты для наблюдений: березы разного возраста и разной толщины со светлой и более темной корой.

Грядки тётушки Редиски

Огород представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещенном пространстве. На нем произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений. На огороде высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи пряности, которые можно употреблять в пищу: лук, горох, бобы, редис, салат, морковь, петрушка, сельдерей, мята, базилик.

Цветочная поляна

Один из любимых объектов всех детей  детского сада – «Цветочная поляна», которая привораживает взгляд своим разнообразием и великолепием. Дети имеют возможность наблюдать за ростом разных цветов, сравнивать их, за появлением семян.

Избушка Айболита (станция «скорой помощи»)

Это специально отведённое место для хранения различного инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка (лейки, секатор, вар и др.).

Дорожка Топтыжкина

На территории детского сада  часто есть участки, где зелёный покров вытоптан, а где нет. Вот такие участки тоже служат объектом исследования детей. Сравнивая вытоптанные участки с мало нарушенными, юные исследователи наглядно видят, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.

Домик Муравьишек

Муравьиные холмики редко встречаются на территории детских садов, но и из этого правила есть исключения. Если вам посчастливилось обнаружить на территории своего детского сада муравейник можно назвать эту точку «Домиком Муравьишек».

Метеоплощадка

Метеоплощадка со специальным оборудованием служит обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

На высоком металлическом шесте прикрепляется флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же размещается и оригинальный указатель направления ветра, который обычно устанавливается на аэродромах: он представляет собой мешок-трубу из легкого материала с отверстиями с обеих сторон. Обычно такие ветроуказатели раскрашиваются в полоску, как шапочка Буратино. Для измерения осадков из пластиковых бутылок можно сделать простые дождемеры. Эти дождемеры можно размещать в разных точках тропинки, сравнивая, где выпадает больше осадков, и, анализируя, почему это происходит (на открытом месте и под кронами разных деревьев).

При описании объектов экологической тропинки  используются следующие показатели:

 биологические характеристики;

 экологические характеристики;

особенности распространения;

происхождение названия;

народные названия;

  отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах;

  связь с другими растениями и животными;

  роль в жизни людей;

  природный объект в продуктах деятельности ребенка;

 детско-взрослые проекты. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект " Мы в любое время года ходим тропами природы" /старший дошкольный возраст/

laquo;Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окно...

"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Созданная на территории ДОУ экологически благоприятная среда позволяет эффективнее осуществлять работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Парциальная программа "Нас в любое время года учит рисовать природа"

Парциальная программа рассчитана на средний и старший дошкольный возраст. Цель программы: Формирование основ художественной культуры личности ребенка в процессе приобщения к природе родного края. Реша...

Долгосрочный проект мы в любое время года ходим тропами природы (4)

Актуальность проекта. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространс...

Проект «Мы в любое время года ходим тропами природы.»

Актуальность проекта. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространс...

Мы в любое время года ходим тропами природы.

Презентация на экологическую тему.  Данный проект способствует слиянию ребенка с природой, формирует эстетическое отношение к ней, углубляет знание, совершенствует навыки. Ребенок проявляет интер...