«Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического развития»
консультация (старшая группа)

Лобарева Надежда Ивановна

Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогам является формирование ценностного отношения к здоровью детей в процессе образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 78 комбинированного вида»

Городского округа Саранск Республики Мордовия

Выступление на педсовете

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического развития»

Подготовила

Лобарева Надежда Ивановна,

воспитатель

г. Саранск

2019

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В. Кучма, А. Баранов, С. Толстова и др.). Поэтому в системе образования проблема здоровья становится всё более актуальной. Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а, следовательно, и установка на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а вырабатываются в результате целенаправленного педагогического воздействия.

Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей еще недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Современная педагогика на первый план выдвигает проблему целостного развития личности, а не только формирование знаний, умений и навыков воспитанников. В этих условиях одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогам является формирование ценностного отношения к здоровью детей в процессе образовательной деятельности.

        Многие ученые (Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, В.К. Бальсевич, А.Г. Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью.

        В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение (Г.К. Зайцев, С.В. Лободина, Д.Н. Давиденко). Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического развития, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Двигательная культура дошкольников начинается с формирования естественных движений и развития двигательных способностей.

         С этой целью в группе создан центр «Будь здоров, малыш!», где располагаются различные физкультурные пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован физкультурный зал для занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес детей к физическому развитию, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

Повышение двигательной активности детей происходит благодаря разным формам работы по физическому воспитанию: утренней гимнастики, занятий по физической культуре, подвижных игр и упражнений, двигательных разминок, спортивных упражнений, гимнастики пробуждения, закаливающих мероприятий, индивидуальной работы в режиме дня, праздников, досугов и развлечений.

        На интересе детей к двигательной деятельности формируются умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивация на здоровье. Этот принцип и лежит в основе разработанной технологии целенаправленного формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни.

        Определены три уровня решения задач целенаправленного приобщения детей к ценностям ЗОЖ.

        Первый уровень – информационный (когнитивный), определяющий форсированность знаний в области культуры здоровья и физического развития, которая проявляется в соответствующих высказываниях и суждениях.

        Второй уровень – личностный, свидетельствующий о форсированности эмоционально положительного отношения ребенка к содержанию занятий (эмоционально – мотивационный уровень ценностного отношения). Его показатели – интерес, потребность, положительные эмоции при выполнении заданий.

        Третий уровень – деятельностный, характеризующий активную включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ.

В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ используется комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К традиционным относятся упражнения, составляющие базовое содержание программы по физическому развитию для детей дошкольного возраста. Это гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения, эффективно решающие задачи всестороннего развития ребенка, повышения уровня физической подготовленности, коррекции психомоторного развития. Активно используются также элементы спортивных упражнений: футбол, баскетбол, бадминтон, хоккей, ходьба на лыжах. В содержание занятий включаются и ритмические упражнения.

Традиционные средства физической совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ. Поэтому с учетом анатомо – физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста применяются специальные игры и игровые упражнения (специфические средства). К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности – эстафеты и специальные игровые задания.

В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, в данном случае все средства физического воспитания подчинены определенному сюжету. Использование имитации и подражания, образных сравнений, соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию психических процессов, творчества, познавательной активности.

Итак, основой методики проведения занятий по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность. Все упражнения, объединенные одним игровым сюжетом, быстро сменяют друг друга. Ребенок с удовольствием подражает действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни через игру - путешествие.

Игры – путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, оказывает определенное воздействие на ребенка, решает конкретные задачи программы.

В работе используются рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровье сберегающей технологией. Для достижения целей здоровье сберегающих технологий в дошкольном возрасте применяются следующие группы средств:

Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления. Выполняя его, обычно у детей улучшается настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них сознательного стремления быть здоровыми.

  • поглаживание рук и ног в образно-игровой форме;
  • поглаживание отдельных частей тела в определённом порядке в образно-игровой форме;
  • «Лепим лицо»; Упругий живот»;
  • «Ушки»;
  • «Ладошки»;
  • «Красивые руки»; «Быстрые ноги»;

Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги – терапии и упражнения на растягивание

  • группировка в положении лежа и сидя;
  • перекаты вперед-назад;
  • сед ноги врозь широко;
  • растяжка ног;
  • упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях.
  • «Камушки»,
  • «Кочки»,
  • «Улитка»,
  • «Побежали пальчики»,
  • «Яблочко»,
  • «Бревнышко»,
  • «Бабочка».
  • «Верблюд»,
  • «Корзинка»,
  • «Змеи»,
  • «Пантеры»,
  • «Рыбка»,
  • «Бегемоты».

Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.

упражнения для развития:

  • ручной умелости;
  • мелкой моторики;
  • координации движений рук;
  • «Мыртышки»;
  • «Бабушка кисель варила»;
  • «Жук»;
  • «Паучок»;
  • «Чашка»;
  • «Червячок»

Ежедневно в работе с детьми используются пальчиковые игры. Систематическое выполнение упражнений для пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. В группе имеется картотека стихов, сопровождающиеся упражнениями, книги для развития мелкой моторики. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. В утренний отрезок времени, в игровой деятельности, во время образовательной деятельности стараемся выполнять упражнения с предметами: счетными палочками (по схеме и образцу), веревочкой (шнурком), карандашом, пуговицами, платочками и т.д.

При проведении «Гимнастики маленьких волшебников» ребенок не просто «работает» - он играет: лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм. Полная уверенность в том, он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное отношение к собственному телу.

Игровой массаж

  • поглаживание рук и ног в образно-игровой форме;
  • поглаживание отдельных частей тела в определённом порядке в образно-игровой форме;

 

  • «Лепим лицо»; Упругий живот»;
  • «Ушки»;
  • «Ладошки»;
  • «Красивые руки»; «Быстрые ноги»;

Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

  • упражнения, направленные на развитие выдумки; воображения творческой инициативы.
  • «Море волнуется раз»;
  • «Зеркало»;
  • «Угадай кто я»;
  • «Раз, два, три замри»,
  • «Ледяные фигуры»

Дыхательная гимнастика проводится также в игровой форме.

Для укрепления зрения мы используем следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.

Массаж глаз- проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.

Зрительная гимнастика дает возможность глазам справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастика используется во время рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводятся несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.

  *Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.

  *Оранжевый, желтый – способствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.

   *Синий, голубой, зеленый – действуют успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.

Коррекционные физминутки - для укрепления зрения – проводятся во время образовательной деятельности, т.к. необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием воображения, фантазии. («Жук», «Прогулка в зимнем лесу», «Самолет», «Ладошки»).

В работе с детьми используются упражнения для профилактики осанки и плоскостопия.

С целью развития артикуляционного аппарата проводится в игровой форме артикуляционная гимнастика («Вкусное варенье», «Построй заборчик», «Часики» и т. д.)

Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.

Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.)

Часто используем минутки покоя: посидим молча с закрытыми глазками; ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; помечтаем под эту прекрасную музыку.

В течение дня отводится время, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно - мышечной системы ребенка.

Выполняются с детьми упражнения для релаксации. Основная цель упражнений на расслабление – способствовать максимальному отдыху детей в минимально короткий промежуток времени. Кроме того, упражнениями на расслабление решается задача быстрого восстановления функций организма после физической нагрузки, повышения работоспособности детей и перевод их из одного эмоционального состояния (возбужденного) в другое (спокойное). Расслабление сидя и лежа в неподвижном состоянии проводится с закрытыми глазами – это дает еще больший эффект, так как исключает воздействие зрительных раздражителей. Упражнения: «Плывем в облаках», «Пляж», «Сказка», «Олени», «Загораем», «Веселые гномы», «Ковер - самолет», «Росток». Все упражнения выполняются под спокойную музыку «мелодии природы». Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.

Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов, поэтому стараемся как можно больше находиться на свежем воздухе (в зависимости от погоды). Через экскурсии и походы в парк, занятия на свежем воздухе дети получают необходимый опыт, учатся наблюдать, заботятся о своем здоровье. В лесопарке дети получали солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Естественные ароматы деревьев благотворно влияют на ребенка, учат правильно пользоваться этими запахами. Мы создаем радостное общение с природой. Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус; запах березы – улучшает работу сердечно- сосудистой и дыхательной системы; запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт; запах крапивы уничтожает бациллы.

Дети узнают о пользе чистого воздуха, о лечебных травах, цветах, о пользе деревьев. Рассуждают: можно ли жечь мусор? Откуда появился плохой воздух?

Особенно полезны подвижные, спортивные игры и игры - развлечения на улице. Разнообразные движения и действия, выполняемые на свежем воздухе, оказывают на детей оздоровительное воздействие. Они способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ. Также велико значение подвижных игр в воспитании у детей быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, координации движений.

Важную роль в решении задач предлагаемой технологии играет семья, которая совместно с ДОУ является основой социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей. Без совместной работы с родителями, мы бы не пришли к хорошим результатам.

На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях родители учатся оценивать здоровье ребенка, оформляются рекомендации, советы по теме.

Все эти приемы позволяют постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у педагогов одна цель – воспитывать здоровых детей!

Постоянно совершенствуется система работы с семьей по вопросам физического развития детей. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй строится на основе доверительных отношений, показа эффективности педагогической работы коллектива в рамках охраны и укрепления здоровья детей. На информационных стендах для родителей размещаются рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств: такие как: «Растим детей здоровыми», «Это интересно» и т.п. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, пальчиковые игры.  Совместно с этим мы проводим наиболее активные формы взаимодействия взрослых с детьми: Недели здоровья, День открытых дверей, спортивные досуги «Мама, папа, я - спортивная семья» и др. Родители всегда служат примером для ребенка, в каком бы возрасте они не были. Поэтому, если родители хотят, чтобы их дети вели здоровый образ жизни и четко понимали, что хорошо и плохо для их здоровья, необходимо самим подавать пример.

Эта работа ориентирована на создание в дошкольном учреждении и семье такой здоровье сберегающей среды, которая не наносила бы вреда ребенку, но полноценно и гармонично развивала его, формируя потребность быть здоровым.

Здоровье является необходимым условием активной жизнедеятельности человека и формируется на протяжении всего жизненного пути личности. Семья и дошкольные учреждения - это те социальные институты, одной из главных задач которых наряду с воспитанием и обучением является и формирование здоровья развивающейся личности.

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.

         Важным результатом является расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышение уровня психофизических способностей и общего уровня здоровья.

Список использованной литературы

  1. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – Мозаика-Синтез, 2010
  2. Решетнева Г.А., Абольянина С.Г. «Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания», М., «Дошкольное воспитание» № 4 / 2008
  3. Нестерова З.И. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста заботы о своём здоровье/Новые педагогические технологии в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. Межвузовский сборник научных трудов. - Шадринск: Изд-во ШГПИ, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания.

Наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания , где в полной мере реализуется потребности в двигательной активности....

Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания.

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.          ИНТЕРЕС К ЗДОРОВЬЮ ДЕТЕЙ ОБУСЛОВЛЕН ...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни.

Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, э...

Опыт педагогической работы «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни»

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни.

Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто....

Технологии формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью в условиях ДОУ

Статья на тему "Технологии формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью в условиях ДОУ"...

Статья "Технологии формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью в условиях ДОУ"

Статья "Технологии формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью в условиях ДОУ"...