"Флора и фауна Кузбасса"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
Знакомство детей с природой родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
flora_i_fauna_kuzbass_teoreticheskoe_2_.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие: «Флора и фауна Кузбасса»
Цели: Познакомить детей с природой родного края; дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири; Формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях; Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю; желание принять посильное участие в охране и защите природы; Учить образовывать множественное число существительных, обозначающих породу деревьев (береза - березы, сосна - сосны); Включить в активный запас слова: березняк, ельник, сосняк, кедрач, дубрава, осинник.
Ход занятия
1. Вступительная беседа о Родине.
Воспитатель: Что такое Родина?(Родная земля, дом, цветы, мама..) как называется наша Родина? (Россия) значит, мы с вами :(россияне). Страна наша очень большая, а мы с вами живем вот здесь (показываю на карте) - в Сибири. Значит, мы :(сибиряки). Можно ли сказать, что Сибирь - это наша Родина? Конечно, Сибирь - это часть нашей большой Родины - России. Послушайте стихотворение о Родине (читает ребенок):
Мы живем в России:
У нас леса густые,
У нас березы белые
И космонавты смелые,
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые,
И Москвы - столицы нашей,
В целом мире нету краше!
А как называется область в Сибири в которой мы живем? (Кмеровская)
2. Сибирь - край богатый.
Воспитатель: В недрах земли имеются запасы золота, из которого делают украшения (кольца, сережки), железа, из которого изготавливают машины, станки, трубы и многое другое, газа (по трубам поступает в дома и дает тепло). Но есть еще одно богатство в Сибири. Какое? Вы сейчас догадаетесь, если прослушаете внимательно загадку (читает ребенок):
"Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем." (Лес)
Что такое лес? Конечно, лес - это не только много деревьев. Это кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. В Сибири лесов очень много. Если сверху с самолета посмотреть на нашу сибирскую землю, то окажется, что земля имеет зеленый цвет. Почему?
Леса бывают разные. Много песен, стихотворений сложено про красавицу березку, а лес, где растут березы, называется :(березняк). Найдите среди картин ту, на которой нарисован березняк. А как назовем лес, где растут ели? (Находят картинку ельника.) Сосны? (Сосняк.) Дубы? (Дубрава.) А дубы в Сибири растут? Почему? Как вы думаете: что такое смешанный лес? (Лес, где рядом растут разные породы деревьев - сосны, березы, осины, пихты ит.д.) как вы думаете, где труднее спрятаться зайцу: в ельнике или сосняке? Почему?
3. Самый большой лес на земле, который тянется на многие километры, называют тайга.
Воспитатель: Сибирь и наш Кузбасс в частности называют таежным краем. Давайте с вами попробуем мысленно посетить тайгу (прием погружения). Закройте глаза: сосны, ели, кедры, пихты: тяжело гудят вершины деревьев. Скрипят, стонут стволы, поросшие мхом. Сыро, сумрачно, глухо. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Кругом звериные следы, тишина и безлюдье.
Как вы себя почувствовали в тайге? (Неуютно, захотелось на простор, на солнышко.) А бабочек, птиц вы видели? (Нет, потому что все прячутся, таяться.) Вот такая суровая, негостеприимная тайга.
Послушайте еще одну загадку (читает ребенок):
"Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?" (Елка)
Срубленное и наряженное дерево называют елкой. А в лесу это дерево называется ель. Елку легко узнать: она похожа на палатку, остроконечная верхушка и почти горизонтальные ветки внизу. Каждый год вырастает новый ярус веток. С давних времен повелось елки ставить в домах перед Новым годом, наряжать их. Как вы думаете, хорошо это? Хорошего в этом мало. Ведь, если елку поставить в каждой квартире небольшого города, понадобится целый лес. Хорошо, что сейчас ставят искусственные елки. Не стоит ради нескольких дней губить огромное количество живых деревьев.
Ель - дерево певучее. Почему? Что оно умеет петь? Оказывается, из нее делают музыкальные инструменты - скрипки, пианино. А еще телеграфные столбы, шпалы, бумагу.
Рядом с елью в тайге растет чудо-дерево - кедр. Его еще называют кедровой сибирской сосной. Это дерево может (при благоприятных условиях) вырасти огромной величины: представьте себе высоту в 2 пятиэтажных дома, поставленных друг на друга. Вот такой может быть кедр. Леса, где растут чистые насаждения кедра, встречаются очень редко и носят название - кедрач. Повторите это слово. Обычно кедр растет в смешанных лесах, соседствует с елью, пихтой. Ребята, а знаете ли вы, что растет на кедре? Кедровые шишки. Когда шишка созреет, она опадает на землю, не раскрываясь, и орешки из нее не высыпаются. Очень любят лакомиться кедровыми орешками птицы тайги - кедровки. Они собирают орехи в защечные мешки и затем прячут их в траву, под мох. Потом кое-какие орехи они съедают, а некоторые остаются в земле и прорастают. можно ли сказать, что птицы-кедровки выращивают лес? Из кедра получают вкусное и полезное масло, оно чем-то напоминает нам подсолнечное масло в бутылках, халву. Древесина кедра очень прочная: из нее делают мебель, железнодорожные вагоны, карандаши.
Физкультминутка "Добрый лес":
Добрый лес, старый лес,
Полный сказочных чудес!
Мы идем гулять сейчас
И зовем с собою вас!
Ждут нас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверушки.
Паучок на паутинке,
И кузнечик на травинке!
Воспитатель: А сейчас я расскажу сказку еще про одно таежное дерево - лиственницу. Когда-то Природа раздавала всем деревьям наряды: березке достались нежные листочки, кедру - длинные пушистые иголки, сосне - тоже иголки, но другие. Деревья говорят: "Почему березке и осинке такие симпатичные лоскутки, а нам - иголки? Мы что, все жизнь шить будем?" И сказала Природа: "Листья будут появляться весной, а на зиму облетать. А иголки останутся на вас вечно, так будет справедливо". Тут и лиственницы очередь подошла. Сперва попросила она себе иголки: все-таки среди снегов всегда оставаться зеленой - просто замечательно! Потом вернулась и попросила хоть чуть-чуть сделать ее похожей на березу. "Хорошо!" - сказала Природа. И у лиственницы остались иголки, как у кедра, сосны, ели, но на зиму они стали желтеть и облетать, как листья у березки. Лиственница - очень прочный строительный материал. Дома, построенные из нее, сохраняются сотню лет. В воде лиственница не гниет, становится прочной, как металл.
Вы думаете, деревьям живется лучше, чем людям? В школу ходить не надо, уроки делать. Это так. Но у деревьев свои сложности. Больше всего деревья боятся заморозков и пожаров. Ведь дерево не может соскочить с места и убежать. Почему в лесу возникают пожары? Что надо помнить людям, которые находятся в лесу? (Не разжигать костров, не мусорить, не ломать ветки, не шуметь.)
О лесе люди придумали пословицы (читают дети):
- "Лес - богатство и краса, береги свои леса!"
- "Враг природы тот, кто леса не бережет".
- Дидактическая игра "Найди половину".
Ребята, вам из леса лесной житель Лесовичок прислал сундучок с разрезными картинками, но они все перепутались. Вам нужно соединить две половинки, чтобы получилось дерево (соединяют у доски обе половинки). Какое у тебя дерево? А если их много, как мы скажем? (Образование множественного числа существительного.) А как назовем лес из этих деревьев?
4. Чтение стихотворения С. Маршака "Праздник леса":
Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи - держать паруса, рубку и палубу, ребра и киль -
Странствовать по морю
В бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса?
Легкие крылья - лететь в небеса.
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродит барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые дятлы стучат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную, и влагу, и тень -
Вот что сажаем в сегодняшний день!"
Что стало бы, если исчезли леса? Что дают леса?
Итог занятия
- Что нового узнали?
- С какими растениями познакомились?
- Как называется хвойный лес?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа для детей старшего дошкольного возраста "Наша флора и фауна".
Данная учебно-методическая разработка по дополнительному образованию, помогает познакомить детей с разнообразной и уникальной природой нашей страны. Каждое занятие - это увлекательное путешествие по у...
Рабочая программа кружка "Флора и фауна"
Рабочая программа кружка "Флора и фауна"....
«Влияние классической и рок-музыки на человека, флору и фауну.»
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию....
Экологическая викторина: «Флора и Фауна Мордовии»
Цель викторины:Выявить, какие представители фауны и флоры являются редкими в нашей республике, и поэтому не всегда доступны для наблюдения в окружающей природной среде. Расширять представле...
Родительское собрание в средней группе «Воспитание экологической культуры детей среднего возраста, через знание флоры и фауны родного края»
Конспект разработан с условиями регионального компонента (Бурятия - озеро Байкал). Вашему вниманию предоставляются: вопросы для интерактивной системы голосования "Вотум" «Компетентност...
Картотека игр по ознакомлению с флорой и фауной
Картотека составлена по сборнику дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4 - 7 лет. Павловой Л.Ю. Для удобства в исользовании ее можно оформить как книжку или отдель...
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Флора и фауна ставропольского края"
Данный материал будет интересен воспитателям для работы с детьми по изучению экологии....